Педагогические условия формирования лидерства Таким образом, можно выделить педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе: 1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал. 2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе. 3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса. 4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться. 5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе. Существует определенный набор принципов, которым должен следовать педагог-организатор, вожатый с позиции гуманистического подхода (В. П. Бедерханова): 1. С самого начала и на всем протяжении педагог демонстрирует детям свое полное к ним доверие. 2. Он помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности. 3. Он исходит из того, что у детей есть внутренняя мотивация. 4. Он выступает для детей как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. 5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка. 6. Он развивает в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. 7. Он старается быть активным участником группового взаимодействия. 8. Он открыто выражает в группе свои чувства. 9. Он стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого. 10. Для содействия формирования лидерской позиции он сам демонстрирует лидерское поведение: разнообразные стили лидерства, качества личности лидера, уважение прав и свобод других, делегирование полномочий, и др. 7. Система самоуправления и соуправления в ВДК. Актив – ядро коллектива, его организующий центр. Это наиболее активная, инициативная группа воспитанников, обладающая хорошими организаторскими способностями, а также наличием специфических компетенций в определенной области. Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в отряде. Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Развитие самоуправления в отряде позволяет создавать условия для социального становления детей и подростков посредством включения их в решение сложных проблем, взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Участвуя в решении проблем отряда, воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей лагерной жизни, решения управленческих проблем в отряде. Таким образом, самоуправление (по Л.В. Воронцова)– это: – форма организации жизнедеятельности детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей; – специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей; – непременный признак коллектива, его функция. Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды: – коллективное планирование; – текущая организаторская работа по реализации ключевых дел отряда; – работа в постоянных и временных органах самоуправления; – выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю; – участие в работе отрядных сборов, в работе педагогического совета лагеря. Самоуправление может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправленияотносятся: – советы дела, штабы, т. е. работа во временных творческих и инициативных группах. Они создаются по решению совета отряда для выполнения конкретной задачи, стоящей перед отрядом. Выполнив конкретную задачу, члены совета дела отчитываются перед советом отряда, после чего группа расформировывается; – дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения. Постоянно действующие органы самоуправлениявключают в себя: сбор отряда, совет отряда, деятельность звеньев (комнат), сборы звена, деятельность клубов. Собрание отряда является высшим органом самоуправления и обеспечивает каждому члену отряда право участия в подготовке, обсуждении и принятии решения по важным вопросам жизнедеятельности отряда. Совет отряда –главный исполнительный орган, избираемый на собрании отряда. Его члены руководят работой микрогрупп, советами дел, создаваемых для организации в отряде различных видов деятельности: трудовой, физкультурно-оздоровительной, шефской, познавательной или художественно-творческой. В состав микрогруппы могут входить воспитанники отряда на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений. Задачи педагогического руководства по развитию самоуправления воспитанников отряда (по Л.В. Воронковой): · проектирование идеальной схемы самоуправления в отряде еще до первых практических шагов совместной работы; · организация обучения актива отряда и формирование необходимых качеств; · включение воспитанников отряда в организаторскую деятельность. 8. Стили руководства. Стиль общения в летних оздоровительных центрах между воспитанниками и педагогами может быть определен, как “согласительный”, или “конвенционный” (установленный на основании конвенции – договора, соглашения). Возникающие в летних лагерях межличностные отношения имеют в своей основе свободу мнений, настрой на отдых, юмор, игру, позитивные эмоции. Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят – участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива используются различные стили руководства им. · Приказание: · четкая постановка цели и инструкция для ребят; · часто проводится инструктаж; · уточнение, как поняты ребятами конкретные задания; · кратко с каждым исполнителем уточняются его действия; · проверяется выполнение заданий; · отмечаются ошибки и хорошо выполняемые поручения; · требовательность, но тактичность. · Распределение и стимулирование: · оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят; · выявление общих интересов; · при необходимости даются задания; · педагог следит за тем. Чтобы задания выполнялись точно; · похвала в присутствии других ребят; · недостатки разбираются наедине; · поощрение за позитивную самостоятельную деятельность. · Участие в принятии решений: · ставится цель без уточнения способов достижения; · ограничиваются прямые указания и контроль; · создается система самоконтроля; · проводятся консультации по отдельным проблемам; · поощряются высказанные замечания; · детям предоставляется больше самостоятельности; · педагог контролирует ситуацию. · Передача полномочий: · оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней; · педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости; · контроль не ослабляется; · соизмеряются возможности ребенка и сложность задания; · хвалить ребят нужно как можно чаще. Таким образом, можно выделить признаки стиля: порядок распределения обязанностей; методы подготовки, принятия и организации выполнения решений; формы контактов с воспитанниками и контроль за их деятельностью. Реализуя определенный стиль руководства, педагог решающим образом влияет на формирование того или иного типа взаимоотношений в коллективе. |