МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психологические «я» и их маркеры 14 страница





Ниже автор скажет несколько слов о том, что делать с наложенными субличностями, а пока нужно заметить, что описанное выше прямое наложение на партнера специально для этого подготовленной протагонистом субличности — скорее исключение, чем правило, и проявляется лишь у людей с высокой культурой общения или у профессиональных психологов, магов-манипуляторов и т. п. В общении же обычных людей, и особенно родственников, гораздо чаще можно заметить прямое наложение уже имеющегося в психике протагониста образа партнера.

Этот образ мог складываться в течение многих лет и в настоящий момент может совершенно не соответствовать фактическому виду партнера, но протагониста это чаще всего мало смущает:

— (мать — сорокалетнему сыну) Ах, как я рада тебя видеть, мой любимый Лелик!

Стареющая мать по-прежнему «видит» своего сына как румяного пятилетнего карапуза, Лелика, веселого, щекастого, озорного и ужасно забавного, и именно этот, очень яркий и сильный образ, она накладывает на грузного, озабоченного, толстеющего и довольно унылого прораба средних лет, обремененного большой семьей и сложной ситуацией на работе. Общественное мнение нисколько не осудит такое поведение матери — как говорится, дети для своих родителей всегда остаются детьми. Но психологически прямое или косвенное наложение такого рода образа или субличности, не находящих себе места в психике партнера, ощущается им как серьезный удар, влекущий за собой не только порчу настроения, но и нередко более серьезные последствия.

В принципе, коммуникативно корректным следовало бы признать наложение на партнера его образа (субличности), которые он сам заранее для этого санкционировал протагонисту. На уровне соборного «я» это обычно символизируется разрешаемыми партнером формами обращения к нему (по должности, званию, имени-отчеству, имени, уменьшительному имени и т. д.), а на уровне субличностей грубое нарушение вышеупомянутого правила вызывает иногда такие реакции партнера:

— Только не надо делать из меня маленького — я уже вырос, мама!

— Не смейте смотреть на меня с жалостью — это меня унижает!

Упражнение 13. Подумайте, насколько корректны следующие обращения, в зависимости от ситуации, которую уточните самостоятельно. Вообразите ситуацию, в которой данное обращение вызовет у партнера ярость.

1. — Исидор, помни: ты — мой любимый муж.

2. — Ах моя сладкая неженка!

3. — Философ ты мой доморощенный!

4. — Да ты колготки-то свои спрячь, кошечка моя пушистенька, лучше помурлычь калачиком у меня на коленях свернувшись.

5. — Ну только перед зеркалом и вертишься да причесываешься, Мерилин Монро украинского разлива!

Работа с интроектами. Однако волков бояться — в лес не ходить. Коммуникация есть не что иное, как постоянные попытки партнеров перегипнотизировать друг друга, и наложение субличностей и других образов, которые, став интроектами, практически отторгаются психикой человека — самое обычное дело.

Но обычное — не значит, что с ним следует смиряться и оставлять на самотек. Один из законов психической деятельности может быть сформулирован так: то, за чем человек совсем не следит, течет: а) не туда, куда он предполагает и б) не туда, куда нужно.

Поэтому чистка, трансформация и интеграция интроектов (то есть образов, переданных партнером) и, в частности, интроективных субличностей — важная часть процесса работы человека над собой, которую можно сравнить с работой пищеварительной системы. Полученные от партнеров интроекты сами по себе для психики чужеродны, подобно тому, как продукты питания представляют собой «чужие» для внутренней среды организма вещества: их следует очистить, расщепить и затем синтезировать «свои» клетки и органы.

Итак, человек получил у себя в психике интроективную субличность — что же с ней следует делать? Эта тема становится особенно острой, если данная субличность имеет дикий вид и даже отдаленно не похожа на те, которые имеются у человека в сознании. Первое, что ему хочется сделать — это «отмахнуться»; то есть сказать самому себе: «Это неправда, я не такой и ничего общего со мной это чудище не имеет». Однако сказать так — значит просто-напросто вытеснить «чудище» в подсознание, где оно без присмотра еще больше одичает и займет неизвестное место, после чего начнет неконтролируемым образом влиять на все остальные субличности человека.

Двор, лес и зоопарк. Психику человека с имеющимися в ней субличностями можно уподобить усадебному хозяйству, расположенному неподалеку от леса. В усадьбе имеются свои (домашние) животные, обладающие именами (кличками) и определенными функциями: собаки охраняют жилище и помогают охотиться, коровы дают молоко, лошади служат транспортом, кошки ловят мышей и т. д. — таковы явные собственные субличности человека, воспринимаемые им как «свои» и составляющие основу его самосознания. Кроме них, в нее периодически наведываются и вокруг усадьбы ходят и дикие животные из леса, от которых возможно польза, но пока они основательно не изучены и не приручены, часто бывает вред — это теневые субличности. Однако они тоже в некотором роде «свои» — человек с ними неоднократно сталкивается, работая и гуляя вокруг поместья и забираясь в лес, и знает, что они составляют часть биоценоза — круговорота биологической энергии, и могут быть при желании приручены и одомашнены.

Интроективные же субличности можно уподобить животным, привозимым гостями «в подарок» хозяину, и в какой мере они могут быть одомашнены — это большой вопрос. Если такое привезенное из неведомых стран животное обнаруживает дурной нрав, кусает домашних животных и не поддается дрессировке, у хозяина возникает естественное желание выгнать его из дома в лес, где оно погибнет (возможно) или приспособится к лесной жизни, но что тогда из него получится, неизвестно, а регулярно или эпизодическим входить к усадьбе (прорываться к микрофону) оно сможет, причем бесконтрольно.

Как же можно поступить в этой ситуации? Рачительный и предусмотрительный хозяин, убедившись в неизбежности поступления в его хозяйство диковинных животных (а порой и откровенных хищных монстров), устроит для них специальный зоопарк (он же — кунсткамера), где будет их содержать, подкармливать, а иногда и выпускать погулять (к микрофону) — разумеется, на поводке. И через некоторое время выясняется, что такой зоопарк может быть очень полезен: он, обезвредив непонятных животных, дает хозяину возможность изучить их повадки, после чего он может принять решение об их принципиальной прирученности и полезности для хозяйства, а в случае отрицательного решения оставить в клетке, обеспечивая должный уход, для того, чтобы при случае демонстрировать как диковинный экспонат.

Для чего нужно столь сложное мероприятие? Начнем с того, что психика человека синтетична, и ничего в его внешнем и внутреннем мирах не происходит случайно и немотивированно — но в то же время ничего не преподносится на тарелочке, а напротив, непременно требует (иногда очень существенной) переработки. Ни у одного разумного человека не возникнет протеста против того обстоятельства, что пищу для организма надо сначала приготовить, затем тщательно переживать, переварить и лишь потом усвоить. И значительная часть человечества (увы) знает, какие неприятные побочные эффекты возникают при нарушениях этого сложного процесса — от гастритов и колитов до излишнего веса, целлюлита, кровоточивости десен и больных суставов. Аналогично, попытка «приравнять» полученные от окружающих интроективные субличности к собственным (неважно, оставляя их в доме или отправляя в лес) подобна заглатыванию, не жуя, больших кусков неизвестной и непроверенной пищи — понятно, что без неприятностей это не получится, даже если эти куски предлагает большой авторитет.

Таким образом, интроективные субличности, которые человек получает, никогда не случайны, то есть как-то соотносятся с его внутренним миром, но, с другой стороны, нуждаются в специальном изучении, обращении, и дрессировке, и ни в коем случае нельзя приравнивать к «своим» (как бы это не было иногда соблазнительным).

Ниже мы рассмотрим некоторые методы работы с интроективными субличностями, в зависимости от их типа и уровня соответствия психике человека. Общая позиция, на которой стоит автор, заключается в том, что любые интроекты — ценная пища психики, но она должна быть правильно очищена, пережевана и усвоена.

1. Авторизация (поглощение) интроекта собственной явной субличностью. Этот прием успешно работает «по горячим следам» и в случае, когда интроективная субличность сходна с одной из собственных субличностей человека, или аспектом (атрибутом) собственной субличности. Суть приема заключается в том, что интроективная субличность поглощается собственной субличностью в акте авторизации. Этот акт сопровождает внешним или внутренним проговором типа «Ты — это я» (говорит авторизующая субличность интроективной, сопровождая эти слова сладким причмокиванием).

Так, например, можно реагировать на комплименты, сохраняя их энергию, но «приклеивая» обозначенные партнером положительные качества к подходящей собственной субличности:

— (мать — дочери) Какой вкусный пирог ты испекла — настоящая кулинарка!

— (расцветая) Да, я старалась, мама! Я — послушная дочь!

Теперь субличность Послушной Дочери имеет атрибут «кулинарка», полученный из маминого интроекта «Настоящая Кулинарка»: последний для психики девочки-подростка чужероден, а в качестве атрибута отлично ассимилируется.

Упражнение 14. Авторизуйте интроективные субличности, переданные следующими репликами. Авторизующую собственную субличность определите самостоятельно.

1. — Спасибо, моя милая Виолетта.

2. — Прошу принять мое восхищение, прелестная малютка Джимми.

3. — Ты такой у мен красавец, сынок.

4. — Это очень благородно с вашей стороны, Савелий, и я знаю, что вы вообще добры к нуждающимся людям.

5. — Людвиг, ты солнышко, просто прелесть!

2. Авторизация с предварительной коррекцией. Этот прием хорошо использовать, если интроективная субличность похожа на собственную субличность человека (или на аспект последней), но несколько отличается от нее качествами. Тогда качества интроективной субличности можно частично сократить, частично видоизменить (например, смягчить или усилить), возможно расширить перечень ее качеств, после чего авторизовать «результат» этих действий собственной субличностью. Это может выглядеть, например, так. Представим себе, что молодой человек по имени Феогност получает от своего друга Пафнутия следующий интроект:

— Ты, Феогност, мне был другом, но ты только кажешься добрым, а на самом деле рохля и размазня.

В данном случае важно не то, что Феогност ответит Пафнутию (можно просто кивнуть головой), а то, как он впоследствии интегрирует полученную интроективную субличность, которая в словесном выражении выглядит так: «Бывший Друг, несобранный и слабовольный».

В качестве собственной авторизующей субличности Феогност может выбрать, например, субличность Отличного Парня, а далее словесное выражение внутреннего процесса коррекции и авторизации может выглядеть так: «Порфирий сказал мне сгоряча, что я был его другом, но оказалось что я только кажусь добрым, а на самом деле рохля и размазня. Что ж, я добр, но не всегда и не со всеми, а только с настоящими друзьями. Я слабоволен — такой может показаться моя уступчивость, несобран — но зато всегда открыт к новым знакомствам с хорошими людьми и никогда не стану навязывать себя тем, кому я неинтересен. Такой вот я Открытый Парень».

Упражнение 15. Откорректируйте и авторизуйте подходящей собственной субличностью интроективные субличности, переданные следующими обращениями. Ситуации и психотипы уточните самостоятельно.

1. — Хоть ты мне друг, Феофан, а туповат, пусть и силен физически.

2. — Боже, зачем Ты дал мне в любимые дочери эту легкомысленную кокетку, для которой в мире нет ничего интереснее губной помады?

3. — Какая же ты противная злюка, Эмилия, вечно кусачая и недовольная!

4. — Подвинься, толстый увалень!

5. — (подчиненному) Ну ты нахал, Нектарий, хоть и толковый сотрудник. Но нельзя же так задаваться.

3. Размещение в зоопарке. Если интроективная субличность такова, что непонятно, как можно ее скорректировать и авторизовать, то вполне можно отвести ей клетку в зоопарке, и разместить там с должным почтением, но без права свободного перемещения и выхода к микрофону. Последнее не означает, что жителей зоопарка нельзя использовать в психической жизни — с ними можно разговаривать (пока они в клетке) или выводить гулять на поводке — в том числе, в особых случаях, выпускать на короткое время к микрофону.

Дальнейшая судьба зоопаркового интроекта может быть различной. Один из вариантов — он быстро заскучает в неволе и умрет своей смертью. Второй вариант — интроективная «никуда не влезающая» субличность обнаружит приличный нрав и постарается быть полезной, будучи подпущена к микрофону, окажется адекватной, подружится с собственными субличностями и в конце концов заслужит право войти в их число — тогда ей следует дать имя, обязанности, права и выпустить из клетки — понятно, что такое решение должно приниматься всеми собственными субличностями сообща и оформляться торжественным ритуалом. И, наконец, третий вариант заключается в том, что субличность из зоопарка постепенно превращается в проективную субличность, обладающую резко суженными правами (вплоть до содержания в клетке), но определенными обязанностями, заключающимися в том, чтобы представлять человека в тех его ролях или состояниях, которые он решительно отказывается считать «своими» — но на практике все же в них оказывается.

Поясним сказанное примером.

Филомела — хорошенькая барышня, любимица своей семьи и окрестных молодых людей. Однако однажды она, не заметив протянутую руку старой нищенки, слышит от нее такое обращение:

— Ну ты, противная гусыня!

Субличность Противной Гусыни никак не укладывается во внутреннем мире Филомелы, то есть не авторизуется ни одной из ее субличностей, и девушка помещает эту субличность в клетку зоопарка. Казалось бы, зачем? Однако скоро эта обитательница зоопарка оказывается Филомеле весьма кстати. Когда один особенно надоедливый и не очень приятный поклонник в который раз предлагает молодой красавице руку и сердце, ее вдруг осеняет: она быстро открывает клетку с Противной Гусыней и заявляет нетактичному ухажеру:

— А ты знаешь, Гиацинт, я ведь не всегда такая улыбчивая и хорошенькая, какой ты привык меня видеть — некоторые называют меня противной гусыней.

В этот момент Противная Гусыня выходит к Главному микрофону под свет Главного прожектора, и потрясенный Гиацинт видит эту субличность воочию, и больше уже никогда не докучает Филомеле со своими брачными намерениями. Что же произошло? Сработала энергия старой нищенки, ее образ, сохраненный Филомелой в своем зоопарке и вовремя выпущенной во внешний мир.

Если интроективная субличность, размещенная в зоопарке, получает регулярную подкормку авторизацией, или оказывается очень удобной проективной субличностью, то, вероятно человеку следует рассмотреть ее на предмет «удочерения», то есть, после должной коррекции и дрессировки, присвоения ей статуса собственной субличности, с вытекающими из него правами и обязанностями.

Упражнение 16. Придумайте людей, для которых следующие обращения или характеризации настолько неуместны, что соответствующие интроективные субличности придется определить в зоопарк. После этого придумайте ситуации, в которых эти обитатели зоопарка могут быть успешно использованы.

1. — Ты — нелюдимый сухарь, Никодим!

2. — Легкомысленная профурсетка!

3. — Дикарь ты, Евсевий, форменный и непотребный троглодит!

4. — О, мой легкокрылый голубок, моя сладкая дуся!

5. — Да ты просто уже старуха древняя, морщинистая и склочная!

Проективные субличности. Во многих ситуациях, где человек чувствует себя некомфортно, он обращается к общественному сознанию, которое услужливо предлагает ему полуритуальные формы соответствующего поведения, и человек, их используя, обычно генерирует соответствующую проективную субличность, которая и должна, по его замыслу, вести себя «как надо», но в то же время энергией собственного «я» он эту субличность не наделяет и выглядит похожим на зомби, так что его хочется потрясти, заглянуть в глаза и спросить: «Ау, это ты или не ты?»

С другой стороны, в некоторых случаях проективные субличности, видимо, необходимы. Например, с чем менее для себя знакомой и комфортной ситуацией человек сталкивается, тем больше у него соблазн выставить к Главному микрофону некоторый суррогат своего «я» — просто для затравки, чтобы посмотреть, что получится. Другой вариант возникновения проективной субличности — это ситуация, где человек выступает в табуированных для себя самого ролях, и тем самым вынужден отгородиться от своей фактически актуальной субличности, заявив: «Это — не я».

Такого рода ситуации довольно неприятны и потенциально опасны для психики в целом, так что любая конкретная проективная субличность должна быть в обозримое время преобразована в собственную или помещена в зоопарк, с правом очень редкого выхода к микрофону. Зоопарк — для монстров, и с ними нужно быть очень осторожным и ни в коем случае не следует пытаться обращаться с ними, как с «домашними» субличностями.

Упражнение 17. Определите по следующим репликам, на какую проективную субличность указывает протагонист.

1. — Я иногда читаю лекции, по необходимости, но этого не люблю — кто я такой, чтобы других учить?

2. — Бывает, гавкну на детей — но только для виду, а так я добрая, на самом-то деле.

3. — Я когда надеваю пиджак и галстук и сажусь в казенную машину — мне так смешно делается, что икаю все время.

4. — А вот выставляют когда меня для примера общественности — этого не переношу всей душой, но терпеть приходится.

5. — Я, когда без мужчины живу (редко так бывает, но все-таки) — просто сама не своя, ей-Богу!

Упражнение 18. Подумайте, есть ли у вас проективные субличности, и если да, то в каких ситуациях вы ими пользуетесь. Можете ли вы их «одомашнить», или им самое место в зоопарке, наравне с дикими интроектами?

Внутренние диалоги. Тема общения разных людей и их субличностей тесно смыкается с темой общения субличностей внутри самого человека — как его собственных, так и образов других людей в его внутреннем мире. Физически расставаясь с человеком во внешнем мире, мы нередко продолжаем разговор, спор или обсуждение с ним в своем воображении — но кто и с кем в этом случае разговаривает?

Выстраивание отношений с другими людьми и в своем собственном внутреннем мире невозможно без проведения достаточного количества переговоров между субличностями, корректных по форме и содержательных по существу, и этому искусству следует учиться, причем многим людям буквально с нуля, так как распространенная идея заключается в том, что вежливость — это искусственные цепи, возможно необходимые в обществе, ну уж с самим (самой)-то собой чего церемониться? Это, однако, глубокое заблуждение, и не освоив правил внутренней вежливости, нельзя рассчитывать на мир и согласие в семье своих субличностей.

То же самое относится и к образам других людей во внутреннем мире человека — а ведь именно они сидят в зрительном зале перед сценой соборного «я», смотрят на субличности, выходящие к Главному и дополнительным микрофонам, а при случае и сами могут выдвигаться на сцену или требовать, чтобы их выслушали из зала, включив там свет. Более того, в некоторых случаях внутренние образы людей из внешнего мира (например, родителей) надевают на себя маску той или иной собственной субличности человека (например, Судьи или Прокурора) и выходят в таком виде на сцену соборного «я». Возможна ли работа с такими субличностями? Возможна ли работа с внутренними образами других людей; в частности, умерших (или полностью ушедших из внешней жизни человека)? Очень часто в качестве железного оправдания своей неспособности измениться внешне или внутренне люди говорят: «Меня такой глупой воспитали», или «У меня был очень строгий отец, который всегда меня ругал, и до сих пор его образ стоит у меня перед глазами, поэтому я в себе неуверен и ничему не способен радоваться». Однако любые черты характера, даже такие упорные, как глупость, неуверенность и безрадостность, поддаются исправлению при должном упорстве человека, и все без исключения фигуры внутреннего мира, и в их числе собственные субличности и образы других людей, поддаются дрессировке и перевоспитанию; а кроме того, человек властен изменить их роль в общем балансе своей психики, например, превратить скомпрометировавшего себя Всевластного Судью в скромного Консультанта по Этическим Вопросам и уменьшить в размерах образ Устрашающего Свирепого Отца, превратив его в Брюзжащего Старикана. Что же этому мешает? В первую очередь, плохое знание своего внутреннего мира, а во вторую — грубые манеры его населения, не склонного к дипломатии, в частности, игнорирующего простейшие правила вежливости, к числу которых относятся: а) самопредъявление при выходе к Главному микрофону, б) выслушивание актуальной субличности, то есть неотталкивание ее от Главного микрофона, пока она не закончит свою речь, и в) самоограничение у Главного микрофона — это место можно занимать лишь по требованию ситуации и с согласия остальных субличностей.

Научив правилам вежливости свои собственные субличности, эти правила можно распространять и на интроективные и проективные субличности, а также на образы других людей и вы убедитесь, что все они окажутся способными к трансформации, иногда весьма основательной. В частности, обнаруживается несостоятельность идеи о том, что жесткие образы людей, запечатленные человеком в детстве, в его психике не меняются. И это совершенно понятно: мой, как он мне запомнился, безжалостный отец (или требовательная и не знающая снисхождения мать, или ненавистный учитель родного языка), в действительности проявляются по-разному, но мне запомнились определенные его поступки в аккомпанементе моих реакций на них, и из этих эпизодов сложился образ, который занял определенное место в моей психике — но кто отбирал эти эпизоды, складывал образ и размещал его в моей психике? Не я ли сам, руками той или иной моей субличности (возможно, пока теневой)? Если согласиться с этой гипотезой, то становится понятно, что любой имеющийся у меня образ внешнего мира, во-первых, чрезвычайно тенденциозен (необъективен), во-вторых, создан с определенными установками, которые можно понять и изменить, и в третьих, занимает в психике, скорее всего, не свое место, — по крайней мере, до тех пор, пока оно не высвечено светом моего сознания.

Еще одно важное правило внутренней вежливости — субличность всегда должна говорить за себя, а не за соборное «я» и тем более не за внутреннее «я». Например, услышав у себя внутри отчаянный голос: «Я не способен к изменению своих субличностей», — человеку следует посмотреть, что за субличность выскочила к Главному микрофону, почему она не представилась и выдает себя за соборное «я». При ближайшем рассмотрении эта субличность окажется Неудачником или аналогичной по смыслу субличностью, которая действительно не способна на серьезную работу — но ей все же лучше говорить за себя, а не за всех остальных.

Правильно выстраивая отношения между субличностями, например, устраивая для этого специальные тематические вечера, с приглашением определенных субличностей и внутренних фигур и гарантированным отсутствием других, и подчеркнуто соблюдая на этих вечерах правила вежливости, можно добиться порой удивительных результатов, очень небольшими усилиями сняв напряжение и улучшив характер многих своих «неблагополучных» субличностей и фигур. Во многих случаях оказывается, что им не так много надо — совсем чуть-чуть, но их питание очень специфично, и каково оно, можно узнать лишь выслушав их до конца — а этому умению человеку нужно специально учиться.

Упражнение 19. Проведите у себя во внутреннем мире следующие тематические вечера (и несколько вечеров по своим темам), уточнив список приглашенных и недопущенных.

1. Кому никак не удается высказаться?

Приглашаются все желающие, Прокурор и Судья — без выхода к микрофону, не допускается — Торопыжка.

2. А судьи кто?

Приглашаются все желающие; обязательное присутствие (без права голоса) Судьи, Прокурора, родителей, школьных учителей и начальников.

3. Обида и компенсация за нее.

Приглашаются все обиженные субличности и все субличности и внутренние фигуры, готовые им помочь.

4. Кто умеет добиваться своего, и какими методами?

Приглашаются все субличности, кроме Судьи и Прокурора.

5. Порадуемся жизни!

Приглашаются все субличности, способные радоваться, и те, которым для этого недостает совсем чуть-чуть. Не допускаются Скептик и Зануда.

6. Предварительные итоги.

Приглашаются субличности, завершившие определенный этап своего развития, и желающие рассказать о результатах и дальнейших планах, получить критику и поддержку. Не допускается Нигилист.

7. Вечер воспоминаний и впечатлений.

На сцену приглашаются самые старые внутренние образы других людей (детские. юношеские), которым предлагается поделиться воспоминаниями о детских и юношеских годах человека, а затем высказаться о его текущей жизни, субличностях и т. д. Не допускается Прокурор и Критик.

8. Наши маргиналы.

На сцену (в ошейниках или на цепи) приглашаются обитатели зоопарка (интроективные и проективные), которые могут рассказать о себе, что-то предложить, попросить, пожаловаться и т. д. Не допускаются Блюститель Приличий, Прокурор, Судья, Критик, Соглядатай.

9. Кому сейчас трудно.

На сцену приглашаются субличности и внутренние образы, которым в настоящее время тяжело живется, и они просят совета и помощи. Не допускаются Вечный Хам, Зануда, Неудачник.

10. Доберемся вместе.

Приглашаются все доброжелательные к другим субличности, имеющая каждая свою положительную цель, уважающие цели других и ищущие конструктивного сотрудничества. Не допускаются (а также изгоняются в процессе беседы) любители раздора.

Для успешного проведения этих и подобных вечеров следует уточнить состав приглашенных и не допущенных субличностей, а также предусмотреть место для тех, которые явятся без персонального приглашения (например, выйдя на этот вечер из тени). Желательно для каждой субличности иметь свои атрибуты (шляпа, платок, галстук, очки, трость...), которые надеваются при ее актуализации (выходе к микрофону). В качестве Главного микрофона может выступать специальный предмет (например, диктофон), который берет в руки актуализирующаяся субличность.

Вместо вещественных атрибутов, можно использовать стул с табличками, на которых написаны имена субличностей; тогда для того чтобы актуализировать субличность, человек просто пересаживается на соответствующий стул (этот метод гарантирует отсутствие перебивания, то есть выхватывания микрофона у актуальной субличности).

В заключении вечера обязательно нужно провести интеграцию субличностей с соборное «я» и сложить все атрибуты субличностей в специально отведенное для этого место (коробку и т. п.)

Интеграция субличностей проводится следующим образом. К Главному микрофону выходит соборное «я» (его может символизировать имя человека со значком короны над ним; острия короны символизируют различные субличности) и, обращаясь ко всем субличностям по очереди, произносит следующее заклинание: «Я — это ты, ты — это я».

Вместо «ты» произносится имя субличности, к которой обращается соборное «я». Первая часть заклинания («я» — это «ты») означает, что соборное «я» признает за данной субличностью право его представлять, и дает ей полномочия представлять себя в подходящих ситуациях. Вторая часть заклинания («ты» — это «я») — это авторизация (поглощение) соборным «я» данной субличности, то есть фактическое включение ее в его состав.

В качестве примера рассмотрим конфликтную ситуацию, сложившуюся между двумя субличностями коровы Томы, влюбленной в быка-рекордсмена Гелиоса, мировую знаменитость. Эта влюбленность, пока заочная, превзошла разумные пределы, когда Тома, вместо того, чтобы пастись, не спит ночами, созерцая звезды и мечтая о несравненном Гелиосе, и в результате становится нервной, портит отношения со своим добрым пастухом Игнатием и быстро худеет. Чтобы разрешить ситуацию, Тома приглашает на сцену две свои субличности: Романтическую Тому (атрибуты: венок ромашек, а над ним в рамке в виде арфы, портрет Гелиоса) и Практичную Тому (атрибуты: изображение тучной Томы с телятами на зеленом пастбище). Далее эти две субличности по очереди выходят к Главному микрофону.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.