Социология Питирима Сорокина Питирим Александрович Сорокин(1889—1968) — американский социолог русского происхождения, основатель социологического отделения Петербургского университета, автор монографий «Система социологии» и «Преступление и кара, подвиг и награда», где разрабатывал общую теорию нормативного поведения человека. В 1922 г. его вместе с сотнями других российских ученых, представителей интеллектуальной элиты выслали за границу. В США он одно время возглавлял Американскую социологическую ассоциацию. Круг его научных интересов в Америке очень широк. Он автор книг «Социология революции» , «Социальная мобильность», книг по сельской социологии, автор пяти томов книги «Социальная и культурная динамика», где разрабатывает с помощью статистических методов общие тенденции мировой культуры. П. Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Он выделяет идеациональную стадию, в которой преобладают процессы духовного, религиозного сознания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология, сочетание рационального и чувственного начал; чувственную стадию с доминированием чувственного переживания. В истории происходит чередование основных типов культуры. Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе(как, по его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа. Социодинамическая модель П. Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. В работе «Кризис нашего времени» Сорокин пишет: «Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеационной культурой, которая будет создаваться завтра» «Это — кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. «… настоящий кризис не является предсмертной агонией западной культуры и общества, то есть кризис не означает ни разрушения, ни конца их исторического существования, а представляет собой лишь разрушение чувственной формы западного общества и культуры, за которым по следует новая интеграция. Трагедия и хаос, ужасы и горе переходного периода конечны, они вызовут, к жизни новые созидательные силы в новой интегральной форме». Сорокина интересовала проблема роли социологии в переустройстве общества. Он ввел в социологию новые понятия: социальная стратификации, социальная мобильность, страта, статус, проводники, актор и т. д. Сорокин уделял внимание проблемам социальной структуры, социальной мобильности, социальной и культурной динамики, социального равенства. Он исследовал социальные закономерности человеческого счастья и любви. Сорокин автор более 50 книг, которые переведены на многие языки мира и составляют классику мировой социологии. Социология Т. Парсонса Толкотт Парсонс(1902—1979) — выдающийся американский социолог, автор теории структурного функционализма. Его книги: «Социальная система», «Социологическая теория и современное общество», «Структура социального действия». Общество, по Парсонсу, — это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Природа ценностей — внеопытна. Социальная динамика обуславливается моралью. Отношение структурных единиц, составляющих общество, основано на функциях обеспечивающих выживание общества: адаптация(проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация, интеграция(проблема сохранения внутреннего единства системы), поддержание образца(проблема мотивации человеческой деятельности, согласования мотивов с целями общества). Каждая функция обеспечивается соответствующими институтами, которые группируются системами общества. Парсонс выделял принципы упорядоченности общества: 1) утилитаризм, согласно которому человек стремится к своей выгоде, рационально действует и рассчитывает на награду; 2) позитивизм — совокупность причинных связей, которые определяют деятельность человека в определенной ситуации; 3) идеализм — человеческая деятельность рассматривается с точки зрения ценностно-нормативного регулирования. Парсонс выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию. Измерения социального действия: социальное, культурное, личностное. Поведение человека определяется типичными стандартными переменными. Это определенные пары норм, которые Парсонс назвал паттернами в рамках которых изменяется поведение. Например, ориентация на себя или группу. Социальная система выполняет такие функции: адаптации, достижение цели, интеграции, сохранения структурного образца. Основные положения функционального подхода Парсонса: 1) социальные системы ориентированы на стабильность; 2) социальные системы интегрированы; 3) социальные системы основываются на согласии; 4) социальная жизнь включает необходимость социального контроля и обязанностей личности; 5) основой социальной жизни являются нормы и ценности; 6) социальная жизнь зависит от сотрудничества, взаимодействия, солидарности. Не каждое поведение является социальным действием. Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Парсонс уделял внимание изучению социальной напряженности, религиозных ценностей, социальной модернизации. Его работы оказали большое влияние на современную социологию. 4 вопрос. Социальная структура - это устойчивая, упорядоченная, иерархически организованная сложная социальная система. Обладает свойствами: 1) устойчивость 2) иерархичность 3) взаимосвязь элементов 4) функциональное взаимодействие 5) изменчивость Социальная структура состоит из множества взаимосвязанных элементов. В её состав входят: 1) индивиды 2) соц. Группы 3) соц. Общности 4) соц. Организации 5) соц. Институты Социальная группа (Роберт Мертон) - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. Признаки социальных групп: 1) члены группы определённым образом взаимодействуют 2) члены группы осознают свою принадлежность к ней 3) члены группы считаются таковыми со стороны других индивидов Виды групп: 1) условные (действия членов этой группы является ограниченными или полностью отсутсвуют) 2) агрегативные (индивиды объединены в группу целями, несвязанные соц. Взаимодействием) 3) квазигруппы (индивид включается в группу в целях соц.взаимодействия) 4) реальные (по опрделению) * формальные и неформальные * инструментальные и экспесиссивные 1) Большие (отношения носят опосредованный характер; взаимодействие скорее исключение, чем правило) 2) Малые (постоянные устойчивые взаимодействия на основе взаимных ожиданий) Социальная общность – совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и неповторимыми социальными признаками. Социальный институт - социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Его функционирование направлено на удовлетворение значимых соц. Потребностей и создание системы статусов, определяющих поведение индивида в обществе. Соц. Институт как система правил и норм поведения возникает через непосредственное взаимодействие индивидов в малых группах. Функции соц. института: определяет систему ценностей, линию поведения человека, формирует стратегические цели и задачи и обеспечивает их реализацию. Соц. Институт обладает институциональными признаками: 1) установка образца поведения 2) культурные символы 3) культурные черты 4) устные/письменные кодексы поведения 5) идеология – система убеждений, санкционированная совокупностью норм Общие, явные функции: 1) закрепление и воспроизводство общественных отношений: институт имеет систему норм подведения, делающих поведение индивидов предсказуемым и стандартизующих их поведение. 2) регулятивная: обеспечивает регулирование общественных отношений путём выработки шаблонов поведения 3) интегративная - процесс сплочения, взаимной ответственности и взаимозависимости членов соц. Групп, происходящая под влиянием системы правил/санкций/соц. Ролей. Латентные функции – достигаются в процессе удовлетворения явных. Пример: приобретая предметы роскоши (явная - экономическая), латентная – повышение собственного престижа Социальная стратификация – деление общества на социальные слои (страты); распределение индивидов по определённым ступеням соц. Иерархии в зависимости от определённых соц. Характеристик. Критерии стратификации: 1) богатство (доход) 2) власть 3) образование 4) престиж Рабство – социальная система, при которой одни индивиды – собственность других. Рабы использовались при осуществлении хоз. Функций и занимали подчинённое положение по отношению к свободным. Социальная мобильность – процесс перемещения индивида или группы между различными уровнями социальной иерархии. Виды: 1) горизонтальная: перемещение индивида или групп в рамках соц.пространства, без изменения уровня и положения в системе соц. Иерархий. 2) вертикальная: в системе соц. Иерархий, связанное с изменением соц. Статуса. 5 вопрос. Этничность — свойство этнической общности, обозначающее её особенные отличия от других общностей. Этнос - группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Этническая идентичность – динамичное образование, она изменяется со временем, и человек может переосмыслить роль этнической принадлежности в течение своей жизни. Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). типы этнической идентичности: 1. Нормальная или позитивная этническая идентичность проявляется в положительном образе своего этноса, в благоприятном отношении к своей культуре, истории, терпимые установки на взаимоотношения с другими этносами. 2. Этноцентричная идентичность – это ориентация идентичности направленная на некритическое предпочтение своей этничности, присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В чувственной сфере этот тип идентичности вбирает в себя элементы страха, беспокойства, напряженности. В когнитивной сфере выделяются лозунги типа: «Все для нации, и ничего против нации». 3. Этнодоминирующая идентичность – такое состояние самосознания и поведения личности, при котором этническая идентичность становится наиболее предпочтительной по отношению к другим видам идентичности. Этой идентичности характерен лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». 4. Этнический фанатизм – крайняя форма агрессивной идентичности. Этот тип идентичности предполагает абсолютное преобладание этнических интересов и целей, часто иррационально понимаемых, и сопровождается готовностью идти ради них на любые действия, включая террор. 5. Этническая индифферентность – это идентичность, при которой люди практически равнодушны к проблеме собственной этнической принадлежности, ценностям своей и других этнических групп. 6. Амбивалентная идентичность – явно невыраженная этническая идентичность (иногда «сдвоенная» или «строенная»), которая наиболее распространена в этнически смешанных семьях, т.е., когда мать – татарка, отец – узбек, а дети считают себя русскими, или когда культура в семье русская по материнской линии, а дети воспитываются в уважении к этничности не русского отца. Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований. Виды этнической общности: 1) Род — это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). 2) Племя — это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов. 3) Народность — это исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой. 4) Нация — это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. 6 вопрос. Этническая стратификация – неравномерное распределение национальных групп в многонациональном государстве по различным ярусам общественной иерархии и соответственно неравных возможностей доступа к благам и социальным ресурсам. Сущность этнической стратификации заключается в социально-этническом неравенстве этнических групп, социального статуса, а также их место в пирамиде этнических общностей. Дискриминация – это необоснованный отказ в привилегиях, престиже и власти членам меньшинства, которые по своим способностям и навыкам равны членам доминирующей группы. Этническая дискриминация - ограничение прав группы граждан в силу их этнических (национальных) различий. Э.Д. ведет к этнической поляризации общества, закреплению этнического неравенства, преимуществ в осуществлении интересов, устремлений, возможностей одной этнической группы, общности над другой, провоцирует напряженность в обществе, ведет к межэтнической конфронтации, проявлению насилия и агрессивности Межэтнические конфликты – конфликты между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами. 8 вопрос. Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Классификация социальных норм 1) По сфере действия: 1. Обычаи – устоявшаяся система правил поведения, регулирующая общественные отношения, через сложившиеся, устоявшиеся запреты и дозволения. 2. Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие общественные отношения на основе представлений о благоугодном и греховном. 3. Моральные нормы – правила поведения, регулирующие общественные отношения на основе представлений о добре и зле 4. Этические нормы – регулируют общественные отношения по принципу допустимого и «правильного» поведения 5. Корпоративные нормы – складываются внутри организаций и регулируют трудовые и служебные отношения 6. Правовые нормы – это общепринятые правила поведения, которые приняты государством, имеют силу закона и нарушения этих норм, ведёт к привлечению к различным видам ответственности 2) В зависимости от степени обязательности 1. Писанные – устанавливаются конституцией, уголовным законом, иными отраслями права и соблюдение этих норм, гарантируется государством 2. Неписанные – не установлены государством, закреплены в традициях, обычаях, этикете, т.е содержат определённые устные договорённости о том, какое поведение следует считать правильным В процессе деятельности индивида и попыток соблюдения социальных норм неизбежно возникают отклонения от социально - нормального поведения. Такое поведения принято называть – девиацией или девиантным поведением. Существует два подхода к определению понятия девиация: девиация в широком смысле – любое поведение, нарушающие социальные нормы; в узком смысле три типа, отклоняющегося поведения: 1. Девиантное поведение – относительно, ограничено рамками определённой социально-культурной общности, не представляет собой серьёзно общественной опасности и нарушает обычные неписанные нормы 2. Делинквентное поведение – нарушения норм административного права, а также преступную деятельность подростка – абсолютно 3. Криминальное поведение – деятельность, нарушающая нормы уголовного законодательства и запрещённое государством Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций. Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Выделяют следующие механизмы социального контроля: 1) изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение); 2) обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику); 3) реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни. 1. Внутренний (самоконтроль) - форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. (совесть, воля, чувство вины). 2. Внешний - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов 1. Неформальный— основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации 2. Формальный — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд). Функции социального контроля: 1) регулятивная - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества; 2) охранительная - сохранение существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. 3) стабилизирующая - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка. Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Классификация социальных норм 1) По сфере действия: 1. Обычаи – устоявшаяся система правил поведения, регулирующая общественные отношения, через сложившиеся, устоявшиеся запреты и дозволения. 2. Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие общественные отношения на основе представлений о благоугодном и греховном. 3. Моральные нормы – правила поведения, регулирующие общественные отношения на основе представлений о добре и зле 4. Этические нормы – регулируют общественные отношения по принципу допустимого и «правильного» поведения 5. Корпоративные нормы – складываются внутри организаций и регулируют трудовые и служебные отношения 6. Правовые нормы – это общепринятые правила поведения, которые приняты государством, имеют силу закона и нарушения этих норм, ведёт к привлечению к различным видам ответственности 2) В зависимости от степени обязательности 1. Писанные – устанавливаются конституцией, уголовным законом, иными отраслями права и соблюдение этих норм, гарантируется государством 2. Неписанные – не установлены государством, закреплены в традициях, обычаях, этикете, т.е содержат определённые устные договорённости о том, какое поведение следует считать правильным В процессе деятельности индивида и попыток соблюдения социальных норм неизбежно возникают отклонения от социально - нормального поведения. Такое поведения принято называть – девиацией или девиантным поведением. Существует два подхода к определению понятия девиация: девиация в широком смысле – любое поведение, нарушающие социальные нормы; в узком смысле три типа, отклоняющегося поведения: 1. Девиантное поведение – относительно, ограничено рамками определённой социально-культурной общности, не представляет собой серьёзно общественной опасности и нарушает обычные неписанные нормы 2. Делинквентное поведение – нарушения норм административного права, а также преступную деятельность подростка – абсолютно 3. Криминальное поведение – деятельность, нарушающая нормы уголовного законодательства и запрещённое государством ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1. Гемблинг (игровая зависимость) 2. Пищевая девиация • анорексия • булимия 3. Сексуальные девиации • педофилия • зоофилия • некрофилия 4. Алкогольная зависимость 5. Наркомания 6. Трудоголизм 7. Клептомания 8. Суицидальное поведение Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций. Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Выделяют следующие механизмы социального контроля: 1) изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение); 2) обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику); 3) реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни. 1. Внутренний (самоконтроль) - форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. (совесть, воля, чувство вины). 2. Внешний - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов 1. Неформальный— основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации 2. Формальный — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд). Функции социального контроля: 1) регулятивная - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества; 2) охранительная - сохранение существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. 3) стабилизирующая - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка. 2 вопрос. Общество как целостная система. Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системных организаций. Общество представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различного уровня общности (семья, народность, этнос, нация); структурные связи. В системном подходе общество предстает в широком и узком смысле. В широком – как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. В узком – как конкретно-историческая целостность или элемент этой целостности. В рамках социального реализма (истоки восходят к философии государства Платона и Аристотеля) развиваются идеи системности общества в гегелевской, марксистской и позитивистской трактовках. Первая серьезная попытка понять общество как «тотальность» представлена Гегелем. Общество для Гегеля – это деятельность «всемирно-исторических индивидов, через личные цели и действия которых проявляется «объективный дух» истории». Социальная философия Гегеля имеет своим истоком панлогизм: превращение логики в основание системы ведет к тому, что общество и этапы его развития рассматриваются как форма и этап всеобщей логики понятий. Гегелевские представления об обществе как системе (универсализм практического отношения к миру, целеполагание и др.) были использованы К. Марксом. В то же время марксистское понимание системности общества противоположно гегелевскому: системность обеспечивается общественным производством. Общественное производство осуществляется в качестве способа совместной жизнедеятельности людей, продуктом и результатом которого выступает общество. Целостность общества понимается Марксом как «общечеловеческий жизненный процесс», «производство – жизнь, порождающая жизнь», «производство людьми своей общественной жизни». Другая картина наблюдается в трактовке системности общества у позитивистов. Организмическая, натуралистская модель общества позитивистов «первой волны» (О. Конт, Г. Спенсер) связана с представлением о целостности общества, обусловленной аналогией между биологической природой и социальной. Э. Дюркгейм, позитивист «второй волны», развивает функциональное толкование общества. Для него общество – специфическая автономная реальность, системность которой придается совокупностью «социальных фактов». Каждый «социальный факт» обладает самостоятельными характеристиками и не сводим к биологическим, экономическим или психологическим феноменам социальной действительности. Основной признак «социального факта» - принудительное давление на человека, и в этом случае социальная система противоположна, антагонистична индивиду. За историю существования человечества выдвигалось множество гипотез происхождения общества, в частности божественная концепция. В то же время сложился ряд научных теорий: Инструментальная концепция ставит на первое место человеческую сообразительность. Человек изобрел специальные орудия труда — инструменты. Повысилось благосостояние, что привело к разделению труда, функциональному делению общины, а также появлению экономических различий между людьми, живущими в общине. Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристиках человека. Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины. Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства, в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма утверждают: социальная организация возникла в момент договора мужчин о распределении женщин. Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющих подсистем. Личные качества человека (ум, сила, изобретательность и т.п.) распределены между людьми неравномерно, поэтому превращаются в монополию. Человек, обладающий этими качествами, занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм), сохраняющих неравенство. Эти правила легли в основу социальной организации. Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, что связано с их координацией, разделением и комбинированием функций индивидов. Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, активно используя речь, люди формируют мир коммуникаций. В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество.  Основные формы и направления социального развития. Социальный прогресс - это совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека, он предполагает такую направленность социального и общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Это широкое, обобщающее понятие включает в себя как составные части экономический, технический и культурный прогрессы. "Фундаментом" социального прогресса выступает научный и технический прогресс. Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он представляет собой движение общества назад, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Примером регресса может быть "одичание" многих стран Западной Европы в период раннего средневековья (после падения Римской империи). Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским (эволюционным), второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое (рис. 27).  Рис. 27. Основные формы социального развития Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Социальные реформы изменяют существующую систему общественного распределения. Реформы - частичные изменения, затрагивающие не все общество, а отдельные его сферы или институты. Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят "сверху", проводятся правительством, хотя и под давлением широких народных масс. Когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принципиально изменить общество, какая-либо партия или объединение людей проводит социальную революцию. Революция - это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя. Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными. Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют много времени. Однако они всегда приводят к качественному изменению жизни общества.К глоба-льным революциям следует "менеджерская революция», "молчаливая революция.Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс сти-хийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 года, охватив-шей различные страны Европы. Исключением явилась Россия.Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла в стране, отстающей в развитии.Реформы и революции - это две основные формы социального развития общества, имеющие положительную направленность для существования и развития общества и личности. Они подразделяются на несколько видов, различающихся сферой применения, характером, продолжительностью, масштабом. 7 вопрос.Инстуциональная структура общества. Структурные элементы социальных институтов. Их функции. Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальные институты— ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества Структуру социального института образуют: · социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности; · совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей; · система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.); · идеологические обоснования деятельности социального института; · социальные ресурсы, используемые в деятельности института. К признакам социального института относятся: · совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества; · система культурных образцов, норм, ценностей, символов; · система поведения в соответствии с этими нормами и образцами; · материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач; · общественно признанная миссия, цель, идеология. В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов: · экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.; · политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество; · институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство; · институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь. Общие функции: · Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения. · Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий. · Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. · Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. Отдельные функции: · Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.). · Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья). · Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию. · Политические институты, ведающие организацией политической жизни. · Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм. · Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам. · Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем. Вопрос. Социология медицины — отрасль социологии, изучающая систему охраны здоровья, социальные термины «болезнь» и «здоровье», поведение людей в сфере медицины.[1] Это наука о закономерности формирования ценностных ориентаций населения к здоровью, болезням, медицинского обслуживания, медицины и охраны здоровья. Структура современной медицинской социологии состоит из нескольких направлений, таких как социология лечебных профессий, социология болезни и поведения больного, социология институтов медицины и организации здравоохранения. |