Психологическое изучение глухих детей в школьном возрасте Психологические исследования восприятия, памяти, мышления, речи и воображения глухих детей школьного возраста составляют основу современной отечественной сурдопсихологии§. Все эти исследования строились как изучение учащихся традиционных специальных школ и стремились показать успешность их школьного образования, позволяющего все больше уменьшить разрыв между глухим и слышащим ребенком с годами обучения. Исследования познавательной деятельности глухих детей показали, что эти процессы у глухих несколько отстают в своем развитии по сравнению со слышащими сверстниками в младшей школе, но на старших годах обучения эти различия стираются. Большой объем психологических исследований был посвящен изучению зрительного восприятия глухих детей. Проводились многочисленные сравнительные исследования скорости узнавания изображений и их анализа, глухими и слышащими школьниками (Хрестоматия 8.19¨). Ряд интересных исследований был посвящен изучению особенностей образной памяти глухих школьников. Особенно интересные опыты были проведены Т.В.Розановой по изучению запоминания глухими детьми схематических фигур, показанных разными способами – одновременно (симультанно) и последовательно (сукцессивно). Результаты опытов показали, что глухие дети младшего школьного возраста запоминали фигуры в условиях сукцессивного предъявления значительно хуже слышащих детей того же возраста. В условиях же симультанного предъявления фигур таких различий между слышащими и глухими детьми не наблюдалось (Хрестоматия 8.20¨). Особенно большие различия глухих по сравнению со слышащими были показаны при изучении их словесной памяти. Гораздо успешнее, чем слова глухие школьники запоминали жестовые обозначения предметов (Хрестоматия 8.21¨). Н.В. Яшковой были проведены эксперименты по изучению наглядного мышления глухих, которые показали некоторое отставание глухих от слышащих при решении наглядно-действенных задач (Хрестоматия 8.22¨). Особенности анализа и синтеза сведений об объектах живой природы из учебных текстов глухими детьми изучались в экспериментах Ж.И. Шиф. Эти исследования показали, что использование только словесного материала в качестве источника сведений о новых объектах затрудняет глухих школьников среднего и старшего возраста. Им трудно представить себе образы описанных объектов, так как для этого требуется выполнение сложного анализа и последующего синтеза прочитанного (Хрестоматия 8.23¨). Гораздо меньше исследований были посвящены эмоционально-личностному развитию глухого ребенка школьного возраста. Современные исследования все чаще посвящаются особенностям социальной ситуации развития глухого ребенка. Ряд исследований был посвящен изучению отношений в семье глухого ребенка и их влиянию на его личностное развитие. В. Петшак (1991) использовал модифицированный тест семейных отношений Е. Антонима и Э. Бене для оценки отношения глухого ребенка к каждому из членов семьи. Полученные результаты показали, что в 10-12 лет глухие дети слышащих родителей значительно реже выражают положительное отношение к матери и к отцу, чем слышащие дети. У глухих детей слышащих родителей также обнаружилось выраженное отрицательное отношение к отцу, в чем они значимо отличаются как от слышащих детей, так и от глухих детей глухих родителей. Т.Г. Богданова и Н.В. Мазурова подтверждают ту же тенденцию в отношении глухих детей 7 – 13 лет при помощи методики Р. Жиля. В. Петшак€ предполагает, что эта картина является следствием того, что слышащие родители не умеют устанавливать естественные родственные отношения со своими глухими детьми. Например, отцы пытаются проявить "мужской характер" и внушить детям правила хорошего поведения, но делают это не очень умело. Богданова и Мазурова (1998) указывают на роль фрустрирующей ситуации, в которой оказалась семья, и считают, что на искажение родительских позиций влияет психологическая защита, а также недостаточная педагогическая компетентность, недостаток специальных знаний. Их другое исследование отношений слышащих и глухих родителей к своим глухим детям с помощью опросника Варги€ и Столина€ показало, что основные черты отношения слышащих родителей – неудовлетворенность, раздражение, комплекс вины, инвалидизация ребенка. Глухие родители, напротив, очень высоко оценивают способности своих детей, не считают их хуже других, они уверены в их будущей успешности. Работы Т.Н. Прилепской по изучению уровня притязаний глухих школьников показали его неустойчивость и даже неадекватность, гораздо большую зависимость самооценки неслышащих детей по сравнению со слышащими сверстниками от мнений их товарищей по классу и учителей (Прилепская,1989). Это во многом объясняется особенностями школьного обучения глухих, которое протекает в очень маленьких по составу детей классах (в настоящее время это 7-8 детей) и преимущественно интернатными условиями образования начиная с дошкольного возраста. Социально-психологическое исследование В.С.Собкина (1997), посвященное изучению ценностных ориентаций и жизненных планов старшеклассников со слуховыми проблемами также подтвердило их большую инфантильность, заниженную самооценку и более выраженную нормативность социокультурных ориентаций, по сравнению со сверстниками из общеобразовательных школ. В этом исследовании проявилось особенно ценностное отношение подростков с нарушением слуха к общению и высокая чувствительность к эмоциональному уровню взаимодействия с собеседниками (Хрестоматия 8.24¨). Особое значение в отечественной психологии глухих всегда придавалось формированию словесной речи. Исследования Ж.И. Шиф€ (1968) показали, что своеобразие речи глухих тесно связано с особенностями их мышления, которые во многом определяются условиями обучения глухого ребенка. Очень часто за словами, которые глухие используют в высказываниях, стоят не понятия, а конкретные образы. Понятиями они овладевают позднее, когда их речь достигнет более высокого уровня, и слова будут включены в систему языка. К этому времени значения слов уточняются и в то же время приобретают обобщенное значение. Что же касается грамматических связей и отношений, то в их усвоении и использовании в речи возникают затруднения и в среднем школьном возрасте. Специальное исследование уровня развития словесной и жестовой речи глухих выпускников специальных школ проведенное Г.Л. Зайцевой€ показало достаточно низкий уровень их устной и письменной речи, низкие возможности чтения с губ и хорошее владение жестовой речью. Эти данные подтверждают вывод Всемирной организации глухих, сделанный в начале 90-ых годов о достаточно низком уровне психического развития выпускников специальных школ для глухих, который соответствует уровню психического развития 10-12 летнего слышащего ребенка. Необходимы новые психологические исследования, которые стали возможны с развитием психологической службы практических психологов и появлению большого числа профессиональных психологов, работающих с неслышащими и слабослышащими детьми в разных типах образовательных учреждениях. Для успешной работы с детьми с нарушениями слуха психологи должны владеть жестовой речью глухих, иметь обязательный опыт общения с глухими, уметь использовать разные невербальные методики для оценки уровня психического развития этих детей и применять их индивидуально (Хохлова, 2005). F Основные (базовые) термины и понятия 1. Гиперметропия 2. Миопия 3. Астигматизм 4. Амблиопия 5. Ретинопатия 6. Тифлопсихология 7. Соматическое заболевание 8. Менингит 9. Отит 10. Корь 11. Паротит 12. Цитомегали 13. Нефрологическое заболевание 14. Дактилология 15. Билингвизм 16. Сурдопедагогика 17. Сурдопсихология 18. Слуховая депривация 19. Кохлеарная имплантация F Вопросы для повторения и самопроверки 1. Что составляет предмет сурдопсихологии? 2. Каких детей и подростков можно отнести к группе риска по нарушению слуха? 3. Как зависит тяжесть переживания потери слуха от возраста, в котором это произошло? 4. Какие сложные нарушения можно встретить среди детей и взрослых с нарушением слуха? 5. В чем особенности психического развития глухого ребенка в раннем возрасте? 6. В чем вы видите основные психологические проблемы семьи, воспитывающей глухого ребенка? 7. Как вы думаете, в какой психологической помощи нуждается семья глухих, воспитывающая слышащего ребенка? 8. Сравните разные подходы к обучению и воспитанию глухих детей. 9. Как можно использовать предметные и графические методики в психологической диагностике детей с нарушением слуха? 10. Какие невербальные тесты интеллекта можно применить в психологической диагностике детей с нарушением слуха? F Темы рефератов 1. Психологические проблемы глухих людей в произведениях искусства. 2. Культура глухих. 3. Что значит быть глухим? 4. Проблемы психологической помощи семьям слышащих родителей, в которых появился глухой ребенок. 5. Особенности эмоционально- личностного развития глухого ребенка. 6. О методах изучения познавательной деятельности глухих. 7. Психологические проблемы интегрированного обучения ребенка с нарушением слуха. F Литература Основная 1. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003. 2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002. 3. Психология глухих. Под ред. И.М. Соловьева и др. М.: Педагогика, 1971. Дополнительная 1. Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение детей со сложным дефектом//Дефектология,1993, №4. 2. Блюмина М.Г., Московкина А.Г. Генетически обусловленные врожденные нейро-сенсорные дефекты слуха у детей//Дефектология.1981, №6. 3. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М.,1972. 4. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгарт Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.,1972. 5. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Просвещение, 1975. 6. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. М.,1979. 7. Загорянская М.Я., Румянцева М.Г.Эпидемиология нарушений слуха у детей//Дефектология, 2005,№6,с.14-20. 8. Зайцева Г.Л.Жестовая речь. Дактилология. -М., 2000. 9. Замалетдинова Ю.З. Опыт изучения представлений о своем прошлом и будущем у глухих детей старшего дошкольного возраста//Дефектология, 2005,№3Ю С.48-54. 10. Занков А.В., Соловьев И.М. Очерки психологии глухонемого ребенка. М.: Учпедгиз, 1940. 11. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Изд-во Саратовского у-та.,1986 12. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М.: Прогресс, 1999. 13. Кенигсмарк Б.И., Горлин В.Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. М.: Медицина, 1980. 14. Королева И.В.Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб.: КАРО, 2005. 15. Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек на слышит. М.: Знание, 1984. 16. Меркт У. В чем заключаются характерные особенности глухих и как почувствовать специфику их мира?//Дефектология, 2005, №2. 17. Новикова Л.А., Рыбалко Н.В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей: Электрофизиологическон исследование. М.: Педагогика, 1987. 18. Петшак В. Особенности понимания глухими школьниками эмоциональных состояний человека. Автореф. Канд.психол.н., М.,1981. 19. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников//Дефектология, 1989, №6. 20. Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам их семей//Дефектология, 1990, №6. 21. Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей. Автореф. докт. психол. н., М., 1991. 22. Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников//Дефектология, 1989, №5. 23. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978. 24. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом//Дефектология, 1992, №2-3. 25. Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. 26. Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмперическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 27. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., Просвещение, 1968. 28. Хохлова А.Ю. Использование теста «Прогрессивные матрицы Равена» для оценки уровня интеллектуального развития глухих детей // «Дефектология». 2005. № 6. с. 71-76. 29. Хохлова А.Ю.Интеллектуальное развитие глухих детей из семей глухих и слышащих родителей. Автореф. канд психол.н. М., 2007. 30. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка, М., 2003. FИнтернет-ресурсы 1. Сайт Общероссийской организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ).ü 2. Страничка с демонстрацией идиом жестового языка глухих.ü 3. Сайт театрального проекта неслышащих «Недослов».ü 4. Сайт «Страна глухих».ü 5. Информационный сайт глухих.ü 6. Сайт Московской городской организации ВОГ.ü |