МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

II. Возрождение социально-педагогической теории и практики в России (II половина XX – н. XXI века)





1. Сделайте обзор социально-педагогических проблем, которые выделились в российском обществе данного периода.

1) Сегодня наиболее распространенной является трехаспектная модель науки: во-первых, наука – это особого рода деятельность, включающая особые цели, методы их достижения и т. п.; во-вторых, наука – это совокупность знаний, объединяющих различные концепции, теории, категориальный аппарат и т. п.; в-третьих, наука – это социальный институт, включающий отдельных ученых и их формальные и неформальные объединения, организации и т. п.

2)Педагогика как наука имеет свои особые цели, предмет и объект исследования, набор специфических методов исследования, оперирует собственным понятийным аппаратом; работой по производству знаний заняты многие ученые, входящие в различные научные сообщества. Таким образом, педагогика как наука соответствует всем трем элементам, объединяющим понятие «наука». Однако следует говорить о том, что анализу деятельности социальных институтов в педагогике уделяется значительно меньше внимания, чем это делают историки других наук. На эту проблему обращает внимание Российская педагогическая энциклопедия: «История педагогики изучает и деятельность конкретных педагогов, хотя чисто “персонологический” подход имеет ограниченное значение», и далее: «Педагогическое науковедение рассматривается как теория построения педагогической науки и ее категориального оформления» (РПЭ. Т. 2.99. С. 112). По сути, речь здесь вообще не идет о сообществах ученых, хотя в других науках этой проблеме посвящены специальные исследования, например Институт истории естествознания и техники занимается разработкой, помимо прочих, и этой проблемы.На наш взгляд, причиной недостаточного осознания педагогики себя наукой является невнимание к вопросу социальной организации науки. Ведь известно, что распространение и популярность многих педагогических концепций обусловлена не столько заслугой их авторов, сколько деятельностью учеников и последователей, т. е. работой научного сообщества.

3) Науковеды различают несколько социальных форм организаций научных сообществ. С нашей точки зрения, особый интерес представляют такие организации, как научные школы. Сам термин «научная школа» многозначен: а) учебное заведение (институт, университет и т. п.); б) направление в науке; в) форма организации научного сообщества. В третьем значении мы и будем употреблять этот термин.

4) Научная школа – это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством лидера выдвинутую им исследовательскую программу. Существенным признаком научной школы является то, что она одновременно реализует функции производства, распространения, защиты научных идей и обучения молодых ученых.

На формирование научных школ оказывает влияние ряд факторов, в том числе: высокий уровень развития науки, наличие у лидера школы не только качеств, необходимых для научной деятельности, но и качеств человека, способного сплотить вокруг себя творческий коллектив. Научные школы сыграли важную роль в развитии научного знания. Так, интерес и популярность педагогической концепции И. Ф. Гербарта были обусловлены в значительной степени деятельностью его учеников и последователей (Ф. Стой, А. Г. Штрюмпель и др.). Успех педагогической системы Дж. Дьюи во многом был определен созданной им научной школой (группа талантливых единомышленников в составе Э. Дьюи, Г. Тафтс, Дж. Р. Энджелл, Дж. Г. Мид и др.). Комплексные исследования С. Т. Шацкого стали возможны также благодаря созданной им научной школе (в ее составе были А. А. Никольский, М. Н. Скаткин, В. Н. Шацкая, Л. К. Шлегер, Е. Я. Фортунатова и др.). Значительный вклад в развитие современной отечественной педагогики внесли научные школы Т. Е. Конниковой, М. И. Махмутова, Л. И. Новиковой, В. А. Сластенина и ряда других.

5) Особое значение научные школы приобретают в современной педагогической науке – в связи с необходимостью проведения комплексных исследований, разработкой проблемы системно-синергетического подхода, что требует не только широты кругозора, но и привлечения ученых из различных сфер науки и координации их деятельности. Пожалуй, особенно актуален вопрос о научных школах для разработки такого направления, как педагогическая футурология, ведь здесь не обойтись без знаний педагогов, историков, философов, экологов, медиков, социологов и специалистов других областей. Все это показывает важность исследования проблемы возникновения, организации, деятельности и эволюции научных школ в педагогике и вопросов, связанных с социальными исследованиями педагогики как науки в целом.

 

2. Проанализируйте сферы социально-педагогической практики, формы и методы социально-педагогической работы этого периода.

 

Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств — образования и комитетов по делам молодежи.

В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.

Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

— учреждения образования;

— учреждения комитетов по делам молодежи;

— учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);

— учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);

- учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.);

- учреждения культурно досуговой сферы ( Загородные детские оздоровительные центры, базы отдыха , парки);

- учреждения частной практики.

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.

Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).

Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.

В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством).

В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением).

Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

Изложенное выше показывает, что социально-педагогическая деятельность — многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование.

Методы социального воспитания.

Под методом в социальном воспитании понимаются пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и воспитуемого, направленные на достижение воспитательной цели и решение поставленных задач.

По мнению М.И. Рожкова и О.С. Гребенюка все воздействия педагога направлены на воспитание, призваны вызывать соответствующее действие ученика, направленное на самовоспитание. Эти авторы выделяют следующие доминирующие бинарные методы воспитания – самовоспитания: убеждение и самоубеждение ( интеллектуальная среда), стимулирование и мотивация ( мотивационная среда), внушение и самовнушение (эмоциональная), требование и упражнение ( волевая), коррекция и самокоррекция( среда саморегуляции) , воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания ( предметно-практическая среда), метод дилемм и рефлексия ( экзистенциальная среда).

Н. Е. Щуркова методы делит на три группы:

1) методы формирования сознания: пример, беседа, диспут, рассказ, лекция.

2) метод организации деятельности: педагогическое требование, общественное мнение, упражнение , метод организации общественно- полезной деятельности, метод использования творческой игры.

3) методы стимулирования деятельности : поощрение, наказание, метод «взрыва».

Методы социального воспитания

1) Метод репродуцирования (упражнение, поощрение, требования, поручения).

2) Метод обогащения и закрепления (дискуссия, собрание, театрализация или имитация)

3) Метод содействия (воспитывающие ситуации, естественные последствия)

4) Методы стимулирующие интерес и приобщение личность к деятельности (беседа, рассказ, чтение, игры).

Формы работы:

1. Организация и проведение бесед;

2. Организация и проведение встреч с интересными людьми, специалистами;

3. Индивидуальное консультирование социального педагога;

4. Организация и проведение праздников, конкурсов, вечеров;

5. Проведение диспутов и дискуссий на нравственные и этические темы;

6. Просмотр видеофильмов с последующим обсуждением.

 

 

3. Назовите работы отечественных авторов, исследующих различные аспекты социальной педагогики.

В 1721 г. по инициативе церковного и общественного деятель Феофана Прокоповича был открыт Дом сирот и бедных детей. Для них он написал специальную учебную книгу «Первое учение отрокам».

В.Н. Татищев – он был автором нескольких проектов по совершенствованию просвещения и воспитания в России и рассмотрел ряд педагогических проблем, связанных с возрастными особенностями, влиянием окружающей среды на воспитание. Много сделал Татищев для открытия горно-заводских школ. Большое внимание нравственному воспитанию детей он уделял и в педагогическом тракте «Духовная моему сыну».

И.Т. Посошков – «Завещание отеческом сыну моему» он следует традиции религиозного воспитания в страхе Божием, смирении, чистоте душевной и телесной, преданности православной вере, послушании отцу и духовнику, понимании православного вероучения. Большое значение придавал нравственному воспитанию, он считал, что у детей необходимо воспитывать любовь и преданность Отечеству, трудолюбие, скромность.

И.И. Бецкой считал, что посредствам воспитания можно создать «новую породу людей» (изоляция воспитанников от вредного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения). « Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и « Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» , он выразил свои взгляды на всестороннее воспитание гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников. Были открыты воспитательные дома сначала в Москве, а затем в Петербурге, Смоленский институт благородных девиц с мещанским отделением , где внимание уделялось физическому воспитанию детей и приобщению к домашнему труду. «Генеральный план императорского Воспитательного дома» предусматривал, что дети до 2 лет будут находиться на попечении нянек и кормилиц, затем до7 лет будут приучаться к посильной работе, до 11 лет – ходить в школу, учиться читать и Закону Божьему, осваивать различные ремесла. Потом до 14 лет дети продолжают учебу на более высшем уровне ( учатся считать, читать, писать, рисовать…).

Е.Р.Дашковой «О смысле слова «воспитание»», А.А Прокоповича – Антонского « О воспитании», «Слово о воспитании», В.В Крестинина « Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей», Е.Б. Сырейщикова « О пользе нравоучения при воспитании юношества», Х.А. Чеботарева «Слово о способах и путях, ведущих к просвещению». В них разрабатывались цели и направления развития национальной системы воспитания и обучения, отстаивался их светский и общественный характер.

Н.И.Новиков рассматривал воспитание как главный фактор формирования человеческой личности. Ему первому среди русских ученых принадлежит определение педагогики как науки о воспитании детей. Он определил пути умственного, физического и эстетического воспитания, отстаивал преимущество общественного воспитания перед частным и домашним.

А.Н. Родищев – требовал широкого и полноценного образования и воспитания для детей. Важную роль отводил физическому, умственному и нравственному воспитанию.

Идея о соотношении частного и общественного воспитания, сущность нравственного воспитания, роль примера в воспитании, поощрение и наказание, пути умственного воспитания были рассмотрены в педагогическом тракте А.Д.Бестужева «О воспитании».

В.Ф. Одоевский, внес большой вклад в развитие воспитательных домов и детских приютов. Именно он занимался созданием первых детских приютов в России.

В.Г.Белинский «Создает человека природа. Но развивает и образует общество». Исходя из этого он утверждал, что общество должно обеспечить всем людям равное воспитание. «Рассуждение о воспитании», критиковал взгляд ребенка как на «чистую доску», утверждая, что душа ребенка- это дерево в зерне, человек в возможности. Говорил, что необходимо развивать физическое и умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

А.И. Герцен говорил, что общественных характер зависит от социального строя, быта, нравов, традиций.

Н.П.Огарев главное - научить применять знания в практической деятельности, связать их с жизнью. Мысль соединения обучения с трудом.

А.С. Хомяков, рассматривал воспитание как подготовку одним поколением другого. « Об общественном воспитании в России»- социальное воспитание должно быть различным в каждой стране и в каждую эпоху.

Н.И. Пирогов «Вопросы жизни» он развивает вопросы общечеловеческого воспитания, цель которого – подготовка высоконравственного человека к будущей социальной жизни.

Н.А.Добролюбов считал, что реформа образовательной системы невозможна без перестройки общественной жизни в России.

Н.Г.Чернышевский, формирование нового человека – борца за воплощение революционной идеи.

К.Д.Ушинский, цель воспитания он выводил из общественного быта и видел в духовном развитии человека. Утверждал, что духовное воспитание человека совершается не только школой, но и воспитателями, как природа, семья, общество, религия, язык.

В.Я. Стоюнин «Мысли о русском воспитании», «Записки о классических и религиозных школах», «Наша семья и ее исторические судьбы», «Наши школьные вопросы» , школа должна опираться на семью в своей работе, втянуть ее в круг школьных интересов, привлечь к обсуждению педагогических вопросов, заинтересовать родителей проблемами воспитания.

В.П.Вахтеров он разработал самостоятельную педагогическую концепцию «Эволюционная» педагогика. «Заметки о народной школе», «Всеобщее начальное обучение», «Всеобщее обучение».

К.Н.Вентцель, «Дом свободного ребенка» И.Н. Горбунов-Посадов они выступили за создание такой воспитательной среды, которая бы обеспечивала не только физическое, умственное и нравственное развитие детей, но и готовила их к широко трактуемой практической деятельности. Одной из таких школ в России была , созданная Е.С.Ливицким в 1890г. в Царском Селе.

А.Радченко «Школа шалунов» , А.У Зеленко и С.Т. Шацкого «Сетлемент», «Детский труд и отдых».

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.