ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Коммуникативно-конгитивный процесс Мы уже знаем, что речевой акт зависит от двух (и более) активных субъектов – производителя речи (текста) и его получателя (получателей). Помимо того, на акт общения влияют и другие факторы. Неотъемлемой чертой каждой конкретной коммуникации является совокупность языкового и неязыкового окружения. Речевое общение во всех своих проявлениях предстает единым коммуникативно-когнитивным (познавательным) процессом, включенным в различные формы социокультурной деятельности, и предполагает продуцирование (производство) и восприятие не только буквальных, но и имплицитно выраженных (скрытых) смыслов. При этом любое речевое высказывание реализуется в конкретной культурной ситуации. В общем плане передача коммуникатором речевого культурного смысла адресату есть установление связей между языковыми значениями и культурно-смысловыми полями сознания субъекта. Движение от культурно-смыслового поля к языковым значениям и правилам (кодирование) соответствует речепроизводству, установление связей в обратном направлении (декодирование) составляет сущность речепонимания. В речевом акте как единице речевой деятельности совершается полный цикл воспроизводства языка и сознания. При этом речевой культурный смысл не столько передается от одного субъекта к другому, сколько возбуждается, активизируется средствами языка, выступая как обусловленное нормами языка и речи отражение одной и той же речевой культурной ситуации. Это делает объем высказывания и его форму вариативными. Выбор же средств высказывания определяется субъективными и объективными причинами, к числу которых относятся тот образ мыслей каждого участника коммуникации, который содержится в его культурном опыте, отражающемся в языке, и цели общения. Эффективность коммуникации напрямую связана с умением оценивать и понимать не только сказанное собеседником, но и самого собеседника. Участники коммуникации следят за процессом понимания предмета речи (о чем речь?) и ее содержания другими участниками коммуникации и делают прогнозы в отношении партнеров. Здесь необходимо проникновение во внутренний мир другого человека. Взаимопонимание зависит от интеллекта коммуникантов, взаимных чувств, их интерпретации: признания/непризнания личности партнера по коммуникации, реакции коммуниканта на отношение к нему собеседника, ее анализа и т. п. Взаимопонимание зависит и от системы ценностей, социальных норм, с которыми человек соотносит понимаемое. Если нормы, на которые ориентируются коммуниканты, сильно различаются, то адекватное понимание и взаимопонимание оказываются недостижимыми. Важны в этом процессе и взаимная оценка психологических качеств партнеров по коммуникации, и самооценка. Чем точнее человек оценивает собственную личность, тем адекватнее он понимает и собеседника, и предмет речи, и возможные способы речевого поведения. Напротив, самоуверенность или недооценка собственных возможностей приводит к комплексному неадекватному пониманию. Каждый участник коммуникации в той или иной степени делает предположения о том, что и в какой мере знают о предмете речи его собеседники. Каждый участник коммуникации в той или иной степени прогнозирует отношение партнеров к объекту обсуждения. Коммуникация продуктивна, если обмен знаниями способствует появлению такой межиндивидуальной основы понимания – темы, которая содержит пересекающиеся элементы содержания, присутствующие с точки зрения каждого субъекта. Появление в речевом общении межиндивидуальной основы способствует возникновению однозначного понимания и взаимопонимания. Категорию цель можно отнести как к речевой деятельности, в ходе которой осуществляется коммуникация, так и к отдельным речевым действиям, частичным действиям, промежуточным шагам. При этом важно понимать цель как «мысленно» усмотренное будущее состояние, а также относительно конечную точку развития, которая осознанно выбрана и зафиксирована с позиции объективных возможностей человека на основе его решения. Она может быть достигнута в результате активной деятельности субъекта. Важно понимать и то, что цель является антиципацией (предвосхищением) будущих состояний, преднамеренных и желаемых. В процессе коммуникации достижение цели осуществляется исключительно в результате воздействия на сознание партнера. Выстраивая речевое поведение, говорящий ожидает, что слушающий, поняв коммуникативную цель говорящего, осуществит то, что «предписывалось» целью высказывания, либо сделает то, что можно считать оправданием или объяснением неосуществления цели говорящего. Это ожидание реакции. Оно предполагает множество вариантов ответного действия, из которых говорящий предпочитает один, соответствующий коммуникативной цели. Предпосылкой реакции слушающего на воспринятое высказывание выступает понимание. Компетентные партнеры по общению это знают и учитывают. Им ясно, что ориентация на взаимное понимание – основное требование к каждому речевому акту. Планируя и произнося свое высказывание, говорящий антиципирует возможности и способность понимания слушающего в данной ситуации и соответственно оформляет свое высказывание. Слушающий, со своей стороны, антиципирует возможные в данной ситуации ожидания говорящего и воспринимает высказывание на этом фоне. Речевой культурный смысл как предмет интерпретации представляет собой единство предметного, мотивационно-смыслового и регулятивно-побудительного его аспектов. Он является и формой культурного знания субъекта о мире и себе самом, и культурной программой его речевой деятельности, при помощи которой развертывается механизм социокультурного управления в сфере индивидуального сознания. 26. Современные научные взгляды Современные взгляды на акт речевого общения можно выразить следующим образом. Передача и прием вербального сообщения являются лишь частью сложнейшего процесса коммуникации. Наряду с акустическим каналом в речевом акте используются и визуальный канал. По акустическому каналу одновременно передается и лингвистическая, и внелингвистическая информация; по визуальному – прежде всего внелингвистическая. В отдельных случаях по визуальному каналу может передаваться и лингвистическая информация (например, «бегущая строка» на телеэкране или «язык» глухонемых и др.). Процессы планирования и продуцирования спонтанных речевых текстов происходят параллельно и сопровождаются невербальными средствами речевого поведения (мимикой, жестами и др.). разговорная речь, с точки зрения первоначального замысла, содержащейся в ней идеи, не отличается от речи письменной. Систематизируем этапы организации речевого акта. СХЕМА Речевой акт начинается с мотивации и целей говорящего в ситуации коммуникативного взаимодействия. Другое важное звено цепи – коммуникативная интенция – точно сформулированное решение послать определенное сообщение. Далее следует выбор нейроповеденческой программы, контролирующей поведение в двух каналах (вербальном и невербальном), которые должны быть скоординированы на ранней стадии планирования. Планирование программ включает языковое и культурно-смысловое планирование сообщения. Результатом планирования являются речевые культурные (смысловые) и моторные (физиологические) программы, выполнение которых сопровождается контролем в виде обратной связи. Графическая модель коммуникативного акта Обобщая знания современной науки, можно определить речевое общение как процесс коммуникативно-познавательной активности субъекта. Этот процесс выражается не только в самих по себе речевых операциях, но и в постановке, реализации и контроле за выполнением коммуникативных целей. Причем сама коммуникативно-познавательная активность каждого участника общения определяется нормативно-регулятивным, ценностным и предметно-содержа-тельным планом. |