Французский классицизм 17в. Теория классицизма прописана у Баума в трактате "поэтическое иск-во" . Основа классицизма -учение об абсолютности идеала прекрасного. Была разработана иерархия жанров, кажд. обладал св. особенностями: высший жанр-трагедия, низ-комедия. Принцип "облагороженной природы" . Классицизм отражал идейной действие, возвратил сильного чел-а, герой подчиняет св. страсти разуму, борясь за св. цель, он служит идее, морали. Главное-борьба за чел-е достоинство, за свободу личности. Классицизм отводит бол. роль иск-ву. Был введен закрн 3-х единств: времени, действия, пространства . В класс-й тр-и действ-е в 1-м месте. За 2 часа реальн. дейст. В действии не более 2-х сюжетн. линий. Актер действовал, переживал, но не перевоплощался. Кажд. страсть имела на сцене св. форму, задача акт. ню овладеть (ненависть- строгий, резкий голос, радость- легкий возбужденный голос, гнев- стремительный нечленораздельный голос). Акт. должен был быть красив, уметь говорить на распев. Помимо голоса были опред. позы (удивл-е - руки сомкнуты в локтях, подняты, ладони к зрителям, отвращение- голова на право, руки влево, мольба- руки вместе вверх, горе- сцепленные в пальцах. На сценевсе герои были поставлены в один ряд, в центре сидел король, все герои стояли. Представители: Корнель, Россин, Мальер. Мальер - Поклен (около 30 пьес) В предисловии к пьесе "Тортюф" он уложил св. видение т-а: 1. т.- исправительная сила 2. главн. задача комедии - поучать и развлекать (исправлять забавляя). Главн. достоинства акт-а - естественность. Критикует класс-м за пафос. Говорит о соединении серьез-о и комического. (смешные жеманницы, урок мужьям, урок женам, Тортюф, Дон Жуан, мизантроп, скупой Театр Просвещения. Когда главенствует приоритет разума и преклонение перед ним. Италия: Карло Гальдони, Карло Готцци. Франция: Вальтер, Дидро, Руссо, Бомарше. 1-е научное обоснование акт-о мастерства (Д. Дидро - "парадокс об акт-е") "слезы акт-а должны лится из его мозга". Сущ-т 2 типа акт-в: 1) актер -представление 2) актер - переживание Германия: Лессинг, Гетте, Шиллер К. Готцци - противник Гальдони, прославился св. фьябами (9) - сказки. Стремился уйти от традиц-й комедии (кроль-олень, Принцесса Турандот, женщина-змея, синее чудовище, ворон). Пытается насытить сказки чудесами и превращениями. Гальдони - реформировал комедию Д.А.. Оставил много популярных пьес (сеньор Тодеро, хозяйка гостиницы/ трактищица...). Реформировал итал. т.: от импровизации пришел к тексту; маски превратил в раскрытие черт чел. характера; превратил еомедию масок в соц-о-бытовую (267 пьес). Писать пьесы нач. в 11л., в 12 выступил на сцене. В св. реалист. комедию вкладывает мастерство интриги и остроту положения героев. Наз. св. комедии коллетив-й /команд-й средой, нет главн. героев, они все равноправные. Вершина фр-о просв-я -творчество Бомарше - 1 из самых образованных людей св. времени, учился на часовщика, принимал заказы на изготовление часов от Людовика 15, усовершенствовал арфу. Евгения - 1-е произв-е, имело успех. Славу принесла 3-логия о Фигаро (севильский цирюльник, свадьба Фигаро, преступная мать), она выражала идеи автора и передавала мысли общ-а. Театр западной Европы 19в.. Т. открывает последствия революции 1789г - идеи освобождения нации, война, самоосвобождение личности, выявление соц-х явств. Как и во всем иск-ве, в т-е господствует драматизм. Франция: Гюго, Дюма (отец, сын). Англия: Байрон Т. показывает патриотизм, освободительную борьбу народа. После романтизма в т. приходит реализм- Оноре Де Бальзак, затем символизм- Морис Метерлинк. В к.19-нач 20вв рождается профессия- режиссер. Французский театр 19в.. Т. для Франции - общ-я трибуна борьбы, средство агитации, идейного и эмоц-о воздействия. Появл-ся новые жанры: агитки, мелодрамы. Ведущее акт-ы: Франсуа Тальма - трагич. акт.. Играл в пьесах Шекспира, Конело, Вольтера. Требовал правды на сцене. Поиски правды приводятего к психологической многоплановой игре : роль короля Карла 9. В Карле 9 он нашел др-е психологические характеры. Тальма прославился как исполнитель Шекспира. Его творчество подытожило фр-й классицизм и явилось началом романтизма. Драматурги: В. Гюго -теоретик роман-о т-а. Осн-е черты неприятие соц-й несправедливости, защита угнетенных, осуждение насилия. Произведения проникнуты бунтарским духом : "Эрнани" -ромн-я мелодрама среднивековой Испании. "Король забавляется" (Верди - Риголетто), "Мария Тюдор" , "Рюи Блас"- пьесы, но присутствует худож-й вымысел, использовано смешение трагического и комического. А. Дюма ст. и мл. Пьесы драматические, где мир необыкновенных героев, живущих в св. мире. Дюма ст.:"Кин или гений и беспутства" Дюма мл.:"Дама с камелиями" (Верди - Травиата) Реализм Фр.: Бальзак и Проспе Мериме. Мериме начинал, как романтик (т. Клары Гасуль) Реализм -" Жакерия" - герой драмы- народ, трагизм его судьбы, борьба и поражение народа. Т. был любим Бальзаком, его привлекала Отрицал романтизм. Реализм: "Делец", "Школа супружества", "Мачеха". Яркой звездой была акт-а Сара Беркар. Неудачно дебютировав открыла св. т. Имела виртуальную внешн. технику, позы, жесты, пластика, мелодичность и звучность голоса. Трагич-я акт-а, вершина роли- М. Готье из "дамы с камелиями". Символизм Мориса Метерлинка Пришел на смену реализма. Реальн. дейст-я воспринималось как завеса от сущности вещей. У символистов только душа способна чувствовать элементы потустороннего мира. Считал, что идеальный т.- т. статики, в кот внешн. дейст-е сведено к min. Пьесы: "чудо св. Антония", "синяя птица". Английский театр 19в.. Романтизм господствовал 1-е 30-тилетие, был 2-х направлений: революционный и консервативный. Джордж Байрон - "властитель дум". Создал культ разочарованного мрачного героя., кот мстит общ-ву за св. страдания - поэзия зла: "Манфред", "2-е Фаскаль", "Каин". К. 19-нач. 20вв Бернард Шоу. Повлияли на развитие англ. т 19в.. Был не только драматургом, но и теоретиком т-а. Его драматургию наз-т интеллектуальной. Характерны: парадоксальность, иносказания; к св. пьесам писал предисловия, где затрагивал тему т-а.("Пигмалион", "дом, где разбиваются сердца"-похожа на пьесы Чехова). Беккет "в ожидании Годо" Ионеско - "носорог" Т. абсурда - создание абсурдного мира, как отражение реального мира, в осн-е драматургии разруш-е мира. В т. абсурда абсурдны назв-я пьес: "лысая певица". Б. Брехт. Создал теор-ю эмпирического т-а, важнейш. принцип кот вызвать аналитическое, критическое отнош-е к изоб-му дейст-ю: "3-х грашевая опера", "мамаша Кураж и ее дети", "добрый чел. у Сезуана". |