ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Атомистическая трактовка бытия. Знаменитый греческий философ Демокрит (род. ок. 470 г.до н.э. ) принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под этим неделимое – атом. Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым опровергая утверждение, что бытие - одно. Атомы по Демокриту, разделены пустотой; пустота – это небытие и, как таковое, непознаваема. Атомы нельзя видеть, их можно только мылить. Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже с крючками и т.д. Демокрит предложил продуманный вариант механистического движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме опровергается учение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит разбивает бытие на множество отдельных бытий – атомов. Классическая античная философия Сократ (ок. 470-399 годы до н.э.) Основной философский интерес Сократа сосредотачивался на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа. В сознании человека Сократ обнаруживает разные уровни, разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающие с ним в противоречие. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция называется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может приобрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе беседы, когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепризнанными, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания понятий «справедливость», «добро» и т.п. В центре внимания у него всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначение и цели, справедливого общества. Философия понималась им как познание того, что такое добро и зло. Платон (427-347 годы до н.э.). Иная трактовка бытия была предложена Платоном. Бытие у Платона предстает как множественное, идеальное, бестелесное образование – идею. Учение об идеях центр всей философии Платона. Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто бытие, противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей - «мир становления»: здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается. Только мир идей существует реально, вечно и неизменно, мир становления – реален не более, чем мир теней. Именно тени доступны непосредственному наблюдению, дающему, следовательно, лишь «мнения», лишь подобие истинного знания о вещах. Подлинное знание – это погружение мыслью в стихию «идей», духовных сущностей, общих понятий. Но познание возможно, ибо это не что иное, как «воспоминание»: до рождения человека его бессмертная душа блуждала в мире «идей», созерцая общие понятия, которые, таким образом, как бы врожденны человеку. Так, сравнивая две сходные между собой вещи, люди «вспоминают» понятие сходства, внесенное в человека его душой, которая была знакома с этим понятием прежде. Пока человек живет, его бессмертная душа томится в бренной телесной оболочке – вслед за орфиками и пифагорейцами Платон называет тело гробницей души. «Мир идей» иерархичен. На вершине его располагается высшее из понятий – понятие благаили добра. Стремление души достичь наивысшего блага философ называет любовью. Этика Платона опирается на его учение о трех составных частях души: разумной, волевой и чувственной. Этим трем частям души соответствуют три добродетели: разум – основа мудрости; воля – основа мужества; обуздание чувственности – основа благоразумия, или владения собой. Гармоническое сочетание всех трех добродетелей рождает четвертую – справедливость. Человек большого теоретического ума Платон, однако, отнюдь не сторонился бурной политической жизни своего времени, последних лет V -первой половины IV вв. до н.э. Представления об идеальном государстве были у Платона столь же четки и хорошо разработаны, как и его воззрения на мироздание в целом. Острая социальная и политическая борьба внутри государства, междоусобные войны, раздиравшие Грецию, вызывали кризис традиционного полисного государства, вынуждая искать новые формы государственной организации. Платон не был исключением. В его учении государством управляют философы; опирается оно на доходы от земледелия и вообще натурального хозяйства и обходится без торговли и денег. Обитатели идеального государства подразделяются на три слоя или касты: философы, воины-стражи, обеспечивающие порядок, и слой земледельцев и ремесленников. Касты четко отграничены одна от другой и исполняют каждая определенную, только ей присущую функцию. Мудрость правителей-философов позволяет поддерживать в государстве справедливость. Так как частная собственность и семья порождают в людях эгоизм и вредят общему делу, в идеальном государстве философы и стражи живут замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество – общее. Детей воспитывает не семья, а государство, как это было принято в Спарте. Вся жизнь в государстве, включая экономику, обучение и воспитание молодежи, военное дело, искусство, строжайшим образом регламентирована и организована «разумно». Только в низшем слое общества, у земледельцев и ремесленников, призванных обслуживать потребности государства, сохранялась индивидуальная собственность. Однако общей целью государства Платон провозглашал заботу не о приобретении материальных благ, не о завоеваниях и обогащении, а о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук, и особенно, философии. Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель, ученик Платона, предпринял критику его учения об идеях. Он видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение и изменение. По Аристотелю, мир материальных (чувственных) вещей существует реально. Материю, которая составляет чувственный мир, Аристотель, в отличие от Платона, рассматривающего ее как нечто бесформенное, неопределенное, лишь возможность, а не действительность, поэтому принимающую любую форму, рассматривает как потенцию. Для того чтобы из потенции возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Форма, по Аристотелю, активное начало, начало жизни и деятельности, тогда как материя – начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую форму или форму форм – вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего космического целого. Природа у Аристотеля - это живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой, составляющей причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность есть фундаментальный принцип всей онтологии Аристотеля. |