Литературно-издательское агентство «Академический Проект» Изд. лиц. № 065723 от 10. 03. 98 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4 По вопросам приобретениякниги просим обращаться в ЗАО «Академия–Центр»: Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4 Тел.: (095) 176 9338; 176 9523; факс: 305 6092 E-mail: aprogect@mtu-net, ru Подписано в печать с готовых диапозитивов 30.11.00. Формат 84х108/32. Гарнитура Балтика. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,84. Тираж 3000 экз. Заказ № 536. Отпечатано с готовых диапозитивов на ГИПП «Уральский рабочий» 620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13 Содержание Введение.......................................................................................................................................................................................................... 3 Предисловие................................................................................................................................................................................................... 3 Раздел 1. ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА................................................................................................................... 4 ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА............................................................................. 4 1.1. Цели деятельности социального педагога................................................................................................................................... 4 1.2. Этический кодекс специалиста...................................................................................................................................................... 5 1.3. Функции и социальные роли социального педагога................................................................................................................... 7 1.4. Обязанности и права социального педагога................................................................................................................................ 8 ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА................ 8 2.1. Сферы деятельности и специализации социального педагога.............................................................................................. 8 2.2. Квалификационная характеристика специальности............................................................................................................... 9 2.3. Планирование и организация работы социального педагога............................................................................................... 12 2.4. Критерии эффективности работы социального педагога.................................................................................................. 12 Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ОБЛАСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....... 13 ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА.................................................................................................................. 13 3.1. Понятие социальной педагогики, ее предмет, основные категории.................................................................................. 13 3.2. Генезис идей социальной педагогики........................................................................................................................................... 16 3.3. Методы социальной педагогики................................................................................................................................................... 19 3.4. Связь социальной педагогики с другими науками.................................................................................................................... 26 ГЛАВА 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ................................................... 28 4.1. Понятие социализации.................................................................................................................................................................... 28 4.2. Факторы социализации................................................................................................................................................................... 33 ГЛАВА 5. СЕМЬЯ - ВЕДУЩИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ................................................................................................... 45 5.1. Характеристика семьи.................................................................................................................................................................... 46 5.2. Социальные проблемы современной семьи................................................................................................................................ 54 5.3 Воспитание детей в семье............................................................................................................................................................... 58 ГЛАВА 6. ШКОЛА - ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА........................................................................................................ 64 6.1. Роль школы в процессе социализации личности...................................................................................................................... 64 6.2. Модели школы как открытой социальной системы............................................................................................................... 67 ГЛАВА 7. ГРУППА СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ...................................................................................... 77 7.1. Роль сверстников в социальном формировании личности.................................................................................................... 77 7.2. Официальные и неформальные объединения детей и подростков..................................................................................... 79 7.3. Криминогенные группировки: типология членов...................................................................................................................... 83 ГЛАВА 8. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ................................................................................................................. 85 8.1. Девиантное поведение: понятие, факторы, причины............................................................................................................. 85 8.2. Формы девиантного поведения..................................................................................................................................................... 90 8.3. Профилактика девиантного поведения подростков.............................................................................................................. 98 ГЛАВА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА................................................................................................................................ 103 9.1. Основы социальной защиты детства....................................................................................................................................... 103 9.2. Президентская программа «Дети России»............................................................................................................................. 105 9.З. Социальная защита воспитанников детских домов и школ-интернатов...................................................................... 106 ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ........................................................................................................................ 108 10.1. Ценностные ориентации современной молодежи.............................................................................................................. 109 10.2. Социальные проблемы молодежи............................................................................................................................................ 111 10.3. Основные направления социальной защиты молодежи.................................................................................................... 112 Глава 11. СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ............................................................................................ 115 11.1. Понятие социально-педагогической виктимологии........................................................................................................... 115 11.2. Направления и формы работы с различными группами людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации.................................................................................................................................................................................................... 118 Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ............................................... 124 ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США..................................................................................................................................... 125 12.1. Социальная работа с семьей..................................................................................................................................................... 125 12.2. Социальная работа в школе...................................................................................................................................................... 128 12.3. Психолого-педагогическая служба «Гайденс»..................................................................................................................... 130 12.4. Молодежная политика............................................................................................................................................................... 131 12.5. Деятельность телефонной психологической службы........................................................................................................ 133 12.6. Социально опасные подростки: программы и социальные службы............................................................................. 135 12.7. Жестокое обращение с детьми и педагогическое просвещение как способ его предупреждения....................... 138 12.8. Подготовка кадров социальных работников....................................................................................................................... 142 ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ГЕРМАНИИ...................................................... 143 13.1. Особенности социальной работы и социальной педагогики........................................................................................... 143 13.2. Деятельность социальных служб............................................................................................................................................ 146 13.3. Социальная помощь детям, подросткам и их семьям........................................................................................................ 148 13.4. Социальная защита детей......................................................................................................................................................... 150 13.5. Подготовка кадров социальных работников и социальных педагогов........................................................................ 152 ЛАВА 14. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ВО ФРАНЦИИ......................................................... 153 14.1. Концепция воспитательной среды.......................................................................................................................................... 153 14.2. Педагогическая анимация........................................................................................................................................................... 156 14.3. Организация социальной работы............................................................................................................................................ 158 14.4. Подготовка кадров социальных работников....................................................................................................................... 159 ГЛАВА 15. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ...................................................................................................... 160 15.1. Деятельность социальных служб............................................................................................................................................ 160 15.2. Социальная работа в школе...................................................................................................................................................... 161 15.3. Социальная работа с инвалидами........................................................................................................................................... 162 15.4. Подготовка кадров социальным работников...................................................................................................................... 163 ГЛАВА 16. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ШВЕЦИИ............................................................................................................................ 165 16.1. Социальная работа в общине................................................................................................................................................... 165 16.2. Деятельность социальных служб............................................................................................................................................ 167 16.3. Подростковые клубы................................................................................................................................................................... 170 16.4. Социальная политика в области борьбы с наркоманией (на примере г. Гетеборга)............................................... 171 16.5. Подготовка кадров социальных работников....................................................................................................................... 172 16.6. Участие почтовой службы в социальной помощи населению........................................................................................ 174 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................................................................................................... 176 |