I. Зарождение, становление и развитие социально-педагогической практики к теории в России с древнейших времен до нач. XIX в. 1. Изучить «Поучение» Вл. Мономаха и выделить социально-педагогические идеи в нем. Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125) — один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. «Поучение» — одно из выдающихся произведений древнерусской литературы. Вероятнее всего, оно написано в 1117 г. В этом «Поучении» В.В. Мономах пишет, каким должен быть человек, и выделяет следующие идеи воспитания. Не лениться, а трудиться; иметь душу чистую и не порочную; за столом не разговаривать; уважать старших; младшим помогать; не врать, быть честным; стыдиться старших; избегать суеты; с нелепыми людьми не беседовать; верить в Бога; молиться, ходить в церковь; не мстить , быть терпеливым; уметь любить ближнего; умейте признать свою вину, просить прощение; быть добрым, помогать больным; быть внимательным; любить свою родину, воспитывать воина; не иметь вредных привычек; чтить гостей; жену любить, власти над собой не давать. Вот такие идеи были прописаны в «Поучении» В.В. Мономаха. Я с ними полностью согласна, и думаю, что если бы мы их выполняли, то люди в нашей стране были воспитанные, культурные, целеустремленные. 2. Проанализировать социально-педагогические идеи «Домостроя». «Домострой». С незапамятных времен на Руси составлялись поучения, регламентирующие взаимоотношения людей в семье и обществе. В XVI в. их называли «домостроями». Автор этого произведения обращается к читателю, учит, как жить и вести свое хозяйство: нужно почитать Бога, церковь и царя, быть терпеливым, не мстить за зло и так же воспитывать детей. Все в доме должны соблюдать устои христианской морали. «Домострой» призывает людей к строгости быта и бережливости, дает советы, как получить прибыль, жить по средствам, избегать долгов; как наживать богатство «праведной прибылью»; также в нем прописаны советы, как воспитывать детей. А детей, по «Домострою», нужно воспитывать "в страхе божьем" и в "благоразумном учении всякому разуму и вежеству и промыслу и рукоделию". Причем обучение «вежеству» и всякому промыслу и рукоделию, - с учетом возрастных особенностей детей, а также их задатков и способностей. При этом мать должна "учити рукоделию" дочь, а отец сына - вести хозяйство. 3. Охарактеризовать «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» И.И. Бецкого. Иван Иванович Бецкой (1704- 1795), влиятельный придворный, автор школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Считал необходимым воспитание «новой породы людей». По его мнению, только в изолированных от развращенного общества учебных заведениях, можно воспитать новых людей, которые смогут "свободно и прилежно заниматься промышленностью, торговлей, ремеслом". Это воспитание "новых отцов и матерей, которые детям своим те же прямые и основательные правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, а от них передали б своим детям, и так следуя из родов в роды, в будущие веки". В юношах следовало воспитывать высокие нравственные начала, вселив в них "страх Божий", возбудить охоту к трудолюбию и страх к праздности, научить пристойному поведению, учтивости, "соболезнованию о бедных". Главный принцип обучения должен был состоять в том, чтобы вести детей «играя и с приятностью»; заставлять же детей целые часы сидеть за книгой - значит расслаблять и притуплять их. «Быть всегда веселу и довольну, петь и смеяться - есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца и острого разума». Лучше всего наставлять детей примерами, а не правилами, которые малопонятны в юном возрасте. Следует укоренять в детях склонность повиноваться без досады, препятствовать им бить животных, обнаруживать злость к сверстникам. Обучение было ориентировано на создание модели личности, возможности которой должны быть достаточно универсальны и максимально приспособлены к специфичности ситуации: необходимости начинать карьеру «с нуля», отсутствии исходного капитала, связей, престижного образования при невозможности опереться на опыт предшественников, отсутствии отработанной схемы поведения и проторенного профессионального пути. 4. Описать историю возникновения кадетских корпусов в России. Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний), так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определяющиеся на военную службу, малолетние знатных фамилий до производства их в 1- офицерский чин. Затем это название перешло в Пруссию, где оно было присвоено воспитанникам специальных военных учебных заведений. Кадетские корпуса - военные учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров. Кадетские корпуса ведут свое начало с 1653 года, когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа. В 1716 году король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет. Так возникли кадетские корпуса, сохранившиеся к 1913 году только в Германии, Японии, Черногории и России. В 1731 году в России (при императрице Анне Иоанновне) по представлению генерал-фельдмаршала Миниха был подписан императорский указ «об устройстве Корпуса Кадетов». Кадетский Корпус был основан в 1732 году в Санкт-Петербурге на 300 человек для шляхтерских детей в возрасте от 13 до 18 лет. При императрице Елизавете Петровне в 1743 году после открытия Морского корпуса кадетский Миниховский корпус был переименован в «Сухопутный Шляхетский Кадетский корпус» (к 1913 году он стал назваться 1-й Спб. кадетский корпус). Этот корпус славился на всю Россию, и из него вышли замечательные деятели как военных, так и гражданских ведомств (дипломаты, судьи и пр.). При Екатерине II был основан артиллерийский и инженерный кадетский корпус. К концу царствования Александра I в России было 3 кадетских корпуса (1-й Спб, Морской артиллерийский и инженерный). Корпус составлял в строю батальон. Три старших класса - роту. Продолжительность обучения - семь лет (7 классов). Особое внимание обращалось на то, чтобы кадет получал доброкачественную пищу, исправную и удобную одежду, больше был на свежем воздухе и всегда содержался в строгой опрятности. Главная цель: сделать кадет «добродетельными и благочестивыми». Целью физического воспитания было: «сбережение и подкрепление здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил воспитанников, дабы сделать их способными к перенесению трудов военной службы». Общее направление воспитания основывалось «на любви к Богу, на сыновней преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга». Поощрялось создание музеев, посещение мест сражений, чествование героев. Степень нравственного достоинства кадет было принято определять баллами (12 - поведение отличное, 11 и 10 - очень хорошее, 9, 8 и 7 - хорошее, 6, 5 и 4 - посредственное, 3, 2, 1 - дурное). За проступки кадет наказывали снятием погон, переодеванием в серую куртку и розгами. За примерное поведение и успехи в учебе поощряли похвальными грамотами и помещением на Красную доску, производством в унтер-офицеры. «Для возбуждения в воспитанниках соревнования и стремления к воинской доблести» было повелено иметь: в рекреационных залах всех корпусов - мраморные доски из светлого мрамора с именами отличнейших из каждого выпуска, а в церквах - черные мраморные доски, для помещения имен всех бывших воспитанников, «павших на поле чести...». Дурные кадеты переводились по достижении 16-17 лет на службу нижними чинами в армейские полки (дурные кадеты - это те кадеты, к которым были применены все меры, но исправлений не достигли). В кадетских корпусах преподавались: 1. Закон Божий 2. Русский язык с церковно-славянской и русской словесностью 3. Французский и немецкий языки (в некоторых - английский) 4. Математика (арифметика, алгебра, геометрия, приложение алгебры к геометрическим проекциям, тригонометрия и начала анализа) 5. Начальные сведения о естественной истории 6. Физика 7. Космография (астрономия) 8. Химия 9. География 10. История 11. Законоведение 12. Чистописание 13. Рисование и черчение 14. Внеклассные занятия: Строевая подготовка (экзерциции) и физические упражнения: гимнастика и подвижные игры, фехтование, плавание, танцы, пение, музыка и ручной труд. С 1911-1912 годов в кадетских корпусах введена стрельба, начиная с 4 класса. Введены прогулки-экскурсии применительно к программе «Юных разведчиков» во всех классах. Юноши, успешно закончившие Корпус, получали право на поступление в военные училища или, в случае неспособности к воинской службе, на партикулярный чин 14 класса. Согласно положению о Кадетских Корпусах (1886 г.) по штату в корпусе полагались: – Директор (генерал-майор или полковник) – Инспектор классов (коллежский советник или полковник) – Его помощник (коллежский советник или полковник) – 4 командира рот (полковники) – 17 офицеров-воспитателей – Смотритель здания (подполковник) – Заведующий обмундированием (капитан) – Старший врач (коллежский советник) – Младший врач (коллежский асессор) – Эконом (коллежский асессор) – Секретарь (коллежский асессор) – Бухгалтер (коллежский асессор) – 2 барабанщика (один унтер-офицер, один рядовой) – 2 горниста (рядовые) – Старший фельдшер – Младший фельдшер – Аптечный фельдшер – 3 старших писаря (нестроевые старшего разряда) – 4 младших писаря (нестроевые) На протяжении всего времени существования кадетских корпусов курс обучения и программы периодически менялись. К 1917 году действовало 29 кадетских корпусов (кроме Морского и Пажеского). Общее число кадет к 1917 году превышало 10 тысяч. После февральской революции кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства без изменения программ обучения. В 1918 году в связи с ликвидацией императорской армии кадетские корпуса были закрыты. |