По положению о посольстве РФ 28 октября 1996 года Основными задачами и ф-циями П являются: - представительство РФ в гос-ве пребывания; - обеспеч-е нац-х интересов, реал-ция внешнеполит-го курса РФ в гос-ве пребывания; - выполнение поручений През-та РФ, Прав-ва РФ, МИДа, а также согласованных с МИДом поручений других федеральных органов гос власти и запросов органов гос власти субъектов РФ, органов местного самоуп-я, пред-тий, учр-ний и орг-ций. Поручения и запросы направляются П-ву только через МИД России; - сбор инф-ции о гос-ве пребывания, анализ отн-й РФ с гос-вом пребывания и т.п.; - информирование в установленном порядке През-та, Прав-ва РФ, МИДа и других федеральных органов испол-ной власти по вопросам внешней и внутренней политики гос-ва пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отн-ний РФ с гос-вом пребывания, обеспеч-ю интересов РФ в соответствующем регионе и мире; - обеспеч-е дип средствами развития сотруд-ва РФ с гос-вом пребывания в полит, торгово-эк., научно-тех., культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия гос органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов РФ в установлении контактов с гос органами, представителями обществ-х объед-й и деловых кругов гос-ва пребывания; - получение в установленном порядке от фед-х органов гос власти, огранов гос власти субъектов РФ и т.п. документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию П-ва, передача в установленном порядке информации указанным органам, предприятиям, учр-ниям и орг-циям; - участие в подготовке проектов межд-ных договоров РФ с гос-вом пребывания, осуществление контроля за их выполнением, а также за выполнением многосторонних договоров в части отн-ний РФ с гос-вом пребывания; - защита в гос-ве пребывания прав и интересов граждан и юрид-х лиц РФ с учетом законодат-ва гос-ва пребывания; - поддержание контактов с органами гос власти гос-ва пребывания, СМИ и т.п.; - выполнение консульских ф-ций, общее рук-во деят-ю консульских учреждений РФ в гос-ве пребывания, содействие установлению и развитию контактов с соотеч-ками; - распространение официальной инф-ции о внешней и внутренней политике РФ; - участие в подготовке и осущ-нии межгос-ных обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов офиц-ных делегаций, включая делегации Фед Собрания РФ; - защита имущественных прав и интересов РФ в гос-ве пребывания; - осущ-ние необходимых мер по обеспечению безопасности П, его сотруд-ков и членов их семей; - представительство и защита в государстве пребывания на основе соответствующих международных договоренностей интересов третьих государств и их граждан - выполнение других ф-ций в соот-вии с законодат-вом РФ, гос-ва пребывания, нормами межд-го права (МП). 28. Информационно-разъяснительная работа посольства. Наряду со сбором и обработкой информации для центра, посольства проводят разъяснительно-информационную работу внутри страны пребывания. Ее целью является распространение правдивой информации о собственной стране, о жизни ее людей, а также разъяснение внешнеполитического курса ее правительства и предпринимаемых им внешнеполитических акций. Информационно-разъяснительная работа посольства весьма значительна как по своему объему, так и по разнообразию. Сюда входит как устная разъяснительная работа, проводимая во время разного рода бесед, выступлений перед общественностью, так и распространение печатных изданий, официальных бюллетеней посольства, пресс-релизов и т.п. Весьма эффективным средством в проведении этой работы служат организуемые посольством приемы с участием представителей широкой общественности, демонстрация документальных и художественных фильмов, пресс-конференции и пресс-брифинги для представителей местной прессы и аккредитованных в стране корреспондентов информационных агентств и различных СМИ. Большое значение имеют также поддерживаемые послом и дипломатическим персоналом контакты как с официальными лицами, так и членами политических партий, общественных организаций, редакторами крупных газет и журналов, представителями интеллигенции: писателями, художниками, артистами. Беседы здесь выполняют двойную роль: с одной стороны, они являются полезным для посольств источником информации, а с другой - каналом проводимой разъяснительной работы. Разумеется, поддержание таких связей требует особого такта, умения привлечь к себе собеседника, завоевать его расположение и доброжелательность. Практика показывает, что именно личные контакты и беседы позволяют сделать правильный вывод о настроениях масс страны пребывания, отдельных слоев населения, их отношения к своим властям, к политике как внутренней, так и внешней. Что касается проведения пресс-конференций и пресс-брифингов, то их организация сложна тем, что не всегда имеется время для подготовки. Иногда они проводятся спонтанно, сразу после какой-то важной встречи, при прибытии или отъезде того или иного государственного деятеля или иностранной делегации и на подготовку практически времени нет. По своей же форме они представляют ту же беседу с той только разницей, что во время пресс-конференции одна сторона задает вопросы, а другая отвечает. Что же касается пресс-брифингов, то часто практикуется их проведение по заранее установленным дням. Во время пресс-брифинга присутствующие коротко информируются о чем-то, и хотя вопросов со стороны слушателей не предполагается из-за краткости проведения, они все же бывают. При проведении пресс-брифингов также допускается раздача иллюстративных материалов. При организации пресс-конференций и пресс-брифингов, которые готовятся заранее, существенное значение имеет постоянство аудитории, где привычка поведения многих присутствующих для устроителей известна и может быть соответствующим образом учтена. Когда же такие мероприятия проводятся неожиданно, наспех, аудитория может оказаться самой непредсказуемой и к этому также надо быть готовыми. В информационно-разъяснительной работе можно также иногда использовать фотовитрины, устанавливаемые в определенных местах, чаще вблизи посольства с разрешения властей страны пребывания. Помещаемые в них фотоматериалы могут отображать различные стороны жизни аккредитующей страны, международные события, другие материалы. Значительную разъяснительную работу посольству приходится вести и среди дипкорпуса. Практика бесед с работниками диппредставительств нередко показывает их недостаточную осведомленность о характере тех или иных событий, происходящих в других странах, искаженное представление об их внутренней жизни, экономике, культуре. И здесь перед посольством встают задачи внесения ясности в эти вопросы, важную роль, разумеется, играют беседы на эти темы. Не следует упускать также возможности использования СМИ, которые нередко обращаются с просьбами к послам дать то или иное интервью, выступить по вопросам развития отношений их стран со страной пребывания и т.п. Весьма эффективную роль в проведении информационно-разъяснительной работы играет организация общественных просмотров документальных и художественных фильмов отечественного производства. Важное значение имеет также организация в стране пребывания различного рода международных выставок. Их павильоны всегда являются центром всеобщего внимания. Посольство должно играть в организации такого рода выставок первостепенную роль. 29. Виды аналитических и информационных документов, направляемых Посольством в Центр. Информационная работа является одним из важнейших направлений деятельности посольства. На ее основе вырабатывается внешняя политики гос-ва и принимаются конкретные решения. Ведь одна из функций посольства – выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания и сообщении о них Центру. Практически все дип сотрудники посольства принимают участие в составлении инфо документов для Центра. Требования к инфо: достоверность, актуальность, полнота, систематизированность. Способы передачи: шифросвязь, диппочта, электронные средства связи. Виды инфо материалов: 1) Шифрограммы. При необходимости послать оперативную инфо о происходящих событиях, решении тех или иных вопросов применяются шифрпереписка – сверхсекретна, поэтому составляется высшим персоналом. Как правило она лаконична, большой объем передается лишь при особой необходимости. 2) Обзоры прессы – по той или иной тематике (например, освещение политики России в шведской прессе) из достоверных и авторитетных источников; 3) Краткие информационные справка касаются какого-либо события в стране, или статист. данных, официальных речей, выдержек из них и т.д.; 4) Тематические справки – это более объемный документ, который носит не просто инфо характер, но и анализ, а также выводы или предложения; 5) Политписьма и докладные записки составляются по крупным проблемным вопросам, отдельным проблемам отношений. 6) Годовой отчет о деятельности посольства за год, может содержать итоговую характеристику развития страны и оценку отношений с ней своего гос-ва (например, годовые), а также рекомендации к деятельности и задачи посольства на следующий год; 7) Характеристики на деятелей страны пребывания, играющих значительную роль в полит жизни страны – указывается краткая биография, излагается полит роль, оценка другими полит акторами, потенциальный вклад в развитие внутр обстановки в стране и на развитие 2-сторон отношений. Всё это надо знать, если будем иметь с ним дело. 8) Записи бесед – например, если посол был вызван в МИД по той или иной проблеме. Содержит только релевантное изложение поднятых вопросов и мнений собеседников о проблеме. В свою очередь, Центр посылает : директивы, ответы на запросы, важную инфо, статистические материалы, офиц заявления. 30. Структура Посольства. Распределение обязанностей. Штатное расписание Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в иностранном государстве (далее именуется — Посол), являющимся высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет РФ, непосредственно руководит работой Посольства, несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве. В случае отсутствия После в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах РФ, назначаемый в установленном порядке из числа старших дип. Сотрудников посольства. Обеспечение безопасности посольства, его сотрудников и членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, организация работы персонала и взаимодействия подразделений посольства осуществляются послом непосредственно или назначаемым им старшим дипломатическим сотрудником. Штатное расписание посольства утверждается в установленном порядке МИДом России. Права и обязанности сотрудников посольства определяются законодательством РФ, нормативными актами МИДа России, должностными инструкциями. Сотрудники посольства обязаны выполнять приказы и указания посла, а в его отсутствие — Временного поверенного в делах РФ. В посольстве могут создаваться отделы или группы по направлениям: внешней политики, внутренней политики, двусторонних отношений, экономической работы, другие отделы или группы. Работа посольства строится на основе квартальных или полугодовых планов, составляемых с учётом МИДа России. Назначение в штат посольства, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИДом России. При назначении на старшие дипломатические должности посольства (советник и выше) учитывается мнение посла. В состав посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений. Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями. При посольстве может функционировать в соответствии с нормативными актами МИДа России общеобразовательная школа. В соответствии с законодательством РФ в посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. 31. Роль иностранного языка в работе дипломата. Селянинов + все ясно. 32. Сотрудники других ведомств в Посольстве (экономические и торговые советники, специализированные атташе). На территории посольства подчиня Селянинов 33. Статус профессиональной дипслужбы во внешнеполитической системе, дипломаты и политическое руководство. - ? 34. Порядок приема в МИД и требования предъявляемые к выпускникам ВУЗов, впервые поступающих на государственную службу. Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; международного права, международных отношений; иностранного законодательства, особенностей конкретных регионов и стран - в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей; иностранных языков; норм и правил официального протокола и этикета; порядка осуществления дипломатической и служебной переписки; основ делопроизводства, управления и организации труда; процесса прохождения государственной гражданской службы; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; служебного распорядка Министерства иностранных дел Российской Федерации; порядка работы со служебной и секретной информацией, режимных требований; правил охраны труда и противопожарной безопасности. Профессиональные навыки: руководства конкретной, определенной Министром иностранных дел Российской Федерации сферой деятельности, руководства структурным подразделением; организации и планирования работы; оперативного принятия и реализации управленческих решений; подбора и расстановки кадров; контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений и вносимых предложений; ведения деловых переговоров и бесед, в том числе с представителями иностранных государств и международных организаций; взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранными официальными лицами, государственными, общественными и частными структурами; нормотворческой деятельности; публичного выступления по проблемам внутренней и внешней политики Российской Федерации, других стран и регионов, проблемам двусторонних отношений, общим международным проблемам, в том числе перед иностранной аудиторией; составления и редактирования дипломатической и служебной документации на высоком стилистическом уровне; ведения политической и информационно-разъяснительной работы; создания в коллективе здоровой, творческой атмосферы; требовательности; владения конструктивной критикой; учета мнения коллег и подчиненных; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; систематического повышения профессиональных знаний; своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов. . Основные элементы системы прохождения дипслужбы: - Отбор на службу, оценка претендентов на государственную должность дипслужбы - Процедура утверждения в должности - Профессиональная адаптация путем испытательного срока, стажировок, повышения квалификации и других мероприятий - Оценка служебной деятельности - Присвоение разрядов, рангов, званий - Профессиональное развитие (профессиональная переподготовка, повышение квалификации и т.д.) - Должностное продвижение по вертикали, перемещение и ротация по горизонтали на основе личных заслуг и достоинств - …….. - Прекращение служебных отношений, выход в отставку. Порядок прохождения дипслужбы регламентируется: - Конституцией РФ, федеральным законом «Об основах госслужбы РФ», трудовым кодексом РФ, другими законодательными актами. - Венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях, другими международно-правовыми актами - Указами Президента РФ, постановлениями правительства РФ - Постановлениями и приказами Минтруда, Минюста, Минфина, Минобразования России, другими ведомственными подзаконными актами Основные направления служебной деятельности в процессе прохождения дипслужбы: - Оперативно-дипломатическая работа в сфере международной политической, военной, торгово-экономической и валютно-финансовой деятельности, охраны границ и таможенных отношений - Консульская деятельность и решение вопросов гражданства - Работа с соотечественниками - Информационно-аналитическое обеспечение внешнеполитической деятельности, включая работу СМИ - Экспертно-правовая работа - Протокольная служба - Архивно-документационная служба и др. Государственная должность дипслужбы– это юридически и организационно оформленная структурная единица системы разделения труда в МИДе, определяющая статус, место и функции дип.работника, границы и содержание его деятельности по исполнению и профессиональному обеспечению работы внешнеполитического ведомства РФ. Должности категории В и категории А (министры, главы дип представительств и спец представители), делятся на высшие (Ч и П послы), главные (Ч и П посланник 1 и 2 классов), ведущие (советники 1 и 2, секретари 1 класса), старшие (секретари 2,3 и атташе) и младшие (референты 1,2,3). Требования: 1) высшее образование по специальности МИДа; 2) должный уровень знаний и языков; 3) стаж работы и иные. Поступление на работу по конкурсу – с 18 лет, соответствующая квалификация и знание русского. Если близкие родственники – нельзя работать в положении прямого подчинения (т.е. в отделе). Заключается письменный трудовой договор. Назначение: 1) сотрудники – приказом по МИДу; 2) замминистра – Президентом по представлению министра; 3) министра – Президентом по представлению премьера; 4) глав диппредставительств – Президентом по консультации с соответствующими комитетами Федерального Собрания. Проходит аттестация. Ротация службы – обязательная. Прекращение – по достижению 60 лет, можно продлить спец. указом. Предусматривается поощрение, отпуск. Ротация – важнейшая составляющая прохождения дипслужбы; представляет собой установленные правила и порядок должностного перемещения дип. работников с учетом их способностей, профессиональных знаний и опыта дипслужбы. Осуществляется в интересах эффективного использования потенциала работников, создания благоприятных условий для их служебного и профессионального роста, обеспечения равных возможностей для дипкарьеры и закрепления кадров в системе МИД. Планомерность ротации устанавливает следующие сроки пребывания на дипломатических должностях: - В подразделениях (функциональных и территориальных) центрального аппарата в период между загранкомандировками - не менее трех лет - В загранучреждениях – 3 года (с возможным продлением не более, чем на один год по заблаговременному решению в центре). Этот срок в отдельных случаях по решению Министра иностранных дел может быть продлен, но делается это только согласия сотрудника. В период работы в загранучреждении дипсотрудник не может быть повышен более одного раза. В отдельных случаях по решению руководства министерства сотрудник может быть направлен в загранкомандировку вне конкурса и без соблюдения сроков работы в центральном аппарате. Дипработник не имеет права отказаться от предлагаемого ему перевода в какое-либо заграничное дипучреждение РФ. В случае отказа он может быть уволен с должности или с работы в МИДе вообще. Ротация осуществляется в плановом порядке. Ежегодно в июне Департамент кадров составляет перечень должностей, подлежащих замещению в следующем году. Для проведения процедуры ротации создаются комиссии во главе с заместителями Министра, курирующими соответствующие загранучреждения. Отбор кандидатов проводится в три этапа: - предварительный отбор кандидатур по каждой будущей вакансии. Учитывается владение иностранными языками, необходимыми знаниями, ранг, возраст и т.д. - представление списков кандидатов подлежащих ротации соответствующим загранучреждениям и получение их мнения. окончательный отбор кандидатов комиссиями 35. . Дипломатические ранги и порядок их присвоения Дипломатический ранг – это особое звание, которое присваивается в соответствии с занимаемой государственной должностью в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, выслугой лет на дипслужбе, профессиональной подготовкой и личными заслугами работника. Лица, которым присвоены дипранги сохраняют их пожизненно. Наряду с дипломатическими постами и должностями во многих странах для дипломатов установлены личные дипломатические ранги. Этот порядок существует и в России. 28 мая 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были введены ранги для сотрудников советских дипломатических представительств, а также центрального аппарата Народного комиссариата иностранных дел (впоследствии Министерства иностранных дел), которые сохраняются и до настоящего времени в Российской Федерации (в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг» от 15 октября 1999г.). В частности, были установлены ранги: Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1-го и 2-го классов, советника 1-го и 2-го классов, первого секретаря и второго секретаря также 2-х классов, третьего секретаря и атташе. Таким образом, первым дипломатическим рангом является ранг атташе. Высшие дипломатические ранги: Чрезвычайного и Полномочного Посла, а также Чрезвычайных и Полномочных Посланников обоих классов присваивались ранее Указом Президиума Верховного Совета СССР, а в соответствии с действующей ныне Российской Конституцией — Указом Президента России. Остальные ранги присваиваются приказом по Министерству иностранных дел России. Министр иностранных дел присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла и Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса. Круг лиц, которым могут присваиваться дипломатические ранги, строго ограничен теми работниками и касается только тех, в чьи должностные обязанности входит исполнение функций дипломатического характера. Присвоение личного дипломатического ранга призвано стимулировать рост дипломатического сотрудника, развитие его профессиональных качеств. Наличие у дипломата того или иного личного ранга характеризует его опыт как дипломата, способности и приобретенные знания. Присвоение дипранга производится в аттестационном порядке в соответствии с установленными российским федеральным законодательством квалификационными требованиями по государственным должностям федеральной государственной службы. Ниже приводятся квалификационные требования к первому дипломатическому рангу: v Требования к уровню политолого-правовой подготовки: Ø знание Конституции РФ, федерального законодательства и действующей нормативной базы, касающихся сферы его профессиональной деятельности Ø умение давать грамотную, с позиции интересов своего государства и международной безопасности оценку того или иного события международной жизни, а также в жизни нашей страны Ø способность свободно, достойно и на равных вести дискуссию по политическим и международно-правовым вопросам v требования к уровню информационно-аналитической подготовки Ø владение ПК Ø умение грамотно использовать соответствующие информационные и технологические программы, следить за современными информационными потоками, работать в системе «Интернет» На их основе должен уметь делать обзоры прессы, радио и телевидения, проводить контент-анализ документов и других источников информации v требования к уровню языковой подготовки Ø оперативный уровень знания иностранных языков – умение быстро и точно переводить с листа газетные и журнальные статьи иностранных изданий, обладание хорошими разговорными навыками, умение вести беседу по профессиональной тематике, излагать на русском и иностранном языке содержание профессионально-ориентированного текста, осуществлять письменный и устный перевод бесед v требования к документоведческой подготовке Ø молодой сотрудник должен знать систему делопроизводства в органах государственной власти, уметь грамотно оформить запись беседы с иностранным представителем, предложить квалификационный вариант личной вербальной ноты, написать информацию о конкретном событии (например, об итогах визита иностранной делегации в данную страну) v требования к нравственным качествам Молодой сотрудник должен проявить себя как самостоятельная личность, способная поддерживать ровные, доброжелательные и уважительные отношения с другими членами коллектива, отличаться скромностью, трудолюбием дисциплинированностью, умением работать и жить в сложных условиях «замкнутых пространств» за границей. Дипломатические ранги — классные чины, присваиваемые лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в министерствах иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях . Существуют в большинстве государств мира (хотя есть страны, где к дипломатам применяется та же система рангирования, что и к остальным государственным служащим). В России существуют следующие дипранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса советник 1 класса советник 2 класса первый секретарь 1 класса первый секретарь 2 класса второй секретарь 1 класса второй секретарь 2 класса третий секретарь атташе. Дипломатические ранги не обязательно совпадают с должностью, замещаемой лицом. атташе - не менее двух лет третьего секретаря - не менее двух лет второго секретаря 2 и 1 класса - не менее двух лет первого секретаря 2 класса - не менее двух лет первого секретаря 1 класса - не менее трех лет советника 2 класса - не менее трех лет. Сроки пребывания в дипломатическом ранге советника 1 класса и выше не устанавливаются. 36. Порядок отбора кандидатов на замещение дипломатических должностей в загранучреждениях. При отборе кандидатов на замещение должностей в загранучреждениях последовательно используются принципы конкурентности. Решения о том, кто из претендентов наиболее достоин, принимаются специальными конкурсными комиссиями во главе с заместителями министра иностранных дел на основе описаний о заполненных должностях и обстоятельных отзывов о работе претендентов на предыдущем этапе службы. Для кандидатов мы стараемся максимально облегчить проблемы выбора. В Министерстве создана и готова к вводу в эксплуатацию информационная база данных “Условия работы в стране пребывания”. Подключившись к этой базе из своего подразделения через мидовскую корпоративную сеть, кандидаты смогут получить необходимые сведения об интересующей их стране, загранпредставительстве, бытовых условиях, климате и т. п. 37. Прохождение службы в центральном аппарате МИДа и за рубежом. Ротация дипломатических кадров. Уже есть 38. Основные черты современного дипломата. Потому столь важны не только его профессионально-деловые, но и гражданские, мировоззренческие, моральные качества. К их числу в первую очередь относят такие качества, как: 1) глубокое понимание целей, задач и особенностей внешнеполитического курса России, высокий уровень политической и гражданской убежденности в отстаивании национальных интересов своей страны; 2) способность к стратегическому видению развития событий, умение предвидеть последствия предпринимаемых действий, точно прогнозировать тенденцию развития ситуации, предупреждать ее изменение в нежелательном направлении; 3) умение грамотно, доходчиво и убедительно выражать мысли как в письменной, так и в устной форме, способность к выработке компетентных рекомендаций по вопросам, входящим в круг служебных обязанностей; 4) знание современных информационных технологий, умение использовать их в повседневной работе, уверенное владение основными инструментальными средствами текстообработки, поиска и передачи информации и использование возможностей локальных вычислительных сетей (ЛВС) департаментов, загранучреждений и общекорпоративной сети МИД; 5) проницательность, умение в условиях нарастающего информационного потока увидеть главное и определяющее, способность критически оценивать полученные сведения, выявлять скрытую связь событий и фактов и на этой основе делать правильные выводы и формулировать конструктивные предложения; 6) стрессоустойчивость, умение работать в экстремальных условиях, не теряя самообладания. Способность одновременно выполнять множество функций в условиях быстрой смены ситуации, обилия заданий и дефицита времени на их реализацию; 7) способность определять приоритеты, быть целеустремленным, работать творчески и без излишних эмоций при подготовке информационно-аналитических материалов, 8) организованность, умение сосредоточиться и рационально использовать отведенное время, чтобы оперативно и качественно выполнять порученные задания. 9) ответственность, умение объективно анализировать проблемы и самостоятельно, часто под свою личную ответственность принимать решения. Это качество особенно ценно в критических, неординарных ситуациях. К моменту поступления на дипломатическую службу работник должен в той или иной мере обладать вышеперечисленными качествами в результате школьного и вузовского образования, определенной общественно-политической активности в молодежной среде. Хотя понятно, что по настоящему их можно воспитать лишь в процессе практического прохождения самой дипломатической службы. Мы перечислили качества общего характера. Что же касается специфических качеств, то работник дипломатической службы должен обладать: — высоким общеобразовательным и культурным уровнем, быть в курсе основных событий, происходящих в мире, своей стране, в стране и регионе пребывания; — умением устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения с окружающими. Важна в этой связи не только коммуникабельность, но и умение аргументированно и последовательно отстаивать свои убеждения и позиции. Это качество особенно ценно при работе за рубежом, когда необходимо конструктивно доказывать иностранному партнеру, будь то за столом переговоров или во время неформальных контактов, обоснованность нашей линии по тому или иному вопросу. Без этого работа вряд ли будет достаточно эффективной; — практически совершенным знанием иностранных языков. Нередко именно языковый барьер становится первым (но, увы, не всегда преодолимым) препятствием в налаживании плодотворных контактов с иностранными коллегами. Цель языковой подготовки: умение свободно и убедительно формулировать мысли и доводить их до собеседника, овладеть его вниманием, даже если он настороженно или враждебно настроен; — опытом протокольной работы и хорошими знаниями особенностей протокольной практики страны пребывания; — умением водить автомобиль. Причем, и это следует подчеркнуть особо, имеется в виду именно умение, а не только наличие водительских прав и свидетельства о соответствующем количестве основных и дополнительных учебных часов, проведенных в автошколе. Наконец дипломатическая служба предполагает способность выдерживать длительные физические и психологические нагрузки. Для этого мало обладать желанием трудиться в интенсивном режиме, необходимо еще иметь хорошую память, крепкое здоровье, физическую выносливость. Это важно и с другой точки зрения. Спортивная площадка, будь то теннисный корт, плавательный бассейн, горнолыжный склон или футбольное поле — едва ли не самое идеальное место для неформальных контактов, без которых дипломатическая служба теряет существенную долю своей всесторонности и объективности. 39. Направления деятельности субъектов Федерации в международной сфере. В соответсвии с ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических сношений субъектов РФ» 1998 года Представит.субъект. не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. 40. Функции дипломатических представительств МИД РФ в субъектах Федерации Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее Представительство) является органом Министерства иностранных дел Российской Федерации в субъектах Федерации. 3. Представительство учреждается, реорганизуется или ликвидируется решением Правительства Российской Федерации по представлению Министерства на основании официального обращения руководства субъекта Российской Федерации (далее субъект Федерации). Регион деятельности Представительства определяется Министерством по согласованию с заинтересованными субъектами Федерации. Функции Представительства В соответствии с положением «О представительстве МИД на териротии РФ» 2002: Представительство в соответствии с возложенными на него задачами: — регулярно информирует Министерство по вопросам своей деятельности; — сносится с территориальными и функциональными департаментами, управлениями и другими подразделениями Министерства, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за границей; — вносит предложения по совершенствованию взаимодействия Министерства и субъектов Федерации в области международных и внешнеэкономических связей; — в пределах своей компетенции или по поручению Министерства участвует в организации и проведении международных конференций, семинаров, симпозиумов; — сотрудничает с другими российскими учреждениями и организациями, имеющими непосредственное отношение к работе с иностранными гражданами и консульскими учреждениями; — оказывает содействие в подготовке и осуществлении служебных зарубежных поездок делегаций и должностных лиц субъектов Федерации, а также в работе с прибывающими иностранными делегациями; — испрашивает визы в, иностранных посольствах и консульских учреждениях для служебных поездок за границу делегаций и должностных лиц субъектов Федерации; — дает поручения российским консульским учреждениям за границей о выдаче виз иностранным гражданам, следующим по приглашениям российских предприятий и организаций на территорию субъектов Федерации, входящих в регион деятельности Представительства; — ведет учет и регистрацию, выдает консульские и служебные карточки и визы работникам иностранных консульских учреждений, оказывает им содействие; — представляет услуги информационно-консультативного характера российским и иностранным юридическим и физическим лицам в налаживании деловых связей; — ведет делопроизводство, учет и отчетность в соответствии с установленными Министерством инструкциями; - выполняет иные поручения Задачи Представительства — обеспечение взаимодействия Министерства с органами исполнительной власти субъектов Федерации, входящих в регион деятельности Представительства; — оказание содействия субъектам Федерации в обеспечении выполнения международных договоров, участником которых является Россия, а также в осуществлении их полномочий в области международных и внешнеэкономических связей при соблюдении норм международного права; — помощь в развитии торговых, экономических, культурных и иных связей субъектов Федерации с зарубежными партнерами; — ведение информационно-справочной работы; — выполнение функций, относящихся к консульской службе; — взаимодействие с иностранными консульскими учреждениями, расположенными в регионе Постоянное представительство РФ при международной организации является государственным органом внешних сношений, осуществляющим представительство РФ в соответствующей международной организации. Постоянное представительство учреждается, если это допускается правилами соответствующей международной организации, в месте нахождения штаб-квартиры международной организации или ее отделения по решению Правительства. Постоянное представительство входит в систему МИДа. Постоянное представительство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, Положением о Министерстве иностранных дел РФ, Положением о Постоянном представителе РФ при международной организации, Положением о Постоянном представительстве РФ при международной организации (от 29 сентября 1999 г.), нормативными актами и указаниями МИДа России, а также международными договорами РФ, правилами международной организации, ее соглашениями с государством пребывания и с учетом законодательства государства пребывания. Постоянное представительство обеспечивает проведение единой политической линии РФ в международной организации, осуществляет координацию участия в деятельности органов международной организации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов. К категориям специальных миссий относятся лица и делегации, направляемые государством с каким-либо временным поручением. Статус таких миссий регламентируется специальной Конвенцией 1969 г. (вступила в силу 21 июня 1985 г.). Она определяет миссию как имеющую представительный и временный характер, посылаемую государством для рассмотрения определенных вопросов или выполнения определенной задачи. Ее правовой характер как диппредставительства, выполняющего определенную задачу, позволяет направлять миссию даже в государства, с которыми не поддерживаются дипломатические и консульские отношения. Возглавлять миссию может глава государства или правительства, министр иностранных дел или иное лицо, даже не занимающее дипломатического поста, но имеющее полномочия для ее выполнения. Нередко такие миссии выполняют послы по особым поручениям. Миссии прекращают свою деятельность по завершении своей задачи или по требованию страны, в отношении которой осуществлялась эта деятельность. Миссии направляются с целью представительства на официальных торжественных церемониях, информации правительства принимающей стороны о позиции направляющего государства по тем или иным международным вопросам, для участия в переговорах и подписания соглашений. Главы представительств подразделяются на 3 класса: 1) послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; 2) посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств; 3) поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел. В систему МИД входят загранпредставительства, т.е. дипломатические представительства и консульские учреждения России, ее представительства при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства министерства на территории РФ, а также подведомственные министерству предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения его деятельности на территории России. [1] Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 года. [2] ex officio - в силу занимаемой должности (лат.) [3] Венская конвенция - из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета. [4] Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 4 октября 1993 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». [5] Зорин В.А. Основы дипломатической службы. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Международные отношения, 1977. |