II. Период новорожденности. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по подготовке к клиническим практическим занятиям по модулю «Стоматология» для студентов 5 курса, Х семестра педиатрического факультета Тема занятия №1: Морфофункциональные особенности периодов развития прикуса ребенка. Факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий. Роль вредных привычек в формирований зубочелюстных | Цель | Расширить и детализировать знания по вопросам организации стоматологической помощи населению, полученные студентами в процессе самостоятельной работы. Изучить и понять биогенетические процессы развития и становления временного, сменного и постоянного прикуса. Изучить физиологические варианты прикусов и признаки смыкания зубных рядов в норме в трех плоскостях. Научиться выявлять и устранять вредные привычки, основные функции, корректировать и давать рекомендации по организации питания в грудном возрасте, знать роль санации рта и носоглотки в профилактике возникновения ЗЧА. Выработать при решении указанных выше задач профессионально значимых качеств: самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива Требования к исходному уровню знаний Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить из: - Анатомии – развитие и формирование челюстно-лицевой области в пренатальном периоде, анатомию временных и постоянных зубов, модели роста, вариабельность и сроки, области и типы развития челюстно-лицевого комплекса, анатомию временных и постоянных зубов. - Ортопедической стоматологии – понятия «прикус», «окклюзия». Вопросы для повторения - Анатомические особенности строения зубов.
- Назовите отличия временных зубов от постоянных.
- Какие функциональные группы временных зубов выделяют?
- Какие функциональные группы постоянных зубов выделяют?
- Назовите критерии правильного прорезывания зубов.
- Назовите сроки прорезывания временных зубов.
- Назовите сроки прорезывания постоянных зубов.
- Дайте определение понятия «прикус».
Краткое содержание темы занятия с иллюстрациями 1. Периоды развития прикуса: - Внутриутробный период
- Период новорожденности
- Период временного прикуса
- Период сменного прикуса
- Период постоянного прикуса
I. Внутриутробный период. Критическим периодом для возникновения аномалий и пороков развития лицевого скелета, челюстей, органов полости рта являются первые два месяца беременности. - 6-я неделя: разделение ротовой и носовой полостей путем развития двух небных отростков. - 7-я неделя: закладываются временные зубы. - 13-я неделя: закладка альвеолярного отростка верхней челюсти и зачатков 1,2,3,6 зубов. - 14 – 15-я неделя: образуются эмалевые органы и зубные сосочки зачатков зубов. Эмалевые органы отделяются от зубной пластинки. Происходит дифференцировка тканей эмалевого органа и образование зубного мешочка. - 14 – 19-я неделя: минерализация зубов. - 27 – 28 неделя: минерализация охватывает 2/3 коронки временных зубов. Этот процесс длится до 36-й недели внутриутробного развития. II. Период новорожденности. К моменту рождения ребенка соотношение челюстей – прогнатическое (младенческая ретрогения). В каждой челюсти по 18 фолликулов – 10 временных и 8 постоянных. Зачатки временных зубов в челюстях расположены вестибулярно, зачатки постоянных зубов расположены глубже и орально. Полость рта новорожденного приспособлена для осуществления акта сосания и имеет следующие особенности: - Хорошо выраженная круговая мышца рта; - Эластичная десневая мембрана (складка Робена-Мажито); - 4-5 пар поперечных небных складок; - Большой язык; - Жировая прослойка щек и жировые комочки Биша; - Высокое расположение входа в гортань (сообщение с полостью носа); - Отсутствие суставного бугорка, широкая суставная ямка, несформированный суставной диск. - Нижняя челюсть занимает дистальное положение, - Сагиттальная щель до 14мм; - Вертикальная щель – 2,5 мм (у девочек), 2,7 мм (у мальчиков) - Суставная головка находится в заднем отделе суставной впадины. Особенности строения ВНЧС создают благоприятные условия для беспрепятственного перемещения нижней челюсти в сагиттальной плоскости во время сосания. В период новорожденности превалирует функция сосания, характерен инфантильный тип глотания, дыхание – носовое. |