ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ТЕМА 06: РОССИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ Часа ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ИТОГИ РАЗВИТИЯ.. 2 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.. 10 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ... 16 ТЕСТЫ... 26 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ: 29 ОРЕЛ – 2008 г. ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ИТОГИ РАЗВИТИЯ Со времен появления человеческого общества существовали самые различные экономические системы. Любая из моделей экономических систем отличается по двум основных признакам: по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность. Модель советской экономики зародилась еще при Ленине в годы «военного коммунизма», но она окончательно сформировалась в своих классических чертах уже при Сталине как командно-административная, плановая, нерыночная модель. Командная экономика– способ организации экономики хозяйства, при котором материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направления и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного экономического планирования. Определим теперь саму суть советской экономики. Это - модель нерыночной командно-административной системы тоталитарного государства со сверхцентрализованным вертикальным управлением и планированием при отсутствии горизонтальных связей между производителями и потребителями продукции. Отличительные черты административно-командной экономики: - Однопартийную систему, при которой партия осуществляет контроль (как прямо, так и через другие органы) над экономикой и обществом. - Общественная (а в действительности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы. Социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х годов имела следующий вид: государственная - 88,6, колхозная - 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) -1,5, собственность граждан - 1,2 процента. - Централизованное управление и планирование. - Правящую номенклатуру во главе с единоличным правителем. Сталин сосредоточил в своих руках абсолютную власть и мог распоряжаться всеми ресурсами великой страны и ее народом. Как отмечают исследователи на протяжении последних пятнадцати лет своей жизни Сталин обладал такой властью, какой не обладал ни один из русских царей и ни один из диктаторов последнего тысячелетия. - Привилегированное положение партийно-государственной элиты при распределении продукции. Социальная справедливость, провозглашаемая с высоких трибун, фактически отсутствовала, поскольку существовало глубокое неравенство в распределении национального продукта между рядовыми трудящимися и представителями номенклатуры. Благодаря общественным фондам потребления шло скрытое субсидирование отдельных груп населения (номенклатурных работников). В обществе «реального социализма» узкая прослойка общества –«номенклатура» (т.е. устойчиво воспроизводимый слой бюрократии) – присваивала несоразмерно большую часть общественного богатства. - Обязательную государственную идеологию-религию. Одни из удивительных феноменов власти Сталина было формирование в стране особого мифологизированного, или религиозного, общественного сознания. Восприятие действительности пропускалось как бы через специальную призму и укладывалось в головах большинства людей в искаженном виде, кстати, очень выгодном для власть предержащих. - Изоляцию от окружающего мира с формированием принципиально враждебного (классового) к нему отношения. Советская экономическая модель основывалась на трех вертикалях жесткой системы управления. В СССР сложилось так, что основной властной и организующей силой стал именно аппарат, включая и партийный. На первых этапах своего существования плановая экономика демонстрировала поразительные успехи. После гражданской войны национальное хозяйство было сравнительно быстро восстановлено. Советская экономика выдержала испытание Второй мировой войной и без всякой внешней помощи за 5-6 лет восстановила разрушенное хозяйство. Результаты экономико-статистического анализа, проведенного американскими социологами в 50-60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в СССР нарастал, быстрее, чем в США. Советская экономическая модель представляет собой парадокс ХХ века. С одной стороны, долгое время она показывала крупные объемы прозводства и высокие темпы его роста. С другой стороны, крайне низкую экономическую эффективность и уровень жизни населения. С одной стороны – уравниловка, закрытые распределеители и бюрократические привелегии. С другой – высокий уровень социальной защиты. СССР на протяжении многих лет являлся мировой супердержавой, занимавшей первое место в мире по территории, второе – по объему производства и третье место – по численности населения. В середине 70-х гг. в момент расцвета СССР его удельный вес в мировом промышленном производстве составил около 20%. Результаты экономико-статистического анализа, проведенного Центром советологических исследований при Гарвардском университете в 50-60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в ССР нарастает быстрее, чем в США. Это вполне подтвердилось в 70-е гг., когда Советский Союз создал военную машину, равную по мощи американской, одновременно заметно повысив уровень жизни населения. Вместе с тем анализ показал, что возможности плановой системы ограничены, ее внутренняя напряженность нарастает, общая эффективность снижается, темпы роста падают, а благосостояние населения СССР в два-три раза отстает от соответствующих показателей стран Запада. Западные экономисты, изучающие историю СССР, не могут объяснить, как могла в течение семи десятилетий функционировать и развиваться хозяйственная система, построенная вопреки экономической логике и мировому хозяйственному опыту. Командная экономика доказала свою способность давать позитивные результаты в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, т.е. возможности использования дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Мобилизация этих ресурсов велась приказными методами с опорой на массовый энтузиазм, рожденный иллюзорными надеждами на скорое наступление «светлого будущего». Причины кризиса командной экономики: 1. Бремя военных расходов. Значительные советские военные расходы –15-20% ВВП по сравнению с 6% США – поглощали большое количество ресурсов, которые в противном случае могли бы быть использованы для производства потребительских товаров и средств производства. В период холодной войны политика советского правительства состояла в том, чтобы направлять лучших руководителей, ученых и инженеров на оборонные и космические предприятия, что пагубно отразилось на техническом прогрессе и отдаче инвестиций в гражданском секторе. 2. Бремя сельского хозяйства. По западным стандартам сельское хозяйство в бывшем Советском Союзе представляло собой образец неэффективной отрасли, которая поглощала около 30% рабочей силы и около ¼ ежегодных инвестиций. Более того, выработка на одного рабочего составляла только 10-25% по отношению к уровню США. Низкая производительность советского сельского хозяйства была связана со многими факторами: относительной редкостью хорошей земли; нерегулярностью выпадения дождя и коротким сезоном вегетации; серьёзными ошибками в планировании и управления и, что наиболее важно, неспособностные создать эффективную систему мотивации. Бывший когда-то основным экспортёром зерна и другой сельскохозяйственной продукции, Советский Союз стал одним из крупнейших импортёров сельскохозяйственной продукции. Импорт сельскохозяйственной продукции приводил к расходованию резервов иностранной валюты, которые руководство хотело сохранить для финансирования импорта западных технологий и средств производства. 3. Экстенсивный тип развития. Во многом рост экономики бывшего Советского Союза в первые десятилетия был связан с использованием большего количества труда, капитала и земли, то есть использованием резервов экономики. Но со временем этот способ расширения производства был полностью исчерпан. Занятость населения была одной из самых высоких в мире, так что практически не было возможности набрать дополнительных работников. Более того, прирост населения и рабочей силы сильно сократился. В то время, как в 70-е годы ежегодный средний прирост рабочей силы составлял 1,5%, в 80-е годы он уменьшился примерно до 0,6%. Аналогично, доля инвестиций в ВВП была достаточно высокой и могла быть увеличена только за счёт сокращения доли производства товаров народного потребления. Из-за низкого уровня жизни в политическом отношении было сложно увеличивать выпуск средств производства за счет товаров народного потребления. Кроме того, природные условия ограничивали доступность дополнительных пахотных земель. По расчетам Института мировой экономики и международных отношений АН СССР даже в 80-х гг. СССР потреблял сырья и энергии в расчете на единицу конечной продукции в 1,6-2,1 раза больше, чем США.[1] 4. Проблемы мотивации. Возможно, основным недостатком централизованного планирования было отсутствие экономической мотивации. Рыночные системы западных экономик имеют встроенные сигналы, заставляющие эффективно использовать ресурсы. Прибыли и убытки создают стимулы для фирм и отраслей увеличивать или сокращать производство. Социалистическая система хозяйствования привела к тоталитарному огосударствлению экономики, что сделало государство единственным работодателем, лишающим трудящихся возможности торговаться за цену своей рабочей силы. Советская экономика основывалась на беспрецендентной, по мировым рамкам, эксплуатации народа. Оплата труда определялась не результатами работы предприятий и трудовым вкладом работника, а политическими факторами (гарантированием определенного уровня дохода и примерным равенством в оплате труда). Экономика лишена внутренних стимулов, побуждающих ее к росту эффективности и лучшей координации. В эпоху правления Сталина стимулом экономического развития был страх. По оценкам, в СССР работало 494 лагеря. Численность заключенных после войны оценивалась в 8-9 млн. человек.[2] В концлагерях и тюрьмах за время советской власти погибло не менее 20 млн. человек. Долгое время стимулом экономического развития был энтузиазм народа, который разделял цели партии и государства. Применяемые материальные стимулы (премии, награды, продвижение по службе) не смогли повысить производительность труда и ускорить НТП. Кроме того, в заработной плате господствовал феномен «уравниловки», когда трудность и качество работы не принимались в расчет, а все сводилось к единому стадарту оплаты. 5. Противоречие между структурой национального дохода и структурой потребностей населения. История экономической системы государственного социализма свидетельствует, что именно противоречие между структурой национального дохода и структурой потребностей населения явилось причиной ее краха. Кризис плановой экономики был вызван, прежде всего, не низкими темпами роста, а острой нехваткой важных для населения товаров, в первую очередь продовольственных. Дефициты на потребительском рынке расшатывали институциональную систему, что, в свою очередь, влияло на темпы и эффективность производства. Кризис плановой экономики СССР был замедлен открытием огромных запасов нефти и газа, начавшимся в 70-х гг. их массированным экспортом. Однако этот фактор не смог преодолеть мощных внутренних сил распада экономической системы. Ситуация ухудшалась. В таблице 1 представлены данные о динамике национального дохода СССР, демонстрирующие развитие советской системы от расцвета к упадку. Таблица 1.Экономический рост в СССР за 1913-1989 гг.[3] Годы | Среднегодовые темпы, % | Производство национального дохода (официальные данные) | Производство национального дохода (альтернативные данные) | 1913-1921 | -10,7 | -10,7 | 1922-1940 | 15,3 | 8,5 | 1941-1950 | 4,7 | -0,6 | 1951-1960 | 10,3 | 9,3 | 1961-1970 | 7,0 | 4,2 | 1971-1980 | 4,9 | 2,1 | 1981-1985 | 3,6 | 0,6 | 1986-1989 | 2,7 | - | Уже с конца 70-х гг. началось снижение объемов производимого ВВП, которое продолжалось практически 20 лет вплоть до наших дней. Заметное падение темпов экономического роста началось в девятой пятилетке (1971-1975гг.). За 15 лет (1970-1985гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации, противоречия приобрели предкризисные формы. Одиннадцатая пятилетка не была выполнена ни по одному основному показателю. Почти 30% урожая ежегодно составляли потери, не менее 25% занятой рабочей силы представляли собой скрытую безработицу, размеры теневой экономики достигали 25% ВНП, ненужных товаров, вообще не пользующихся спросом, выпускалось до 25% всего объема производства. В 80-х гг. СССР потреблял сырья и энергии в расчете на единицу конечной продукции в 1,6-2,1 раза больше, чем США. Доля убыточных предприятий составляла 40% от их общей численности. В стране имелась скрытая инфляция, которая по расчетам экономистов составляла примерно 3% в год. К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Фактически к 1990-1991 гг. распался потребительский рынок. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 г. составляли: сахар – 1 кг на человека в месяц, мясопродукты – 0,5 кг, масло животное – 0,2 кг. При потребности в продовольственном зерне 5 млн. т. в месяц в январе 1992 г. ресурсов в наличии было 3 млн. т.[4] В Москве и Ленинграде продовольствия оставалось на 12-14 дней. К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Угольщики бастовали и заготовили всего треть от потребностей угля на зиму 1992 г. Государственный долг страны вырос с 20 млрд. долл., до 103 млрд. долл. Пытаясь как-то исправить ситуацию, государство пошло на огромные долги. Дефицит государственного бюджета составил более 30%. Если в начале перестройки государственный долг СССР был равен 20 млрд. долл., то к ее концу он составлял уже 103 млрд. долл. В начале перестройки у нас было 700 т. золота, а 1 января 1992 г. осталось 80 т. Все разваливалось буквально на глазах. В 1991 г. страна, по существу, находилась в состоянии экономического коллапса. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ К концу 1991 г. экономическое положение России настолько ухудшилось, что иного варианта, чем радикальный вариант реформирования уже не было. Для рыночных преобразований российской экономики характерно преобладание на первом этапе (1992-1993 гг.) мероприятий «шоковой терапии». В дальнейшем они уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994 –1998 гг. В целом в России имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами градуализма. Попытка эволюционного перехода к рынку в Советском Союзе в 1989-1991 гг. не состоялась в силу многих причин, в числе которых были крайнее запаздывание в проведении реформ (в том числе и из-за утопических расчетов воплотить в жизнь очередную модель «гуманного социализма») и начавшийся тотальный развал старой системы (предприятия отказывались выполнять государственные заказы по установленным сверху невыгодным для производителей ценам, а централизованно распределяемые ресурсы сокращались, разрывались принудительные хозяйственные связи). Возможность применения в России эволюционного варианта перехода к рыночной экономике была существенно ограничена в связи со специфическими особенностями российской экономики: 1. Громадным и неустранимым в будущем преобладанием военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов. 2. Крайне тяжелым состоянием сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности. 3. Политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима и распадом СССР. Либерализация экономики - ведущий момент рыночных реформ. Либерализация – отмена многочисленных регулирующих норм, сдерживающих развитие рыночных сил. Благодаря ей обеспечивается свобода экономического поведения хозяйствующих субъектов (компаний, банков, фермеров, индивидов и т.д.). Основными элементами, составляющими процесс либерализации, являются либерализация цен, внешнеэкономической деятельности, производства и предпринимательской деятельности. Либерализация цен. Основным элементом либерализации экономики является либерализация цен. 2 января 1992 г. был единовременно отменен контроль над 80% оптовых и 90% розничных цен. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3-5 раз. В марте были отпущены цены практически на все остальные потребительские товары. Рост цен в первый год после их либерализации всегда значителен. В России в 1992 г. рост цен по сравнению с 1991 г. составил 2508%.[5] Либерализация внешнеэкономической деятельности. Важным звеном либерализации экономики является либерализация внешнеэкономической деятельности. В середине 80-х гг. в момент распада СССР его доля в мировом промышленном производстве составляла около 20%, а в мировой торговле – лишь около 1%. В эпоху плановой экономики внешнеэкономическая деятельность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начался переход к конвертируемости рубля. В ходе реформ в России была ликвидирована государственная монополия на внешнеторговые операции. Россия вступила в ряд международных экономических организаций: Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, стала членом Парижского клуба кредиторов, начала процедуру вступления во Всемирную торговую организацию, подала заявку на членство в ОЭСР, принята в число членов организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества. Приватизация. К середине 80-х гг. степень огосударствления советской экономики достигла беспрецедентных, по мировым рамкам, масштабов, что вызвало затяжной экономический кризис. Структура собственности на средства производства в это время выглядела следующим образом: 88,6% - государственная; 8,7% - колхозная; 1,5% - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи, продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам. Приватизация– передача государственной собственности физическим лицам или экономическим субъектам (другим предприятиям, банкам, фондам и т.д.). В 1993-1994 гг. ускоренными темпами проводилась приватизация государственной собственности. В июле 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон о приватизации. Первый этап приватизации, ваучерный, проходил в 1992-1994 гг. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру (именному приватизационному чеку) на человека. Номинальная стоимость одного ваучера составляла десять тысяч рублей и определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн.) долю всего государственного имущества РФ. Население получило ваучеры и возможность приобретения на них акций предприятий. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе. Второй этап приватизации, денежный, начался с 1994 г. и характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала приватизации. Наряду с этим по всей стране осуществлялась приватизация жилья. Начало этому процессу было положено еще в 1988-1989 гг., но наиболее массовым он стал с июля 1991 г., когда был издан акт «О приватизации жилья в России». Одновременно с этим в городах возник рынок жилья, что явилось несомненным признаком развития рыночной экономики. Наиболее сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве и Закон о земельной реформе, по которой крестьяне могли выходить из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли. В декабре 1991 г. правительство приняло постановление о реорганизации колхозов и совхозов. Работникам предоставили возможность использовать три варианта реорганизации: организация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов; сохранение колхозов и совхозов; организация акционерного общества. В основном колхозы и совхозы были преобразованы в акционерные общества и производственные кооперативы. Создание фермерских хозяйств тормозилось отсутствием у фермеров необходимой материально-технической базы. Однако реформы в сельском хозяйстве шли медленными темпами. Положение в этой отрасли резко ухудшилось. Все это привело к тому, что уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежегодно снижаться. Российская экономика, как и большинство переходных экономических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы. Во второй половине 90-х гг. экономический кризис в России углубился. За период 1992-1997 гг. в России объем ВВП снизился на 40%, промышленного производства в два раза, сельскохозяйственной продукции – на 35%. Доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума составила 25% к общей численности. Трансформационный кризис качественно изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места (которое занимал в 1991 г. СССР) на 10-е место (в 2001 г.). В конце 90-х гг. объем ВВП России был в 7,7 раза меньше США, в 3,1 раза – меньше Японии, в 1,6 раза – меньше Германии. Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Даже в СССР ВВП на душу населения был меньше, чем во многих других странах. В 1998 г. в России производство ВВП на душу населения равнялось 4,3 тыс. долларов. Между тем этот показатель составлял в США – 31,5 тыс. долларов, Канаде – 23,7 тыс. долларов, Японии – 24,3 тыс. долларов. В соответствии с показателем душевого дохода Россия входит в группу так называемых бедных стран, среди которых: Эквадор – 5,0 тыс. долларов, Бразилия – 6,4 тыс. долларов, Перу – 4,5 тыс. долларов. По численности населения Россия сегодня на седьмом месте. Если оправдаются прогнозу ООН, то к 2050 г. она выпадет из первой десятки самых крупных по населению государств мира. Эксперты называют демографический кризис, который переживает Россия, беспрецедентным для мирного времени. Ни в одной стране Восточной Европы, включая Украину, Белоруссия и Молдавию, нет сейчас такой низкой продолжительности жизни, как в России. В то же время в России один из самых высоких в мире показателей смертности. Тем временем уже сегодня две трети российской территории заселены столь же редко, как это было в эпоху неолита (менее 1 человека на кв.км). Объем теневой экономики по экспертным оценкам достигает сегодня 35-40% ВВП, а по официальной статистике – 25%. Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран и сопоставимы только с Италией, где, по некоторым оценкам, до 30% ВВП производится теневой экономикой. Общий уровень вовлеченности россиян в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами, в первую очередь с латиноамериканскими, в которых она составляет 25-45%. Экономические итоги последних трех лет (замедление инфляции, устойчивая тенденция к сокращению внешней задолженности, замедление темпов инфляции) казалось бы, дают повод к оптимизму. Однако Госкомстат РФ свидетельствует, а Минэкономразвития эти данные подтверждает, что и экономический рост и реформы исчерпали свои резервы. Темпы экономического роста, наблюдавшегося в России с 1999 г. значительно снизились. Если в 2000 г. ВВП вырос на 9%, в 2001 г. – на 5%, то в 2002 г. не более чем на 4%. После трех лет высоких темпов роста российская экономика демонстрирует крайне негативные тенденции. Проблема обостряется тем, что в развитии мировой экономики в 2001 г. наметились те же нежелательные сдвиги. Российская стагнация может оказаться частью общемировых процессов. Для того, чтобы России повысить свою долю в мировом ВВП до 5%, как это было в 1961 г. (сегодня – менее 2%), и по показателю ВВП приблизиться хотя бы к беднейшим странам Европы, темпы экономического роста должны составлять как минимум 7% в год в ближайшие 15 лет. Результатом преобразований российской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на национальное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности. Осуществление рыночных преобразований и завершение трансформационного этапа ставят перед Россией вопрос о существе и характере ее дальнейшего развития. |