ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Рок как социокультурный феномен и явление музыкального искусства Известно, что рок-музыка(англ. rock-music; от rock – качаться, раскачиваться, трястись и music – музыка)появилась в первой половине 1950-х гг. в США. Термин «рок» произошёл как сокращённое от «рок-энд-ролл» («rock-and-roll»). С 1967 г., он стал употребляться в американской литературе для обозначения самостоятельного музыкально-стилевого направления – рок-музыки. Сегодня содержательное значение слова «рок» значительно шире – этот термин включает в себя более широкое понятие – рок-культура. Как отмечает культуролог И. В. Смирнов «рок-культура – явление молодежной субкультуры, возникшей в Великобритании и США в 60-х гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающей нонконформистский пафос. <···>Ядро рок-культуры составляет контркультура. Поэтому рок — это, прежде всего, не искусство, не идеология, а система ценностей и образ жизни» [7]. Известно, что именно молодёжь во все времена была наиболее восприимчива к новым направлениям в музыке. Подобное произошло и с роком, который был обозначен в социокультурном пространстве конфликтом «отцов и детей». Старшее поколение с большой опаской, и, более того, с открытой враждебностью относилось к рок-музыке (особенно в те времена, когда рок только зарождался). Молодёжь напротив, стремясь познать законы окружающего мира и самоутвердиться в нём, пыталась привнести в неё что-то принципиально новое, презентируя свои идеи, зачастую кардинально отличающиеся от идей своих родителей. Таким образом, рок изначально носил бунтарский характер, стремясь противопоставить себя окружающему миру, общепринятым моральным нормам и общественным устоям. И в этом смысле его можно отнести к контркультуре. Контркультура – термин, употребляющийся в литературе для обозначения «разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи («новые левые», хиппи, битники и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «неприобретательский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками» [8]. Таким образом, одной из составляющих молодёжной контркультуры явилась рок-культура. Среди специалистов существует немало различных взглядов на содержательное значение термина «рок-культура». В частности, существует мнение, которое определяет рок явлением скорее социальным, нежели музыкальным. Вот что пишет Алексей Козлов в своей книге «Рок: истоки и развитие»: «Социологи, культурологи, историки, психологи и большинство музыковедов и критиков, то есть профессионалы, пришедшие «со стороны», склонны рассматривать рок, как явление сугубо социальное. Главное, чтобы была социальная острота, протест, вызов, и смелость, а есть ли за этим музыка, какова она по стилю и качеству, в общем-то не так важно. Позиция весьма удобная, так как она избавляет от необходимости вдаваться в специальный анализ музыкального материала, выводя на первый план содержание песен, имидж артистов, сценографию. Согласно такому подходу, под «рок» подпадают наиболее острые барды, эстрадные шоу-группы, некоторые панк-группы, самобытные, но беспомощные в музыкальном отношении, а то и просто ничего не умеющие делать любители, способные лишь на эпатаж» [4]. Иной взгляд на рок, как на особый вид музыкального искусства, исходит от самих музыкантов, которые по призванию исполняют именно рок-музыку. Здесь во главу угла ими ставится мастерство: виртуозная техника, ансамблевая сыгранность, вокальное искусство, мастерство импровизации, владение музыкальной формой и др. Отметим, что это мнение профессионалов, посвятивших свою жизнь изучению и исполнению музыки. Относительно рок-музыки можно привести определение, которое дал ей журнал “Роллинг стоунз” в первой половине 1960-х гг.: «Рок — это больше, чем просто музыка, это энергетический центр новой культуры и молодежной революции». Практическим воплощением художественных ценностей рок-музыки стали грандиозные (до 0,5 млн. зрителей) музыкальные фестивали (Монтре Montreux1967г., Вудсток Woodstock 1969г.), рок-концерты, которые впоследствии приобрели для представителей рок-культуры культовое значение. Огромное скопление зрителей на больших рок-фестивалях придаёт им особый колорит: люди знакомятся, общаются, обмениваются информацией, вместе музицируют – всё это позволяет им почувствовать некое духовное единство, совместно преодолеть враждебность окружающего их общества. Также следует отметить, что огромная роль на рок-концертах отводится невербальным формам общения. Активизировать это общение призван художественный синтетизм рок-музыки. На рок-концертах слиты воедино текст, музыка, свет, танец, костюм. Этот синтетизм направлен в первую очередь на подсознание слушателей, на вызов новых ощущений и реакций, связанных с восприятием рок-музыки. По словам Т. В. Пушкарёвой «синтетизм рока способствует тому, что эмоции моделируются в единстве двух признаков: чувственной окраски и физических ощущений. «Синестезия» — межчувств, восприятие — следствие культурного синтетизма рока» [7]. Одним из главных принципов рок-фестивалей и рок-концертов является хэппенинг. Хеппенинг (англ. happening – случающееся, происходящее) – разновидность акционизма. Он развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. Именно в нём реализуется декларируемый контркультурой пафос живого общения внутри рок-сообщества. Этому служит и практика самодеятельного музицирования, широко распространённая среди поклонников рок-музыки. Таким образом, рок-музыка как социокультурный феномен позиционирует себя в обществе в качестве формы художественной культуры, выражающей интересы и взгляды тех или иных молодёжных течений. Стилевую основу рок-музыки как явления музыкального искусства составили ритм-энд-блюз, рок-н-ролл и кантри-энд-вестерн. Ритм-энд-блюз (англ. rhythm and blues) — вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 1930-х годов, трактуемый искусствоведами как синтез вокально-ориентированного «черного блюза» и свинга. Свинг (англ. swing – качание, взмах) – выразительное средство в джазе, с характерным типом пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Термином «свинг» исследователи также называют стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х гг. в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Характерными чертами ритм-энд-блюза являются оригинальная ритмическая основа – акцент на слабые доли такта (вторую и четвёртую), блюзовый двенадцатитакт, приём «стоп-тайм» (когда весь оркестр, исполнив первую ноту такта, делал двухтактовую паузу, во время которой продолжал петь или играть только солист). Ритм-энд-блюз является одной из важнейших составляющих рок-музыки. Рок-н-ролл (англ. rock; roll — крутиться, кататься, вертеться, вращаться) — жанр вокально-инструментальной музыки, в дальнейшем стиль популярной музыки, возникший в результате синтеза ритм-энд-блюза с «хилбилли» (сельский американский фольклор). Возникрок-н-ролл в 50-х годах ХХ века и является наиболее ранней формой презентации рок-музыки в обществе. Этот стиль имеет ряд характерных признаков: оригинальный ритмоинтонационный комплекс, заимствованный из англосаксонского и негритянского фольклора (оказал большое влияние на вокально-танцевальную музыку, явившись одной из основ поп-музыки), блюзовый двенадцатитакт, техника риффов (многократно повторяемые мелодико-ритмические обороты), краткие мелодические фразы, экспрессивный характер исполнения, элементарный литературный текст и ярко выраженная танцевальная основа. Кантри-энд-вестерн (англ. country — сельский, деревенский; western – западный) – стилевое направление, развившееся из традиционного песенно-инструментального творчества белого населения юго-восточных и западных районов США. Сложившись в начале XX века в результате смешения архаических форм музыкального фольклора европейских иммигрантов, этот стиль использует элементы блюза, упрощенного джаза и европейской польки. Для кантри-энд-вестерн в целом типичны простота мелодических и гармонических структур, инструментальное звучание, в котором большую роль играют банджо, скрипка, акустические гитары, губная гармошка. Тексты — преимущественно лирического, шуточного или патриотического содержания. В современных формах кантри-энд-вестерн интенсивно ассимилируются элементы современного ритм-энд-блюза и рок-музыки. Характерными, «классическими» признаками рок-музыки можно назвать: 1) доминирование ритма – чёткой ритмической пульсации, которую, как правило, подчёркивают электрогитары (соло-гитара, ритм-гитара, бас-гитара) и ударные инструменты; 2) широко используемую в музыкальной практике технику риффов, 3) надрывно-исступлённый вокал, яркие мелодические линии; 4) экспрессивный характер исполнения. Приведём несколько примеров: а) басовые линии, которые характерны для рок-н-ролла:   б) гитарный рифф группы «Deep Purple» из композиции «Smoke on the Water»:  в) гитарный рифф группы «Nirvana» из композиции «Smells Like Teen Spirit»:  г) ритмический рисунок ударных инструментов группы «Iron Maiden» из композиции «Fortunes of War»:  д) ритмический рисунок ударных инструментов группы «Muse» из композиции «New Born»:  Рок-музыка как феномен музыкального искусства имеет свою специфику, одним из важнейших слагаемых которой является вербальный текст. Рок-текстам свойственны социальная актуальность, политическая заостренность, направленность на реальные проблемы повседневной жизни, четко выраженное отношение автора к происходящему в современном ему социуме. Отмечая тот факт, что, в связи с большим количеством направлений, сегодня сложно классифицировать рок-музыку по стилям, приведём мнение Алексея Козлова: «с появлением новых течений и понятий все старое обычно переосмысливается. То, что считалось в начале 60-х годов пошлым продуктом масс-культуры (как, например, было с группой "Beatles"), признано сейчас классикой рок-музыки, принимавшееся другими за рок-музыку в конце 70-х (например, ансамбли «ABBA» и «Boney M»), оказалось лишь доброкачественным продуктом коммерческого европейского диско-бизнеса. Поэтому любые дефиниции и музыковедческие постулаты, относящиеся к данной сфере музыки, подчас носят временный характер. Границы между разновидностями рок-музыки можно проводить лишь условно, так как деятельность многих групп несет в себе черты смежных направлений. Так, нередко сливаются классик-рок (Classic Rock) и арт-рок (Art Rock), джаз-рок (Jazz Rock) и фьюжн (Fusion), электроник-рок (Electronic Rock) и электро-поп (Electro Рoр), кантри (Country) и рокабилли (Rockabilly), соул (Soul) и фанк (Funk), фанк и диско (Disco), ритм-энд-блюз (Rhythm and Blues) и блюз-рок (Blues Rock), хард-рок (Hard Rock) и хэви-метал (Heavy Metal), рок-опера (Rock Орera) и мюзикл (Musiсаl)» [4]. Однако это взаимодействие наблюдается лишь в пограничных, смежных областях рок-музыки, в сердцевине каждого из направлений можно выделить типичные музыкальные черты, проявляющиеся в творчестве наиболее ярких его представителей (напр. джаз-рок – Майлз Дэвис, «Blood Sweat And Tears», «Weather Report»; арт-рок – «King Crimson», «Gentle Giant»; фолк-рок – «Byrds», «Buffalo Springfield», Боб Дилан; хард-рок – «Led Zeppelin», «Deep Purple»; панк-рок – «Sex Pistols», «Generation X»; гранж – «Nirvana», «Alice in Chains»). Таким образом, в соответствии с различными аспектами презентации рока в обществе — как социокультурного феномена и как музыкально-стилевого направления можем отметить: 1) рок как социокультурный феномен есть форма художественной культуры, соответствующая, как правило, социально-этическим запросам тех или иных молодежных течений и отражающая реальные проблемы их существования. 2) рок как разновидность музыки есть совокупность музыкальных стилей, для которых характерны: гипертрофированная роль ритма, органическое сочетание музыки с поэзией (рок-поэзия), театрализация (рок-шоу), пластика, интерактивность (участие слушателей-зрителей в процессе исполнения композиций), а также высокий уровень психологизации и физиологизации действия. Список используемой литературы 1. Паскаль, Дж. Иллюстрированная история рок-музыки / Дж. Паскаль – Лондон, 1978. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:http://www.lib.ru/SONGS/ABOUT/pascall.txt. – Дата доступа: 17.04.2007. 2. Усманов, О. Герои рок-н-ролла / О. Усманов – М., 2004. – 288с. 3. Толстобров Н. Рок-н-ролл в США / Н. Толстобров – М., 1998. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://fox.ivlim.ru/showarticle.asp?id=3047. – Дата доступа: 16.04.2007. 4. Козлов А. С. Рок: истоки и развитие / А. С. Козлов– М., 1998. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://goldenunder.sakhaworld.org/books-r/kozlov/chapt_01.htm. – Дата доступа: 17.04.2007. 5. Меньшиков В.К. Энциклопедия рок-музыки / В. К. Меньшиков – Ташкент, 1992. – 368с. 6. Королёв О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. Термины и понятия / О. К. Королёв – М., 2006. – 168с. 7. Культурология XX век: Энциклопедия в двух томах / Сост. С. Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:http://psylib.org.ua/books/levit01/txt098.htm. – Дата доступа: 17.04.2007. 8. http://justit.ru/encyclop/0/0/5428. – Дата доступа: 16.04.2007. 9. Шостак Г. В. Массовые музыкальные жанры ХХ века в системе музыкально-эстетического воспитания: Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов / Г. В. Шостак – Брест, 2002. Диссертации России → Социологические науки → Теория, методология и история социологии Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежиКовальчук Инна Валерьевна Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья Ковальчук Инна Валерьевна. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01.- Москва, 2002.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-22/315-5 | Содержание к диссертации Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа процесса воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи 14 1.1. Рок-музыка как социальное явление и ее функции 14 1.2. Роль рок-музыки в формировании стиля жизни молодежи 50 Глава 2. Особенности влияния рок-музыки на стиль жизни современной российской молодежи81 2.1. Методические особенности социологического исследования рок-музыки 81 2.2. Типология стилей жизни современной молодежи и особенности их формирования под воздействием рок-музыки 96 Заключение 109 Библиография 116 Дискография 135 Приложение 139 - Рок-музыка как социальное явление и ее функции
- Роль рок-музыки в формировании стиля жизни молодежи
- Методические особенности социологического исследования рок-музыки
- Типология стилей жизни современной молодежи и особенности их формирования под воздействием рок-музыки
Введение к работе Происходящие процессы глобализации в сферах экономики, политики, культуры, социальной жизни и средств массовой коммуникации постепенно стирают границы между контингентами, цивилизациями, обществами и государствами, которые еще несколько десятилетий назад представлялись относительно обособленными и не столь активно подвергающимися взаимным влияниям. Дифференциация социальной жизни привела к росту разнообразия, появлению различных типов культур, музыкальных направлений и нового отношения общественного сознания, что способствовало возникновению многообразных ценностно-культурных ориентации и стилей жизни. Вследствие этого возникает противоречие между необходимостью быстрого обновления общества и неэффективностью традиционных способов регуляции духовных ценностей, запросов и потребностей. Это в свою очередь способствует культурной маргинальное личности, особенно, личности молодого человека. Достаточно долго массовая коммуникация из идеологических соображений контролировалась государством, в связи с этим был ограничен доступ к западной музыке и другой медиапродукции. В 70 - 80 - е годы к нам хлынул поток импортируемых культурных товаров, возникло множество каналов их распространения. Так, радиостанции FM - диапазона транслируют музыкальный материал, известный, помимо нашей страны, повсюду в мире. Россия также охвачена глобальными каналами спутникового и кабельного телевидения, в том числе и такими известными, как МТВ. Особенно это заметно в сфере электронной музыки. В настоящее время в молодежной среде, как и в обществе в целом, происходит смена культурных традиций. Появились и новые направления в музыкальной культуре: рок-культура, панк-культура, субкультура и др. Они оказали большое влияние на стиль жизни современной молодежи. Молодежь, ее социальное развитие и становление всегда были предметом пристального внимания философов, психологов, социологов. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, предстает в известной степени незнакомцами со своими потребностями, ценностями, идеалами и формами их реализации, вырабатываемыми молодежью в конкретной социальной ситуации. Если активная реализация молодежью своих потребностей затруднена, производство собственных ценностей не поощряется, самостоятельное ориентирование своих действий пресекается, то взаимоотношения молодежи и общества обостряются, и перед обществом встает проблема становления молодого поколения. С этой проблемой, возникшей в результате неправильной молодежной политики, столкнулось сейчас наше общество. А это требует повышенного внимания к ценностным ориентациям молодежи, к несанкционированным проявлениям ее активности, к культуре молодежи и молодежным субкультурам. Общество приходит к осознанию того, что в современной России существует значительный отрыв современного художественного образования и воспитания от традиций русского народного творчества и национальных особенностей страны. Особое место в формировании ценностных ориентации молодежи принадлежит музыкальной культуре. Музыка относится к числу искусств, способных к выражению идей, которые опосредованы музыкальным тоном, она обогащает духовные способности, познание и способствует утверждению человека в мире природы. Музыка воздействует на весь организм, на всю психику человека, на его самосознание и его самочувствие. Именно музыка есть та часть культуры, которая в звучании открывает облик целой культуры, позволяющей видеть себя, свои истинные интересы, противоречия. Появление субкультурных тенденций в молодежной среде вызывается разными механизмами, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере способствует реалиям нового времени. Субкультура появляется как отрицание устаревших культурных форм и выступает одним из моторов формирования контркультурных тенденций потребности молодежи в самоутверждении. Одним из наиболее устойчивых и заметных субкультурных течений 1980-90-х годов стала рок-музыка, предложившая миру свой вызывающий стиль музыки, песен и одежды. Межнациональный характер и всепроникающая способность рок -музыки обуславливает актуальность её изучения, как социального феномена, необходимость конкретного социологического исследования. Актуальность темы определяется: во-первых, наличием многих подходов к изучаемой проблеме, нуждающихся в критическом осмыслении. Интерес к всестороннему изучению рок - музыки привлекает, начиная с 70-х годов и по настоящее время социологов, философов, культурологов, психологов, как отечественных: Б.Астафьев, Н.Барановская, В.Г.Власов, И.Набок и др., так и зарубежных: С.Фриза, Д.Бакстона, Дж. М. Куртиса, Дж. Стрэттона и др.1 Во-вторых, данная проблема на наш взгляд представляет особый интерес в связи с необыкновенным своеобразным развитием и трансформацией различных проявлений рок-музыки в России. В-третьих, обращаясь к рок-музыке, важно рассматривать ее в контексте более широкого исследовательского поля, т.е. с точки зрения иссле- 1 Астафьев Б. В. «О ближайших задачах социологии музыки» Л.: 1972, он же «Музыкальная форма как процесс» кн. 1 -2, Л.: 1976, Набок И. Л. «Рок культура как явление» Л.: 1987, Барановская Н. «Звезды рок - н - ролла Константин Кинчев» M.: 1993, Власов В. Г. «Стиль в искусстве» словарь в трех томах, Спб.: 1998. Frith S. «The Socioloqy Rocck» L.: 1978; Grossman L. «A social history of rock music» N.Y. : 1976; Coker W. «Music and Meaninq. Theoretical introduction to musical Aestetics» London: 1972; Risman D. «Listeninq to popular music // Mass culture.» N. Y.: 1957. дования определённых социальных групп (например: российского студенчества). Так, дискуссия за «круглым столом» журнала «Социологические исследования»2 фактически завершилась признанием того, что рок стал социальным явлением не столько благодаря музыке, сколько социальной позиции. Участники дискуссии пытались определить, в чём состоят характерные особенности рока как социокультурного феномена, в чём его отличие от традиционной культуры. Тем не менее, вопрос о статусе рока как специфического явления, вопрос о субкультурности рока до сих пор является предметом исследования. Следует отметить, что в последнее время в отечественной социологии уделено большое место историко-философскому подходу к изучению различных музыкальных направлений и влияний их на молодёжную среду; но существует необходимость теоретико-методологического обоснования, а также и практической разработке и применении методических рекомендаций социологических исследований по проблемам влияния рок-музыки на формирование стиля поведения и общения современной молодежи. Совокупность указанных выше факторов определяет актуальность выбранной темы исследования. Степень научной разработанности темы Проблематика, связанная с анализом современных социокультурных процессов происходящих в обществе достаточно многопланова, поэтому исследуется разными областями социально - гуманитарного знания - философией, социологией, культурологией, психологией, педагогикой и др. Свои особые аспекты данной проблематики имеются практически и во всех направлениях современной социологии; так, исследуемая нами тема 2 «Рок-музыка? Субкультура? Стиль жизни? » журнал «Социологические исследования» 1987, №6. затрагивает три обширных области социологического знания: социологию музыки, социологию культуры и искусства, социологию молодежи. Это позволяет нам конкретизировать и выявить глубинные истоки зарождения рок-музыки, ее влияние на формирование стиля жизни молодежи. Принципы социологического и культурологического исследования музыки формировались на протяжении всей истории человечества. Социокультурный подход к искусству развивался особенно активно в периоды, характерные оживлением общественной мысли. Начиная с конца XIX - начала XX века появляются работы, непосредственно посвященные проблемам социологии музыки3. В России как самостоятельная отрасль знания, социология музыки появилась в конце XIX - начале XX вв., в работах П. Соколовского, Яворского Б., а в советский период Луначарского А., Астафьева Б., в которых большое внимание уделялось проблемам восприятия музыки, поведению аудитории, взаимоотношению «серьезной» и «легкой» музыкбмена художественных стилей и обновление жанров, преобладание и развитие одного из них и увядание других, происходит, по мнению Б. Астафьева в русле процессов обновления «интонационного словаря эпохи», появления общественной потребности именно в таком искусстве5. О необходимости исследования социальных процессов, происходящих в обществе, особое внимание обращал П. Сорокин, он отмечал, что специфика каждого общества определяется его культурной, а не социаль- Адлер Г. Adler С. «Methode der Musikqeschicte» Lpz.: 1919. Адорно Т. «Введение в социологию музыки» вып. 1-2 М.: 1973. Беккер П. Bekker P. «Materiale Crundlaqen der Musik» W.: 1926. Вебер M. «Рациональное и социологическое в музыке» Луначарский А. В. «Вопросы социологии музыки» М.: 1927; Соколовский Н.Н. «Руководство к практическому изучению гармонии» М.: 1926; Яворский Б. Л. «Конструкция мелодичного процесса» Избр. произв. 1-2 том, М.: 1987. Астафьев Б. В. «О ближайших задачах социологии музыки» Л.: 1972. ной организацией, и начинать изучение любого социума надо в первую очередь с изучения специфических особенностей его культуры . В последнее время в отечественной социологии ведется большая разработка по изучению различных музыкальных жанров, классической и популярной музыки, в том числе особое внимание придается исследованию и анализу рок-музыки7. Самодеятельный рок рассматривается авторами, как социокультурное явление, которое требует глубокого теоретического анализа и прикладных социологических исследований. Говоря о роке, нельзя останавливаться на его проблеме, только с музыкальной стороны. Рок - это и стиль исполнения, и образ жизни музыкантов. Рок является не только музыкой, он был попыткой создания новой культуры, нового человека, новой молодежи с ее особым образом и стилем жизни. В советский период этому феномену и зарождению рок-музыки в стране не придавалось достаточного внимания. В основном работы посвящались происходящим процессам в западной культуре. К таким исследованиям можно отнести работы И. Рыдановой «Западная рок-музыка и молодежь», А. Кукаркина «Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес» и другие. В основном же о роке упоминалось поверхностно, без соответствующего анализа, как о чем-то, не заслуживающем серьезного разговора. О социальной роли рок-музыки говорилось и того меньше. И только в 80-е годы появились работы анализирующие субкультуру, рок-музыку и стиль жизни молодежи . Сорокин П. А. «Социальная и культурная динамика» РХГИ, СПб.: 2000. Сохор А. «Развитие музыкальной социологии в СССР» Социалистическая музыкальная культура, М.:1974, он же «Социология и музыкальная культура» М.: 1974; Роззак Т. «Создавая субкультуру» М.: 1978; Давыдов Ю.Н., Роднянская И. Б. «Социология культуры. Критический анализ» М.: 1980; Конен В. «Об истоках рок - музыки» Студенческий Меридиан 1986, №7; Набок И. Л. «Музыка и идеология» Л.: 1986; Богданова А. В. «Музыка и власть» «Наследие» М.: 1995; Чередниченко Т. В. «Кризис общества - кризис искусства» «Музыкальный авангард или поп - музыка в системе буржуазной идеологии» М.: 1983; Зубок Ю. А. «Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества» M.: 1998. Набок И. Л. «Рок - культура как явление» Л.: 1987. Как отмечает Л. Г. Ионин, вместе с крушением социокультурных и административных систем России рушатся и складывавшиеся десятилетиями традиции, верования, идеологии, жизненные силы и формы; старые общественнно - культурные идентификации уступают место совершенно новым. При этом подчеркивается, что изменение структуры стиля жизни отечественной молодежи является подтверждением перехода ее от моностилистической к полистилистической культуре9. В настоящее время в отечественной социологии происходят качественные изменения в вопросах изучения культуры, музыки, молодежи, что способствует более глубокому пониманию социокультурных изменений. «Безусловно, не следует отрицать рок-музыку как жанр, тем более ее разновидности, связанные с народными традициями, политической и авторской песней, но необходим объективный анализ зарубежной и отечественной продукции различных направлений этой музыки (например, так называемый «тяжелый металл» и панк-рок носят несомненный контркультурный, агрессивно-вандалистский характер)» . Вместе с тем, столь важная тема, как взаимосвязь и взаимообусловленность потребностей в рок-музыке и стиле жизни молодежи, освещается в литературе главным образом в постановочном плане. Остаются недостаточно изучены как раз те аспекты темы, которые связаны с исследованием и анализом показателей влияния рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи, а также еще не до конца сформировались полные и четкие теоретико-методологические представления по данной проблеме, что затрудняет разработку методов количественной оценки целого ряда параметров ценностных ориентации, «Рок - музыка? Субкультура? Стиль жизни?» (обсуждение за «круглым столом» редакции)// «Социологические исследования» 1987, №6. Илле М. Е., Сакмаров О. А. «Рок - музыка: таланты и поклонники»// «Социологические исследования», 1989, №5. Ионин Л. Г. «Культура на переломе (механизмы и направления современного культурного развития в России)» «Социологические исследования» 1995, №2. «Социология молодежи» Отв. редактор В. Т. Лисовский. СПб.: 1996, стр. 341-348. «Социология молодежи» Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. И. Шаповалов. Ростов-на-Дону 2001. анализа критериев и показателей, их динамики и эволюции. Это приводит к несопоставимости результатов социологического анализа и является причиной противоречивости различных выводов и рекомендаций. Опираясь на теоретические разработки зарубежных и отечественных авторов, нами предпринята попытка, дать целостный анализ рок-музыки и особенностей ее влияния на формирование стиля жизни современной молодежи. Таким образом, явно недостаточная изученность исследуемой диссертантом проблемы должна стать объектом пристального изучения как теоретической, так и прикладной социологии, что и позволило определить автору выбор темы, объекта и предмета исследования, его цели и задач. Цель исследования - выявить характер воздействия различных направлений рок-музыки на формирование стиля жизни современной российской молодежи. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: Проанализировать исторические предпосылки развития рок-музыки. Выявить теоретическую сущность и содержание рок-музыки как социального явления. Раскрыть социальные функции рок-музыки. Выявить социальные механизмы воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи. Раскрыть методические принципы социологического исследования воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи. Определить типологию стилей жизни современной российской молодежи и особенности их формирования под воздействием рок-музыки. Объект исследования - стиль жизни молодежи. Предмет исследования - место и роль рок-музыки в процессе формирования стиля жизни российской молодежи. Теоретико-методологическая основа и источниковая база иссле-довавания Общетеоретическими и методологическими основами изучения проблем культуры, искусства, молодежи являются труды зарубежных и отечественных философов, социологов, психологов. В качестве теоретических источников в рамках изучаемой темы использованы работы: Платона, Аристотеля, Ж. - Ж. Руссо, Г. Гегеля, Ф. Шиллера, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Тойлера, Ортега - и - Гассет, К. Яспера, А. Лосева, Ю. Котмана, Д. Тэрнэра, К. Леви-Стросса, М. Кагана, И. Тэна и др. При анализе социокультурных явлений молодежной культуры и субкультур автор опирается на труды: М. Вебера, Г. Зиммеля, Р. Парка, П. Сорокина, М. Титмы, М. Руткевича, Т. Чередниченко, В. Лысовского, Ф. Минюшева, Т. Кухтевич, Ю. Давыдова, В. Добренькова, В. Добрыниной, Л. Дробышевой, Ю. Волкова и др. Большое значение для диссертационного исследования имели работы авторов, как прошлых десятилетий, так и современных, занимающихся социологией музыки, рок-музыки. Это труды: Т. Адорно, С. Фриза, А. Луначарского, М. Когана, Б. Астафьева, А. Сохора, А. Богдановой, И. Набока и др. Исследуя стиль жизни молодежи, диссертант опирался на работы: П. Бурдье, В. Чупрова, В. Ядова, О. Максимовой и др. В работе использованы системный социологический, эволюционный, цивилизационный, деятельностный и аксиологический подходы. При этом значительное внимание уделялось сравнительно-историческому анализу. Использовались общенаучные, философские и социологические методы, в том числе количественного и качественного статистического анализа. Эмпирическая база диссертации определена в соответствии с целями и задачами исследования. В работе использованы данные официальной статистики, законодательные акты Российской Федерации в сфере культуры и молодежной политики, публикации в СМИ. Основой работы являются материалы социологических исследований выполненных автором: во-первых, на социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, по теме «Рок - музыка как социальное явление». В процессе исследования было опрошено более двухсот студентов и аспирантов гуманитарных факультетов в 1996 - 1997 годах. Во-вторых, автором проведены социологические опросы во время работы на телеканале ТВ-6 в программе «МузОбоз» и телеканале ОРТ в программе «Армейский магазин» в 1999 - 2001 годах, в которых опрашивались рок-музыканты, исполнители песен, организаторы шоу и зрительская аудитория. В опросах приняли участие более тысячи респондентов. В-третьих, регулярно применялся метод включенного наблюдения за поведением молодежи в различных формальных и неформальных институтах организации досуга (дискотеки, концерты, клубы и т. д.). В работе также использовался аудио и видео материал по исследуемой проблеме. Научная новизна работы состоит в следующем: Раскрыты свойства рок-музыки, как средства социального и социально-психологического воздействия. Выявлено содержание социальных функций рок-музыки, их место и роль в формировании стиля жизни молодежи. Даны содержательные характеристики стилей жизни молодежи, обусловленные воздействием рок-музыки. Сформированы методические принципы оценки суждений музыкальной аудитории о состоянии и влиянии рок-музыки на формирование молодежной субкультуры. Раскрыта типология стилей жизни современной российской молодежи и особенности их формирования. Научная и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в научных разработках по проблемам социологии культуры, музыки, рок-музыки, социологии молодежи. Результаты социологического исследования стиля жизни молодежи, могут быть использованы для совершенствования работы в сфере культуры и работы с молодежью. Кроме того, материалы теоретических и практических разделов диссертационного исследования, могут быть использованы в организации социологических исследований, а также в практике учебно-педагогической работы при разработке учебных пособий, лекционных курсов и спецкурсов. Апробация работы Основное содержание работы нашло отражение в выступлениях на конференциях и научных публикациях автора. По теме диссертации имеется три публикации, общим объемом три печатных листа. Содержание выводов и практических рекомендаций диссертации неоднократно было предметом дискуссий на оперативных совещаниях во время работы при составлении телепрограмм «МузОбоз» и «Армейский магазин». Работа была обсуждена на заседании кафедры Методологии социологических исследований социологического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова и рекомендована к защите. |