Тестовая карта коммуникативной деятельности педагога Отчет По производственной практике ПМ 01.Преподавание по программам начального общего образования ПП. 01.03 Первые дни ребенка в школе База практики:______________________________________________________ | Выполнил: Студент __ курса Группа _______________________________ Специальность ________________________ ______________________________________ Фамилия _____________________________ Имя _________________________________ Отчество _____________________________ | | Проверил: Руководитель практики (ФИО) ___________________________________ ___________________________________ Отчет сдан _________________________ Оценка ____________________________ Подпись ______________________________ | Тюмень, 2013 г. Пояснительная записка Дневник по практике «Первые дни ребенка в школе» является основным документом, позволяющим сделать вывод о том, как студенты умеют наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся; приобрели ли они опыт в общении с первоклассниками и их родителями, т.е. осознал ли студент цели и задачи практики и как их реализовал. Цель практики: 1) ознакомление учащихся со своеобразием периода адаптации ребенка к новым условиям в первую неделю пребывания его в школе; 2) в процессе наблюдения за работой педагога накопление способов выполнения конструктивной, коммуникативной и организаторской деятельности. Задачи практики- познакомить будущих учителей со следующими видами деятельности: - порядком и методикой комплектования первых классов; планированием работы учителя в первую неделю; - организацией приема детей в первый день и проведением праздника знаний; содержанием, организацией и методикой занятий в первые дни обучения детей; - методами выявления уровня знаний и умений детей в области устной речи, чтения, письма счета, рисования, их представлений о явлениях природы и общественной жизни и других известных им сведений; имеющихся навыков, характеризующих уровень их развития; - своеобразием проведения первых дней занятий (размещение учащихся в зависимости от их роста, особенностей зрения, слуха, знакомство детей с классом, школой, правилами поведения в ней, определение круга новых знаний, умений и навыков, даваемых детям в первую неделю занятий, работа над усвоением первоклассниками правил обращения с карандашом, ручкой, тетрадями, учебниками, классной доской, мелом, дидактическим материалом); - особенностью работы с родителями первоклассников. В ходе практики учащиеся выступают в роли наблюдателей и коллективных помощников учителя первого класса. Содержание практики: - наблюдение за организацией учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребенка; - оказание помощи учителю и старшим школьникам в подготовке школы к встрече первоклассников; - выявление уровня знаний, умений и навыков первоклассников; оказание помощи учителю в проведении первых дней занятий (изготовление наглядных пособий, подписывание тетрадей, проведение перемен, прием и отправление детей домой и т.д.); участие в проведении первого родительского собрания; - ведение дневника практики. Каждый день практики завершается подведением итогов. Тематический план практики № п/п | Наименование темы | Кол-во часов | 1. | Ознакомление студентов с особенностями планирования и организации учебно-воспитательного процесса, особенностью работы с родителями и проведением первых собраний. | 6 ч. | 2. | Формирование у студентов исследовательских умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе. Изучение уровня знаний, умений и представлений у первоклассников, психологической готовности к школе. | 8 ч. | 3. | Наблюдение и анализ особенностей организационно-педагогической деятельности учителя в первые дни учёбы первоклассника. Специфика первых уроков. Организация работы студентов по изготовлению наглядных пособий, методических материалов. | 12 ч. | 4. | Формирование у студентов умений проведения организационных мероприятий (экскурсии, перемены, физминутки). | 10 ч. | | Итого: | 36 ч. | Отчетная документация по практике: - дневник по педагогической практике с заданиями 1-6; - заключение учителя, руководившего практикой студента. Примерное содержание работы студентов на практике № п/п | Содержание работы | Кол-во часов | 1 день | Сообщение студентам программы практики. Определение заданий. Инструкция по ведению дневника практики. Порядок и методика комплектования первых классов. Работа школы с микрорайоном. Ознакомление с особенностями физического развития школьников I класса (сообщение учителя). Задания студентам по выявлению уровня знаний, умений, навыков первоклассника (6-летки и 7-летки). Знакомство с организацией перемен. Инструктаж о проведении игр. Оказание помощи учителю в подготовке класса к 1 сентября. Посещение родительского собрания. | 6 ч | 2 день | Организация наблюдения практикантов за своеобразием проведения первого дня занятий. Наблюдение за организацией учебно-воспитательного процесса, за проведением перемен, за работой отдельных учащихся. Оказание помощи учителю в проведении первого дня: - участие в празднике; - прием и отправление ребят домой; - подписывание тетрадей. Размещение учащихся в классе. Знакомство детей с классом, со школой, правилами поведения в ней. Планирование работы учителя в первую неделю. Уроки обучения грамоте и счету. Анализ уроков. Работа над усвоением первоклассниками правил обращения с портфелем, ручкой, тетрадью. Встреча и беседа с родителями. Выявление уровня подготовки учащихся к школе. Изготовление наглядных пособий по заданию учителя. | 6 ч | 3 день | Прием детей (оказание помощи учителю). Подготовка класса к занятиям. Уроки обучения грамоте и математике. Посещение и анализ уроков. Проведение игровых перемен. Наблюдение за работой отдельных учащихся, в том числе по усвоению учащимися правил поведения в школе и классе. Особенности учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения. Наблюдение за процессом усвоения первоклассниками знаний и умений в процессе первых учебных дней. Индивидуальная работа с учащимися. Выявление отношения детей к школе. Отправление детей домой (оказание помощи учителю). Встреча и беседа с родителями. Анализ уровня подготовленности первоклассника к школе. | 6 ч | 4 день | Посещение детского сада, других школ, классов, работающих по вариативным программам. Изготовление наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала. Прием детей и подготовка класса к занятиям (оказание помощи учителю). Наблюдение и анализ уроков обучения грамоте и математике. Наблюдение за приемами работы учителя в первые дни, направленными на формирование коллективистических чувств у детей и культуры поведения. Наблюдение за деятельностью учителя по выработке у учащихся навыков обращения с учебными принадлежностями, восприятия и выполнения указаний учителя. Организация и проведение перемен. Индивидуальная работа с учащимися (в том числе со стеснительными, капризными, непоседливыми детьми). Отправление детей домой (оказание помощи учителю). Встреча и беседа с родителями. Своеобразие работы с родителями. Помощь учителю в подготовке пособий к следующему рабочему дню. | 6 ч | 5 день | Прием детей и подготовка класса к занятиям. Организация и проведение перемен. Наблюдение и анализ уроков обучения грамоте и математике. Определение уровня знаний, умений, полученных учащимися в первую неделю. Наблюдение за разнообразными приемами работы учителя, позволяющими ему формировать интерес и устойчивое внимание детей к занятиям, выявлять знания, умения, интересы, способности первоклассников; общественно-политические представления детей и представления об окружающей природе. Индивидуальная работа с учеником, на которого составляется психолого-педагогическая характеристика. Проведение анализа психологических особенностей детей: речь, мышление, внимание, интересы. Проведение беседы с родителями этих детей. Отправление детей домой. Помощь учителю и подготовке пособий к следующим урокам. Специфика организации этого дня в том, что студенты, посещающие до этого первые классы семилетних детей, идут в классы шестилетних, и наоборот. | 6 ч | день | Прием детей и подготовка класса к занятиям. Организация и проведение перемен. Наблюдение уроков и их анализ. Оценка уровня знаний и умений учащихся за 1 неделю. Наблюдение за использованием учителем методов и приемов организации детского коллектива; использованием содержания учебного материала в воспитательных целях. Анализ используемого наглядного материала (на уроках в первую неделю) и методика работы с ним. Продолжить индивидуальную работу с первоклассником для составления психолого-педагогической характеристики. Подведение итогов практики «Первые дни ребенка в школе», выводы и предложения по совершенствованию проведения данного вида практики. | 6 ч | | | | | Список класса № п/п | Фамилия, имя ученика | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | РАСПИСАНИЕ ЗВОНКОВ 1 смена | | начало | конец | 1 урок | | | 2 урок | | | 3 урок | | | 4 урок | | | 5 урок | | | 6 урок | | | РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ Уроки | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Ежедневный план работы Дата | Содержание работы | Время | Подпись учителя | | | | | | | | | | | | | Ежедневный план работы Дата | Содержание работы | Время | Подпись учителя | | | | | | | | | | | | | ЗАДАНИЕ 1. Присутствуйте на празднике 1 Сентября. Наблюдайте за деятельностью учителя, реакцией детей и родителей. О своих наблюдениях запишите в дневнике. Дайте свои предложения (письменно) по организации и проведению первого дня ребенка в школе. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ 2. Выполните фотозапись всех посещенных занятий по предложенной форме, сделайте вывод. (самостоятельно сделать копии для каждого урока по данному образцу) Дата: _____________________ Название урока: _________________________________________________ Тема: ______________________________________________________________________ Цель: ______________________________________________________________________ Название этапа | Деятельность учителя на этапе | Деятельность учащегося на этапе | Методы, приемы | Наглядность | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Какие условия для адаптации детей к школьной жизни, учебной деятельности были созданы учителем? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ 3. Выполните анализ условий для адаптации первоклассников. 1) Побеседуйте с учителем об организации учебного процесса в первом классе: 1. Как школа выявила детей, подлежащих обучению? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. По каким принципам происходит комплектование классов? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как организуется встреча первоклассников, каково участие в этом учителей, администрации, старшеклассников, родителей? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Как учитель планируетсвою работу в первую неделю? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Изучите приемы работы учителя: - по рассаживанию детей по партам _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - по выработке у детей навыков обращения с учебными принадлежностями _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - по использованию разных форм и методов, вызывающих интерес и устойчивое внимание у детей _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - по использованию наглядности в первую неделю и ее специфики ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Как учитель организует работу с родителями в первую неделю? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Понаблюдайте за работой учителя, дайте оценку его педагогической деятельности. Тестовая карта коммуникативной деятельности педагога Изучите тестовую карту коммуникативной деятельности учителя (Юсупов И. М.). Проставьте оценки педагогу, занятия которого вы посетили. Определите, элементы какого стиля и модели педагогического общения проявлялись на занятии. Обоснуйте, какие действия педагога вызвали те, или иные оценки. Доброжелательность | 7 6 5 4 3 2 1 | Недоброжелательность | Заинтересованность | 7 6 5 4 3 2 1 | Безразличие | Поощрение инициативы | 7 6 5 4 3 2 1 | Подавление инициативы | Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») | 7 6 5 4 3 2 1 | Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж) | Активность (все время в общении, держит обучаемых в «тонусе») | 7 6 5 4 3 2 1 | Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек) | Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) | 7 6 5 4 3 2 1 | Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя) | Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым) | Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45 - 49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная (в позитивном смысле) и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Он умеет распределять свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собрались компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели. 35 - 44 балла - высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблем. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон. 20 -34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт собучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования. 11 - 19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положение педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения. При очень низких оценках в 7 - 10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует (такое бывает крайне редко). Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной. |