Вопрос 9. Решите психологическую задачу. Ученик 7 класса не в первый раз опоздал па урок труда, пришел без халата. В наказание учитель назначил его вне очереди ответственный за уборку в мастерской. Мальчик стал обзываться и попытался уйти. На приказание вернуться – выругался. Как, вероятнее всего, поведет себя учитель в этой ситуации, если его стиль общения – либеральный. 1) Учитель мысленно поставит себя на место ученика и простит его. 2) Учитель поговорит с мальчиком и узнает причину опозданий. 3) Сделает вид, что ничего не случилось. 4) Вызовет родителей, укажет на недостатки в воспитании сына. Междисплинарный подход к анализу учения осуществил: | 1. В.В.Давыдов | 2. И.Лингарт | 3. Д.Б.Эльконин | 4. Л.Б.Ительсон | 5. Н.Ф.Талызина | Учение как адаптационный процесс, где изучаются наследственность, среда, приспособление, регуляция и т.п., исследуется в: | 1. физиологии | 2. социологии | 3. биологии | 4. психологии | 5. педагогике | Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в: | 1. физиологии | 2. социологии | 3. биологии | 4. психологии | 5. кибернетике | Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является: | 1. учение | 2. обучение | 3. научение | 4. учебная деятельность | Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения, - это: | 1. учение | 2. обучение | 3. преподавание | 4. научение | Сенсорное научение является разновидностью: | 1. ассоциативно-рефлекторного научения | 2. когнитивно-ассоциативного научения | 3. интеллектуально-рефлекторного научения | 4. интеллектуально-когнитивного научения | Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение - это: | 1. научение навыкам | 2. научение действиям | 3. сенсомоторное научение | 4. научение знаниям | Моторное научение и ассоциативное научение соотносятся как: | 1. рядоположенные понятия | 2. целое-часть | 3. род-вид | 4. между ними функциональные отношения | Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок,- это: | 1. импринтинг | 2. условно-рефлекторное научение | 3. оперантное научение | 4. викарное научение | Вид научения, характерный для человека и редко- или почти не встречающийся у других живых существ: | 1. импринтинг | 2. викарное научение | 3. оперантное научение | 4. условно-рефлекторное научение | Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляет содержание: | 1. ассоциативных теорий научения | 2. условно-рефлекторных теорий научения | 3. знаковых теорий научения | 4. операциональных теорий научения | Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зарубежных ученых изучал : | 1. Я.А.Коменский | 2. И.Гербарт | 3. Б.Скиннер | 4. К.Коффка | Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривал: | 1. Я.А.Коменский | 2. И.Гербарт | 3. Б.Скиннер | 4. К.Коффка | Сущность научения как усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями, трактуется в ........ психологических теориях научения. | 1. ассоциативных | 2. условно-рефлекторных | 3. знаковых | 4. операциональных | Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуются в рамках: | 1. бихевиористского подхода | 2. когнитивного подхода | 3. факторного подхода | 4. функционалистического подхода | Процесс учения как преобразование личного опыта ребенка рассматривается в разрезе: | 1. функциональной психологии | 2. бихевиоризма | 3. гештальтпсихологии | 4. когнитивной психологии | Работы Дж.Брунера относятся к ...... теориям учения. | 1. бихевиористским | 2. когнитивным | 3. деятельностным | 4. ассоциативным | Работы Э.Торндайка можно классифицировать в рамках: | 1. бихевиористских теорий учения | 2. когнитивных теорий учения | 3. деятельностных теорий учения | 4. ассоциативных теорий учения | Учение в отечественной науке Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов трактовали как: | 1. приобретение знаний, умений и навыков | 2. усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий | 3. специфический вид учебной деятельности | 4. вид деятельности | Учение в отечественной науке П.Я.Гальперин трактовал как: | 1. приобретение знаний, умений и навыков | 2. усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий | 3. специфический вид учебной деятельности | 4. вид деятельности | 117 Соблюдение социальных и этических норм школьником заключается в поддержании опрятного внешнего вида в течении дня, дисциплинированности “Карта наблюдения” ДСтотта предназначена для изучения дезадаптивного поведения школьника «Самоотталкивание» внутри себя, возникающее благодаря разотождествлению и раздвоению мышления по двум функциям – имитации и конструирования содержания – это рефлектирование Автором концепции поэтапного формирования умственных действий является П.Я.Гальперин Автором термина " зона ближайшего развития" считается Л.С.Выготский Анализ представляемой на консилиуме информации по параллели позволяет: 1) получить важную информацию о различных тенденциях в состоянии психолого-медико-педагогического статуса школьников; 2) вносить содержательные изменения в учебно-воспитательный процесс; 3) организовать работу с детьми, имеющими патологические отклонения в психике; 4) планировать психологическую и педагогическую работу с параллелью; 5) организовать просветительскую и консультативную работу с педагогами и родителями; 6) выявить психологические проблемы, существующие у педагогов 1,2,4,5,6 Анкетирование родителей позволяет соотнести поведение ребенка дома с его школьным поведением Ассоциации могут считаться основой памяти и обучаемости Ассоциации, приводящие от ощущений (восприятий) к представлениям и понятиям, формируются при 1) многократном выполнении человеком соответствующих действий; 2) однократном выполнении человеком соответствующих действий; 3)визуальном изучении объекта; 4) изучении правил выполнения действия только 1 Аутогенная тренировка представляет собой метод психокоррекции Беседу от наблюдения отличают управляемость Биологическое, социальное, личностное и культурное развитие представляют собой основные направления общего развития ребенка Бихевиоризм – направление в американской психологии, 1) отрицающее сознание как предмет научного исследования; 2) считавшее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними; 3) сводящее психику к различным формам поведения, как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды; 4) выдвигающее в качестве основного принципа психологии целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих частей только 1 и 3 Бихевиоризм как психологическое направление возникло в США Благодаря результатам диагностики педагогический психолог получает представление: 1) в какой именно сфере психического мира школьника локализуется проблема; 2) что именно нужно предпринять для коррекционной работы со школьником; 3) какие именно психологические проблемы существуют у ребенка; 4) какие условия способствовали появлению психологических проблем у школьника 1,3,4 Большое влияние на развитие концепции проблемного обучения оказали работы американского психолога и педагога Дж. Брунера В качестве методического принципа построения системы воспитательной работы в школе может быть рассмотрен принцип демонстрации последствий поступка личности для референтной группы В качестве методического принципа построения системы воспитательной работы в школе может быть рассмотрен принцип смены ______________ личности в группе социальной позиции В качестве методического принципа построения системы воспитательной работы в школе может быть рассмотрен принцип учета ведущей ____________ личности при построении воспитательного процесса мотивации В качестве методического принципа построения системы воспитательной работы в школе, может быть рассмотрен принцип создания для личности условий по осуществлению значимой деятельности В качестве основного логического принципа организации теоретического мышления В.В.Давыдовым была рассмотрена логика восхождения от абстрактного к конкретному В младшем школьном возрасте решающее значение в психическом развитии детей имеет __________деятельность учебная В нашей стране психолого-педагогические исследования различных проблем развивающего обучения в области начального образования развернулись в 60-70 гг. В обязанности педагогического психолога, работающего в школе, должна входить: 1) развивающая работа; 2) коррекционная работа, связанная с решением проблем адаптации школьников; 3) коррекционная работа, направленная на решение трудностей в познавательной сфере учащихся; 4) коррекция психической патологии 1,2,3 В основе ассоциативно-рефлекторной теории лежат: 1) понятия; 2) ассоциации; 3) рефлекс; 4) стимулы-реакции 1, 2, 3, 4 В основе порождения эмпирических понятий лежат процедуры формальной логики В основе психокоррекционной работы лежит: 1) деятельность по исправлению особенностей психического развития, которые не соответствуют оптимальной модели; 2) процесс развития человеком своих потенциальных способностей; 3) деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в развитии; 4) информирование о возможностях получения социально-психологической помощи только 1 В основе развития личности лежит: 1) планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека; 2) процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания; 3) процесс физического совершенствования; 4) предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии учащихся - только 2 В основе рисуночной пробы (рисуночного теста) лежит задание выполнить любой свободный или тематический рисунок В основе экспериментальной психодиагностики лежит апробация и оценка в эксперименте теоретических гипотез и психодиагностических методик В основу содержания развивающей работы закладываются те компоненты психолого-педагогического статуса ребенка, которые наиболее актуальные для данного возраста В период острого подросткового кризиса целью диагностики является информация о социально-психологическом статусе ребенка В подростковом возрасте актуальны: 1) развивающая работа когнитивного содержания; 2) формирование и коррекция навыков эффективного общения; 3) развитие и коррекция навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции; 4) формирование уверенности в себе; 5) развитие потребности в самовоспитании 2,3,4,5 В подростковом возрасте решающее значение в психическом развитии детей имеет _____________ деятельность общественно значимая В процессе диагностики школьного развития предполагается психологическое обследование школьников на разных этапах обучения В рамках одного консилиума при обсуждении данных по одной параллели необходимо провести заседаний 3-4 В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова планирование представляет собой обоснованный выбор учеником путей и средств оптимального решения задачи В старшем школьном возрасте наиболее значимо: 1) личностно-ориентированная коррекционно-развивающая работа; 2) развивающая работа когнитивного содержания; 3) формирование и коррекция социальной и личностной позиции в отношении обучения; 4) развитие и коррекция произвольной регуляции эмоциональной сферы только 1 В теории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова усилия ребенка, предполагающие преобразование того или иного объекта называются действием В том случае, если имеет место поддержание соответствия между нормами педагогической ситуации и своевременностью решения коррекционных задач можно говорить о контроле В том случае, если исследователь направленно изменяет зависимую переменную и проводит соответствующие измерения независимой переменной можно говорить о методе эксперимента В том случае, если педагогический психолог в ходе беседы изображает на бумаге или доске элементы внутреннего мира ученика, такой прием обозначается термином отчуждение В том случае, если психолог использует функцию восприятия для познания того или иного объекта можно говорить об использовании метода наблюдения В том случае, когда педагогический психолог производит рефлексию за кого-то, возможна ошибка, которая обозначается термином "проекция" В том случае, когда педагогический психолог способствует своей деятельностью повышению эффективности психических функций ученика, используется термин "совершенствование" В том случае, когда педагогический психолог способствует созданию положительного эмоционального настроя ученика на учебный процесс можно использовать термин "регуляция" В том случае, когда экспериментальный процесс связан с изменением объекта и его развитием, можно говорить о формирующем эксперименте В ходе консилиума решаются задачи: 1) объединение усилий педагогов, психологов и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса; 2) подготовка целостной программы индивидуальной коррекционной работы с детьми; 3) адекватное распределение обязанностей и ответственности за реализацию коррекционной работы; 4) проведение административного контроля за деятельностью психолога 1,2,3 В ходе консультативной деятельности информирует педагогов об особенностях и проблемах ребенка на групповой консультации, оказывает помощь в разработке стратегий педагогической помощи, коррекции и развития психолог В ходе работы с первоклассниками реализуются следующие задачи: 1) сформировать умение работать по образцу и правилу взрослого, 2) развить навыки ориентироваться на всю систему предлагаемых условий; 3) вырабатывать интеллектуальные навыки обобщения, сравнения, нахождения главного признака; 4) формировать мотивы самообразования и самовоспитания 1,2,3 В ходе третьего этапа формирования учебной деятельности происходит выделение в деятельности. учебно-теоретической задачи Важнейшей частью проведения фиксации эмпирических данных является проверка их достоверности Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного ценностные ориентации Ведущей деятельностью младенца с первых недель его жизни и до года является непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми Ведущей деятельностью ребенка от 1 до 3 лет его жизни является предметно-манипулятивная деятельность Ведущей для детей от 6 до 10 лет является деятельность, связанная с овладением обобщенными способами действия, саморазвитием обучающихся благодаря решению поставленных преподавателем задач; она называется учебной Ведущим при переходе из начального в среднее звено становится: 1) развивающая работа когнитивного содержания; 2) формирование и коррекция социальной и личностной позиции школьников в отношении обучения, отношений со сверстниками и взрослыми; 3) развитие и коррекция произвольной регуляции эмоциональной сферы; 4) развитие и коррекция произвольной регуляции поведенческой сферы только 2 Взаимодействие психолога с классным руководителем, администрацией школы, учителями осуществляется на этапе подготовки и проведения консилиума Взаимодействие психолога с классным руководителем, администрацией школы, учителями осуществляется посредством: 1) профилактической деятельности; 2) социально-диспетчерской деятельности; 3) психологического консультирования; 4) психологического просвещения; 5) диагностической работы; 6) психолого-педагогического консилиума 1,2,3,4,6 Вид групповой коррекционно-развивающей деятельности, при котором объекты психологического воздействия попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, а их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания, называется психодрамой Вид коммуникации, который направлен на вербализацию и изменение внутренней психической жизни ученика, можно назвать беседой Вид профессиональной деятельности педагогического психолога, связанный с информированием заинтересованных лиц о возможностях получения социально-психологической помощи, выходящей за рамки его функциональных обязанностей, называется cоциально-диспетчерской деятельностью Включение детей в коррекционную группу учащихся с трудностями в поведении осуществляет психолог Внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека, – это обучение (как развитие) Внутренне пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему личному опыту и к своей жизни называется смыслом учения Воздействие на объект (процесс), которое выбрано из множества возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния объекта (процесса), его характеристик и ведет к улучшению функционирования или развития данного объекта – это управление Возникновение психического состояния интеллектуального затруднения, предполагающего поиск нового способа действия называется проблемной ситуацией Воспитание как формирование духовности рассмотрено в работах основателя антропософской духовной науки Р. Штейнера Воспитание, при котором всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного ученика влияет на весь коллектив, педагогикой «параллельного действия» назвал А.С.Макаренко Восприятие, понимание и оценка человека человеком, характеризующееся определенной пристрастностью, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, называется межличностным Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.) лежат в основе социальной перцепции
|