ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Психологические «я» и их маркеры 7 страница Упражнение 13. Попытайтесь на основе следующих высказываний определить, какая психологическая субличность человека является для него главной, в какая — служебной. Приведите аналогичные самостоятельные примеры такого рода позиций. 1. — Мне нужно иногда выйти в свет, например посмотреть пьесу в театре — а потом я несколько месяцев ей живу, и ничего больше мне не надо. 2. — Конечно, чтобы показать себя людям, надо подготовиться, но просто так самокопанием заниматься — этого я не понимаю. 3. — Ты, главное, работай, по возможности, конечно, с огоньком, но всегда помни, что главное — это польза дела, а не твои рассуждения. 4. — Если я писатель, то должен знать, о чем пишу, но не это главное, а — вдохновение! 5. — Ты должен прийтись к месту и ко времени, но без жара души, без личного, глубоко прочувствованного отношения никакого впечатления ты не произведешь. 6. — Я ищу впечатлений, и готов за ними бежать хоть на край света! Внутренний мир: Автономный и Обусловленный миры. Рассмотрим теперь устройство внутреннего мира (или интромира) более подробно. Вообще, что такое внутренний мир? Обычно под ним понимают сразу две области, которые отличаются друг от друга кардинально — иногда больше, чем внутренний мир от внешнего. А именно, существенную часть внутреннего мира любого человека занимает область, которое мы будем называть Автономным миром (или интро-интромиром) и в котором образуются и разворачиваются фантазии человека, никак (формально) не ограниченные его внешним опытом. Здесь могут свободно существовать любые сказочные и мифические существа, очень ярко, красочно и убедительно происходить события, которых во внешней жизни человека никогда не было и быть не могло, здесь от реальных жизненных впечатлений человека берутся любые куски и фрагменты, они произвольно деформируются и перекрашиваются и становятся подручным материалом для неконтролируемой извне фантазии человека и его подсознания. Субличность, соответствующую Автономному миру, естественно назвать автономным «я» человека. Понятно, что Автономный мир не предназначен для связи со внешним — эту роль играет Обусловленный мир (или интро-экстрамир), который представляет собой область внутреннего мира человека, служащую точным (насколько это у человека получается) отражением внешнего мира — так, как последний развернут к человеку. Таким образом, в отличие от Автономного мира, Обусловленный мир формируется не произвольным полетом фантазии человека, а обусловлен (создан) прямыми внешними впечатлениями — и их последующей обработкой. Формируя Обусловленный мир, человек старается (насколько это у него получается) придерживаться принципа реальности, то есть строить Обусловленный мир, все время поглядывая на внешний — подобно художнику, пишущему свою картину с натуры. Разумеется, как и художник или фотограф, он создает в своем внутреннем мире лишь условную, ограниченную и приближенную копию внешнего мира, но она по своему замыслу должна быть максимально точной и предназначена для реалистичного отображения и анализа внешних событий и планирования будущего внешнего поведения человека. Субличность, соответствующая Обусловленному миру, мы назовем обусловленным «я». Обусловленный мир содержит не только память о различных событиях и фактах — в нем также имеются и, так сказать, вторичные образования — например, законы, которым (по мысли человека) подчиняется внешний мир, различные классификации и иерархические схемы его объектов и т. д. Эти классификации и иерархии частично воспроизводят то, чему человека учили, а частично созданы им самим — но рассматриваются им как реальные, то есть довольно точно отражающие настоящие отношения и законы внешнего мира, так что на них можно и нужно полагаться при упорядочении внешних впечатлений и строительстве планов внешнего поведения. Таким образом, Обусловленный мир всегда содержит, наряду с беспорядочным эмпирическим материалом (внешние впечатления как таковые), еще и инструменты, иногда хорошо развитые, с помощью которых этот материал организуется в Субъективно Реальную Картину Внешнего Мира. Насколько эта Картина согласуется с аналогичным Картинами других людей? Обычно в очень малой степени, то есть ее «объективность» очень мала — по крайней мере, если она выходит за рамки общесоциальных стереотипов. Таким образом, проницательный и знакомый с человеческим родом читатель может сделать вывод о том, что у многих людей Обусловленный мир по сути может нести большой отпечаток Автономного — но это не касается их функций! Автономный и Обусловленный миры различаются в первую очередь по их функциям и по субъективному убеждению человека в том, что Обусловленный мир представляет собой (насколько это возможно) точный образ внешнего мира — а Автономный мир, наоборот, от внешнего мира независим и имеет свои объекты и свои законы. Таким образом, автономное «я» на первый взгляд в принципе гораздо свободнее обусловленного — но зато от последнего больше практической пользы; впрочем, более пристальное наблюдение дает иногда иную картину. Иными словами, психологически можно различать два принципиально разных состояния сознания: интро-интровертное, соответствующее погружению в Автономный мир, не зависящий прямо от внешних впечатлений человека, и интро-экстравертное, соответствующее погружению в Обусловленный мир, представляющий собой (почти) точную копию внешнего мира и рассматриваемого человеком как инструмент для внутренней отработки и подготовки внешних взаимодействий. Соответственно, интроверты бывают двух видов: интро-интроверты, сосредоточенные преимущественно на Автономном мире, и интро-экстраверты, облюбовавшие себе главную работу (или забавы) в Обусловленном мире. Типичные роли для интро-интроверта — это Поэт-лирик, Фантазер, Мечтатель, Религиозный Философ, Мистик. Типичные роли для интро-экстраверта это Поэт-песенник, Советник, Эксперт-консультант, Еврей при губернаторе, Ученый-теоретик, Маг. Вопросы к читателю. Есть ли у вас внутренний мир? Делится ли он четко на Автономный и Обусловленный? Различаете ли вы в себе и в других интро-интровертное и интро-экстравертное состояния сознания? Осознаете ли свои автономное и обусловленное «я»? Чем они различаются? Любите ли вы мечтать ни о чем или о недостижимом? Считаете ли это занятие приятным? Предосудительным? Никчемной тратой времени? Способны ли вы сочинить сказку (песню) для своих детей? Добровольно? Под угрозой насильственной смерти? Случаются ли с вами грезы наяву? Склонны ли вы видеть сны и придаете ли вы им значение? Рассказываете ли их своим знакомым? Интересуетесь ли сновидениями и их толкованиями? Любите ли вы мифы и сказки? Понравится ли вам, если малознакомый человек поинтересуется вашей любимой в детстве сказкой? Верите ли вы, что истина может открыться человеку во сне? Любите ли вы петь под гитару? Индивидуально или в хоре? Знаете ли вы наизусть слова хотя бы одной песни? многих песен? Чувствуете ли вы себя поэтом в душе? Писали ли вы в юности стихи? А сейчас пишете иногда, никому не показывая? Необходимо ли вам для работы вдохновение, или вы свободно обходитесь и без него? Считаете ли вы фантазии опасными для трезво мыслящего человека? Согласны ли вы с тем, что основа любого правильного решения — постоянная обратная связь с внешней реальностью? Как вы считаете, следует ли проходить в школе литературу? лирические стихи «взрослых» поэтов? Что это дает школьникам, еще не знакомым со взрослыми чувствами? Упражнение 14. Попытайтесь письменно ответить на поставленные выше вопросы (где не получится, напишите: «не знаю», или «не хочу отвечать», или «что за глупый вопрос», или «не это меня волнует»). Затем прочитайте свои ответы как ответы не знакомого вам человека и попытайтесь определить, какое место в его жизни и в его сознании (это могут быть разные места!) занимают Автономный и Обусловленный миры, автономное и обусловленное «я». Затем дайте свои ответы другому читателю этой книги, и пусть он ответит на те же вопросы. Сравните ваши анализы. Подумайте, какие еще роли свойственны интро-интроверту и интро-экстраверту? Какие вопросы следует задать человеку, чтобы понять, какой его мир — Автономный или Обусловленный — для него важнее: а) сознательно; б) на самом деле. Упражнение 15. Попытайтесь определить, какое свое «я» — автономное или обусловленное — предъявляют авторы следующих реплик, или какое из этих двух «я» партнера они имеют в виду. 1. — Да, я тоже люблю помечтать на досуге. 2. — Я запомнил ваше имя — я всегда это делаю, разговаривая с деловыми партнерами. 3. — Вас действительно заинтересовало мое предложение? 4. — Ой, я вас боюсь! Вы мне потом еще сниться будете! 5. — Скажите, Пантелей, у вас есть совсем дерзкая, неосуществимая мечта? 6. — Вы мне напоминаете динозавра, с тяжелым детством. 7. — Да я лучше на панель пойду, телом своим торговать, чем с вами в одном самолете полечу! 8. — По моим представлениям, Митрофан Онисимович должен оказаться неплохим учителем — так мне надежные люди говорили о нем. 9. — Ты готов к завтрашнему экзамену, Патрикей? 10. — Ты, Анфиса, ври, да не завирайся. Упражнение 16. Найдите пословицы, поговорки и фразеологизмы, противопоставляющие автономное и обусловленное «я» человека. Внешний мир: Предсказуемый и Поглощающий миры.Внешний мир индивидуума, то есть внешний мир, рассматриваемый его (всегда глубоко субъективными) глазами — это совсем не то, что «объективно существующий» внешний мир, интересующий современную науку и ею исследуемый. В частности, забудем про энциклопедии, толстые учебники, атласы и справочники — у нас речь идет в первую очередь про личный опыт и знания, получаемые из жизни эмпирическим путем. Каким же бывает внешний мир для человека? Первое, и, вероятно, субъективно важнейшее деление этого мира на две разные области выглядит так: внешний мир бывает для человека Предсказуемым (Штатным) и Поглощающим (Нештатным). Предсказуемый мир — это тот вариант внешнего мира, который соответствует (как в данный момент кажется человеку) его представлениям, то есть похожий (в главных и важнейших чертах) на Обусловленный мир — при том, конечно, что в Предсказуемом мире есть многое, отсутствующее в Обусловленном — первый изобилует разнообразными несущественными или малосущественными деталями и оттенками, отсутствующими во втором — например, море в натуре представлено (для большинства людей) гораздо большей гаммой цветов, звуков и запахов, чем оно сохраняется в памяти Обусловленного мира. Предсказуемый мир (или экстра-интромир) понятен человеку, его объекты знакомы, или легко вкладываются в рамки существующих в Обусловленном мире понятий и классификаций, его процессы поддаются прогнозированию (отсюда и название мира) — если не деталях, то в существенных и главнейших чертах, или, во всяком случае, понятно, в каких возможных направлениях может пойти его развитие — они известны и в целом исследованы. Оказываясь в Предсказуемом мире, человек увлечен им, но не настолько, чтобы быть сбитым с толку, и его наработки в Обусловленном мире имеют для него большое значение — собственно, они и предназначались (по крайней мере, в основном) для жизни или работы в Предсказуемом мире. Наблюдения над Предсказуемым миром, как правило, служат для последующей работы с Обусловленным миром — его укрепления, коррекции, модификации, чистки. Состояние сознания человека, пребывающего в Предсказуемом мире, называется экстра-интровертным, а субличность, соответствующая этому миру, называется штатным «я». Наоборот, Поглощающий мир, или экстра-экстрамир, лишает человека фоновой внутренней поддержки, идущей из Обусловленного мира — здесь ему вообще не до внутреннего мира, так как внешние обстоятельства оказываются нештатными, необычными настолько, что привычные способы мировосприятия и поведения отказывают — и включается особый, экстренный или форс-мажорный режим существования и восприятия (который существует, впрочем, у каждого человека), и порой вызывает к жизни неожиданные таланты и способности — а в чем-то приводит к мгновенной деградации, если поведение человека в экстра-экстрамире сравнивать с его экстра-интровертным поведением. В Поглощающем мире объекты не похожи на привычные для человека, процессы непонятны и почти не прогнозируемы, в любой момент можно ждать чего-то неожиданного и требующего непонятных реакций; имеющихся в обычном распоряжении способностей человека явно не хватает, и времени, чтобы спокойно выработать необходимые умения, нет. Однако труба зовет, и пути отступления в Предсказуемый (или, еще лучше, в Обусловленный) мир нет. Такое состояние сознания называется экстра-экстравертным, а субличность, ему соответствующая, называется нештатным «я». Типичные экстра-интровертные роли: Практический Руководитель, Трезвый Исполнитель, Обычный Работник, Ограниченный Экспериментатор, Аккуратный Доктор, Заурядный Больной. Типичные экстра-экстравертные роли: Непредсказуемый Политик, Нестандартный Начальник, Творческий Подчиненный, Дикий Экспериментатор, Искатель Приключений, Пожарник, Спасатель, Незаурядный Больной. Вопросы к читателю. Есть ли у вас внешний мир? Делится ли он четко на Предсказуемый и Поглощающий? Различаете ли вы в себе и в других экстра-интровертное и экстра-экстравертное состояния сознания, штатное и нештатное «я»? В чем они различаются? Увлекает ли вас внешняя деятельность, когда не хватает времени на то, чтобы уйти внутрь себя хотя бы на минуту? Любите ли вы экстренные внешние ситуации? Скучаете ли без них? Когда ваша внешняя деятельность более эффективна — когда она идет с авралами или без? Случалось ли вам работать в службе экстренной помощи? Обращаются ли к вам люди по неожиданным поводам в любое время дня и ночи? Приветствуете ли вы такие ситуации? Любите ли вы работать ночью? Ездить ночью в автомобиле? Возбуждает ли вас полет на самолете, или вы его откровенно боитесь? Относитесь равнодушно? Нравятся ли вам внешние неожиданности? Любите ли вы знать точно свои обязанности на работе? Как вы относитесь к неожиданным командировкам? К командировкам в незнакомые края или культуры? Попробуйте вспомнить вашу последнюю экстренную ситуацию — она вам понравилась? Вас огорчила? Ввела в смятение, из которого вы до сих пор не вышли? Вышли, и с пользой для себя? Любит ли вас ваш начальник за исполнительность? за творческое начало? За умение его развлечь? Играете ли вы хотя бы иногда роль шута? Нравится ли она вам? Чувствуете ли вы свою внешнюю жизнь как фарс? Никогда, иногда, постоянно? Нуждаетесь ли вы в размеренном ритме жизни, регулярном питании? Способно ли незнакомое блюдо выбить вас из привычной жизненной колеи? Часто ли ваши дети (родители) своими действиями ставят вас в тупик? Какие чувства вы при этом испытываете? Находите ли хотя бы иногда элегантный выход? Любите ли вы воспитанных и организованных, или же беспокойных и непредсказуемых детей? Взрослых? Стариков? Любите ли вы тупиковые ситуации — для себя, для других? Проявляют ли они в вас задор и творческое начало? Или вы в таких ситуациях сразу тускнеете и гаснете? Необходим ли вам для эффективной работы устойчивый ритм? Упражнение 17. Попытайтесь письменно ответить на поставленные выше вопросы (где не получится, напишите: «не знаю», или «не хочу отвечать», или «что за глупый вопрос», или «не это меня волнует»). Затем прочитайте свои ответы как ответы не знакомого вам человека и попытайтесь определить, какое место в его жизни и в его сознании (это могут быть разные места!) занимают Предсказуемый и Поглощающий миры. Затем дайте свои ответы другому читателю этой книги, и пусть он ответит на те же вопросы. Сравните ваши анализы. Подумайте, какие еще роли свойственны экстра-интроверту и экстра-экстраверту? Какие вопросы следует задать человеку, чтобы понять, какой его мир — Предсказуемый или Поглощающий — для него важнее: а) сознательно; б) на самом деле. Упражнение 18. Попытайтесь определить, какая субличность — штатное или нештатное «я» активна у авторов следующих реплик, или какую из этих двух субличностей партнера они имеют в виду. 1. — Завтра я жду от вас ответа, и постарайтесь не опаздывать, Кузьма Нифонтович. 2. — Ну что, Иннокентий, не ждал?! 3. — Я был в прострации и себя не помнил, извини, если сможешь, дурака. 4. — Ну, крышу-то мне снесло порядочно — до сих пор право и лево с трудом различаю. 5. — События вышли из-под контроля и даже превысили мое разумение. 6. — Все будет нормально, не волнуйся, я с детьми привычная. 7. — Ты в раж-то не входи раньше времени, Леонтий, опомнись. 8. — Я был словно во сне, и не помню, что говорил. 9. — А теперь, Степанида, представь — ну просто представь на минутку — что ты — полновластная царица ангельского воинства — и улыбнись мне так, как будто я — твой царь, и прижми меня крепче прямо к сердцу. 10. — Меня так запросто с ног не сшибешь, уважаемый Аристид Афиногенович! Упражнение 19. Найдите пословицы, поговорки и фразеологизмы, противопоставляющие Предсказуемый и Поглощающий миры человека, или его штатное и нештатное «я». Внешнее выражение: экспрессия и импрессия. Подобно внутреннему и внешнему мирам, связывающие их каналы могут быть разделены на две части, с резко различающимися состояниями сознания. Внимание человека, занятого внешним выражением, может быть сфокусировано двумя совершенно различными способами. При экспрессивном состоянии сознания внимание человека сосредоточено преимущественно на его внутреннем мире, и посвящено переложению внутреннего содержания (объекта, аспекта, энергии) на язык канала выражения, который понятен внешнему миру — но внимание находится практически в отрыве от внешнего мира (экстрафил с подобной акцентуацией называется экстра-интрофилом). В такой позиции находится человек, подбирающий адекватные слова для выражения трудной мысли: он почти забывает про своего собеседника, сосредоточиваясь на процессе изготовления в своем уме нужной фразы. Второй, импрессивный, вариант внешнего выражения возникает в случае, когда внимание человека сосредоточено, наоборот, преимущественно на внешнем мире (экстрафил с такой акцентуацией называется экстра-экстрафилом), и человеку важно, чтобы его трансляция произвела на внешний мир нужное воздействие — такова мать, энергично внушающая своему сыну, как тот должен вести себя в ее отсутствие: в данном случае матери важен не столько сам по себе факт внешнего выражения своих инструкций, сколько то, чтобы они дошли до внешнего адресата (сына) и возымел на него должное действие. На языке субличностей мы говорим о экспрессивном «я» и импрессивном «я». Таким образом, экспрессивное и импрессивное состояния сознания различаются по своим субъективным мотивировкам: в случае активности экспрессивного «я» человек чувствует внутреннюю необходимость переправить внутренний объект или энергию во внешний мир: человек как бы переполняется этим объектом или энергией, они буквально просятся (рвутся) наружу, и он, уступая этому внутреннему по происхождению импульсу, его реализует, то есть отправляет объект во внешний мир, порой очень мало интересуясь, куда он попадет и насколько там востребован. Позиция писателя-экстра-интрофила может быть такой: «Я пишу свои книги для тех, кому они созвучны, а остальных просьба не беспокоиться»; экстра-интрофильные (порой даже анти-экстрафильные) взгляды на художественное творчество можно найти у О. Уайльда и И. Бродского. Такому писателю важно написать рукопись, ну в крайнем случае отдать ее кому-то — а ее дальнейшая судьба его не волнует; для него главное — избавление от внутренней тяжести, от переполнения внутренним содержанием и силой. Наоборот, импрессивное «я» ориентируется на потребность внешнего мира в человеке — а точнее, в его внутреннем мире; типичный экстра-экстрафил обязательно дождется, пока его не спросят о чем-либо или, по крайней мере, пока он не ощутит совершенно откровенную потребность внешней среды в его внутреннем мире: «Папа, ну когда же ты наконец еще расскажешь нам про свою молодость?!» Позиция писателя-экстра-экстрафила будет, например, такой: «Публика нуждается в нравственном воспитании, и я им ответственно занимаюсь.» При этом он будет не просто заниматься воспитанием публики — он изучит основные актуальные для нее нравственные аспекты и посвятит свои книги именно им (так И. Тургенев писал свой самый знаменитый роман «Отцы и дети», а Н. Чернышевский — «Что делать?»). Ему не так важна точность и адекватность передачи во внешних формах своей внутренней мысли и энергии, но он будет пристально следить за реакцией на эти формы своих читателей. Вопросы к читателю. Различаете ли вы в себе и в других экспрессивное и импрессивное «я»? В чем они различаются? Есть ли у вас потребность в выражении своих внутренних переживаний? Нужен ли вам при этом живой слушатель, зритель? Есть ли у вас потребность во влиянии на окружающий мир, реализации внутренних идей и проектов? Любите ли вы делать это сами или предпочитаете пользоваться чужими руками? Понимаете ли вы состояние Л. Толстого, озаглавившего свою статью: «Не могу молчать»? Согласны ли с поговорками: «Молчи — за умного сойдешь» и «Слово — серебро, молчание — золото»? Важна ли для вас точность передачи в словах и жестах вашего внутреннего состояния, мысли, эмоции, выношенного плана? Обращаете ли вы внимание на действие ваших искренних и обдуманных слов на окружающих? Если бы вы ставили пьесу, вы больше ориентировались бы на ваши собственные идеи или на текущую моду? Верите ли вы в то, что себя невозможно выразить? Что людей можно менять? Любите ли вы командовать? Наставлять окружающих? Учить их? Насколько конкретными являются ваши советы и указания окружающим, подчиненным, начальнику? Давая указания, чем вы больше озабочены: точностью выражения своей идеи или способом ее восприятия партнером? Все ли ваши внутренние переживания должны завершаться отчетом о них кому-либо? Страдаете ли вы, если вам некому высказаться о наболевшем в душе? Есть ли у вас персональный психоаналитик или кто-либо, исполняющий эту роль? Считаете ли вы полет фантазии, не завершающийся конструктивным внешним решением, пустой тратой времени? Должны ли вы внутренне готовиться к ответственным выступлениям? Ругая ребенка, который вас уже достал, склонны ли вы использовать понятные ему слова, или говорите, что в голову приходит? Случалось ли вам доносить до собеседника трудную для его понимания мысль? Испытывали ли вы при этом чувство удовлетворения? Согласны ли вы с тем, что любая мысль в собеседнике отчуждает себя и если не превращается в свою противоположность, то существенно искажается в его восприятии? Склонны ли вы стараться объяснять что-либо вашим партнерам? Стоят ли ваши усилия получаемых результатов? Считаете ли вы неадекватность выражения своих мыслей и чувств существенным недостатком человека? Его большой проблемой? Что важнее — точно выразить свою мысль (чувство), или быть адекватно воспринятым? Как вы считаете, можно ли и стоит ли объяснять ребенку истины о Боге и взрослой любви? Понимаете ли вы артиста, который иногда может быть разочарован рукоплещущим залом? Упражнение 20. Попытайтесь письменно ответить на поставленные выше вопросы (где не получится, напишите: «не знаю», или «не хочу отвечать», или «что за глупый вопрос», или «не это меня волнует»). Затем прочитайте свои ответы как ответы не знакомого вам человека и попытайтесь определить, какое место в его жизни и в его сознании (это могут быть разные места!) занимают экспрессивное и импрессивное «я». Затем дайте свои ответы другому читателю этой книги, и пусть он ответит на те же вопросы. Сравните ваши анализы. Подумайте, какие роли свойственны экстра-интрофилу и экстра-экстрафилу? Какие вопросы следует задать человеку, чтобы понять, какая часть канала внешнего выражения — внутренняя или внешняя — для него важнее: а) сознательно; б) на самом деле. Упражнение 21. Попытайтесь определить, какая субличность активна у авторов следующих реплик — экспрессивная или импрессивная? 1. — (грозно-повелительно) А ты, Дементий, молчи! (указывает пальцем на партнера) 2. — (в тоске, отводя взор от партнера вверх) Боже, если бы Ты знал, как он мне надоел! 3. — (ласково; глядя прямо на партнера) Скажи, любовь моя: ты сегодня выполнил мою просьбу? 4. — (появляясь в рабочем кабинете и картинно застывая в дверном проеме) А вот и я! 5. — (в испуге, закрывая глаза) Ой, боюсь! 6. — (пристально глядя в глаза партнеру) Ну что же, было (значительным тоном) очень приятно с вами познакомиться, молодой человек! 7. — (радостно; ни к кому специально не обращаясь) Как здорово снова оказаться вместе с вами всеми! 8. — (злобно) О, дьявол! 9. — Я в дальнейшем очень прошу тебя, (с нажимом) Таисия, не нарушать мое душевное равновесие и покой! 10. — (глядя в пространство) Я не потерплю, чтобы со мной не соглашались по принципиальным вопросам! Упражнение 22. Найдите пословицы, поговорки, фразеологизмы, подчеркивающие разницу между эспрессивной и импрессивной модальностями. Подробности восприятия: рецепция и интроцепция.В восприятии можно выделить два существенных и качественно различающихся этапа — рецептивный и интроцептивный. Рецептивный этап восприятия — это восприятие внешнего мира как такового, и перевод с языка его реальности на язык канала восприятия — с будущей возможной целью ее трансляции во внутренний мир человека. Если внимание человека в принципе предназначено для трансляции его внешних впечатлений во внутренний мир, но при этом сосредоточено на объектах и энергиях внешнего мира, то мы говорим, что он находится в рецептивном состоянии сознания. Интроцептивный этап восприятия — это перевод энергии и информации, поступившей по каналу восприятия, на язык внутреннего мира человека. Если внимание человека сосредоточено на переводе полученных им внешних впечатлений на язык внутреннего мира, то мы говорим, что его состояние сознания — интроцептивное. Разница между этими состояниями сознания заключается в первую очередь в основном предмете интереса: для рецептивногосостояния это внешний мир, для интроцептивного — внутренний. В принципе, языки внешнего мира, самого канала восприятия и внутреннего мира у каждого человека сильно различаются, и потому рецептивное и интроцептивное состояния сознания совсем не похожи друг на друга, но неподготовленному человеку это может не прийти в голову. Рецептивное состояние сознания свойственно человеку, с интересом рассматривающему неизвестный экзотический объект, ненадолго попавший ему в руки: ему надо поскорее запомнить все его выдающиеся подробности и особенности в том виде, как они на объекте представлены; так фотограф наводит фотоаппарат на диковинное животное и нажимает кнопку. Интроцептивное состояние сознания свойственно человеку, сосредоточенному на том, чтобы определить увиденное, дать ему название из числа уже известных, понять или постичь его. Так психолог-практик пытается определить, к какой категории клиентов относится человек, входящий в его кабинет. В сложных ситуациях человек существенно разделяет во времени рецептивное и интроцептивное состояния сознания: первым он пользуется непосредственно во время контакта со внешним миром, вторым — несколько позже, как бы вспоминая и внутренне осознавая увиденное — и во внутренний мир попадает именно этот результат, а не непосредственные впечатления — последние в их непосредственном виде чаще всего служат основой для спонтанных внешних реакций. На языке субличностей мы говорим, соответственно, о рецептивном «я» и интроцептивном «я». Интрофил с сильной рецептивной акцентуацией называется интро-экстрафилом, с сильной интрацепторной акцентуацией — интро-интрофилом. Сказанное можно пояснить следующим (метафорическим) физиологическим образом. Результат восприятия в рецептивном состоянии сознания можно уподобить восприятиям, основанным на сигналах на окончаниях зрительных и прочих чувствительных нервов, которые воспринимают отдельные цвета и звуки, простейшие формы и элементарные тактильные ощущения; в то же время результат восприятия во интроцептивном состоянии сознания подобен образам и впечатлениям, интегрированным с помощью головного мозга на основе сигналов, полученных от чувствительных нервов. Эти интегрированные образы и впечатления могут (в отличие от периферических нервных сигналов) сохраняться в памяти и даже частично осознаваться. Указанные два типа сознания (рецептивное и интроцептивное) совершенно различны и в принципе противоречат друг другу: их трудно совмещать во времени. Обычно рецептивный период набора информации должен сопровождаться интроцептивным периодом ее внутреннего освоения, постижения, идентификации — словом, понимания в психологическом смысле слова, то есть включения (интеграции) ее в надлежащем виде во внутренний мир в определенное его место. Вопросы к читателю. Как вы относитесь к понятию созерцания? Любите ли вы путешествовать (шляться по улицам) без определенной цели, но набирая свежие впечатления? Является ли просмотр видео, прогулки по Интернету, посещение театров, картинных галерей, оперы или рок-концертов существенной частью вашей жизни? Что вы цените больше: ваши переживания в момент интересного зрелища или позднейшее его воспоминание? Что для вас важнее: вовремя и то, что надо, увидеть — или правильно понять увиденное? |