ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Классификации нарушений слуха у детей. Разные группы детей и взрослых с нарушением слуха Причины нарушения слуха По данным генетиков до 65% нарушений слуха у людей имеет генетическую природу, обуславливающую нарушения слуха из-за сужения или закрытия проходов слухового нерва и его недоразвития. Нарушения слуха могут быть вызваны недоразвитием среднего или внутреннего уха, наследственно обусловленным прогрессирующим склерозом слуховых нервов и т.д. Примерно третья часть генетических по причине заболеваний, ведущих к стойкому нарушению слуха, имеют синдромальный характер и связаны с поражением других систем организма (с нарушениями зрения, скелета, кожными, нервными и соматическими заболеваниями§) (Хрестоматия 8.3¨). Часто встречаемое в последние годы нарушение слуха вследствие воздействия ототоксических медицинских препаратов, специалисты объясняют семейной наследственной чувствительностью со стороны органов слуха именно к этим группам препаратов ( Блюмина, Московкина, 1981). Примерно 35% нарушений слуха носят приобретенный характер. Это, прежде всего отиты§, осложнения на слух после менингита§, скарлатины, кори§, паротита§, гриппа и других болезней. Врожденное нарушение слуха может стать результатом внутриутробно перенесенных вирусных инфекций – краснухи, цитомегалии§ и др. К серьезным нарушениям слуха могут привести черепно-мозговые травмы и интоксикации. В последние годы все чаще обсуждается возникновение нарушений слуха как результат глубокой недоношенности (Хрестоматия 8.4¨). Классификации нарушений слуха у детей. Разные группы детей и взрослых с нарушением слуха В настоящее время принято рассматривать детей и взрослых с нарушенным слухом как достаточно разнородную по составу группу. Туда входят люди с разной структурой нарушения: · имеющие разную локализацию поражения органов слуха (наряду к традиционно выделяемым кондуктивной, нейросенсорной и смешанной тугоухости в последнее время все чаще добавляют слуховую нейропратию и центральное расстройство слуха) (Хрестоматия 8.5¨); · потерявшие слух в разное время (врожденные или приобретенные нарушения слуха); · имеющие разную выраженность нарушения слуха (глухие и слабослышащие); · и разное течение процесса потери слуха (стабильное или прогрессирующее нарушение слуха). Традиционно принято выделять три основных вида нарушений слуха: Глухие – дети, имеющие стойкое двустороннее врожденное или рано приобретенное нарушение слуха. У большинства глухих имеется остаточный слух, с помощью которого они могут воспринимать только очень громкие звуки (силой 70-80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Если глухие ощущают звуки громкостью 70-85 дБ, то это считается тугоухостью третьей степени. Если ощущают только очень громкие звуки – силой более 85-100 дБ, то принято считать, что у них тугоухость четвертой степени. Без специального обучения глухие не могут овладеть словесной речью. Их родным языком (языком, осваиваемым без специального обучения) можно назвать жестовую речь. Но при своевременном начале коррекционной работы, ее систематическом и адекватном проведении уровень речевого развития глухого ребенка может быть максимально приближен к нормальному. Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он может слышать звуки громкостью от 20-50 дБ и больше (тугоухость первой степени), и если он слышит звуки громкостью от 50-70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух вследствие заболевания или травмы после того, как овладели речью. В зависимости от возраста потери слуха у таких детей может проявиться тяжелая психическая реакция на нарушение слуха, что может привести к полному отказу от общения и даже к психическому заболеванию. Особенно тяжелая картина психического состояния ребенка может наблюдаться при потере слуха в подростковом возрасте. Кроме этих трех традиционно выделяемых в сурдопедагогике групп детей с нарушение слуха следует обратить внимание на наличие или отсутствие у ребенка с нарушенным слухом дополнительных нарушений. Примерно треть детей с нарушением слуха может иметь нарушения зрения, нарушения осанки и движений, эмоциональные и поведенческие нарушения, а также различные хронические соматические заболевания, из которых наиболее часто встречаются кожные, сердечные и нефрологические заболевания §и др. Подавляющее большинство детей с нарушением слуха появляется на свет в семьях родителей с нормальным слухом, меньшая часть рождается и воспитывается в семьях глухих родителей. В зависимости от условий воспитания и ведущего типа общения принято выделять детей с нарушением слуха, воспитанных в семьях глухих и детей с нарушением слуха, воспитанных в семьях слышащих. В зависимости от условий развития и обучения современных глухих детей можно также разделить: · детей, которые благодаря кохлеарной имплантации или раннему слухопротезированию и слуховой тренировке могли подготовить по развитию устной речи до такого уровня, что они воспитываются и обучаются в массовых детских садах и школах (Хрестоматия 8.6¨); · глухих детей, воспитанных в семьях глухих, где они своевременно овладели жестовым языком, а затем национальным письменным и продолжали обучение в массовой школе с помощью жестового перевода или в билингвистической школе для глухих, где с ними занимались и на родном жестовом языке глухие учителя, и на русском устном и письменном – слышащие учителя; · на глухих детей, обучающихся в традиционных специальных дошкольных и школьных учреждениях для глухих, где используются все средства общения (тотальный метод коммуникации) (Хрестоматия 8.7¨). 8.2. Об истории сурдопедагогики и сурдопсихологии Понимание психологических особенностей детей и взрослых с нарушением слуха возникало внутри сурдопедагогики по мере накопления знаний в процессе обучения глухих детей. Невозможность самостоятельного развития словесной речи у детей с нарушением слуха постоянно заставляло искать новые интенсивные пути для общения с глухими и их обучения. С этой целью использовались различные изобразительные знаки, жесты и специальный пальцевый язык ( дактилология§). Более трех столетий сурдопедагоги разных стран были разделены на сторонников обучения глухих устной речи и на апологетов использования национального жестового языка глухих для их обучения. Особенно остро эти разногласия определились с началом становления специального образования для глухих во Франции и Германии. По мнению известного отечественного сурдопедагога Г.Л.Зайцевой€, это разделение, прежде всего, было связано со сформировавшимся в то время различным философским пониманием происхождения языка и его роли в мышлении человека. Французская сурдопедагогика складывалась под воздействием теории жестового происхождения языка, представлений о том, что жестовый язык был первым естественным средством общения людей, постепенно превратившимся в условную знаковую систему словесной речи. В соответствие с идеями великих французских материалистов и просветителей того времени Вольтера, Дидро, Руссо и др. главной задачей воспитания глухих провозглашалось их умственное и нравственное развитие на основе сохранных зрительных ощущений при активном использовании доступного жестового языка. Создатель первой школы для глухих во Франции аббат Делипе€ был сторонником теории «универсальной грамматики», согласно которой категории любого языка являются воплощением логики жизни человека. А значит мышление первично, а речь вторична. Поэтому в обучение глухих включались устная, письменная, дактильная и жестовая речь. Немецкий «чистый устный метод» в обучении глухих детей складывался под воздействием классической идеалистической философии Канта€, согласно которой главное значение в развитии мышления как замкнутой и особой логической сферы, независимой от содержаний мыслительной деятельности принадлежит устной речи. И поэтому главной целью воспитания является формирование мыслительных операций, которое и для слышащих и для глухих детей возможно только с усвоением устной речи. Поэтому первые немецкие учителя для глухих стали придавать такую огромную роль обучению глухих произношению. Они признавали устную речь единственным средством обучения глухих. В середине ХХ века эти споры начали утихать благодаря оформлению активного сообщества глухих людей в разных странах мира и их объединению на основе собственного жестового языка и культуры. Появилось новое направление в образовании глухих, которое было названо билингвизмом§ глухих, в котором глухие родители и учителя взяли на себя главную ответственность за образование глухих. С другой стороны, успехи современной медицины и новые информационные технологии все чаще позволяют возвращать возможность слышать детям с врожденной и приобретенной глухотой. Все больше глухих детей получают образование в обычных школах. Сурдопедагогика§ и сурдопсихология§ в России с некоторым опозданием следовала всем этим мировым изменение: жестовая речь то запрещалась, то разрешалась как вспомогательное средство общения ( Зайцева,2000) (Хрестоматия 8.8¨). Первая отечественная монография по психологии глухих была написана известными московскими психологами, учениками Л.С.Выгодского Л.В. Занковым€ и И.М.Соловьевым€ в 1940 г. Она называлась «Очерки психологии глухонемого ребенка» и опиралась на исследования, по проблемам ощущения, восприятия и памяти учащихся школ глухих. (Хрестоматия 8.9¨). В 1971 вышла большая монография «Психология глухих детей» под редакцией И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой и Н.В. Яшковой. В написании этой книги принял участие большой коллектив авторов, среди которого были такие психологи как Г.Л. Выгодская€, А.П. Гозова€, Е.Н. Марциновская€, Н.Г. Морозова€, Л.И. Тигранова€ , М.М. Нудельман€ и др. Первое учебное пособие по сурдопсихологии для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов было написано С.В.Синяком и М.М. Нудельманом и издано в 1975 г. Следующие учебные пособия по сурдопсихологии появились только в 2002 ( Богданова Т.Г.) и 2003 г. ( Раздел учебного пособия. «Специальная психология» Под редакцией В.И. Лубовского, написанный Т.В. Розановой). 8.3.Особенности психического развития детей с нарушением слуха Такой первичный дефект как глухота, прежде всего, ведет к невозможности формирования словесной речи без специального обучения. Отсутствие или недостаточное развитие средств общения у ребенка и взрослого с нарушением слуха может привести к своеобразию и искажению личностного развития, нарушению поведения. По иному идет формирование речи у слабослышащих. В этих случаях звуковая речь может формироваться тем же путем, что и у слышащих, на основе восприятия речи окружающих на слух, однако, это восприятие неполноценно, и речь слабослышащих до начала специального обучения характеризуется значительными недостатками произношения, наличием осколков слов, несформированностью грамматического строя, бедностью словаря. Примерно у 25% детей с врожденными нарушениями слуха и у 30% при приобретенной глухоте наблюдаются нарушения вестибулярного аппарата и как следствие этого – задержка самостоятельного хождения и нарушения статических ощущений в будущем. До 30% детей с врожденными нарушениями слуха могут иметь другие дополнительные нарушения ( Розанова, 1992). |