ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Пять советов родителям по занятиям с детьми ОТ АВТОРА Не секрет, что дети получают воспитание крайне разное по своему качеству. Для большей части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно ограничен. Жизненную направленность и судьбу каждого ребенка во многом определяют его родители и педагоги, но далеко не все из них способны развить в нем стремление к красоте, воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу. Здесь как раз тот случай, когда одного искреннего желания воспитать человека явно недостаточно. В целом родители заняты материальным обустройством жизни. Их благие и высокие побуждения относительно воспитания, как правило, не наполнены делами, не опираются на постоянный, умелый и систематический труд. Родители, в сущности, мало сведущи в вопросах воспитания и детской психологии, воспитывают не целенаправленно и планомерно, а спонтанно, от случая к случаю, по своему разумению и настроению. При недостаточной работе с детьми воспитание постепенно обретает насильственно-принудительный характер. При этом, как правило, плохо используется профилактический потенциал воспитания, когда комплекс знаний, своевременно вложенных в сознание ребенка упреждает, тормозит и нейтрализует большинство негативных желаний и устремлений. Взрослыми не редко забывается, что только качественная передача взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно-нравственных знаний, дает им впоследствии моральное право требовать и ожидать от ребенка обдуманного поведения, а также красоты и разумности в мыслях и чувствах. Здесь стоит отметить удивительную недальновидность некоторых родителей. В каждодневной жизни они способны трезво рассчитать свои финансовые и материальные выгоды, выискать пути к большим доходам и экономии средств. И при этом, из их поля зрения зачастую ускользают гигантские выгоды и дивиденды от личных сердечных вложений в грамотное, поэтапное, системное воспитание ребенка. Сколько тысяч долларов стоят тысячи дней, проведенных в теплой семейной атмосфере, наполненной гармонией, радостью, взаимопониманием, токами прекрасных чувств и мыслей? Во сколько оценить десятилетия уютной старости, обласканной искренней любовью, вниманием и заботой умело воспитанных детей? Может быть, сотворение прекрасного в человеке – это своеобразный процесс высокого искусства, создание родителем бесценного, радующего душу произведения для себя, для близких, для потомков? Хорошо, если волею судьбы или по стечению обстоятельств ребенку повезет и наставники, выводящие его в жизнь, окажутся ответственными воспитателями и культурными людьми, на которых можно равняться и с кого можно брать пример. А если нет? Что тогда? От кого ребенку получать возвышенные знания и науку о человечности? Кто с ранних лет подведет его к прекрасному, поможет утонченно чувствовать и воспринимать окружающее, научит ценить добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир? Кто сможет умелым воспитанием сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни? Как помочь ребенку восполнить нехватку извечных и крайне необходимых общечеловеческих знаний? Немало родителей, решивших взяться за воспитание детей всерьез и надолго, часто сталкиваются с рядом существенных затруднений. Многомесячное, планомерное и целенаправленное воспитание без серьезной подготовительной работы и затрат времени – задача трудноосуществимая. Необходимо составить программу, набросать тезисы к каждой воспитательной беседе, найти и подобрать к ней малые литературные произведения, примеры из жизни, суметь широко раскрыть затрагиваемую тему, объясняя порой сложные категории доходчиво, лаконично, увлекательно. Но многие ли родители, будучи занятыми людьми, готовы и способны справиться с такой задачей? Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать усилия в этом направлении?.. Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Это не трудно увидеть по чувству вины, сочувствию и прочим проявлениям. Не воспользоваться врожденным чувством красоты и не развить его – является недопустимой халатностью со стороны воспитателя. Ведь именно это чувство, будучи развитым, дает стойкое неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает нас к человечности и культурным проявлениям. И все же для постоянства и упорства в воплощении идей блага в жизнь, чувства красоты было бы недостаточно. Требуется еще устремляющая сила веры, убежденности, правоты, которая возникает благодаря осознанию, когда знания, будучи прочувствованными, проникают до глубины души и тем самым привносят в нее новые элементы и возможности. Для развития воли устремляющей к добру, для формирования прочного нравственного стержня и иммунитета от всего негативного требуется не только осмысление и принятие знаний к сердцу, но и их закрепление путем практического применения в каждодневной жизни. Теоретические достижения без закалки, через практику и жизненный труд, всегда оказываются недолговечными и неэффективными. Люди, умеющие познавать мир через ощущения, имеющие развитое интуитивное восприятие окружающего, несомненно, согласятся с тем, что принятые человечеством моральные принципы, нормы и правила, а также нравственные убеждения берут начало в неком скрытом духовном бытии, в сфере незримой реальности, где сосредоточены абсолютные Красота, Истина, Добро. Подсознательное памятование об этих абсолютных прототипах толкает человека к неустанному поиску и воплощению прекрасного на земле, а желание «быть в ладах со своей душой» заставляет его следовать по жизни, стараясь соблюсти писаные и неписаные законы и правила морали. Без рассмотрения скрытых основ жизни лежащих в области духовного бытия, а также без раскрытия перед ребенком причин, возможных последствий и перспектив, знание о добре и зле окажется неполным, будет казаться отвлеченным и частично лишенным смысла. Убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости любви, добра, и других нравственных категорий, вдохновить его на действенное стремление и служение красоте, можно лишь проведя линию жизни за пределы ограниченного физического существования, туда, где каждого достойного ждет таинственный наполненный чудесами и возможностями сказочный непреходящий мир. Это очень важная предпосылка воспитания. Известно, что старания во имя чего-то краткого и скоротечного, так или иначе, обесцениваются и кажутся малозначимыми и бессмысленными. Самосовершенствование для жизни в сказочной вечности несравненно более привлекательно для любого человека, чем совершенствование ради десятилетий земной жизни, уже к тому же известной своими трудностями и ограничениями. Желание ребенка когда-нибудь достигнуть красот Высшего мира является, по сути, единственным стимулом для его длительной и кропотливой работы над собой. Этому желанию очень способствует «не закрытое» толщей интеллекта подсознание. Именно «не выключенная» до конца память души помогает ребенку без устали рваться к утерянной сказке и порой искренне верить в самое невероятное. Но стремление к далекой идеальной жизни, способствующее духовно-нравственному росту, легко уязвимо. Оно подавляется и вытесняется взращиванием у ребенка жажды к близким и видимым земным благам, навязыванием небесспорных и весьма условных обывательских формул земного успеха и счастья. Под давлением взрослого рассудка и воли, высокая мечта разменивается на пустяки и превращается в мелкие и будничные мечтания, а понятие о счастье приобретает приземленные житейские очертания. Могут ли вдохновить ребенка на тяжелый непрекращающийся подвиг самосовершенствования временные земные радости и утехи, которые к тому же добываются огромными трудозатратами? Романтика, мечтателя и идеалиста коим является ребенок, вряд ли может по-настоящему увлечь земной "свет в беспросветности". Скорее всего, попав в сети взрослой ограниченной рассудительности, ребенок просто перестанет летать душой. Нагруженный не по годам взрослым реализмом, он внутренне сломается, смирится и примет чуждое ему взрослое мировосприятие. Потом последует погружение в обыденность, в которой будут выискиваться для себя мелкие радости, и мало-помалу произойдет насыщение абсолютным злом – разрушительным эгоизмом. Некоторая категория людей, выступая за нравственное воспитание, в то же время упорно пренебрегают духовным образованием. Эти люди предпочитают обойти молчанием область духовных знаний человечества, которые по сути дела легли в основу общечеловеческой морали, обуздали дикие нравы прошлых времен, на тысячелетия сформировали нравственные устои в общественных отношениях. Их не заботит, что изъятие из воспитания духовной составляющей, схоже с беспечным строительством дома на песке. Ведь возведенная таким образом бездуховная нравственность окажется непрочной, шаткой и не выдержит испытания временем. К сожалению, рамки данной книги не позволяют полноценно осветить законы духовного бытия. К тому же эта область требует особо деликатного подхода и рассмотрения. Лишь там, где это необходимо и важно в воспитательных целях, где нравственные требования должны быть укреплены практичностью, приводятся пояснения в виде обобщенных и сжатых духовных знаний. Следует особо отметить, что разделы бесед тесно взаимосвязаны, и размещены в строго определенной последовательности. Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия. Беседы о Высшем раскрывают смысл самосовершенствования через общее духовное просвещение. Базовые духовные знания раскрывают перед ребенком красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможностями и исполнением заветных желаний. Эта красота призвана вдохновить ребенка на преображение всего негативного в себе, быть мечтой и путеводной звездой в его жизни. Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви, как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое. Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают разобраться ребенку в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и окружающем его мире. Беседы о мышлении предлагают ребенку научиться правильно пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности. Беседы о мудром знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом который пригодится на долгом жизненном пути любому ребенку. Теперь немного о том, как работать с книгой. Пособие состоит из 104 бесед-занятий и содержит 168 сказок и рассказов нравственно-поучительного характера, а также очень краткие произведения в виде сцен и эпизодов, которые даны для большей наглядности при пояснении и обсуждении тем. Пособие универсально: оно может использоваться для воспитания детей младшего школьного возраста, как в семье, так и школе. При этом многие сказки и рассказы, а также вопросы к ним, ребенок может вполне осилить самостоятельно. Но все же живое общение с взрослым наставником по своему воздействию на ребенка просто незаменимо. Каждая беседа-занятие условно разделена на две части. Первая часть – это некая программа беседы с заготовленным набором тезисов. Вначале кратко раскрывается смысл затрагиваемых понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания. После этого вниманию воспитателя предлагается ряд направлений для самостоятельных бесед с ребенком, которые сопутствуют теме и полнее ее раскрывают. Для упрощения задачи, стоящей перед воспитателем, эти направления могут быть частично раскрыты и снабжены рядом пояснений и примеров для ребенка. Такое программное и обобщенное построение первой ознакомительной части беседы вполне оправдано: оно поощряет творчество наставника, способствует тому, чтобы самостоятельная живая беседа с ребенком не превратилась в монотонное и нудное прочтение материала. С этой частью беседы воспитателю стоит ознакомиться заранее, чтобы впоследствии занятие протекало динамично, ярко, уверенно по предварительно спланированному сценарию. Конечно, большинству воспитателей и особенно родителям трудно, не подготовившись, «сходу», широко охватить некоторые темы, удачно подобрать понятные слова для чего-то труднообъяснимого, умело расставить акценты, и не упустить какой-то ключевой аспект. И это также учитывалось при написании пособия. В ознакомительной части иногда встречаются рубрики под заголовками "Взрослым" и "Дополнительно". Первая поясняет цель и воспитательное значение беседы, указывает на некоторые важные моменты работы с детьми, с которыми желательно ознакомиться взрослому. Вторая рубрика предназначена для тех детей и взрослых, кто готов к более углубленным беседам. Вторая часть занятия – это одно или несколько кратких, динамичных и доходчивых произведений-миниатюр по обсуждаемой теме. Вся сюжетная линия каждого произведения служит определенной воспитательной задаче, а жанр во многом определяется темой: это может быть как лирическая сказка, трогающая душу, так и правдоподобный, прагматичный рассказ для ума. Произведения хорошо запоминаются и легки для последующего анализа. Усвоению и закреплению материала также способствуют вопросы в конце произведений, к большинству из них прилагается в скобках краткий вариант оптимального ответа. Часть вопросов намеренно выводит ребенка за рамки сюжета произведения и таким образом помогает ему найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к окружающей жизни. Определенную последовательность в расположении разделов книги (см. Содержание) можно проследить, если сопоставить их названия со следующим высказыванием: «Восприятие красоты (раздел I) таинственного сказочного мира (раздел II) восхищает и пробуждает в сердце любовь (раздел III). С любовью в сердце легко преображаемся, очищаемся, нравственно возвышаемся (раздел IV) и вдохновляемся на действие и наполняемся силой и волевым устремлением к красоте (раздел V). Для успешного про движения к красивой цели надо уметь правильно и обстоятельно мыслить (раздел VI) и принимать мудрые взвешенные решения» (раздел VII). При разработке пособия ставились следующие задачи: максимально упростить работу воспитателя, не лишая его творческого подхода; не утомить ребенка и не злоупотребить его вниманием; доходчиво обосновать практичность эстетических и этических норм и законов, максимально передать ребенку некую базу тех знаний, которые значимы в деле гармоничного развития человека, которые помогут понять себя и свое место в жизни и идти по ней верным путем. В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на то, что стратегической задачей «философии для детей» является упрочнение гуманного, воспитательного направления в педагогике и уменьшение сложившейся диспропорции между воспитанием и образованием. Сейчас уже для многих очевиден сложившийся перегиб в сторону «технократического» и сугубо интеллектуального образования, а педагогическая творческая элита все по-прежнему чрезмерно увлечена образовательной составляющей педагогики. Громадный объем преподаваемых детям сухих безжизненных знаний для ума служит, прежде всего, развитию у них чисто технических навыков. В этом объеме почти нет места для знаний, которые можно было бы восчувствовать сердцем, и которые могли бы напитать и отогреть души. Прежде чем возводить небоскреб из интеллектуальных знаний, надо подумать о нравственном фундаменте, без которого это нагромождение знаний будет несовершенным, и будет таить в себе проблемы и даже угрозу для окружающего. Если в XXI веке, мир и порядок по-прежнему, держится страхом перед наказанием, если без силовых структур он неминуемо ввергнется в насилие и хаос, значит, что-то было не вложено в души людей. Значит, под внешним приличием и образованностью нередко скрывается духовная и нравственная пустота, которую была не в состоянии восполнить интеллектуальная педагогика со своими веками неизменяемыми подходами к человеку. Уверен, мир изменился бы к лучшему и стал бы намного прекраснее, если хотя бы половина стараний и усилий родителей и педагогов была бы перенаправлена с образования на воспитание, с взращивания отличников и вундеркиндов на сотворение человека человечного. Хочется верить, что читатели по достоинству оценят этот труд, а также с пониманием отнесутся к выраженным в нем нестандартным воспитательным решениям и приемам. Мне остается лишь пожелать всяческих успехов в работе с книгой, а также достижения гармонии и взаимопонимания с детьми. Удачи вам и всего светлого! М.А. Андрианов Пять советов родителям по занятиям с детьми Ребенок – это личность, во многом превосходящая взрослого. Процесс взросления – это, скорее, раскрытие имеющегося потенциала, нежели его накапливание путем опыта и знаний. 1. Проводить занятие с детьми лучше перед сном, так как: а) дети активны, ибо хотят оттянуть время сна; б) они знают о предстоящем сне и не думают об играх и других развлечениях; в) перед сном у них есть время поразмыслить о беседе; г) при засыпании с мыслями о беседе, полученный опыт закладывается в подсознание. 2. Подытожить беседу и дать определение ее сути в виде краткой, яркой и емкой фразы-формулы из нескольких слов, к которой можно было бы возвращаться и впредь, так как: а) "свертывание" или "сжатие" объема полученных знаний способствует синтетичности мышления; б) самостоятельно придуманная ребенком формула особо близка его сердцу личными ассоциациями, а потому запоминаема и доходчива; в) сжатую формулу легко надолго запомнить и развернуть знания в случае необходимости; Желательно, чтобы ребенок придумывал формулу сам, лишь при незначительной лексической и смысловой помощи родителей. 3. Придумать несложный символ беседы, то есть обобщить и сжать информацию в ассоциативный образ. Предложить ребенку зарисовать его. Рисунок можно подписать фразой-формулой и вывесить на видное место, так как благодаря этому: а) совершенствуется образное творчество; б) задействуются возможности и резервы зрительной памяти; в) активизируется ассоциативное восприятие, мышление и память; г) полученные знания лучше припоминаются. 4. Продумать и спланировать в течение дня несколько ситуаций, дающих ребенку возможность использовать знания беседы в деле и закрепить их на практике, так как: а) закрепление на практике – наиважнейший способ закрепления знаний, во время которого происходит сжатие и кристаллизация энергий; б) напряженный благодетельный труд, нагнетая энергии, способствует долговременному и устойчивому отложению полученного опыта в духовном начале человека; в) гармоничное сочетание мысли, слов и дела – самый мощный сплав, формирующий нравственный стержень личности. |