Характеристика структурных элементов дипломной работы 1.7.1 Общие положения Дипломная работа должна отвечать ряду требований: - тематика, предмет и объект исследования должны быть актуальными; - содержание и форма подачи материала должны быть конкретными; - работа должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ; - материал излагается от третьего лица, в редких случаях допустимо написание работы от первого лица множественного числа. Дипломная работа студента должна: - содержать четкую формулировку целей, задач и выводов, определение предмета и объекта исследования; - отличаться глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения; - включать информацию, полученную во время прохождения практики в организации, связанную с видами профессиональной деятельности ветеринарного фельдшера; - содержать показатели научных, теоретических и практических исследований, в области ветеринарии, сведения, полученные из СМИ и т.п.; данные могут быть представлены в виде схем, графиков, таблиц и текста; - содержать оптимальные пути решения выбранной проблемы; - показать умение студента обосновать актуальность темы, творчески подойти к избранной теме, использовать методы научного исследования; - содержать анализ источников и литературы по теме исследования; - соответствовать всем требованиям, предъявляемым к оформлению дипломных работ в соответствии с «Методическими рекомендациями для студентов техникума по оформлению курсовых и дипломных работ. ЕСКД ГОСТ 2.105-95» от 2014 года Структура дипломной работы состоит из следующих элементов: а) титульного листа (Приложение В ); б) задания на выполнение дипломной работы (Приложение И); в) содержания (Приложение Г); г) введения; д) основной части (не менее 2-х разделов), в которой раскрывается проблема и практическое решение вопроса на примере конкретной организации; е) заключения; ж) списка литературы (Приложение Д); е) приложения. Объем дипломной работы в пределах 60-70 страниц машинописного текста. Однако в зависимости от темы, содержания и собранного материала, он может быть большим. Примерное соотношение между отдельными структурными частями работы может быть следующим: введение – 3-4% от общего объема работы; основная часть - 80 – 85%, заключение - 4-5% и на все остальные части приходится 13-6% объема. Оформление титульного листа Титульный лист является первой страницей дипломной работы. Он заполняется по строго определенным правилам и служит источником информации о теме работы, авторе, руководителе, месте и времени создания. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Образец оформления титульного листа - Приложение В Задание на дипломную работу Задание на дипломную работу–вторая страница дипломной работы. Заполняется с указанием темы работы, номером приказа и названием глав. В задании указывается количество схем, таблиц, диаграмм в раздаточном материале, а также дата выдачи и принятия задания дипломником (за две недели до начала преддипломной практики), отметка о согласовании с заведующим отделением и утверждении заместителем директора по учебно-методической и воспитательной работе. Номер страницы не ставится. Образец оформления - Приложение И Содержание Содержание является третьей страницей дипломной работы и представляет собой перечень разделов и подразделов работы. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел или подраздел. Названия рубрик должны точно соответствовать заголовкам, приведенным в тексте работы. Все заголовки начинаются с прописной буквы и на конце их не ставятся точки. Любой заголовок должен быть кратким и адекватным содержанию озаглавливаемого им текста и занимать не более двух строк. Разделы дипломной работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами. Введение, заключение, список литературы и приложения не нумеруются. Образец оформления содержания - Приложение Г. Введение Это вступительная часть дипломной работы. Автор должен в этом небольшом разделе показать: актуальность темы; объект, предмет, цель, задачи, защищаемые положения, материалы, методы исследования; новизну результатов, теоретическую и практическую значимость работы. Содержание частей введения Актуальность темы исследования – степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретных задач. Освещение актуальности должно быть кратким. При раскрытии актуальности темы исследования необходимо показать главное, исходя из двух направлений её характеристики: изученность выбранной темы (определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведение исследования направлено на устранение этих пробелов); решение определенной практической задачи на основе полученных в процессе исследования данных. Обоснование актуальности требует ответа на следующие вопросы: - Почему новое научное знание, которое предполагается получить в результате исследования, необходимо для практики? - Что определило выбор темы? - Чем эта тема интересна для Вас? - Какова основная идея исследования? - Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам? Вопрос (явление) исследования стоит на границе известного и неизвестного. Поставить вопрос исследования – значит найти эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. Следовательно, научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая решения. Обосновать актуальность - проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Автор при обосновании актуальности избранной темы использует данные имеющихся литературных источников, критически осмысленных и систематизированных, с выделением наиболее существенной информации применительно для решения задач исследования. На основании анализа литературных источников дается оценка современного состояния вопроса, показывается степень его изученности и делается обоснованное заключение о необходимости исследования в целом или каких-либо его сторон. Объект исследования (что рассматривается) – это процесс или явление, которое дает проблемную ситуацию для изучения. Предмет исследования (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование). Варианты определения предмета и объекта исследования: - объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное (например: объект-« Бронхопневмония молодняка крупного рогатого скота»; предмет- распространение заболевания на территории Новгородской области); - предмет – это то, что находится в границах объекта; - предмет исследования определяет тему исследования. Цели исследования – это то, что мы хотим получить в результате исследования. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования. Формулирование цели состоит в том, чтобы кратко и содержательно раскрыть искомый результат, искомое решение проблемы. Например: Целью дипломной работы является изучение научной информации и практических аспектов по ( профилактике травматизма крупного рогатого скота, по заболеванию « Бронхопневмония молодняка крупного рогатого скота» и т.п.-см тему дипломной работы) и разработка рекомендаций по совершенствованию ветеринарной деятельности (профилактике травматизма, заболевания, работе ветеринарной службы и т.п.-см тему) в регионе( районе, организации). Задачи работы (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута) – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. По своей сущности задачи представляют собой детализированную цель исследования с ориентацией на гипотезу. Обычно формулируются четыре-шесть задач. Формулирование задач имеет важное значение, так как именно задачи определяют содержание работы. Например: Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить историю и современное состояние в ветеринарной науке вопроса о (профилактике травматизма крупного рогатого скота, заболевании «Бронхопневмония молодняка крупного рогатого скота», «Отёчная болезнь поросят» и др. согласно теме дипломной работы) 2.Дать подробную характеристику заболевания («Бронхопневмония молодняка крупного рогатого скота», «Отёчная болезнь поросят» и др. согласно теме дипломной работы) . 3.Оценить состояние вопроса о распространении заболевания («Бронхопневмония молодняка крупного рогатого скота», «Отёчная болезнь поросят» и др. согласно теме дипломной работы)» в регионе, районе, организации. 4.Разработать рекомендации для конкретного хозяйства (района, региона) по совершенствованию ветеринарной деятельности (профилактике травматизма, заболевания, работе ветеринарной службы и т.п.-см тему) .. Материалы и методы исследования – краткая информация по количеству материалов и перечисление методов, при помощи которых выполнено исследование (Метод — это способ достижения цели). Например: Дипломная работа состоит из двух разделов. В первом разделе по литературным источникам раскрыта история исследуемого вопроса и его состояние в современной ветеринарной науке, на основе изученных информационных источников дана характеристика заболевания. Во втором разделе представлены практические аспекты исследуемого вопроса по статистическим данным ЗАО «Савино» Новгородского района, которые оформлены приложением. Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость – значение работы в области фундаментальных знаний. Практическая значимость заключается в возможности: - решения на основе полученных результатов той или иной практической задачи; - проведения дальнейших научных исследований; - использование полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов. Основная часть Дипломная работа содержит, как правило, две главы ( или раздела), каждая из которых делится на пункты и подпункты. Каждая глава раскрывает тот или иной аспект заявленной темы и должна завершаться обобщающими выводами. Эта часть дипломной работы выполняется по материалам, собранным на этапе информационного поиска. Первая глава – теоретическая (характеристика исследуемой проблемы по литературным источникам). Ее содержание целиком зависит от выбранной темы, и будет включать те вопросы и проблемы, которые имеют к ней самое непосредственное отношение. В главе кратко рассматривается история вопроса и степень его изученности, анализируется современное состояние исследуемой проблемы, отражается законодательная, нормативно-правовая база проблемы как совокупность правовых документов. Содержание главы должно соответствовать теме исследования. Число цитируемых литературных источников (отечественных и зарубежных) должно быть достаточным для полного освещения вопроса. При описании литературных данных могут быть использованы рисунки и таблицы со ссылкой на источник. При изложении литературных материалов придерживаются определенной логической связи с изучаемой проблемой и хронологической последовательности, связанной со временем издания исследуемого источника. При этом основное внимание сосредоточивается на раскрытии сути явления, рассматриваемого в литературном источнике. Излагаются материалы авторов изучаемых произведений в обобщенном виде сформулированными студентом фразами, суждениями и умозаключениями. Употребляемые термины должны быть общепринятыми, либо приводится ссылка на автора. При необходимости подтверждения понимания студентом материала делается ссылка на утверждение авторитетных авторов или используются приемы цитирования. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой на источник. Место кавычек, указывающих на границы приводимого текста оригинала, определяется в начале и конце цитаты независимо от ее размеров и числа содержащихся абзацев. В случае, когда фраза приводится не полностью, в местах пропуска текста ставится многоточие (…). Из всей анализируемой литературы важно использовать наиболее существенные работы, в которых содержательная часть в большей мере выражает суть данной дипломной работы. Все наиболее ценное, существенное в изучаемых работах, имеющее прямое отношение к выбранной теме, должно быть учтено, систематизировано и критически оценено. Это дает возможность автору судить об изученности или недостаточной изученности тех или иных вопросов и определить основные направления дипломной работы. Работы, в которых отсутствуют ссылки на первоисточники, послужившие основой написания дипломной работы, во многих случаях являются бездоказательными и не могут оцениваться высоко. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство автора с нормативными источниками и специальной литературой, его умение систематизировать материал источников, критически его анализировать, выделять существенное и объективно оценивать изучаемую научную информацию. Вторая глава -практическая. В данной главе должна быть представлена информация о предназначении, специфике решаемых задач организацией. |