Испанский театр возрождения Теория Театра Драма -1 из 3-х видов лит-ры. Предназначена для коллективного восприятия. Построена на едином внешн./внутр. действии. Речь в драме должна быть театральной (условной). Драма должна быть сценичной. Драматическое действие - поступки персонажей: высказывания, движ-я, действ-я, кот выражают эмоции, желания, намерения. Конфликт - противоречие между образами произв-я. Определяет все главные стадии сюжета: 1) экспозиция (-информативная часть для оценки ситуации и пониманию дейст-я) 2) событие, способствующее завязке 3) событие, ведущее к кульминации 4) событие, ведущее к разрешению конфликта 5) развязка Монолог - речь одного дейс-о лица: -монолог размышления -монолог выбора реш-я -м-г, передающий сост-е героя -внутренний м-г -м-г, выражающий прямое автор-е слово -м-г- диалог (д-г с божеством/внесценическим персонажем/парадоксальный (когда 1 говорит, а др-й не отвечает)) -апортэ- речь персонажа, адресованная себе или зрителю -солилоквий- речь к самому себе. синоним м-га, но персонаж обычно размышляет о св. психологической/моральной ситуации. обычно более эпический, пафосный (быть или не быть- Гамлет). может быть произнесен в момент нравственного выбора/поиска себя. -ремарка- сценические указания -подтекст- неявный смысл. возникает , как средство умолчания/иронии. (=диалог 2-о разряда/подводное течение). Время -важн. элемент театр. дейст.. Автору необходимо определить время, к кот отсылается зритель. Сцен-е вр. - вр. прожитое зрителем во вр. спектакля. Пространство - термин применяется к тексту спектакля: -драматическое- прост-во, о кот речь идет в тексте -абстрактное- созд-ся с помощью воображения -сценическое- реальн. прост. сцены -игровое- созд. актером, его место по отнош-ю к др. актерам -атмосфера- материальная среда, в кот живет акт-й образ Михаил Чехов определял след. функции театра: 1. связь актера со зрителем 2. воссоздание и поддержка твроч. атмосферы актеров 3. усиление худож-й выраз-ти на сцене: 2 разл. атмосферы не могут сущ-ть вместе. силн-я побеждает/видоизменяет др-ю 4.эстетическое удовлетворение зрителя 5.открытие нов. глубины и средств выразительности Для театра важен целый синтез 3-х сост-х: режиссер, актер, драматург. Древнегреческий Театр Древн.греч. т. родился из празднования, посвященного Дионису (бог живительной природы, вина). Т. также родился из представления др-м богам (Диметра, Кора). Трагедия (трагос одэ- песнь козла) - возникла от запевал дифирамбов . Комедия (комос одэ- песнь толпы)- произошла от песни народа, восхваляющего плодоносящие силы природы - фаллические песни. Т. расцвел во вр-а Перикла. В Греции была популярна трагедия, т.к. несла бол. нравст-е начало. 1-м драматургом считается Феспид, ему приписывают создание масок, совершенствование костюмов, выделил 1 актера из хора. 1 актер наз. Гипокрий (ответчик). Ранняя др-греч-я трагедия- диалог актера и хора. В комедии кроме мифологии показывали бытовые народно-сатирические сценки, напоминало балоганный т.. Артисты, исполняющие комедию, наз. мимами. Известные др-гр.драматурги: -Эсхил -Сафокол (трагедия) -Еврипий (траг.) -Аристофан (комедия) -Менандр (ком.) Эсхил - принимал участие в Персидской войне, рез-т - трагедия "Перса". Написал 80 тр-й, дошло 7 ("Прометей прикованный", "Аристея"(главн. герои-боги)). Ввел 2-о актера. Софокол - успешный драматург, не разу не получал 3 место, редко 2. Был приближен к Периклу. Написал 120 тр-й, дошло 7. Главные герои-люди. Рисует борьбу чел-а за осущест-е св. целей, показывает его чувства и мысли. Иногда герои гибнут, но не отказываются от борьбы. Трагедии связаны с идеалом гармонической личности. Ввел 3-о актера. Увеличил диалоги, сократил партию хора, но увел. кол-во чел. Появляются декорации на сцене (Антигона, царь Эдип, Эдип в Колоне). Еврипит- показал кризис Афинского общ-ва. Не принимал участия в гос. жизни, в отличии от Сафокла. Бол. успеха не имел, за всю жизнь получил только 5 1-х премий. Дошло 18 произв-й. Приблизил св. героев к дейст-ти, изображал людей такими, какие они есть . Осуждал политиков - демогогов, казначейство. Отрицательно относится к рабству, характеры героя не только раскрывались, но и получали развитие. Слава пришла к нему после смерти. Играли только мужчины в бол. масках, на ноги одевали котурны- 20см платформы. Само здание театра строилось, где позволял ландшафт. Дрн-гр-й т. -полукруглый с каменными скамейками, была орхестра , где был оркестр и хор, и скена, где актеры переодевались ; места для зрителей - театрон. Размер театра определялся диаметром орхестры от 11м до 30м.. Занавеса не было. Т-е постановки были гос. делом, поэтому назначался архонд, кот организовывал теат-е представления. Он выбирал хорега- спонсор. Спектакли были соревнованиями драматургов ->хоров->актеров. Древнеримский театр В др. Риме на 1-е место выходила комедия. Осн. драматурги Рима: - Теренций -Плавт -Синека Драматурги брали др. гр-е комедии/трагедии, меняли имена, назв-я героев, могли соединить 2-3 произв-я. Актеры были рабы в отл-и от др. гр-и. За плохую игру актеров могли побить. Все иск-во Др.Рима носило развлекательный характер. Средневековый театр Существовал религиозный театр: 1) Литургическая драма Уже в 9в реализуется месса, показывалась на Рождество и Пасху. Элементы театрализации: брали крест, заворачивали в темн. материю и клали на пол- Иисус погребен. Постепенно священники стали читать текст по ролям, одеваются эл-ты костюма, создаются создаются "режиссерские инструкции" с точным указанием текста и движ-я. 2) Полулитургическая драма Более развитая литургия, кот вышла из церкви на улицу. Светский театр 1. Миракль (лат. чудо). Сущность жанра- разрешение конфликта с помощью божественного чуда (Св. Николай, Дева Мария...). Самый известный о Роберте-Дьяволе. 2. В 14,15,16вв осн. жанром была Мистерия- расцвет средневекового города; как совр-е представл-е, так и на истор-е темы. Кол-во актеров 200-300. Было гос. важностью. Организовывал местный муниципалитет. Авторы- новая интеллигенция эпохи возвращения. Религиозный материал: -ветхозаветный -новозаветный -апостольский Использовали декорации и театр-ю технику. 3. Моралите. Развивается в 16в.. Связан с осн. идеей -только нравственные люди получают в этой жизни все. Кажд. герой превращается в героя-символа (любовь с сердцем в руках, жадность в лохмотьях, с мешком золота на плечах). Осн. тема - столкновение противоположных образов. 4. Так рожд. нов. народн. т-р со 2-й пол. 15в.- фарс (начинка)-вставляли как эпизод в мистерию.- небол. спектакль на бытовую тему, высмеивал жадных купцов. Появл. герои- типы- хвастливый солдат, хитрый слуга. Текста не было, была импровизация со зрителями. Из фарса в эпоху возрождения родится комедия Дэль Артэ. Театр Эпохи Возрождения Представляет собой разв-е народ. те-ра, комедий Дель Артэ. Английское возрождение-Шекспир Испанское - Лупе Де Вега, Сервантес Комедия Дель Артэ/комедия масок возникла в Италии, создавалась в методом импровизации на осн-е сценария, кот имел краткую сюжетную осн-у. Маски на пол-лица. С сер. 16-кон 18в. присутствовали эл-ты режиссуры - ведущий актер труппы -капокомико. В 18в комедия исчезает но продолжает развиваться в пантомиме. Принцип Д.А. используются в совр-х телесериалах и скетчах (6 кадров, ...): одни и те же персонажи и маски в разн. спектаклях, импровизация - stand up. Осн. персонажи Д.А.: насчитывалось более 100 масок, многие похожи, сущ. 8 осн-х: 4 в северной квартете и 4 в южном (север- Венеция, юг-Неаполь); Север: Панталоне, доктор, Бригелла, Арлекин. Типы от фарсов: купец -скупой старик, доктор - псевдоученый старик, Бригелла -умн. слуга, Арлекин -глупый слуга. Юг: Тарталья, Скарамучча, Ковьелло, Пульчинелла, отличаются темпераментом : Тарталья-судья, Скарамучча хвастливый трус, Ковьелло- умн. слуга, Пульчинелла- глуп. слуга. Изабелла/Лучинда- там и там. Коламбина/Смиральдина/Фантеска - служанка. Маски кожаные, акт-ы, как правило, играли 1 и ту же маску, сюжет менялся, маски оставались; акт-у нужно знать сценарий, сюжет и предлагаемое обстоятельства. Спектакль Д.А. сост. из 3-х актов. Начинается и зак-ся парадом всех акт-в с муз-й, танцами, цирк. трюками. Комедии Д.А. исполняются на разн. диалектах. Импровизация помогала адаптироваться к нов. публике. Иск-во импровизации закл. в находчивости, нужн. жестикуляции, четкой дикции, хорошая память, внимание, богатая фантазия, абсолют. владение телом. Акт-ы, играя 1 и ту же маску накапливали много приемов и трюков. Впервые фиксированный текст появился у Карла Гальдони "слуга 2-х господ"(Труфольдина из Белгама) Английское Возрождение Творчество Шекспира 1564-1616. Все пьесы заимствовал у чужих авторов др-е греч, рии-х. Родился в г. Страдфурт, в 20л. отправился в Лондон, служил в т., кот получил потом назв. "глобус"("весь мир-театр, а люди в нем актеры"). 154 сонета, 2 поэмы, 37 пьес. Произведения свидетельствуют о боль. словарном запасе (25000). Хорошо знал французский, итал-й, латынь, понимал греческий. Творил в 3-х жанрах: траг-я, комедия, хроники-пьесы о нац-й истории(2 цикла по 4 пьесы)(Ричард 3, Генрих 4). Траг-и - крушение мира и чел-а ("Ромео и Джульетта"-стихия родовой вражды, идея всепобеждающей любви) Гамлет- век, "вывихнут", оружие не меч, а мысль, умирает, но моральная победа за ним. Отелло -трагедия не в ревности, а в доверчивости. Король лир -трагизм всемирного масштаба. Комедии отражают бурную радость жизни и веселье молодости: комедия ошибок (сон в летнюю ночь, укрощения строптивой). Впервые в уста бродячих артистов вкладывает мысль об акт-м мастерстве: "Держать себя, как зеркало перед природой Являть добродетелей ее черты Всякому веку и его сословию Его подобию и "Сообразуйте действие с речью, А речь с действием Не переступайте красоты природы Ибо все, что преувеличенно -противно" Должно быть больше эмоц-й напряженности в игре (поток, буря, смерч). Эмой-й тон игры опр-ся не направлением голоса, а личной взволнованностью. В конце св. жизни имеет сказки (зимняя сказка, буря). Испанский театр возрождения Эпоха Возрождения в Испании приобретает свои особые индивидуальные черты, причиной тому общественно-политическая ситуация в стране. В Испании феодально-католическая реакция проявилась сразу с начала Ренессанса в Италии, с началом Реформации в европейских странах она ещё более усилилась. Поэтому ренессансные явления в миросозерцании и творчестве испанских писателей и поэтов почти сразу приобретают черты барокко. Эстетика барокко отчётливо проявляет себя в романе Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Барокко в Испании – это миросозерцание, в котором достоинство человека постоянно проверяется верой в Бога, в добро. Первоначально испанские театры создавались в гостиничных дворах – кораллях. В коррале зритель вместе с актером активно участвовал в спектакле: благодаря игре актера и воображению зрителя, карнавально-праздничному контакту публики и исполнителей на сцене возникали картины знойной дороги или тенистого сада, роскошного дворца или мрачной темницы, веселого бала или кровавого боя. Спектакль представлял собой синтетическое действо, объединяющее в себе разные виды искусства. Он начинался с пения под аккомпанемент гитары, затем произносился пролог, после чего следовало непосредственно представление пьесы. В антракте разыгрывались интермедии, сайнеты (пьески с музыкой и плясками) и танцевальные номера. Всё действо заканчивалось мохиганой (всеобщим танцем в масках с куплетами и шутками). Действие, вмещавшееся в рамки одного акта, длилось ровно один день (речь идёт о времени сценическом, внутри самой пьесы). Отсюда и названия частей, на которые подразделялись испанские пьесы этого периода – хорнада (день). Интермедии (пьесы со своим особенным сюжетом разыгрывались после каждой хорнады, таким образом, основной сюжет пьесы был разбавлен другими действами. Поэтому сюжет приходилось напоминать зрителям. В Испании складывается особый театральный жанр – пасос (испанский фарс). Маньеризм – направление в европейском искусстве XVI в. Для него характерно представление об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы. Творчество ранних маньеристов проникнуто мистической экзальтацией и трагизмом. Маньеризм отражает разрушенный мир, в котором человека интересует только он сам. Для пьес этого стиля характерны счастливые развязки, конкретный простроенный сюжет, характеры превращаются в маски. Черты маньеризма присутствуют в пьесах Лопе де Вега (Валенсианская вдова Глупая для других, умная для себя , Девушка с кувшином, Дурочка, собака на сене, учитель танцев). Ярким представителем этого стиля является Тирсо де Молина. |