МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Сольная мелика и её представители





Белорусский Государственный Университет

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологии

Хоровая и сольная мелика: сравнительная характеристика

 

Реферат студентки 1 курса

Отделения культурологии и

современных

иностранных языков

Специальность – культурология

(специализация американистика

и английский язык)

Кузьмич Анны Валентиновны

Научный руководитель –

доцент Синило Г. В.

 

Минск 2012

Оглавление

Введение. 3

§1. Сольная мелика и её представители. 5

§2. Хоровая мелика и её представители. 8

§3. Сравнительная характеристика хоровой и сольной мелики. 10

Заключение. 12

Список литературы.. 13

 

 

Введение

Античная литература представляет собой первую и древнейшую литературу Европы. На ее основе и под ее влиянием складывалась вся европейская литература, воспринявшая культурное наследие античного мира и неоднократно возвращавшаяся к нему в различные периоды своей истории.

Термин "античный" образован от латинского прилагательного antiquus, то есть "древний". Этот термин возник в средние века и использовался в книгах для обозначения всего того, что относилось к быту или культуре предшествующего периода.

В конце XIX века К.Маркс и Ф.Энгельс выделили греко-римское рабовладельческое общество среди других рабовладельческих обществ как особую ступень в истории развития человечества. С этого времени термин "античный" и все его производные стали употребляться только в применении к греко-римскому рабовладельческому обществу.

Древнейшими литературными памятниками античной Греции и первыми памятниками европейской литературы являются две эпические поэмы - "Илиада" и "Одиссея". Их автором называют слепого поэта Гомера, которого греки считали родоначальником всех поэтов, избранником богов и учеником Муз, богинь поэзии и искусства. «До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, - писал греческий ученый Аристотель, - хотя, конечно, поэтов было много» [3, с. 123]. В греческих мифах рассказывается о многочисленных предшественниках Гомера. Так, поэт Орфей заставлял деревья и скалы сдвигаться с мест и устремляться вперед на звуки его песен. Но сами тексты его песен не сохранились. Поэтому первым поэтом греков, одного из древнейших народов Европы, создателя величайшей античной культуры, считается Гомер.

После Гомера самым выдающимся поэтом считается Гесиод. Его творчество относится примерно к 700 г. до н.э. С именем Гесиода греки связывали возникновение дидактического (наставительного) эпоса. Все творчество Гесиода проникнуто мотивами беотийского фольклора. С Гесиодом, пастухом и землепашцем, ставшим впоследствии рапсодом, Музы впервые спускаются в повседневную жизнь. Поэт сам рассказывает, как однажды к нему, задремавшему возле своего стада на Геликоне, подошли Музы, дали посох из лавра, вдохнули дар священных песен и приказали идти учить людей.

Последователи и продолжатели Гесиода стремились посредством мифов упорядочить и систематизировать все представления человека о мире и о самом себе. В наставлениях и поучениях миф продолжал оставаться самым веским аргументом. Знатные греческие роды утверждали незыблемость своих прав, ссылаясь на божественность своего происхождения. Стремление связать поэзию с требованиями повседневной жизни, выдвижение на первое место этических проблем свидетельствовали о приближении новой эпохи, о крупных мировоззренческих изменениях в обществе. Эпос терял свою актуальность. Новая эпоха становления классового общества порождала новую поэтическую тематику, которая отвечала изменившимся потребностям общества и осознающей себя личности. На смену эпосу пришла лирика.



Античная лирика включает в своё понятие поэзию двух разных народов – греков и римлян. «Лирика» - греческое название, оно происходит от названия струнного инструмента «лира» и предполагает исполнение песни под аккомпанемент. Различают два рода лирики: сольную (одноголосную) и хоровую. Греческая лирическая поэзия зародилась из песен, исполнявшихся во время работы, из культовых гимнов и народных песен догомеровского периода. Как род литературы лирика возникла на стадии перехода к классовым отношениям (7 в. до н. э.), когда новые социальные слои усилили свои экономические и политические позиции, а развитие индивидуального сознания требовало условий для самовыражения личности. У сольной песни круг слушателей был ограничен. Для нее характерно разнообразие метров и частично периодичность повторения стоп в пределах строфы. К ней относятся ямб, элегия, эпиграмма. Сольная мелика, например, в форме гимнов в честь богов и стихотворений, выражающих личные чувства, нашла отражение в творчестве поэтов о-ва Лесбос Сапфо (7 в. до н.э.), Алкея (7 в. до н. э.) и Анакреонта (6 в. до н.э.). Хоровая лирика возникла на основе сольной песни, она предназначалась для публичного исполнения, а ее представители были в основном выходцами из аристократии. Этот вид лирики в 7 в. до н. э. особенно культивировался в Спарте (Терпандр, Алкман) и был с давних времен тесно связан с религиозным культом. Хоровую лирическую песню, отличавшуюся гибкими ритмами, исполняли хоры девушек и юношей, которые сопровождали ее танцевальными движениями. Основные виды хоровой лирики: культовые гимны (пеаны), дифирамбы, парфении. Расцвет лирической поэзии продолжался до 5 в. до н.э. После греко-персидской войны ее оттеснили драматические жанры. Только в эллинистическую эпоху лирика вновь начала играть значительную роль в литературе. Появились многочисленные эпиграммы, элегии, гимны и ямбы (Филит, Каллимах, Гермесианакс, Асклепиад Самосский, Леонид). Александрийские филологи составили канон «образцовых» лирических поэтов. В него были включены в соответствии с числом муз (9) Сапфо, Алкей, Анакреонт, Алкман, Стесихор, Ивик, Симонид, Пиндар, Вакхилид. Позднее к ним присоединили Коринну.

Цель: сравнительная характеристика хоровой и сольной мелики.

Задачи: познакомиться с творчеством поэтов – представителей хоровой и сольной мелики, провести сравнительную характеристику их произведений, выявить главные отличительные особенности хоровой и сольной мелики.

 

 

Сольная мелика и её представители

Сольная мелика возникла из народных песен в VIII – VII вв. до н.э. Название происходит от слова «мелос» - песня. Местом возникновения мелики считается остров Лесбос у западного берега Малой Азии. На острове раньше, чем в других местах Греции, начался культурных подъём.

На Лесбосе возникли музыкально-поэтические школы, одну из которых организовала знаменитая поэтесса Сапфо, жившая в конце VII - начале VI века до н.э. Во время политических распрей на острове Сапфо временно покинула родину и некоторое время жила в изгнании. Сапфо пользовалась большим уважением у своих сограждан, в созданной ею школе она обучала девушек поэтическому искусству, музыке и пению; окружала их любовью и нежностью и воспевала их в своих произведениях. Ещё в древности возникла легенда о неразделённой любви Сапфо к прекрасному юноше Фаону. Отвергнутая им, она якобы бросилась со скалы и погибла.

Главная тема её поэзии – любовь, красота, очарование природы. Из пантеона богов ближе всего Сапфо была богиня любви Афродита. Сохранившийся, дошедший до нас её «Гимн Афродите» поражает стройностью и мелодичностью стиха:

 

«Радужно-престольная Афродита,
Зевса дочь бессмертная, кознодейка!
Сердца не круши мне тоской-кручиной!
Сжалься, богиня!

Ринься с высей горних,— как прежде было:
Голос мой ты слышала издалече;
Я звала — ко мне ты сошла, покинув
Отчее небо!

Стала на червонную колесницу;
Словно вихрь, несла ее быстрым лётом,
Крепкокрылая, над землею темной
Стая голубок.

Так примчалась ты, предстояла взорам,
Улыбалась мне несказанным ликом…
«Сапфо! — слышу.— Вот я! О чем ты молишь?
Чем ты болеешь?

Что тебя печалит и что безумит?
Все скажи! Любовью ль томится сердце?
Кто ж он, твой обидчик? Кого склоню я
Милой под иго?

Неотлучен станет беглец недавний;
Кто не принял дара, придет с дарами;
Кто не любит ныне, полюбит вскоре —
И безответно…»

О, явись опять — по молитве тайной
Вызволить из новой напасти сердце!
Стань, вооружась, в ратоборстве нежном
Мне на подмогу.» [3, с.126].

В творчестве Сапфо присутствуют и сатира, и философские высказывания, и описание природы, например, в стихотворении «Пещера нимф»:

«Вы сюда к пещере, критяне, мчитесь,
К яблоневой роще, к священным нимфам,
Где над алтарями клубится облако
Смол благовонных,
Где звенит в прохладе ветвей сребристых
Гулкий ключ, где розы нависли сенью
И с дрожащих листьев струится сонно
Томная дрема.»[1, с.33].

 

В своей поэзии Сапфо использовала анжамбеманы, чётко соблюдала ритм. Для неё был характерен нисходящий ритм, когда первый звук – долгий, ударный. Также характерной особенностью её поэзии является использование Сапфической строфы – логаэдический размер, при котором вся строфа является размером:

«Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться:
Лишь тебя увижу, уж я не в силах
Вымолвить слова.»[1, с. 32].

 

Значительное место в её творчестве занимают свадебные песни – эпиталамы. Стихотворения Сапфо, обладавшие удивительной поэтической силой, были популярны во все времена, их мотивы нашли отклики и в русской литературе XVIII – н. XIX вв.

Ещё одним представителем сольной мелики является современник и соотечественник Сапфо Алкей. Представитель знатного рода, он участвует в политических событиях своего времени и уделяет этому большое внимание в своей поэзии. Некоторое время Алкей также жил в изгнании, а затем вернулся на Лесбос. Алкей был довольно темпераментным человеком и бурно реагировал на каждое событие, происходящее в его жизни.

Именно в его поэзии рождаются метафоры. Так, например, в его стихотворении «Буря», написанном алкеевой строфой (каждая строка является размером), он представляет город Метилены в образе тонущего корабля, попавшего в бурю:

«Пойми, кто может, буйную дурь ветров!

Валы катятся — этот отсюда, тот

Оттуда... В их мятежной свалке

Носимся мы с кораблем смоленым,

Едва противясь натиску злобных волн.

Уж захлестнула палубу сплошь вода;

Уже просвечивает парус,

Весь продырявлен. Ослабли скрепы.»[3, с.127].

 

Третий представитель сольной мелики – Анакреонт (VI в. до н.э.), родом с Теоса. Его называют «классическим певцом любви древности». Поэт не был привязан к одному определённому месту, он переходил от правителя к правителю, из города в город. Основные темы его поэзии: любовь, пиры и праздники. Однако, если для Сапфо любовь – это глубокое чувство, то для Анакреонта – развлечение. В его стихотворениях прослеживается ироническая и усмешливая интонация, лёгкая и шаловливая, так называемая анакреонтическая:

«Бросил шар свой пурпуровый

Златовласый Эрот в меня

И зовет позабавиться

С девой пестрообутой.

Но, смеяся презрительно

Над седой головой моей,

Лесбиянка прекрасная

На другого глазеет.»[1, с. 39].

У поэзии Анакреонта масса подражателей. Ей любили подражать поэты Ренессанса, Барокко, Рококо, а также русские поэты, такие как М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.