Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - игровые упражнения «Весёлые капельки», «Кто соберёт больше цветочков», «Медвежата, просыпайтесь»; - несложные сюжетные подвижные игры «Птички летают», «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Пройди мишкой, поползи мышкой» и др.; - беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего и безопасного поведения на улице («Расскажи, почему нельзя ходить по лужам?», «Какую одежду одевать весной?» и др.). «Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Дидактическая игра «Найди такой же …» Способствовать освоению сенсорных эталонов, выделяя признаки объектов природы (цвет, форма, величина): (круглой формы - «как солнышко», зелёного цвета – «как листик», треугольной призмы – «как ёлочка»). Обогащать чувственный опыт детей. «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Беседа: «Весна пришла». Продолжать знакомить детей с изменениями в живой и неживой природе, происходящие весной (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки, прилетают птицы, появляются птенцы у птиц, пробуждаются от спячки животные, появляются почки на деревьях, кустах, дети легко одеты, могут играть с песком, водой). Побуждать участвовать в разговоре, самостоятельно рассказывать о своих впечатлениях. «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Чтение стих.А.Плещеева «Весна». Познакомить со стихотворением. Учить называть признаки весны. (приёмы понимания речи, активизация, обогащение словаря (весна, весенний, веснянка), стимулирование совместного со взрослым построения высказывания из 2-3 предложений). «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Рисование «Дождик» Развивать умение создавать простые изображения, ритмично нанося разные по длине линии (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки), мазков (капельки). «Художественное творчество» (аппликация) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Аппликация «Скворечник» Учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму части (прямоугольная, круглая, треугольная). «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - музыкальные произведения для слушания: «Солнышко» (муз. М.Раухвегера, сл. А.Барто, «Зима прошла» муз. Н.Метлова сл. М.Клюковой); для пения «Водичка» (муз. Е.Тиличеевой, сл. А.Шибицкой); - музыкально-дидактические игры («Греет солнышко теплее» муз.Т.Вилькорейской); - приёмы понимания простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр); - двигательные образные импровизации под музыку; - имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – птиц, лёгкого ветерка и др., способствующих развитию воображения и творчества; - игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» (громко-тихо)). В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - предметы народных промыслов и быта (глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из соломы, дерева; - иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, историям о животных, стихам; - сюжетная живопись по теме «Мир животных»; - разнообразные яркие игрушки, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера; - наборы для театрализации (шапочки-маски, фрагменты костюмов для игр-драматизаций, игрушки и фигурки настольного и пальчикового театра); - книги для рассматривания и детского чтения (Е.Благинина «Дождик», В.Берестов «Мишка, мишка, лежебока», «Больная кукла», Ю.Мориц «Ручеёк», Н.Павлова «Щепочка и камешек», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «Голуби», Д.Хармс «Весёлые чижи», «К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Чарушин «Кошка», «Курочка», «Что за зверь», Л.Квитко «Кисонька», «В садочке», Н.Забила «Ясочкин садик» и др.; - книги и иллюстрации, отражающие признаки весны в живой и неживой природе - настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки; - наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (ветка дерева распускается в тепле, для комнатных растений нужны тепло, вода), с водой песком, снегом; - материалы для дорисовки: «Тает сосулька», «Капает дождик», «Дует ветер»; - атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей; - наборы одежды для кукол; - алгоритмы трудовых действий; - наборы-конструкторы для строительства различных построек; - изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки), неизобразительный материал: толчёная скорлупа, опилки, палочки и т.п.; - дидактические пособия для развития мелкой моторики. Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки; - привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением; - наблюдать за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения; - использовать зеркальце для получения солнечных зайчиков, - обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями; - почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка; - привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых явлений. Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о растениях, животных и человеке; - приёмы, вызывающие интерес к отражению в сюжетных играх событий из прочитанных книг, впечатлений от коллективных т личных наблюдений, рассматриваемых картинок; - обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка («Шла Маша в детский сад, а вокруг лужи. Как пройти и не замочить ноги?»); - побуждение к рассказыванию о домашних питомцах; - рассматривание иллюстраций, картин, побуждая детей к узнаванию, различению и называнию объектов и явлений природы; - игры-имитации, отражающие особенности объектов живой и неживой природы, выражая их голосом, движениями («кружатся листочки», прыгают воробышки» и т.п.); - опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле); - наблюдения за посадками луковиц и крупных семян; - игры-имитации, отражающие характерные действия (летят большие и маленькие птицы), в разном темпе (дождик полил – крылышки замочил); - постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Дорожки», «Заборчики», «Мосты» и др.), стимулируя обыгрывание построек и включение их в игру; - приёмы формирования навыков рисования в предметном изображении (передача общих признаков и характерных деталей), в сюжетном изображении (создавать изображение на всём листе с учётом линии горизонта); - игры-экспериментирования с изобразительными материалами, связанные с умением подбирать цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый) при раскрашивании изображённых предметов или явлений природы; - игры с предметами, картинками: «Что сначала, что потом», «Узнай, кто позвал» и др; - рассматривание предметов и картинок о трудовой деятельности взрослых в природе; - простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.); - экспериментирование с музыкальными природными звуками. Гигиенические процедуры: - обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Умываются котята и цыплята и утята…»), наблюдениям за птицами, животными); - ситуативные беседы с использованием игрового персонажа (куклы «Веснянки») о процессах одевания в соответствии с погодными условиями, элементарного поддержания чистоты в одежде во время прогулки (обходить лужи, отряхивать одежду от мокрого песка и т.п.). Завтрак, обед, полдник, ужин: - ситуативные беседы о пользе витаминов в весенний период, которые содержатся в свежих овощах и фруктах; Прогулка: - образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ поведения в предметом мире, основанный на знании назначен Ия предмета и свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»); - наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег); - наблюдения за птицами, животными, растениями и другими объектами живой природы, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении); - наблюдения сенсорных признаков объектов природы (цвет, форма, величина); - обращение внимания детей на необычные явления, предметы (цветение растений, солнечный луч, блеск лужицы и т.п.); - беседы о бережном отношении к объектам природы (почему не следует рвать цветы, ломать ветки кустарников и т.п.); - игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п. - подвижные игры «Дождик»; «Солнечные зайчики» и др.; - упражнения на развитие основных движений; - индивидуальная работа по развитию основных движений; - элементарные трудовые поручения на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину); привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями, поддерживает порядок на участке); - наблюдения за трудом взрослых, обращая внимание на трудовые действия и результат трудовой деятельности; - наблюдение фрагментов конкретных видов труда (уборка территории детского сада, посадка семян в огороде, цветнике и т.п.); - игровые ситуации («Соберём куклу на прогулку», «Научим Неумейку наводить порядок на участке»); - образовательные ситуации, обеспечивающие понимание направленности трудовых процессов на заботу о детях и близким им людям («Поможем дворнику»); - образовательные ситуации по ознакомлению с объектами живой природы ближайшего окружения («Первое знакомство»). Вечер: - рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева; - чтение стихов («А.Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег» А. Фет «Уж верба вся пушистая», З.Александрова «Капель», «Весенняя уборка», В.Берестов «Весенняя песенка» и др.), сказок («Почему кот моется после еды», «У солнышка в гостях» и др.); - чтение художественной литературы (А.Майков «Ласточка примчалась», А. Плещеев «Весна», В. Бианки «Песенка весенних минут», «Купание медвежат», Л.Толстой «Птица свила гнездо», С. Маршак «Март, апрель, май»); - прослушивание музыкальных произведений («Звуки капели, звуки весны»); - игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (неуклюжие медведи, весёлые зайчики, птицы, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером); - игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов; - игры с персонажами настольного, пальчикового театров с предварительным обсуждением обобщенных характеристик (хитрая, добрая); - игры- импровизации с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверей), куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей) с изображением игровых действий, сопровождением их речью; - игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице «Опасно-безопасно»; - приёмы, побуждающие к отражению содержания знакомых сказок и стихотворений в игровой деятельности; - наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира (побуждение детей различать, узнавать, называть конкретных животных, растений, явлений природы. С помощью вопросов, педагог помогает найти яркие признаки конкретных растений, животных, явлений природы – «Как ты узнал?»); - беседы: «Что мы видели на улице?», «Как изменилась одежда людей весной?». Вечерняя прогулка: - игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку», «Расскажем Веснянке, как мы одеваемся на прогулку»; - игры-обсуждения «Кто во что одет?»; - беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона); - наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»); - наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде; - опыты, эксперименты с водой, песком («Лепим колобки», «Печём куличики» - эксперименты с разным песком: влажным и сухим); - игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки; - подвижные игры: «Кто соберёт больше цветочков», «Поймай бабочку», «Пройди по дорожке» и др.; - элементарные трудовые поручения по уборке участка. Поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности.
Примерный план Образовательной работы С детьми 4-5 лет Тема: «Весна шагает по планете» Программное содержание: 1. Обогащение представлений детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые; дети легко одеты, могут играть с песком, водой). 2. Развитие эмоциональной отзывчивости и разнообразия переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие. 3. Обогащение опыта исследовательских действий по изучению качеств и свойств объектов живой и неживой природы, обогащать опыт исследовательских действий. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - игры и упражнения для развития скоростно-силовых качеств «Радуга» (прыжки через ленты, лежащие на расстоянии 1 м, цвет которых соответствует цвету полос радуги), «Перепрыгивание через ручейки»; - подвижные игры: «Через ручейки», «Солнце и дождик» и др.; - беседы о факторах, обеспечивающих здоровье человека в весенний период (витамины, закаливание, физические упражнения, соблюдение режима дня); «Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Конструирование из строительного материала «Скворечник». Учить построению конструкции по образцу, характеристик объектов, их протяжённости, установления месторасположения частей и деталей. «Познание» (развитие кругозора), «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Беседа: «Весна пришла». - Уточнять и расширять знания детей об изменениях в живой и неживой природе весной (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки, прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые, появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты, могут играть с песком, водой). «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Образовательная ситуация-рассуждение «Почему говорят, что природы весной просыпается?» Развивать умение высказываться на заданную тему, отстаивать свою точку зрения, опираясь на полученные впечатления в процессе наблюдений, чтения художественной литературы. «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Рисование «Подснежник». Упражнять в рисовании знакомых предметов, располагать изображение по всему листу. «Художественное творчество» (аппликация) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Аппликация (обрывная) «Верба». Совершенствовать навыки работы с бумагой: обрывание, разрывание. «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - музыкальные произведения для слушания «Солнышко» (муз. М.Раухвегера, сл. А.Барто, «Зима прошла» муз. Н.Метлова сл. М.Клоковой, «Песенка о весне» муз.Г.Фрида, сл. Н.Френкель); для пения «Водичка» (муз. Е.Тиличеевой, сл. А.Шибицкой); - музыкальное движение «Танец с зонтиками» муз.В.Костенко сл.Т.Коломиец; - музыкально-дидактические игры («Греет солнышко теплее» муз.Т.Вилькорейской); - приёмы понимания простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр); - имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – птиц, лёгкого ветерка и др., способствующих развитию воображения и творчества; - игры на музыкальных инструментах: подыгрывание «Песенки о весне» муз.Г.Фрида, сл. Н.Френкель; - танцевально-игровое творчество: «Зайчик, зайчик, где бывал» муз.М.Скребковой, сл.А.Шибицкой; - развлечение «Весенние загадки». В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - предметы народных промыслов и быта (глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из соломы, дерева; - иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, историям о животных, стихам; - сюжетная живопись по теме «Мир животных»; - разнообразные наборы игрушек (домашние и дикие животные), природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера; - наборы для театрализации (шапочки-маски, фрагменты костюмов для игр-драматизаций, игрушки и фигурки настольного и пальчикового театра); - атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Аптека», «Больница», «Поликлиника»; - литературные произведения для детского чтения (малые формы фольклора: «Солнышко – колоколнышко…», «Ты, трава ль моя…» и др.; сказки: «Заюшкина избушка», «У солнышка в гостях»; произведения русской классической литературы: «О.Белявская «Вербочки», В.Жуковский «Птичка», А.Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; произведения современной русской и зарубежной литературы: З.Александрова «Одуванчик», Е.Благинина «Дождик», М.Клокова «Воробей с берёзы…», Ю.Мориц «Ручеёк», Д.Хармс «Кораблик», П.Воронько «Я носила воду, воду…», Я.Колас «Цветок» (пер.с белор.), Э.Маркуш «Купание воронёнка» (пер.с венг.); - изобразительные материалы для отражения впечатлений детей об изменениях в природе (бросовый материал, обводки, контуры, тонированная бумага для изображения, составления пейзажей и натюрмортов); - иллюстрации, отражающие признаки весны в живой и неживой природе - дидактические игры: «Мой организм», «Витамины»; - настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки; - наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (ветка дерева распускается в тепле, для комнатных растений нужны тепло, вода), с водой песком, снегом; - оборудование для игр-экспериментирований и игр-путешествий, связанных со здоровым образом жизни; - материалы для дорисовки: «Тает сосулька», «Капает дождик», «Дует ветер»; - наборы одежды для кукол; - алгоритмы трудовых действий; - наборы-конструкторы для строительства различных построек; - изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки), неизобразительный материал: толчёная скорлупа, опилки, палочки и т.п.; - дидактические пособия для развития мелкой моторики. Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки; - привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением; - наблюдать за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения; - использовать зеркальце для получения солнечных зайчиков, - обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями; - почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка; - поиграть в развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.; - поиграть в игры на развитие воображения: «Чудесный мешочек», - привлекать к работе с неоформленным и природным материалом (выполнить совместно с детьми из природного и неоформленного материала скворечник или кормушку для птиц и повесить возле дома); - прослушать аудиозаписи тематического литературного материала, тематических детских песен, например; - привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений. Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о растениях, животных и человеке; - игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих здоровье в весенний период; - простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»); - дидактические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен» и др.; - побуждение к рассказыванию о домашних питомцах, об их повадках; - игры-имитации, отражающие особенности объектов живой и неживой природы, выражая их голосом, движениями («кружатся листочки», прыгают воробышки» и т.п.); - игры-имитации, отражающие физические особенности движений, голоса, эмоционального состояния игрового образа (летят большие и маленькие птицы, идёт по снегу большой медведь и маленькая обезъянка); - игры-упражнения типа: «Вот как Галю одевали»; - опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле); - игры с водой, снегом, льдом: «Тонет – не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала), «Освобождение из плена» (размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей); - игры с зеркалом: «Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика»), «Солнечные зайчики» (воспитатель и дети пускают весёлые солнечные зайчики); - наблюдения за посадками луковиц и крупных семян; - постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Дорожки», «Заборчики», «Мосты» и др.), стимулируя обыгрывание построек и включение их в игру; - приёмы формирования навыков рисования в предметном изображении (передача общих признаков и характерных деталей), в сюжетном изображении (создавать изображение на всём листе с учётом линии горизонта); - образовательные ситуации, игры-экспериментирования по развитию умений конкретизировать замысел, выбору материалов, цветового и композиционного решения при изображении объектов и явлений живой природы; - экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какое цвета весеннее небо?» и т.п.); - игры с предметами, картинками: «Что сначала, что потом», «Узнай, кто позвал» и др.; - простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.); - рассматривание предметов и картинок о трудовой деятельности взрослых в природе в весенний период; - экспериментирование с музыкальными природными звуками: «Угадай, что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и т.п.); «Погремушки» (какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов). Гигиенические процедуры: - обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Умываются котята и цыплята и утята…»), наблюдениям за птицами, животными); - рассуждения о процессах одевания в соответствии с погодными условиями; - решать проблемные ситуации, связанные с охраной здоровья: «Можно ли гулять по лужам?»; - приёмы формирования умения элементарного поддержания чистоты в одежде во время прогулки (обходить лужи, отряхивать одежду от мокрого песка и т.п.). Завтрак, обед, полдник, ужин: - беседы, позволяющие обогащать представление детей об основных источниках витаминов, укрепляющих здоровье в весенний период. Прогулка: - образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ поведения в предметном мире, основанный на знании назначения предмета и свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»); - наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег); - наблюдения за птицами, животными, растениями и другими объектами живой природы, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении); - наблюдения сенсорных признаков объектов природы (цвет, форма, величина); - обращение внимания детей на необычные явления, предметы (цветение растений, солнечный луч, блеск лужицы и т.п.); - беседы о бережном отношении к объектам природы (почему не следует рвать цветы, ломать ветки кустарников и т.п.); - игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п. - игры и упражнения для развития скоростно-силовых качеств: «Кузнечик» - подвижные игры «Дождик»; «Солнечные зайчики» и др.; - индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств; - элементарные трудовые поручения на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину); привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями, поддерживает порядок на участке. Поддерживать желание помогать взрослым); - выполнение трудовых действий, связанных с сезонными посадками (посадка и выращивание лука, крупных семян растений); - привлечение к уходу за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника; - образовательные ситуации, обеспечивающие понимание направленности трудовых процессов на заботу о детях и близким им людям («Поможем дворнику»); Вечер: - наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира (побуждение детей различать, узнавать, называть конкретных животных, растений, явлений природы. С помощью вопросов, педагог помогает найти яркие признаки конкретных растений, животных, явлений природы – «Как ты узнал?»); - беседы: «Что мы видели на улице?», «Как изменилась одежда людей весной?»; - беседы о сезонных изменениях в природе, изготовление условных заместителей; - рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева; - чтение стихов («А.Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег» А. Фет «Уж верба вся пушистая», З.Александрова «Капель», «Весенняя уборка», В.Берестов «Весенняя песенка».и др.), сказок («Почему кот моется после еды», «У солнышка в гостях» и др.); - чтение художественной литературы (А.Майков «Ласточка примчалась», А. Плещеев «Весна», В. Бианки «Песенка весенних минут», «Купание медвежат», Л.Толстой «Птица свила гнездо», С. Маршак «Март, апрель, май»); - прослушивание аудиозаписей («Звуки капели, звуки весны»); - игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (неуклюжие медведи, весёлые зайчики, птицы, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером); - игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов; - игры- импровизации с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверей), куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей) с изображением игровых действий, сопровождением их речью; - игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице «Опасно-безопасно»; - приёмы, побуждающие к отражению содержания знакомых сказок и стихотворений в игровой деятельности; - рассматривание детских журналов с творческими заданиями; - игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки», «На что похоже?» и т.п.); - приёмы, побуждающие к использованию «полуготовых материалов» (листы разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовки с нанесёнными фигурами, «незавершённые композиции). Вечерняя прогулка: - игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку», «Расскажем Веснянке, как мы одеваемся на прогулку»; - игры-обсуждения «Кто во что одет?»; - беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона); - наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»); - наблюдения-обсуждения, помогающие детям лучше понимать связи между живой и неживой природы («Почему на ветках появляются почки?») - наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде; - опыты, эксперименты с водой, песком («Лепим колобки», «Печём куличики» - эксперименты с разным песком: влажным и сухим); - игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки; - игры с зеркалом, со светом (длительность светового дня в сравнении с утренней прогулкой, особенности погоды); - подвижные игры: «Солнце и дождик», «Через ручейки», «Зайчата » и др.; - элементарные трудовые поручения по уборке участка. Поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности.
Примерный план Образовательной работы С детьми 5-6 лет Тема: «Весна шагает по планете» Программное содержание: 1. Обобщение знаний детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые, дети легко одеты, могут играть с песком, водой; взрослые делают посадки в цветнике и на огороде). 2. Развитие интереса к природе, желание активно познавать и рассказывать о природе, действовать с природными объектами. 3. желание активно познавать и действовать с природными объектами. 4. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Беседа-рассуждение «Что помогает нам быть здоровыми весной?». Побуждать к участию в коллективном рассуждении, формулировать личное мнение. «Социализация», «Безопасность» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Беседа «Как не заболеть в весенний период?» Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека. Учить вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре. «Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Конструирование «Мост для пешеходов». Учить конструировать по заданным условиям с использованием действий замещения недостающих строительных деталей. «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Образовательная ситуация «Придумай загадку» Развивать умение придумывать загадки на основе признаков наблюдаемых предметов и явлений. «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Изготовление поделки из бумаги «Кораблик». Учить выполнять поделку в технике «оригами», складывать бумагу в разных направлениях, хорошо проглаживать линии сгибов, дополнять образ дополнительными деталями «Коммуникация» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Сочинение сюжетного рассказа «Весна шагает по планете» Формировать умение составлять небольшой рассказ об объектах живой и неживой природы, характеризуя особенности весеннего сезона. «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Чтение и заучивание наизусть стих А.Майкова «Весна» Учить запоминать стихотворение. Побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения. «Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство, рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Коллаж «Весенние мелодии» Учить детей передавать весенние явления с использованием разных изобразительных техник и материалов («рисование ладошкой», аппликация, бумагопластика и т.п.). «Художественное творчество» (аппликация, конструирование, художественный труд) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Объёмная аппликация («Одуванчики», «Мимоза» и т.п.) Совершенствовать умения выполнять работу в технике тампонирования. Развивать композиционные умении в передаче образа. «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - пение песен о весне, игры, танцы, хороводы; - слушание «Песенка о весне» муз.Г.Фрида, сл.М.Френкель - музыкально-дидактические игры («Светит солнышко» и др.); - игры на музыкальных инструментах: подыгрывание «Песенки о весне» муз.Г.Фрида, сл. Н.Френкель; - музыкальные движения («Ай, да березка»); - слушание звуков весенней природы (аудиозаписи); - задания на развитие звуковысотного слуха (низкие звуки – медведь, более высокие звуки – кошка, самые высокие – соловей и т.п.); - - развлечение « Пришла весна». В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - иллюстрации с изображением весенних пейзажей и труда людей, - репродукции картин: «Грачи прилетели» А.Саврасов, «Вешние воды» И.Левитан; - наглядно – дидактические пособия «Времена года», «Первоцветы», «Весна» - М., Мозаика – Синтез 2005-2010г.г.; - фотоальбомы: «Весенние цветы», «Красивые цветы», «Птицы прилетели»; - наборы для экспериментирования; - экологические дневники наблюдений за погодой, за птицами, за распусканием листьев…; - изобразительные материалы для самостоятельного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами, с цветом (получение светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне); - модели для группировки природных объектов; - дидактические игры: «Мой организм», «Витамины»; - выставки коллективных творческих работ («Весна шагает по планете»); - алгоритмы трудовых действий. Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки; - организовать посещение музея (выставки, галереи); - привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением; - обсудить вместе с детьми смысл и содержание пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря; - организовать наблюдение за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения; - обратить внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями; - привлекать ребёнка к сезонной работе на садовом участке; - почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка; - поиграть в развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.; - привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений. Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей об особенностях существования растений, животных и деятельности человека в весенний период; - игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих здоровье в весенний период; - простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»); - дидактические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен» и др.; - побуждение к рассказыванию о домашних питомцах, об их повадках, особенностях в поведении весной; - обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет; - рассматривание энциклопедий, произведений изобразительного искусства: «Весна в произведениях русских художников; - рассуждения: «Почему говорят, что весной просыпается природа?», «Что мы чувствуем, наблюдая красоту пробуждения природы?» и др.; - игры с водой, снегом, льдом: очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров – бумаги, марли, сетки); - игры-эксперименты: «Испытание кораблей» конструирование из различных материалов (бумага, ореховая скорлупа, коробочки) и испытание на плывучесть в спокойной воде, во время ветра, делая «бури»; - игры со светом «Пускаем солнечные зайчики», «солнечные зайчики догоняют друг друга». Гигиенические процедуры: - решение проблемных ситуаций, связанных с охраной здоровья: «Можно ли гулять по лужам?»; - ситуативные беседы о поддержании чистоты в одежде во время прогулки (обходить лужи, отряхивать одежду от мокрого песка и т.п.). Завтрак, обед, полдник, ужин: - беседы, позволяющие обогащать представление детей об основных источниках витаминов, укрепляющих здоровье в весенний период; - рассуждения о полезных и вредных для здоровья продуктах питания. Прогулка: - образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ обращения с предметами, основанный на знании назначения предмета и свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»); - наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег); - наблюдения за птицами, животными, растениями и другими объектами живой природы, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении); - обращение внимания детей на необычные явления, предметы (цветение растений, солнечный луч, блеск лужицы и т.п.); - беседы о бережном отношении к объектам природы (почему не следует рвать цветы, ломать ветки кустарников и т.п.); - подвижные игры «День-ночь», «Солнышко-дождик» и др.; - упражнения на развитие физических качеств; - хозяйственно-бытовой труд на участке (полив растений, участие в совместной уборе участка); - выполнение трудовых действий, связанных с сезонными посадками (посадка и выращивание семян растений); - привлечение к уходу за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника. Вечер: - наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира весной; - опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле); - беседы о сезонных изменениях в природе, изготовление условных заместителей, составление моделей; - экологические игры, обогащающие представления о мире растений и животных, особенностей их существования в весенний период; - обсуждения по впечатлениям экскурсий в природу («Как мы следы весны искали», «Весенняя природа» и др.); - сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о весне, изготовление самодельных книг); - составление короткихрассказов об изменениях в лесу весной с опорой на составленный вместе план:«Тележурналисты весной в лесу» (предложений из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и слов); - создание книг-самоделок о весенней природе; - составление загадок с использованием модели, отражающей признаки весны; - прослушивание аудиозаписей («Звуки капели, звуки весны»), просмотр видеофильмов о весенней природе; - рассматривание детских журналов с творческими заданиями; - игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки весенней природы», «На что похоже?» и т.п.). Вечерняя прогулка: - беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона); - наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»); - наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде; - опыты, эксперименты с водой, песком; - игры с зеркалом, со светом (длительность светового дня в сравнении с утренней прогулкой, особенности погоды); - подвижные игры: «Солнце и дождик», «Через ручейки» и др.; - составление маршрутов в природу.
Примерный план Образовательной работы С детьми 6-7 лет Тема: «Весна шагает по планете» Программное содержание: 1. Формирование обобщённых представлений о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. 2. Расширение знаний о характерных признаках весны: связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; сезонных изменений в природе. 3. Поддержание детской инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - подвижные игры: игры с бегом («Не намочи ноги»), с подлезанием («Перелёт птиц»), игры-эстафеты («Весёлые соревнования»), подвижные игры, стимулирующие проявление детского творчества: «У Мазая» и клетка» и др.; - беседы-рассуждения «Что помогает нам быть здоровы весной?», ««Лук от семи недуг» - так говорят в народе. Почему?» (витамины, закаливание, физические упражнения, соблюдение режима дня); Социализация», «Безопасность» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Беседа «Здоровье весной» Формировать представления детей здоровьесберегающем поведении в обществе (прикрывать рот платком при чихании, отворачиваться при кашле), состояния окружающей среды (несоблюдение правил личной гигиены – угроза не только своему здоровью, но и здоровью окружающих). «Познание» (конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Игровое конструирование из строительного материала «Мост через реку в весеннее половодье». Учить преобразовывать образец в соответствии с заданными условиями. «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Эвристическая беседа «Весна шагает по планете» Систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе (становится теплее, греет и ярко светит солнце, вырастают и зацветают растения, появляются насекомые, прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов и т.д.). Способствовать проявлению познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (почему? зачем?). «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Изготовление поделки из бросового материала «Кораблик». Учить работать с неоформленным материалом. Закреплять последовательность трудовых действий: от постановки цели до получения результата. «Коммуникация» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Обобщающее занятие «К нам веста шагает быстрыми шагами». Формировать умение составлять описательные рассказы об объектах и явлениях природы, характеризуя особенности весеннего сезона по репродукциям художественных картин. Учить строить сложные предложения, упражнять в образовании слов (весна, веснянка), приставками (подснежник). «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Обобщающая беседа «О каком времени года написано больше всего стихов?». Активизировать читательский опыт детей в закреплении знаний об объектах живой и неживой природы, характеризуя особенности весеннего сезона. «Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Роспись деревянных игрушек: «Весна-красна». Побуждать к созданию художественного образа с использованием символичных образов природы (животные, символы солнца, воды). «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Рисование: «Весеннее настроение». Побуждать детей к экспериментированию с изобразительными материалами: использованию нетрадиционных техник в (отпечатки ладоней, песок и т.п.), сочетанию уже освоенных техник и материалов (дорисовка гуашевого рисунка фломастерами) в передаче предметов и явлений. «Художественное творчество» (аппликация) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Коллективную аппликацию – панно «Весеннее настроение». Развивать чувство цвета и композиции при работе с бумагой разного цвета и оттенков. «Художественное творчество» (художественный труд) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Коллаж «Весенние мелодии» Учить детей передавать весенние явления с использованием разных изобразительных техник и материалов («рисование ладошкой», аппликация, бумагопластика, мнемотехника и т.п.). «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - пение песен о весне, игры, танцы, хороводы; - слушание «Песня жаворонка» муз.П.Чайковского, - пение «Пришла весна» муз.З.Левиной, сл.Л.Некрасова - песенное творчество («Веснянка» у.н.п. обр.Г.Лобачева) - музыкально-дидактические игры («Светит солнышко» и др.); - игры на музыкальных инструментах: подыгрывание «Песенки о весне» муз.Г.Фрида, сл. Н.Френкель; - слушание звуков весенней природы (аудиозаписи); - развлечение « Пришла весна». В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - пейзажные картины о весне («Грачи прилетели» Саврасов, «Вешние воды» И.Левитан и др.); - игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская и др.) из разных видов материалов ( щепа, солома, папье-маше и др.); - наглядно – дидактические пособия «Времена года», «Первоцветы», «Весна» - М., Мозаика – Синтез 2005-2010г.г.; - фотоальбомы: «Весенние цветы», «Красивые цветы», «Птицы прилетели»; - наборы для экспериментирования («Лаборатория природы»); - познавательно-справочная литература: энциклопедии, иллюстрированные альбомы, карты с изображениями обитателей и т.п.; - дидактические игры: «Животный мир», «Мир растений», «Ботаническое лото», «Живая природа»; - экологические дневники наблюдений за погодой, за птицами, за распусканием листьев…; - модели, отражающие признаки весны; - выставки коллективных творческих работ («Весна шагает по планете»); - тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности; - алгоритмы трудовых действий. Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки; - коллекционирование «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (органы чувств); - семейные путешествия в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки изобразительного искусства; - привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением; - обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря; - наблюдать за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения; - обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями; - привлечение ребёнка к сезонной работе на садовом участке; - чтение и обсуждение рекомендуемых произведений современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка; - развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.; - привлечение к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений. Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей об особенностях существования растений, животных и деятельности человека в весенний период; - игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих здоровье в весенний период; - простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»); - дидактические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен» и др.; - побуждение к рассказыванию о домашних питомцах, об их повадках, особенностях в поведении весной; - рассуждения: «О чём грустит растение?», «Как помочь природе?»; - обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет; - рассматривание энциклопедий; - придумывание сказочных историй («Превращения с волшебной палочкой»); - рассуждения: «Почему говорят, что весной просыпается природа?», «Что мы чувствуем, наблюдая красоту пробуждения природы?» и др.; - игры с водой, снегом, льдом: очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров – бумаги, марли, сетки); - игры-эксперименты: «Испытание кораблей» конструирование из различных материалов (бумага, ореховая скорлупа, коробочки) и испытание на плывучесть в спокойной воде, во время ветра, делая «бури»; - игры со светом «Пускаем солнечные зайчики», «солнечные зайчики догоняют друг друга». Гигиенические процедуры: - беседы о здоровьесберегающем поведении; - привлечение внимания детей к наглядным пособиям (моделям, плакатам, коллажам), позволяющим закреплять правила умывания, одевания; Завтрак, обед, полдник, ужин: - беседы, позволяющие обогащать представление детей об основных источниках витаминов, укрепляющих здоровье в весенний период; - рассуждения о полезных и вредных для здоровья продуктах питания. Прогулка: - длительные наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег); - наблюдения за птицами, животными, растениями и другими объектами живой природы, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении); - обращение внимания детей на необычные явления, предметы (цветение растений, солнечный луч, блеск лужицы и т.п.); - беседы о бережном отношении к объектам природы (почему не следует рвать цветы, ломать ветки кустарников и т.п.); - подвижные игры «Перелёт птиц», «Совушка», «Летает! Не летает!» и др.; - упражнения на развитие физических качеств; - хозяйственно-бытовой труд на участке (полив растений, участие в совместной уборе участка); - выполнение трудовых действий, связанных с сезонными посадками (посадка и выращивание семян растений); - привлечение к уходу за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника. Вечер: - наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира весной; - знакомство со способами размножения растений (семенами, луковицами, черенками); - работа с дидактическими картинками, отражающими стадии роста живого организма (выстраивание последовательности, пояснение изменений, происходящих на каждой стадии); - беседы о сезонных изменениях в природе, изготовление условных заместителей, составление моделей последовательности роста и развития знакомых детям природных объектов; - деятельность по созданию коллекций (фотографии, картинки, марки с изображением весенней природы); - экологические игры, обогащающие представления о мире растений и животных, особенностей их существования в весенний период; - проблемные обсуждения реальных событий из детской жизни (по впечатлениям экскурсий в природу: «Как мы следы весны искали», «Весенняя природа» и др.); - сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о весне, изготовление самодельных книг); - игры-фантазирования природоведческого содержания; - создание книг-самоделок о природе весной; - составление загадок с использованием модели, отражающей признаки весны; - прослушивание аудиозаписей («Звуки капели, звуки весны»), просмотр видеофильмов о весенней природе; - рассматривание детских журналов с творческими заданиями; - игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки весенней природы», «На что похоже?» и т.п.). Вечерняя прогулка: - беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона); - длительные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, в ходе которых дети замечают изменения в природе в течение одного сезона («Что было, что стало?»); - рассуждения о том, от чего зависят изменения, происходящие в природе; - наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде; - опыты, эксперименты с водой, песком; - игры с зеркалом, со светом (длительность светового дня в сравнении с утренней прогулкой, особенности погоды); - имитационные игры «Пробуждение цветка», «Подснежник проснулся от зимы»; - игры-этюды: «Мечты листочка», «Что вспоминает ель?»; - беседы-рассуждения: «В природе всё красиво?» - подвижные игры: «Солнце и дождик», «Через ручейки» и др.; - составление маршрутов в природу. |