Тест психологического благополучия ребенка. (сост. С.К.Нартова-Вочавер) Инструкция: ответьте «да» или «нет». 1. Вашего ребенка легко рассмешить? 2. Он капризничает не чаще, чем 1-2 раза в неделю? 3. Он ложится спать спокойно, не выводя окружающих из терпения? 4. Он хорошо ест, не капризничая при этом? 5. У него есть друзья, с которыми он хорошо играет? 6. Он редко выходит из себя? 7. За ним необязательно постоянно присматривать? 8. Ему удается почти всегда не мочиться в постели? 9. Он не имеет привычку сосать большой палец, хныкать или часто фантазировать? 10. Его можно оставить одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто Вы его оставляете навсегда? 11. Общаясь со сверстниками, он не нуждается в присмотре с Вашей стороны? 12. У него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой-либо предмет и т.п.)? Обработка результатов: подсчитывается количество отрицательных ответов. 4 и меньше - ребенок достаточно адаптирован. Его состояние можно назвать психологически благополучным; 5-8 - у него есть проблемы, по поводу которых можно посоветоваться с психологом; 7-12 - состояние ребенка нельзя считать благополучным, налицо признаки психического напряжения, невротические тенденции. Следует не откладывать визит к детскому психоневрологу. Эти нормы действительны для детей 3-6 лет, а в более старшем возрасте «вес» каждого положения увеличивается. 2) Перечень рекомендуемых литературных источников с диагностическими методиками: 1. Истартова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. 2. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2006. 3. Осьмакова М.В. Психодиагностика в школе. – Тюмень, 2006. 4. Тестирование детей. Автор-составитель В. Богомолов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. 3) Схема психолого-педагогической характеристики личности первоклассника 1. Фамилия, имя _______________________________________________________________ 2. Родился в _______ году, _______ числа, _____________ месяца 3. До поступления в первый класс воспитывался ____________________________________ 4. Особенности физического развития и состояния здоровья: - общая характеристика физического развития (соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - отклонения в физическом развитии (отклонений нет; состоит на учете в диспансере; дефекты речи, слуха, зрения и др.) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Уровень социально-психической адаптации к школе __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Проявляет ли интерес к учебным предметам? (Ко всем предметам в одинаковой степени; выделяет отдельные предметы; не проявляет явно выраженного интереса ни к одному.) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Каковы особенности выполнения учебной деятельности? (Активность на уроках, организованность, старательность, в какой мере владеет основными навыками учебной деятельности.) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Развитие речи (запас слов; умение пересказывать учебные и неучеб-ные тексты; лучше владеет устной речью или письменной речью; меняется ли качество речи в зависимости от ситуаций: урок, перемена, свободное общение с учителем и обязательное) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Испытывает ли трудности в адаптации к учебной деятельности, к новому коллективу, режиму школьной жизни? В чем, по вашему мнению, эти трудности проявляются, и как вы их объясняете? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Как относится к получаемым оценкам, к одобрению или замечани-ям учителей? (Чаще соглашается с оценкой или не соглашается; насколько активно ищет одобрения взрослого; что для него более действенно; обод-рение или порицание?) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Какова типичная реакция на неудачи? (В чем или в ком видит чаще всего причину их; что делает для исправления; насколько сильно пережи-вает неудачи, по сравнению с успехом, или равнодушен?) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Особенности поведения в школе. (Поведение на уроке, переменах, внеурочных мероприятиях; отличается ли его поведение в разных ситуа-циях школьной жизни?) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 13. Выполнение школьного режима. (Опаздывает ли на уроки, есть ли пропуски занятий без уважительных причин?Другие нарушения правил поведения в школе, если они есть.) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14.Отношение ученика к сверстникам. (Хочет общаться со свои-ми одноклассниками, со сверстниками вне класса, вне школы; равнодушен к ним; имеет друзей преимущественно своего возраста, старше или младше себя; друзья только своего пола или нет.) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 15. Стиль общения и отношения со сверстниками. (Спокойно-дружелюбный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределенный, стиль отношений существенно меняется в разных ситуациях - каких?) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16. Рекомендации к индивидуальному подходу к данному ребенку в обучении ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка ______________________ Подпись учителя ________________________ - ЗАДАНИЕ 5. Подберите и запишите 2-3 игры для проведения перемены первоклассников. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проведите игровую перемену, опишите свои впечатления о проведенной игровой перемене: - Понравились ли детям игры? ___________________________________________________________________________ - Как они играли? _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Кого больше эти игры заинтересовали: девочек или мальчиков? _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Легко ли было детей организовать на перемену? _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Какие выводы можно сделать? _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ 6. Присутствуя на родительском собрании, составьте краткий план-конспект. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |