Принцип интенсификации речевого общения Овладение языком, речевое общение выступают для глухих в качестве важнейшего средства коррекции и компенсации дефекта. Принцип интенсификации речевого общения обусловливает необходимость реализации коммуникативной функции языка, формирования у глухих детей потребности в общении на словесной основе, обеспечения во всех звеньях учебно-воспитательного процесса широкой речевой практики учащихся, стимулирующей накопление словарного запаса, овладение фонетическими и грамматическими нормами языка. Принцип интенсификации речевого общения предполагает формирование словесной речи в дактильной, устной и письменной форме. Дактильная речь как начальная форма обеспечивает глухому ребенку возможность воспроизводить слова с помощью дактильных знаков по подражанию в условиях, когда устное и письменное изображение слова еще не усвоено. Она позволяет руководствоваться при отборе языкового материала не доступностью его произношения, а актуальностью для общения, развития познавательной деятельности, общего развития глухих учащихся. Дактильная речь — средство, ускоряющее овладение речью в письменной и устной форме. Обучение письменной речи служит целям интенсификации речевого общения. При этом особое значение придается таким формам речевой коммуникации, как отчет, заявление, письмо и др. Устная речь формируется одновременно с дактильной. Овладев основными звуками (сокращенная система фонем), дети оказываются в состоянии использовать актуальный речевой материал, усвоенный в дактильной форме, для общения с окружающими. Овладение языком как средством общения невозможно без правильного восприятия устной речи, внятного произношения. Совершенствованию их качества содействует опора на развивающийся слух ребенка. Работа по развитию речевого слуха — обязательный компонент всех учебных и внеклассных занятий — выступает как важнейшее условие интенсификации речевого общения. Стимулятором потребности глухих в речевом общении выступает формирование речевых навыков и умений в деятельности, т. е. в наиболее естественных и мотивированных условиях. Потребность в словесном общении развивается по мере формирования определенного словесно-речевого фонда (словарного запаса, вариантов различных видов конструкций словосочетаний и предложений, структур диалогических единств и связных высказываний) и создания благоприятных условий для широкой речевой практики. Принцип интенсификации речевого общения предполагает развитие характерных для процесса общения речевых форм, преобладание в обучении видов работ, непосредственно направленных на коммуникацию. Реализация принципа интенсификации речевого общения выражается в формировании у глухих учащихся комплекса речевых умений. К ним относятся развиваемые на всех уроках по всем учебным предметам умения отвечать на вопросы, формулировать вопрос, сообщать о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения, обратиться с просьбой, поручением к товарищу, учителю и др. Практически речь идет об овладении словесными средствами побуждения к действию — ответной реакцией является выполнение задания. Принципу интенсификации речевого общения подчиняется и работа по развитию речи во внеклассное время, осуществляемая в разнообразных коммуникативных условиях в педагогически организованной среде. Широкая речевая практика за пределами урока воспитывает потребность в словесной речи, обогащает и совершенствует навык словесного общения неслышащих учащихся с окружающими людьми. Принцип интенсификации речевого общения отражается в программных требованиях к обучению разным предметам. Этому принципу подчинен подбор речевого материала в программах (представлен языковый материал, нужный для формирования речевого общения, расширения базы такого общения, порождения высказываний, вопросов, реплик и др.). Принцип интенсификации речевого общения обязывает учителя широко использовать на уроках стимулы овладения речью: различные виды деятельности, дидактические игры, ситуации (естественные и модели), разнообразные упражнения. На каждом уроке при подведении итогов поощряются те учащиеся, которые демонстрировали активную речевую деятельность. Принцип обязывает учителя в общении с учащимися говорить только то, что в состоянии в данный момент понять дети, использовать речевой материал, известный им в каждом нужном случае, побуждать их к речевым высказываниям по разным поводам. Принцип требует от учащихся удовлетворять возникающую потребность в общении словесными средствами, расширять диапазон речевых высказываний, не только воспринимать определенную речевую формулу, но и представлять ситуацию, которую она отражает. В речи учителя для ученика содержатся образцы речевых средств, которым можно подражать, овладевая речевыми конструкциями разной степени сложности. Одним из путей эффективной реализации принципа интенсификации речевого общения является создание единого речевого режима в школе, единство требований к речи учащихся со стороны педколлектива, обеспечение условий содержательного общения учащихся (работа парами, бригадами, под руководством «маленького учителя) Результатом успешной реализации принципа интенсификации речевого общения является формирование у глухих учащихся положительной установки на речевое общение с окружающими. Учащиеся сами активно пользуются словесными средствами, особенно в обращениях к учителю. При этом многие испытывают радость от речевого общения, от возможности спросить и 'Понять ответ, выраженный словесными средствами. Словесная регуляция постепенно приобретает все большую роль не только в учебной, но и в других видах деятельности. Практика специальной школы для глухих детей подтверждает, что принципы дидактики взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом, если они одновременно реализуются в учебной работе как целостная система при сохранении относительной самостоятельности и статуса каждого из них. Без системного подхода к пониманию и использованию дидактических принципов нельзя высококачественно и эффективно осуществить комплекс требований развивающего обучения, решить образовательные и воспитательные задачи обучения. Вторая часть вопроса, которую не убрали, методист ВУЗа напечатала таки неверно, Поэтому надо будет рассказать. Педагогические условия реализации этих принципов на примере одного из учебных предметов. ü Отбор содержания образования; ü использование целесообразных приемов и методов обучения глухих учащихся; ü осуществление систематической и целенаправленной педагогической работы с глухими учащимися с учетом индивидуальных особенностей их развития. ü Создание слухоречевой среды (мотивация детей на устное общение; неустанное исправление всеми взрослыми ошибок речи и произношения). Урок ППО специфический урок, ППО интегрированный предмет. Программой предусмотрено специфическое содержание, разработанное Зыковым С.А., которое направлено на развитие речи в связи с деятельностью. В соответствии с программными требованиями на уроках предметно-практического обучения развиваются организационные, коммуникативные, интеллектуальные умения Ребёнок создаёт изделие, но при этом интенсифицируется речевое общение через использование специфических приемов и методов (написание заявки, составление плана работы, отчёта по окончанию изготовления изделия) процесс обучения основам наук осуществляется в единстве с обучением словесной речи Принцип коррекционной направленности Принцип опоры на предметно-практическую деятельность Принцип интенсивного развития слухового восприятия глухих в обучении Дать пример любого урока ППО. Вопрос 51.Содержание работы с детьми после КИ (кохлерной имплантации) заключается в реализации слухоречевой реабилитации детей. Сегодня в мире около 300 тысяч глухих детей и взрослых используют кохлеарные импланты (КИ). Кохлеарная имплантация стремительно набирает темпы в России. В Челябинске неуклонно увеличивается количество имплантированных детей (к 2011 имплантировано более 130 детей). Кохлеарная имплантация улучшает возможности развития восприятия речи и устной речи при соблюдении обязательных условий: постоянное пользование кохлеарным имплантом; наличие речевой среды, в которой ребёнок постоянно слышит речь и использует её для общения; длительные регулярные занятия с сурдопедагогом и близкими по развитию у ребёнка слуха и речи как средства общения. По мнению ученых (Л.В. Андреева, И.В. Королёва, В.И. Пудов и др.) эффект от кохлеарной имплантации может полностью отсутствовать, если не обеспечены необходимые условия для послеоперационной слухоречевой реабилитации ребёнка с использованием адекватных методов развития слуха и речи. Общедидактические подходы разработаны О.В. Зонтовой, И.В. Королёвой, Э.В. Мироновой и др. Необходим поиск эффективных путей в реализации слухоречевого подхода, являющегося основным в оказании коррекционно – педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации; проведение работы по созданию дидактических и методических материалов и создание системы мероприятий для комплексного решения данной проблемы. Целью работы с детьми с Кохлеарным имплантом является создание комплекса условий, обеспечивающих коррекционно – педагогическую, психологическую, социальную реабилитацию детей дошкольного возраста, перенесших операцию кохлеарной имплантации; информационно – консультативную, психолого - педагогическую помощь семье, педагогам, работающим с данной категорией детей. Задачи: 1. Оказание коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с кохлеарным имплантом по восстановлению / развитию слухового восприятия окружающих звуков, речи и собственной речи; связной речи, навыков речевого общения; развитие языковой системы родногоязыка. оказание коррекционно-педагогической помощи детям возраст (и взрослым) с кохлеарным имплантом по: - восстановлению / развитию слухового восприятия окружающих звуков, речи и собственной речи; - восстановлению / развитию связной речи, навыков речевого общения; (развитие языковой системы родного языка); - коррекции нарушений произношения, голоса, интонационно-ритмических характеристик речи; 2. Осуществление психологической, помощи и социальной поддержки детям с кохлеарным имплантом и их семьям. 3. Оказание информационной и методической помощи, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по вопросам слухоречевой реабилитации детей дошкольного с кохлеарным имплантом в вопросах их обучения и воспитания, создания условий для сохранения физического и психического здоровья и их социализации. Содержание работы: - реализация комплексной системы мер по слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации; -сопровождение реализации образовательных программ дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения в соответствии с психофизическими особенностями, интеллектуальными и личностными возможностями детей с кохлеарным имплантом; Основные направления работы: диагностическое, коррекционно-педагогическое; информационно – консультативное; научно-методическое, методическое сопровождение учебно-воспитательной работы. Вопрос УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО ШКОЛОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА Задачи управления специальной школой-интернатом Управление современной школой для детей с недостатками слуха — сложный процесс, сочетающий правильный выбор цели, задач деятельности специальной школы, изучение и анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной и коррекционной работы, рациональное планирование деятельности школы на всех уровнях. Основные задачи управления специальной школой-интернатом сводятся к следующему: постановка цели и задач, ранжирование их по степени важности и планирование в соответствии с ними работы школы-интерната; расстановка кадров, определение обязанностей, установление связей с управляемой подсистемой и руководство ею; организация системы внутришкольной информации и обратной связи; всесторонний контроль за деятельностью управляемой и управляющей подсистем для предупреждения или устранения недостатков в работе; создание и поддержание материально-технической базы, необходимой для нормального функционирования школы-интерната; постоянная забота о повышении квалификации руководителей школы и педагогического мастерства учителей и воспитателей; забота руководства школы о сотрудниках, об улучшении условий их труда и быта, заслуженном поощрении лучших сотрудников, своевременном продвижении их по службе; создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. Для руководства всей деятельностью специальной школы-интерната вышестоящими органами народного образования (республиканскими, краевыми, областными, городскими) назначается директор из числа лучших учителей, обладающий организаторскими способностями, имеющий высшее дефектологическое образование и опит педагогической работы в школе для детей с недостатками слуха не менее трех лет. Директор может избираться педагогическим коллективом школы. Права п обязанности директора и других должностных лиц специальной школы-интерната определяются Уставом средней общеобразовательной школы, Правилами внутреннего трудового распорядка работников школ-интернатов, а также Положениями о специальной общеобразовательной школе-интернате для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей. Директор школы- н I интерната несет ответственность за прием детей в школу-интернат и правильное комплектование классов, за создание условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность учащихся, сохранность их жизни и здоровья, необходимые условия обучения и воспитания (общий и речевой режим). На директора ложится ответственность за организацию всей учебно-воспитательной и коррек- ционной работы специальной школы-интерната и обеспечение подготовки учащихся с недостатками слуха к жизни и производительному труду. Директор постоянно работает над развитием педагогического коллектива, сохранением и укреплением его традиций, формированием отношений сотрудничества между учителями, воспитателями. Исключительное значение в решении этих задач приобретает развитие директором критики и самокритики в педагогическом коллективе, единство действий учителей и воспитателей. В круг обязанностей директора специальной школы-интерната входит осуществление связи с дошкольными учреждениями для детей с недостатками слуха, с поликлиниками, Обществом глухих, общественными организациями города, района, села, шефствующим предприятием, другими организациями и учреждениями. Директор обеспечивает нормальное хозяйственно-финансовое состояние вверенной ему школы-интерната, в том числе и обеспечение ее аппаратурой, необходимой для исследования, развития и использования остаточного слуха глухих и слабослышащих учащихся. Осуществляя управление, директор сам участвует в выполнении управленческих решений, реализации намеченных планов: он постоянно работает с людьми — учителями и воспитателями, учащимися, родителями, техническим персоналом школы, осуществляет внешкольные связи. Многогранная и ответственная деятельность по руководству специальной школой-интернатом предъявляет высокие требования к личности директора. Это высокая идейность и политическая грамотность, честность, принципиальность, безупречная нравственность. Директор школы должен отличаться эрудицией, профессиональной компетентностью, личным педагогическим мастерством, художественным вкусом и общей культурой. Важным для директора является владение организаторскими способностями, умение работать с людьми. Не менее сложной и ответственной является работа заместителя директора школы-интерната для детей с недостатками слуха по учебно-воспитательной работе. Заместитель директора назначается городским или районным отделом народного образования или выбирается из числа лучших учителей, имеющих высшее дефектологическое образование и стаж работы в специальной школе не менее трех лет. В специальной школе-интернате, где имеется более 22 классов, работают два заместителя директора по учебно-воспитательной работе, причем один из них руководит работой начальной школы, другой — старших классов шеститедь директора по учебно-воспитательной работе сов- ю с директором создает все необходимые условия для гетвдения учебно-воспитательного процесса глухих и слабо- ащих учащихся, обеспечения его коррекционной напразлен- . Обязанностью заместителя директора по учебко-воспита- ой работе является научно обоснованное и методически пра- юс построение процесса обучения основам наук, коммунисти- го воспитания и профессионально-трудового обучения. Он ает за высокое качество обучения и воспитания, выполнение ых планов и программ, контролирует осуществление днффе- 'рованного подхода в обучении и воспитании с учетом сос- я слуха и особенностей речевого и умственного развития пхея, обеспечивает организацию и проведение работы но фор- за■ Ijiю и коррекции речи, развитию остаточного слуха уча- ;; на уровне современных требований сурдопедагогики, дзетственным участком работы заместителя директора по о-воспнтателыюй работе является организация непрерывного бразования педагогического коллектива, повышение уровня огического мастерства и обогащение профессионального опы- ждого учителя и воспитателя. Заместитель директора орга- г методическую работу школы, изучение и обобщение пере- э опыта, внедряет достижения педагогической науки и пере- з опыта в практику работы каждого учителя и воспитателя альной школы. Заместитель директора оказывает учителям и гателям необходимую теоретическую и методическую по- контролирует их деятельность. Заместитель директора в se комиссии участвует в приеме детей и комплектовании зв, помогает директору в подборе учителей и воспитателей, нально распределяет между ними учебную нагрузку, состав- заспнсание уроков и контролирует его выполнение, состав- 'рафик дежурства учителей и воспитателей. Он же органи- 1 контролирует работу с семьями учащихся, проведение )гического всеобуча родителей, внеклассной и школьной ра- оказывает помощь пионерской и комсомольской организа- спедиальнои школы. В школах-интернатах с большим конном учащихся предусматривается разделение функций затлей директора по учебной и воспитательной работе, мощннк директора по хозяйственной части отвечает за сох- :ть школьных зданий и школьного имущества, за материаль- эеспечение учебного процесса, за санитарное состояние ,енлй, за правильную организацию - работы обслуживающе- сонала. шегиальные органы авления школой /правлении и руководстве школой директор и его заместп- пнраются на коллегиальные органы и общественные оргаин- Постоянно действующим коллегиальным органом управления специальной школой-интернатом является педагогический совет. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании и Уставом средней общеобразовательной школы педсовет образуется в школах, где работает более трех учителей, для рассмотрения основных вопросов учебной, воспитательной и методической работы. Работа педагогического совета осуществляется в двух направлениях: 1) решение производственно-деловых вопросов; 2) организация и руководство научно-педагогической деятельностью специальной школы. Педагогический совет возглавляет директор школы. Членами педагогического совета являются заместители директора по учеб- но-вослптателыюй работе, учителя, воспитатели, старший пионервожатый, учнтель-дефектолог слухового кабинета, врач, председатель родительского комитета, библиотекарь. Педагогический совет утверждает план работы школы-интерната и отдельных ее подразделений, обсуждает и оценивает работу школы-интерната по четвертям и за год, принимает решения об организации кружков, клубов, о переводе учащихся в следующий класс, о допуске учащихся к экзаменам и их выпуске и др. Подготовка и проведение педсоветов осуществляется в четыре этапа: планирование работы педсовета на год; подготовка педсовета; проведение педсовета; работа по выполнению решений педсовета и контроль выполнения. Коллегиал ьным оргзном, соде йствующим повышению уровня учебно-воспитательного процесса и педагогического мастерства учителей и воспитателей, являются методические объединения. Центрами текущей методической работы в школах-интернатах являются предметные объединения учителей, семинары воспитателей, планы которых разрабатываются на основе годового плана работы школы. Руководят методическими объединениями опытные учителя п воспитатели, получающие инструктаж от директора и его заместителей. Методические объединения учителей младших, средних и старших классов школ глухих и слабослышащих организуются заместителем директора по учебно-воспитательной работе. На методических объединениях учителей начальных классов обсуждаются вопросы формирования н развития словесной речи, грамматического строя и навыков связной речи учащихся, развития их остаточного слуха, использования ТСО в учебном процессе, обсуждаются открытые уроки, пропагандируется и обобщается передовой педагогический опыт. Методические объединения учителей старших классов анализируют учебные программы, программы факультативных и кружковых занятий с точки зрения использования их воспитательных возможностей, укрепления связи с жизнью. На заседаниях объединений учителя знакомятся с новинками сурдо- 3G7 педагогической литературы по проблемам обучения, воспитания н изучения личности глухого и слабослышащего ребенка. В работе объединений воспитателей особое место находят вопросы воспитательной работы, совершенствования коррекционной направленности воспитательного процесса. На заседаниях и семинарах методобъединения воспитателей обсуждаются открытые воспитательные занятия (беседы на политические и этические темы, трудовые занятия, читательские конференции и др.). Педагогические коллективы школ участвуют в работе районных, городских и кустовых методических объединений, которые собираются преимущественно в каникулярное время, чтобы обменяться опытом, рассмотреть ряд актуальных проблем обучения и воспитания учащихся. Планирование работы школы Вся деятельность специальной школы-интерната подчиняется системе взаимно согласованных, дополняющих и конкретизирующих друг друга планов. Это перспективный пятилетний план развития школы-интерната; годовой план учебно-воспитательной работы; план-график организационной, методической и внеклассной работы (на каждую четверть); план-график внутришкольного контроля; планы партийной, профсоюзной, комсомольской, пионерской организаций школы; тематические и поурочные планы учителей, планы работы воспитателей; оперативный план работы директора и его заместителей, план работы методических объединений, ученических организаций, родительского комитета, кабинета профориентации и др. Основным документом, определяющим и корректирующим деятельность педагогического коллектива школы-интерната, является годовой план. Он является органичной составной частью пятилетнего плана и основой внутришкольного руководства и контроля на текущий учебный год. Годовой план является более конкретным, содержание его определяется спецификой работы школы. К составлению годового плана привлекаются учителя, воспитатели, старший пионервожатый, заместители директора по учебно-воспитательной работе, учитель-дефектолог слухового кабинета, библиотекарь, представители школьной партийной организации, местный комитет профсоюза. Проект годового плана рассматривается в школьной партийной и профсоюзной организациях и утверждается педагогическим советом. Тематические планы учителей составляются по основным темам программы. Они дают возможность установить место каждого урока в общей системе занятий по предмету. Кроме поурочной разбивки материала в них дается перечень лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ, кино- и телеуроков; могут быть намечены проблемные ситуации, используемые в ходе изучения темы, определяются воспитательные возможности изучаемого материала. В поурочных планах учителей раскрывается конкретное содержание каждого урока. Планы воспитателей составляются также на основе годового плана школы-интерната, планов совета дружины н комитета ВЛКСМ. Оперативные планы директора и его заместителей составляются на различные сроки — на неделю, месяц, четверть, в зависимости от привычной для руководства практики планирования. Ряд мер по контролю за ходом учебного процесса не укладывается в рамки недели, поэтому возникает необходимость оперативного планирования на длительный срок. В оперативные планы обычно включаются мероприятия по контролю за выполнением годового плана, посещение уроков, факультативных и внеклассных мероприятий, заседания методических объединений, подготовка к заседаниям педагогического совета, родительских собраний. Организация внутришкольного контроля В систему руководства специальной школой-интернатом входит педагогический контроль — систематическое изучение состояния учебно-воспитательной и коррекционной работы школы-интерната, проверка деятельности педагогического коллектива по выполнению программы и планов работы. Контролируется использование научно обоснованных методов и приемов в учебно-воспитательной работе с глухими и слабослышащими учащимися, качество знаний, умений и навыков учащихся, состояние дисциплины, выполнение принятых решений. На основе полученных данных контроля оказывается необходимая помощь членам педагогического коллектива. Внутришколъный педагогический контроль, осуществляемый руководством школы, планируется, и этот план доводится до сведения всех, чья работа проверяется. При этом указываются сроки, формы, методы контроля, разделы учебного и воспитательного процесса, подлежащие контролю. Планирование контроля и его широкая гласность способствуют ритмичности работы, исключают стихийность контроля и учет случайных, нетипичных недостатков в работе учителя и воспитателя. Четкий и гласный контроль способствует укреплению трудовой дисциплины педагогического коллектива и руководства школы, активизирует работу учителей и воспитателей. В практике работы специальной школы различают следующие виды контроля: по времени проведения — предварительный, текущий и последующий; по содержанию — фронтальный и тематический; по формам — индивидуальный, групповой и коллективный. Директор и его заместитель по учебно-воспитательной работе осуществляют педагогический контроль в школе-интернате. Формы контроля учебной работы: выборочное посещение отдельных уроков для изучения деятельности учителя и учащихся в обычной обстановке; тематическое посещение серии уроков (индивидуальных занятий) для определения системы работы учителя над той или иной темой программы; параллельное посещение уроков (индивидуальных занятий) у двух или нескольких учителей по одной и той же теме для выявления индивидуального стиля работы учителя, определения наиболее эффективных средств и методов ведения урока по избранной для контроля теме; целевое посещение урока или индивидуального занятия с приглашением специалиста для более углубленного изучения отдельных стсрон педагогического процесса; комплексное изучение процесса обучения в одном классе. Особенно эффективен этот вид проверки в среднем и старшем звене обучения, где с классом работают учителя-предметники. Благодаря комплексному изучению учебного процесса возможно проследить наличие единства требований к учащимся, реализацию меж- лредметних связей; предварительный и итоговый контроль работы учителя по имеющейся документации (журналы, планы работы, дневники индивидуальных занятий, материалы, подготовленные и используемые учителем на уроке и индивидуальных занятиях); контроль знаний и умений учащихся (контрольная работа, опрос, проверка ежедневных ученических работ, проверка умений и навыков в практической деятельности — в трудовой, учебно-позна- вателыюй, в общении); беседы с учителями по тому или иному разделу учебного процесса, избранному для контроля. Фор м ы контроля воспитательно й внеклассной р а б о т л: поселение внеклассных мероприятий; наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе его работы с детьми (выполнение общего и речевого режима, владение методами воспитания, отношение к нему воспитанников и т. д.); проверка документации, ознакомление с работами учащихся, выполненными во внеклассное время; беседы с воспитателями, родителями, учителями; оценка уровня воспитанности учащихся; примерка у воспитанников навыков, умений, получаемых ими во внеклассное время (навыков коммуникации, социально-бытовой ориентировки, бытовых, производственных умений и т. п.); изучение отзывов об учащихся (руководителей предприятий и мастеров производственного обучения, представителей Общества глухих и других организаций, которые могут находиться в контакте с учащимися). Росту педагогического мастерства, творческой инициативы, повышению идейно-теоретического уровня учителей способствует аттестация, которая проводится раз в 5 лет. Аттестация проводится на основе объективной оценки деятельности учителя в условиях широкой гласности. При аттестации учитываются качество проводимой учителем учебно-воспитательной и коррекционной работы, использование современных методов обучения, участие в методической работе и систематическое повышение своей квалификации и педагогического мастерства, идейно-политического уровня. Учитываются также деловые качества учителя, его отношение к общественному долгу и соблюдение нравственных норм. Директор школы совместно с партийной и профсоюзной организациями составляет отзыв (характеристику) на каждого учителя, дает оценку его работы, а также предложения по поощрению учителя, высказывает рекомендации по улучшению той или иной стороны его деятельности. Аттестационные материалы после ознакомления с ними аттестуемых передаются директором школы-интерната в районное (городское) управление народного образования на рассмотрение аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия в составе заведующего управлением народного образования, председателя комитета профсоюза, инспекторов, методистов, лучших учителей и руководителей школ рассматривает представленные материалы и дает одну из следующих оценок деятельности учителя: а) соответствует занимаемой должности и заслуживает поощрения (в том числе присвоения звания «старший учитель» или «учитель-методист»); б) соответствует занимаемой должности; в) соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций комиссии; г) не соответствует занимаемой должности. Принятое аттестационной комиссией решение доводится до сведения школы в месячный срок. Учебно-материальная база специальной школы Современный уровень научно-технического и социального прогресса, цель и задачи специальной школы, методы и организационные формы обучения детей с недостатками слуха определяют следующее содержание учебно-материальной базы специальной школы: типовое здание, отвечающее современным требованиям, в котором располагаются классные помещения; система специализированных учебных кабинетов; помещения для отдыха и внеклассной работы учащихся, вспомогательные помещения. В содержание учебно-материальной базы школы включены также педагогическая, учебная и детская библиотека школы, учебная и бытовая мебель и приспособления, игровые и спортивные принадлежности и инвентарь, учебное оборудование классов и учебных кабинетов, специальные технические средства, необходимые для исследования, развития и использования остаточного слуха и для работы над словесной речью глухих и слабослышащих учащихся. Для оказания помощи в управлении учебно-воспитательным процессом селекторную связь, замкнутую телевизионную установку с видеомагнитофоном, радиоузлом, телевизорами, телекамерами в учебных помещениях. Желательно наличие дисплейного класса и индивидуальных компьютеров для членов педагогического коллектива. В соответствии с действующим законодательством школа- интернат для детей с недостатками слуха находится на государственном обеспечении и финансируется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов. Единоличным распорядителем всех средств является директор. Важной предпосылкой эффективности обучения и воспитания является создание в специальной школе-интернате кабинетной системы, охватывающей все учебные предметы. Помещения для начальных классов оснащаются полным комплектом школьного оборудования, специальной слуховой аппаратурой. Для занятий в. старших классах оборудуются кабинеты и лаборатории по отдельным предметам или кабинеты, в которых совмещается преподавание по двум и даже по трем предметам (например, по математике и черчению; истории, обществоведению и географии и т. д.). Современный школьный учебный кабинет — это единая, органически связанная система учебного оборудования, смонтированная в отдельном помещении, оформленная в соответствии с требованиями научной организации труда учителя и учащихся и обеспечивающая высокий уровень преподавания данного учебного предмета. В состав учебного оборудования школьных учебных кабинетов входят: 1. Натуральные объекты (предметы объективной действительности; натуральные предметы и технические средства для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений природы, качественного и количественного их изучения; материальные и технические средства для трудовой и изобретательской деятельности учащихся). 2. Изображения и отображения объектов {объемные пособия, плоскостные пособия, аудиовизуальные средства). 3. Письменные описания предметов и явлений (учебники, руководства для наблюдений, справочные и научные книги, методическая литература). 4. Технические средства для проявления учебной информации, заложенной в других средствах (киноаппаратура, графопроекто- ры, телевизоры, магнитофоны, тренажеры, ЭВМ). 5. Звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования. Технические средства для исследования и развития остаточного слуха и словесной речи. Учебное оборудование кабинетов используется не только на уроках, но и во внеклассное время (внеклассные мероприятия по предмету, кружки, консультации для слабоуспевающих). В учебном кабинете создаются широкие возможности для самостоятельной работы учащихся и контроля этой работы учителем.воспитателям, центр пропаганды методических и специальных знаний среди родителей. В число учебных кабинетов входят специализированные кабинеты для индивидуальной и фронтальной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Педагогический коллектив специальной школы бережно относится к школьному имуществу, рационально использует его, личным примером и упражнением приучает учащихся сохранять и беречь учебно-материальную базу школы. |