Социальные статусы и социальные роли. Психоаналитическая теория, Фрейд. В структуре личности существует три взаимосвязанных элемента: ОНО – подсознание; содержит в себе бессознательные инстинкты желания, связанные с удовлетворением естественных человеческих потребностей. Подсознание ориентируется и действует по принципу удовольствия. Я – сознание; отвечает за связь человека с внешним миром и осуществляет контроль над всеми процессами, проходящими в психике индивидуума. Под влиянием окружающих, индивид учиться ограничивать проявления биологических инстинктов. Сознание ориентируется и действует по принципу реальности. СВЕРХ-Я –надсознание; ответственно за существующие у личности моральные нормы. Это последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. Оно, я и сверх-я находятся в постоянном конфликте.Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Теория зеркального Я, Кули. Личность формируется под влиянием кажущихся оценок, действий и впечатлений других людей. Мы мысленно становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас. Стратегия поведения: 1) Представления индивида, о том, каким он кажется другим людям. 2) Представления об оценках, которые даются ему другими людьми (как ему кажется). 3) Выбор стратегии поведения. Теория развития личности, Мид. 1) Имитация (бессознательное копирование). 2) Игровая стадия (воспроизведение определённых ролей). 3) Стадия коллективных ролей (следование правилам игры подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах; на этой стадии приобретается чувство социальной идентичности). 4. Теория развития личности, Эриксон. Развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфическим для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап. 1) до двух лет – конфликт между доверием и недоверием 2) 2-4 – конфликт между самостоятельностью и нерешительностью 3) 4-5 – предприимчивость и чувство вины 4) 6-11 – умелость и неполноценность 5) 12-18 – идентификация личности и путаница ролей 6) ранний взрослый период – близость и одиночество 7) поздний взрослый – производительность и застой 8) цельность и безнадёжность Теория развития личности, Пиаже Процесс формирования личности осуществляется по мере способности человека осваивать новые навыки. 1) Сенсомоторный период (от рождения до 2-ух) 2) Дооперациональная стадия (2-7) 3) Стадия конкретных операций (7-11) 4) Стадия формальных операций (12 >) Социализация личности Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация начинается с рождения и заканчивается смертью индивида. Первичная. Вторичная. Факторы социализации: 1) семья 2) сверстники 3) школа 4) СМИ 5) труд 6) организация Личность – субъект, который обладает набором социально-психологических черт, сформировавшихся в процессе социального развития и характеризующих субъекта как полноценного и сформировавшегося. Социальные статусы и социальные роли. Социальный статус – это положение индивида в группе или обществе, которое он занимает в соответствии со специфическими для конкретного общества признаками. Виды социального статуса: 1) Предписанный – даётся индивидууму от рождения, вне зависимости от его воли, желания и активный действий. 2) Достигнутый – который приобретается благодаря активности личности, при достижении целей и задач, которые личность сама себе поставила. * Личный статус – положение индивида в малой группе. * Доминирующий – наиболее важный для личности статус, определяющий стратегию его поведения. Социальная роль -это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус; это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Виды социальных ролей: 1) Инструментальная роль – роль, содержащая определённую стратегию поведения, отступления от которой нежелательны, а в ряде случаев и невозможны. 2) Экспрессивная роль – та роль, в которой у личности есть несколько вариантов исполнения социальной роли. 1) постоянные 2) временные 1) социальные (в формализованных группах) 2) межличностные (в основном в первичных группах) В том случае, если социальные роли предъявляют противоречивые требования индивиду может возникнуть ролевая напряжённость. Ролевой конфликт возникает, когда выполнение одних ролей затрудняет выполнения других. Типы ролевых конфликтов: 1) между ролями (работающая женщина) 2) в пределах одной роли (положение общественного деятеля) Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Причины социального конфликта: 1)социальная неоднородность общества 2) наличие противоположных ориентации 3) различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации 4) религиозные различия 5) поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура) 1 Вопрос. Социология – наука об обществе, системах его составляющих, закономерностях его функционирования и развития социального института, отношениях и общностях. Термин социология был введён французским мыслителем Огюстом Контом в 1832 году. 3 основных подхода к пониманию науки: 1. Структурно-функциональный. Социология представляет собой науку, изучающую закономерности функционирования сложной социальной структуры, особенностей её становления и развития. 2. Теория конфликта. Предметом социологии является среда постоянного явного или скрытого напряжения соц. Реальности, приводящей к разрушению соц. Системы. 3. Интерракционистский. Символичный интерракционизм – напряжение в социологии, занимающееся изучением социальных практик, повторяющихся действий индивидов и групп, формирующих соц. Реальность. Структура социологии обычно рассматривается на 3 уровнях: 1. Макросоциология 2. Теория среднего уровня (отраслевая социология, Р. Мертон) 3. Микросоциология – преимущественно конкретные соц. Исследования. Методы социологии: 1. Естественно – научный метод 2. Методы гуманитарных наук 3. Социологические методы 1) документальный 2) наблюдение 3) эксперимент 4) опрос 5) сравнительный(метод макросоциологии) 6) исторический(попытка проследить изменения во времени) Функции социологи: 1. Познавательная(Изучает социологическую реальность) 2. Функция социализации, оказывает влияние на формирование личности. 3. Прогностическая 4. Интегративная. (Объясняет соц. Явления. Социология формирует устойчивые варианты соц.развития) Социология – наука об обществе, в системах его состовляющих, закономерностях его функций, социальных институтов, отношениях и обществах. Огюст Конт (1798—1857). 1) термин социология. 2) Позитивизм - философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука не имеет права на существование. 3) Под социологией Конт понимал всю совокупность знаний об обществе. По его мнению, социология должна взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Социология по Конту исследует законы исторического развития, так как сущность общественных явлений в их историчности. 5) социальная статика — изучает условия стабильного существования общества, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство. Имеет дело с устойчивыми условиями существования любого общественного строя; институты и условия, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной). социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий. Герберта Спенсера (1820—1903). 1) Органическая школа - те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. 2) Эволюционизм – направление в науке, которое предполагает существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации. В развитии общества также действуют два фактора: борьба за существование и естественный отбор. Таким образом, общественное развитие идёт по законам эволюции. Карл Маркс (1818—1883). 1) теория классов и классовой борьбы 2) теория общественно-экономических формаций Общество по Марксу противоречиво. Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определёнными фазами развития производства. Классовая борьба ведёт к диктатуре пролетариата, а это, в свою очередь, приведёт к уничтожению классов. Формация — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства(экономика). Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путём революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввёл в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества. Макс Вебер (1864—1920) 1) Родоначальник «Понимающей социологии». Предмет его анализа — поведение человека, которое можно понятно истолковать. Таким образом, предмет социологии — действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Понятны только осмысленные действия, то есть, направленные на достижение явно означенных индивидом целей. По Веберу, социология изучает только те действия, которые может объяснить. 2) Создал типологию действий: Целерациональное (идеальный тип, чисто рациональное действие), Ценностно-рациональное (действие, характеризующееся сознательной верой в этическую, эстетическую, религиозную или иначе понимаемую безусловную самоценность определенного поведения, независимо от его успеха), аффективное (эмоции), традиционное (на длительной привычке). Эмиль Дюркгейм (1858—1917) 1) Социология — строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций. Рассматривает мир как совокупность материальных и нематериальных социальных фактов. 2) основатель структурного функционализма 3) Солидарность – система организации социального взаимодействия и социальных структур. Объединению людей способствует разделение труда. а) механическая: репрессивное право, общество статично, малоподвижно, преобладает коллективное сознание б) органическая: уважение закона, общество - динамичная, изменчивая соц.структура, преобладает индивидуальное сознание 4) Принципы социологии: 1. общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы; 2. общество первично по отношению к составляющим его людям; 3. изучаемые социологией социальные факты объективны и независимы от человеческого произвола. 5) Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. |