МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Принцип интенсификации речевого общения





Овладение языком, речевое общение выступают для глухих в качестве важнейшего средства коррекции и компенсации дефекта. Принцип интенсификации речевого общения обусловливает необходимость реализации коммуникативной функции языка, формирования у глухих детей потребности в общении на словесной основе, обеспечения во всех звеньях учебно-воспитательного процесса широкой речевой практики учащихся, стимулирующей накопление словарного запаса, овладение фонетическими и грамматическими нормами языка.

Принцип интенсификации речевого общения предполагает формирование словесной речи в дактильной, устной и письменной форме. Дактильная речь как начальная форма обеспечивает глухому ребенку возможность воспроизводить слова с помощью дактильных знаков по подражанию в условиях, когда устное и письменное изображение слова еще не усвоено. Она позволяет руководствоваться при отборе языкового материала не доступностью его произношения, а актуальностью для общения, развития познавательной деятельности, общего развития глухих учащихся. Дактильная речь — средство, ускоряющее овладение речью в письменной и устной форме.

Обучение письменной речи служит целям интенсификации речевого общения. При этом особое значение придается таким формам речевой коммуникации, как отчет, заявление, письмо и др. Устная речь формируется одновременно с дактильной. Овладев основными звуками (сокращенная система фонем), дети оказываются в состоянии использовать актуальный речевой материал, усвоенный в дактильной форме, для общения с окружающими.

Овладение языком как средством общения невозможно без правильного восприятия устной речи, внятного произношения. Совершенствованию их качества содействует опора на развивающийся слух ребенка. Работа по развитию речевого слуха — обязательный компонент всех учебных и внеклассных занятий — выступает как важнейшее условие интенсификации речевого общения.

Стимулятором потребности глухих в речевом общении выступает формирование речевых навыков и умений в деятельности, т. е. в наиболее естественных и мотивированных условиях. Потребность в словесном общении развивается по мере формирования определенного словесно-речевого фонда (словарного запаса, вариантов различных видов конструкций словосочетаний и предложений, структур диалогических единств и связных высказываний) и создания благоприятных условий для широкой речевой практики. Принцип интенсификации речевого общения предполагает развитие характерных для процесса общения речевых форм, преобладание в обучении видов работ, непосредственно направленных на коммуникацию.

Реализация принципа интенсификации речевого общения выражается в формировании у глухих учащихся комплекса речевых умений. К ним относятся развиваемые на всех уроках по всем учебным предметам умения отвечать на вопросы, формулировать вопрос, сообщать о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения, обратиться с просьбой, поручением к товарищу, учителю и др. Практически речь идет об овладении словесными средствами побуждения к действию — ответной реакцией является выполнение задания.

Принципу интенсификации речевого общения подчиняется и работа по развитию речи во внеклассное время, осуществляемая в разнообразных коммуникативных условиях в педагогически организованной среде. Широкая речевая практика за пределами урока воспитывает потребность в словесной речи, обогащает и совершенствует навык словесного общения неслышащих учащихся с окружающими людьми.



Принцип интенсификации речевого общения отражается в программных требованиях к обучению разным предметам. Этому принципу подчинен подбор речевого материала в программах (представлен языковый материал, нужный для формирования речевого общения, расширения базы такого общения, порождения высказываний, вопросов, реплик и др.).

Принцип интенсификации речевого общения обязывает учителя широко использовать на уроках стимулы овладения речью: различные виды деятельности, дидактические игры, ситуации (естественные и модели), разнообразные упражнения. На каждом уроке при подведении итогов поощряются те учащиеся, которые демонстрировали активную речевую деятельность.

Принцип обязывает учителя в общении с учащимися говорить только то, что в состоянии в данный момент понять дети, использовать речевой материал, известный им в каждом нужном случае, побуждать их к речевым высказываниям по разным поводам.

Принцип требует от учащихся удовлетворять возникающую потребность в общении словесными средствами, расширять диапазон речевых высказываний, не только воспринимать определенную речевую формулу, но и представлять ситуацию, которую она отражает.

В речи учителя для ученика содержатся образцы речевых средств, которым можно подражать, овладевая речевыми конструкциями разной степени сложности.

Одним из путей эффективной реализации принципа интенсификации речевого общения является создание единого речевого режима в школе, единство требований к речи учащихся со стороны педколлектива, обеспечение условий содержательного общения учащихся (работа парами, бригадами, под руководством «маленького учителя)

Результатом успешной реализации принципа интенсификации речевого общения является формирование у глухих учащихся положительной установки на речевое общение с окружающими. Учащиеся сами активно пользуются словесными средствами, особенно в обращениях к учителю. При этом многие испытывают радость от речевого общения, от возможности спросить и 'Понять ответ, выраженный словесными средствами. Словесная регуляция постепенно приобретает все большую роль не только в учебной, но и в других видах деятельности.

Практика специальной школы для глухих детей подтверждает, что принципы дидактики взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом, если они одновременно реализуются в учебной работе как целостная система при сохранении относительной самостоятельности и статуса каждого из них.

Без системного подхода к пониманию и использованию дидактических принципов нельзя высококачественно и эффективно осуществить комплекс требований развивающего обучения, решить образовательные и воспитательные задачи обучения.

Вторая часть вопроса, которую не убрали, методист ВУЗа напечатала таки неверно, Поэтому надо будет рассказать. Педагогические условия реа­лизации этих принципов на примере одного из учебных предметов.

ü Отбор содержания образования;

ü использование целесообразных приемов и методов обучения глухих учащихся;

ü осуществление систематической и целенаправленной педагогической работы с глухими учащимися с учетом индивидуальных особенностей их развития.

ü Создание слухоречевой среды (мотивация детей на устное общение; неустанное исправление всеми взрослыми ошибок речи и произношения).

Урок ППО специфический урок, ППО интегрированный предмет. Программой предусмотрено специфическое содержание, разработанное Зыковым С.А., которое направлено на развитие речи в связи с деятельностью. В соответствии с программными требованиями на уроках предметно-практического обучения развиваются организационные, коммуникативные, интеллектуальные умения Ребёнок создаёт изделие, но при этом интенсифицируется речевое общение через использование специфических приемов и методов (написание заявки, составление плана работы, отчёта по окончанию изготовления изделия) процесс обучения основам наук осуществляется в единстве с обучением словесной речи

Принцип коррекционной направленности Принцип опоры на предметно-практическую деятельность Принцип интенсивного развития слухового восприятия глухих в обучении

Дать пример любого урока ППО.

Вопрос 51.Содержание работы с детьми после КИ (кохлерной имплантации)

заключается в реализации слухоречевой реабилитации детей.

Сегодня в мире около 300 тысяч глухих детей и взрослых используют кохлеарные импланты (КИ). Кохлеарная имплантация стремительно набирает темпы в России. В Челябинске неуклонно увеличивается количество имплантированных детей (к 2011 имплантировано более 130 детей).

Кохлеарная имплантация улучшает возможности развития восприятия речи и устной речи при соблюдении обязательных условий: постоянное пользование кохлеарным имплантом; наличие речевой среды, в которой ребёнок постоянно слышит речь и использует её для общения; длительные регулярные занятия с сурдопедагогом и близкими по развитию у ребёнка слуха и речи как средства общения. По мнению ученых (Л.В. Андреева, И.В. Королёва, В.И. Пудов и др.) эффект от кохлеарной имплантации может полностью отсутствовать, если не обеспечены необходимые условия для послеоперационной слухоречевой реабилитации ребёнка с использованием адекватных методов развития слуха и речи.

Общедидактические подходы разработаны О.В. Зонтовой, И.В. Королёвой, Э.В. Мироновой и др. Необходим поиск эффективных путей в реализации слухоречевого подхода, являющегося основным в оказании коррекционно – педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации; проведение работы по созданию дидактических и методических материалов и создание системы мероприятий для комплексного решения данной проблемы.

Целью работы с детьми с Кохлеарным имплантом является создание комплекса условий, обеспечивающих коррекционно – педагогическую, психологическую, социальную реабилитацию детей дошкольного возраста, перенесших операцию кохлеарной имплантации; информационно – консультативную, психолого - педагогическую помощь семье, педагогам, работающим с данной категорией детей.

Задачи:

1. Оказание коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с кохлеарным имплантом по восстановлению / развитию слухового восприятия окружающих звуков, речи и собственной речи; связной речи, навыков речевого общения; развитие языковой системы родногоязыка.

оказание коррекционно-педагогической помощи детям возраст (и взрослым) с кохлеарным имплантом по:

- восстановлению / развитию слухового восприятия окружающих звуков, речи и собственной речи;

- восстановлению / развитию связной речи, навыков речевого общения; (развитие языковой системы родного языка);

- коррекции нарушений произношения, голоса, интонационно-ритмических характеристик речи;

2. Осуществление психологической, помощи и социальной поддержки детям с кохлеарным имплантом и их семьям.

3. Оказание информационной и методической помощи, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по вопросам слухоречевой реабилитации детей дошкольного с кохлеарным имплантом в вопросах их обучения и воспитания, создания условий для сохранения физического и психического здоровья и их социализации.

Содержание работы:

- реализация комплексной системы мер по слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации;

-сопровождение реализации образовательных программ дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения в соответствии с психофизическими особенностями, интеллектуальными и личностными возможностями детей с кохлеарным имплантом;

Основные направления работы: диагностическое, коррекционно-педагогическое; информационно – консультативное; научно-методическое, методическое сопровождение учебно-воспитательной работы.

 

Вопрос

УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО ШКОЛОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

Задачи управления специальной школой-интернатом

Управление современной школой для детей с недостатками слуха — сложный процесс, сочетающий правильный выбор цели, задач деятельности специальной школы, изучение и анализ дос­тигнутого уровня учебно-воспитательной и коррекционной работы, рациональное планирование деятельности школы на всех уровнях. Основные задачи управления специальной школой-интернатом сводятся к следующему:

постановка цели и задач, ранжирование их по степени важнос­ти и планирование в соответствии с ними работы школы-интер­ната;

расстановка кадров, определение обязанностей, установление связей с управляемой подсистемой и руководство ею;

организация системы внутришкольной информации и обратной связи;

всесторонний контроль за деятельностью управляемой и управ­ляющей подсистем для предупреждения или устранения недостат­ков в работе;

создание и поддержание материально-технической базы, необ­ходимой для нормального функционирования школы-интерната;

постоянная забота о повышении квалификации руководителей школы и педагогического мастерства учителей и воспитателей;

забота руководства школы о сотрудниках, об улучшении усло­вий их труда и быта, заслуженном поощрении лучших сотрудни­ков, своевременном продвижении их по службе;

создание благоприятного психологического климата в педаго­гическом коллективе.

Для руководства всей деятельностью специальной школы-ин­терната вышестоящими органами народного образования (респуб­ликанскими, краевыми, областными, городскими) назначается директор из числа лучших учителей, обладающий организаторски­ми способностями, имеющий высшее дефектологическое образова­ние и опит педагогической работы в школе для детей с недостат­ками слуха не менее трех лет. Директор может избираться педа­гогическим коллективом школы.

Права п обязанности директора и других должностных лиц специальной школы-интерната определяются Уставом средней об­щеобразовательной школы, Правилами внутреннего трудового распорядка работников школ-интернатов, а также Положениями о специальной общеобразовательной школе-интернате для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей. Директор школы-

н I

интерната несет ответственность за прием детей в школу-интернат и правильное комплектование классов, за создание условий, обес­печивающих нормальную жизнедеятельность учащихся, сохран­ность их жизни и здоровья, необходимые условия обучения и вос­питания (общий и речевой режим). На директора ложится ответ­ственность за организацию всей учебно-воспитательной и коррек- ционной работы специальной школы-интерната и обеспечение под­готовки учащихся с недостатками слуха к жизни и производитель­ному труду. Директор постоянно работает над развитием педаго­гического коллектива, сохранением и укреплением его традиций, формированием отношений сотрудничества между учителями, вос­питателями. Исключительное значение в решении этих задач приобретает развитие директором критики и самокритики в педа­гогическом коллективе, единство действий учителей и воспита­телей.

В круг обязанностей директора специальной школы-интерната входит осуществление связи с дошкольными учреждениями для детей с недостатками слуха, с поликлиниками, Обществом глухих, общественными организациями города, района, села, шефствую­щим предприятием, другими организациями и учреждениями. Ди­ректор обеспечивает нормальное хозяйственно-финансовое состоя­ние вверенной ему школы-интерната, в том числе и обеспечение ее аппаратурой, необходимой для исследования, развития и ис­пользования остаточного слуха глухих и слабослышащих уча­щихся.

Осуществляя управление, директор сам участвует в выполне­нии управленческих решений, реализации намеченных планов: он постоянно работает с людьми — учителями и воспитателями, уча­щимися, родителями, техническим персоналом школы, осуществ­ляет внешкольные связи.

Многогранная и ответственная деятельность по руководству специальной школой-интернатом предъявляет высокие требования к личности директора. Это высокая идейность и политическая гра­мотность, честность, принципиальность, безупречная нравствен­ность. Директор школы должен отличаться эрудицией, професси­ональной компетентностью, личным педагогическим мастерством, художественным вкусом и общей культурой. Важным для дирек­тора является владение организаторскими способностями, уме­ние работать с людьми.

Не менее сложной и ответственной является работа замести­теля директора школы-интерната для детей с недостатками слуха по учебно-воспитательной работе. Заместитель директора назначается городским или районным отделом народного обра­зования или выбирается из числа лучших учителей, имеющих высшее дефектологическое образование и стаж работы в специаль­ной школе не менее трех лет. В специальной школе-интернате, где имеется более 22 классов, работают два заместителя директо­ра по учебно-воспитательной работе, причем один из них руково­дит работой начальной школы, другой — старших классов шеститедь директора по учебно-воспитательной работе сов- ю с директором создает все необходимые условия для гетвдения учебно-воспитательного процесса глухих и слабо- ащих учащихся, обеспечения его коррекционной напразлен- . Обязанностью заместителя директора по учебко-воспита- ой работе является научно обоснованное и методически пра- юс построение процесса обучения основам наук, коммунисти- го воспитания и профессионально-трудового обучения. Он ает за высокое качество обучения и воспитания, выполнение ых планов и программ, контролирует осуществление днффе- 'рованного подхода в обучении и воспитании с учетом сос- я слуха и особенностей речевого и умственного развития пхея, обеспечивает организацию и проведение работы но фор- за■ Ijiю и коррекции речи, развитию остаточного слуха уча- ;; на уровне современных требований сурдопедагогики, дзетственным участком работы заместителя директора по о-воспнтателыюй работе является организация непрерывного бразования педагогического коллектива, повышение уровня огического мастерства и обогащение профессионального опы- ждого учителя и воспитателя. Заместитель директора орга- г методическую работу школы, изучение и обобщение пере- э опыта, внедряет достижения педагогической науки и пере- з опыта в практику работы каждого учителя и воспитателя альной школы. Заместитель директора оказывает учителям и гателям необходимую теоретическую и методическую по- контролирует их деятельность. Заместитель директора в se комиссии участвует в приеме детей и комплектовании зв, помогает директору в подборе учителей и воспитателей, нально распределяет между ними учебную нагрузку, состав- заспнсание уроков и контролирует его выполнение, состав- 'рафик дежурства учителей и воспитателей. Он же органи- 1 контролирует работу с семьями учащихся, проведение )гического всеобуча родителей, внеклассной и школьной ра- оказывает помощь пионерской и комсомольской организа- спедиальнои школы. В школах-интернатах с большим кон­ном учащихся предусматривается разделение функций за­тлей директора по учебной и воспитательной работе, мощннк директора по хозяйственной части отвечает за сох- :ть школьных зданий и школьного имущества, за материаль- эеспечение учебного процесса, за санитарное состояние ,енлй, за правильную организацию - работы обслуживающе- сонала.

шегиальные органы авления школой

/правлении и руководстве школой директор и его заместп- пнраются на коллегиальные органы и общественные оргаин-

Постоянно действующим коллегиальным органом управления специальной школой-интернатом является педагогический совет. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союз­ных республик о народном образовании и Уставом средней обще­образовательной школы педсовет образуется в школах, где рабо­тает более трех учителей, для рассмотрения основных вопросов учебной, воспитательной и методической работы.

Работа педагогического совета осуществляется в двух направ­лениях: 1) решение производственно-деловых вопросов; 2) орга­низация и руководство научно-педагогической деятельностью спе­циальной школы.

Педагогический совет возглавляет директор школы. Членами педагогического совета являются заместители директора по учеб- но-вослптателыюй работе, учителя, воспитатели, старший пионер­вожатый, учнтель-дефектолог слухового кабинета, врач, председа­тель родительского комитета, библиотекарь.

Педагогический совет утверждает план работы школы-интер­ната и отдельных ее подразделений, обсуждает и оценивает рабо­ту школы-интерната по четвертям и за год, принимает решения об организации кружков, клубов, о переводе учащихся в следующий класс, о допуске учащихся к экзаменам и их выпуске и др.

Подготовка и проведение педсоветов осуществляется в четыре этапа: планирование работы педсовета на год; подготовка педсо­вета; проведение педсовета; работа по выполнению решений пед­совета и контроль выполнения.

Коллегиал ьным оргзном, соде йствующим повышению уровня учебно-воспитательного процесса и педагогического мастерства учителей и воспитателей, являются методические объединения. Центрами текущей методической работы в школах-интернатах яв­ляются предметные объединения учителей, семинары воспитате­лей, планы которых разрабатываются на основе годового плана работы школы. Руководят методическими объединениями опытные учителя п воспитатели, получающие инструктаж от директора и его заместителей.

Методические объединения учителей младших, средних и стар­ших классов школ глухих и слабослышащих организуются замес­тителем директора по учебно-воспитательной работе. На методи­ческих объединениях учителей начальных классов обсуждаются вопросы формирования н развития словесной речи, грамматичес­кого строя и навыков связной речи учащихся, развития их остаточ­ного слуха, использования ТСО в учебном процессе, обсуждаются открытые уроки, пропагандируется и обобщается передовой педа­гогический опыт. Методические объединения учителей старших классов анализируют учебные программы, программы факульта­тивных и кружковых занятий с точки зрения использования их воспитательных возможностей, укрепления связи с жизнью. На заседаниях объединений учителя знакомятся с новинками сурдо-

3G7

педагогической литературы по проблемам обучения, воспитания н изучения личности глухого и слабослышащего ребенка.

В работе объединений воспитателей особое место находят воп­росы воспитательной работы, совершенствования коррекционной направленности воспитательного процесса. На заседаниях и семи­нарах методобъединения воспитателей обсуждаются открытые вос­питательные занятия (беседы на политические и этические темы, трудовые занятия, читательские конференции и др.).

Педагогические коллективы школ участвуют в работе район­ных, городских и кустовых методических объединений, которые собираются преимущественно в каникулярное время, чтобы обме­няться опытом, рассмотреть ряд актуальных проблем обучения и воспитания учащихся.

Планирование работы школы

Вся деятельность специальной школы-интерната подчиняется системе взаимно согласованных, дополняющих и конкретизирую­щих друг друга планов. Это перспективный пятилетний план раз­вития школы-интерната; годовой план учебно-воспитательной ра­боты; план-график организационной, методической и внеклассной работы (на каждую четверть); план-график внутришкольного контроля; планы партийной, профсоюзной, комсомольской, пионер­ской организаций школы; тематические и поурочные планы учи­телей, планы работы воспитателей; оперативный план работы директора и его заместителей, план работы методических объеди­нений, ученических организаций, родительского комитета, кабине­та профориентации и др.

Основным документом, определяющим и корректирующим дея­тельность педагогического коллектива школы-интерната, является годовой план. Он является органичной составной частью пяти­летнего плана и основой внутришкольного руководства и контроля на текущий учебный год. Годовой план является более конкрет­ным, содержание его определяется спецификой работы школы.

К составлению годового плана привлекаются учителя, воспи­татели, старший пионервожатый, заместители директора по учеб­но-воспитательной работе, учитель-дефектолог слухового кабинета, библиотекарь, представители школьной партийной организации, местный комитет профсоюза. Проект годового плана рассматрива­ется в школьной партийной и профсоюзной организациях и утверждается педагогическим советом.

Тематические планы учителей составляются по основным те­мам программы. Они дают возможность установить место каждо­го урока в общей системе занятий по предмету. Кроме поурочной разбивки материала в них дается перечень лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ, кино- и телеуроков; могут быть намечены проблемные ситуации, используемые в ходе изучения темы, определяются воспитательные возможности изучаемого ма­териала. В поурочных планах учителей раскрывается конкретное содержание каждого урока.

Планы воспитателей составляются также на основе годового плана школы-интерната, планов совета дружины н комитета ВЛКСМ.

Оперативные планы директора и его заместителей составляют­ся на различные сроки — на неделю, месяц, четверть, в зависи­мости от привычной для руководства практики планирования. Ряд мер по контролю за ходом учебного процесса не укладывается в рамки недели, поэтому возникает необходимость оперативного планирования на длительный срок. В оперативные планы обычно включаются мероприятия по контролю за выполнением годового плана, посещение уроков, факультативных и внеклассных мероп­риятий, заседания методических объединений, подготовка к засе­даниям педагогического совета, родительских собраний.

Организация

внутришкольного контроля

В систему руководства специальной школой-интернатом вхо­дит педагогический контроль — систематическое изучение состоя­ния учебно-воспитательной и коррекционной работы школы-интер­ната, проверка деятельности педагогического коллектива по выполнению программы и планов работы. Контролируется исполь­зование научно обоснованных методов и приемов в учебно-воспи­тательной работе с глухими и слабослышащими учащимися, ка­чество знаний, умений и навыков учащихся, состояние дисципли­ны, выполнение принятых решений. На основе полученных данных контроля оказывается необходимая помощь членам педагогичес­кого коллектива.

Внутришколъный педагогический контроль, осуществляемый руководством школы, планируется, и этот план доводится до све­дения всех, чья работа проверяется. При этом указываются сроки, формы, методы контроля, разделы учебного и воспитательного процесса, подлежащие контролю. Планирование контроля и его широкая гласность способствуют ритмичности работы, исключают стихийность контроля и учет случайных, нетипичных недостатков в работе учителя и воспитателя. Четкий и гласный контроль спо­собствует укреплению трудовой дисциплины педагогического кол­лектива и руководства школы, активизирует работу учителей и воспитателей.

В практике работы специальной школы различают следующие виды контроля: по времени проведения — предварительный, те­кущий и последующий; по содержанию — фронтальный и темати­ческий; по формам — индивидуальный, групповой и коллективный.

Директор и его заместитель по учебно-воспитательной работе осуществляют педагогический контроль в школе-интернате.

Формы контроля учебной работы:

выборочное посещение отдельных уроков для изучения деятель­ности учителя и учащихся в обычной обстановке;

тематическое посещение серии уроков (индивидуальных заня­тий) для определения системы работы учителя над той или иной темой программы;

параллельное посещение уроков (индивидуальных занятий) у двух или нескольких учителей по одной и той же теме для выявления индивидуального стиля работы учителя, определения наиболее эффективных средств и методов ведения урока по избранной для контроля теме;

целевое посещение урока или индивидуального занятия с при­глашением специалиста для более углубленного изучения отдель­ных стсрон педагогического процесса;

комплексное изучение процесса обучения в одном классе. Осо­бенно эффективен этот вид проверки в среднем и старшем звене обучения, где с классом работают учителя-предметники. Благода­ря комплексному изучению учебного процесса возможно просле­дить наличие единства требований к учащимся, реализацию меж- лредметних связей;

предварительный и итоговый контроль работы учителя по име­ющейся документации (журналы, планы работы, дневники инди­видуальных занятий, материалы, подготовленные и используемые учителем на уроке и индивидуальных занятиях);

контроль знаний и умений учащихся (контрольная работа, оп­рос, проверка ежедневных ученических работ, проверка умений и навыков в практической деятельности — в трудовой, учебно-позна- вателыюй, в общении);

беседы с учителями по тому или иному разделу учебного про­цесса, избранному для контроля.

Фор м ы контроля воспитательно й внеклассной р а б о т л:

поселение внеклассных мероприятий;

наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе его ра­боты с детьми (выполнение общего и речевого режима, владение методами воспитания, отношение к нему воспитанников и т. д.);

проверка документации, ознакомление с работами учащихся, выполненными во внеклассное время;

беседы с воспитателями, родителями, учителями; оценка уровня воспитанности учащихся;

примерка у воспитанников навыков, умений, получаемых ими во внеклассное время (навыков коммуникации, социально-бытовой ориентировки, бытовых, производственных умений и т. п.);

изучение отзывов об учащихся (руководителей предприятий и мастеров производственного обучения, представителей Общества глухих и других организаций, которые могут находиться в контак­те с учащимися).

Росту педагогического мастерства, творческой инициативы, по­вышению идейно-теоретического уровня учителей способствует аттестация, которая проводится раз в 5 лет. Аттестация проводит­ся на основе объективной оценки деятельности учителя в услови­ях широкой гласности. При аттестации учитываются качество проводимой учителем учебно-воспитательной и коррекционной работы, использование современных методов обучения, участие в методической работе и систематическое повышение своей квали­фикации и педагогического мастерства, идейно-политического уровня. Учитываются также деловые качества учителя, его отно­шение к общественному долгу и соблюдение нравственных норм.

Директор школы совместно с партийной и профсоюзной орга­низациями составляет отзыв (характеристику) на каждого учите­ля, дает оценку его работы, а также предложения по поощрению учителя, высказывает рекомендации по улучшению той или иной стороны его деятельности. Аттестационные материалы после озна­комления с ними аттестуемых передаются директором школы-ин­терната в районное (городское) управление народного образова­ния на рассмотрение аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия в составе заведующего управлением народного образо­вания, председателя комитета профсоюза, инспекторов, методис­тов, лучших учителей и руководителей школ рассматривает пред­ставленные материалы и дает одну из следующих оценок дея­тельности учителя:

а) соответствует занимаемой должности и заслуживает поощ­рения (в том числе присвоения звания «старший учитель» или «учитель-методист»);

б) соответствует занимаемой должности;

в) соответствует занимаемой должности при условии выполне­ния рекомендаций комиссии;

г) не соответствует занимаемой должности.

Принятое аттестационной комиссией решение доводится до сведения школы в месячный срок.

Учебно-материальная база

специальной школы

Современный уровень научно-технического и социального прог­ресса, цель и задачи специальной школы, методы и организацион­ные формы обучения детей с недостатками слуха определяют следующее содержание учебно-материальной базы специальной школы: типовое здание, отвечающее современным требованиям, в котором располагаются классные помещения; система специали­зированных учебных кабинетов; помещения для отдыха и внеклас­сной работы учащихся, вспомогательные помещения. В содержа­ние учебно-материальной базы школы включены также педагоги­ческая, учебная и детская библиотека школы, учебная и бытовая мебель и приспособления, игровые и спортивные принадлежности и инвентарь, учебное оборудование классов и учебных кабинетов, специальные технические средства, необходимые для исследова­ния, развития и использования остаточного слуха и для работы над словесной речью глухих и слабослышащих учащихся. Для оказания помощи в управлении учебно-воспитательным процессом селекторную связь, замкнутую телевизионную установку с видео­магнитофоном, радиоузлом, телевизорами, телекамерами в учеб­ных помещениях. Желательно наличие дисплейного класса и ин­дивидуальных компьютеров для членов педагогического коллек­тива. В соответствии с действующим законодательством школа- интернат для детей с недостатками слуха находится на государ­ственном обеспечении и финансируется исполнительными комите­тами местных Советов народных депутатов. Единоличным распорядителем всех средств является директор.

Важной предпосылкой эффективности обучения и воспитания является создание в специальной школе-интернате кабинетной системы, охватывающей все учебные предметы. Помещения для начальных классов оснащаются полным комплектом школьного оборудования, специальной слуховой аппаратурой. Для занятий в. старших классах оборудуются кабинеты и лаборатории по от­дельным предметам или кабинеты, в которых совмещается препо­давание по двум и даже по трем предметам (например, по мате­матике и черчению; истории, обществоведению и географии и т. д.). Современный школьный учебный кабинет — это единая, ор­ганически связанная система учебного оборудования, смонтиро­ванная в отдельном помещении, оформленная в соответствии с требованиями научной организации труда учителя и учащихся и обеспечивающая высокий уровень преподавания данного учеб­ного предмета.

В состав учебного оборудования школьных учебных кабинетов входят:

1. Натуральные объекты (предметы объективной действитель­ности; натуральные предметы и технические средства для де­монстрационного и лабораторного воспроизведения явлений при­роды, качественного и количественного их изучения; материаль­ные и технические средства для трудовой и изобретательской деятельности учащихся).

2. Изображения и отображения объектов {объемные пособия, плоскостные пособия, аудиовизуальные средства).

3. Письменные описания предметов и явлений (учебники, ру­ководства для наблюдений, справочные и научные книги, методи­ческая литература).

4. Технические средства для проявления учебной информации, заложенной в других средствах (киноаппаратура, графопроекто- ры, телевизоры, магнитофоны, тренажеры, ЭВМ).

5. Звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллек­тивного пользования. Технические средства для исследования и развития остаточного слуха и словесной речи.

Учебное оборудование кабинетов используется не только на уроках, но и во внеклассное время (внеклассные мероприятия по предмету, кружки, консультации для слабоуспевающих). В учеб­ном кабинете создаются широкие возможности для самостоятель­ной работы учащихся и контроля этой работы учителем.воспитателям, центр пропаганды методических и специальных зна­ний среди родителей.

В число учебных кабинетов входят специализированные каби­неты для индивидуальной и фронтальной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Педагогический коллектив специальной школы бережно отно­сится к школьному имуществу, рационально использует его, лич­ным примером и упражнением приучает учащихся сохранять и беречь учебно-материальную базу школы.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.