МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Лекция №4 СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ ОЛИГОФРЕНИИ





Для решения вопроса о соотносительной роли наследственно­сти и среды в этиологии олигофрении исследователи часто обраща­ются к изучению близнецов и семей олигофренов.

Существенный вклад в исследования о наследственности сла­боумия внесло изучение близнецов. Из 6700 зарегистрированных в Дании слабоумных Smith (1932) отобрал 122 группы близнецов, из которых пригодными для исследования оказались 66 пар. Об­следование этих близнецовых пар позволило установить, что в 80 % случаев у однояйцевых пар оба близнеца были слабоумны­ми, в то время как среди двуяйцевых пар близнецов оказались слабоумными только 8 %. Это свидетельствует о значительной роли наследственных факторов в возникновении олигофрении.

Другие исследователи при решении сложной проблемы взаи­моотношения эндогенных и экзогенных факторов в этиологии оли­гофрении обращались к изучению семей олигофренов. Под семейными формами олигофрении понимают случаи рождения в одной семье сибсов, страдающих олигофренией, и установили их частоту: до 10 % сре­ди общей популяции олигофренов.

Большое количе­ство форм наследственного слабоумия, сочетающегося с другими дефектами: нарушением моторики, спастическим синдромом, миатрофией, катарактой, микрофтальмом и анофтальмом, аниридией, пигментным ретинитом с врожденной глухотой и спино-церебелярной атаксией, ихтиозом, недоразвитием волос и зубов и т.д.

Представляют интерес данные по изучению «неотобранной» популяции умственно отсталых. После исключения из общего числа обследованных самих родителей, родителей последних и их родственников остались умственно от­сталые дети, которых условно назвали «неотобранными». Необходимо подчеркнуть, что в «неотобранной» группе умственно отсталых у 36,1 % пациентов один или оба родителя оказыва­лись умственно отсталыми. Обращает на себя внимание высокая частота браков между умственно отсталыми (не менее 10 %). На основе этого обследования пришли к выводу, что умствен­ная отсталость нередко прямо передается от родителей к детям.

Практическую важность представляют показатели эмпириче­ского риска появления умственно отсталых в потомстве, которые были выявлены для брака между двумя умственно отсталыми он составил 42,1%;для брака умственно отсталого человека с нормальным — 19,9%.

Если в любом из перечисленных типов уже имелся один пора­женный ребенок, то эмпирический риск для каждого последую­щего рождения повышался.

К. Adachi (1967) обследовал 2396 детей школьного возраста. Ум­ственно отсталые дети среди учащихся начальных школ состави­ли, по его данным, 5,06%, средних школ — 9,23%. Из общего числа (161 человек) умственно отсталых детей у 111 (69%) он установил процесс эндогенного происхождения, а у 50 (31 %) — экзогенного. К. Adachi утверждает, что у умственно отсталых ро­дителей в 90 % случаев рождаются дети с психическими дефекта­ми; в семьях же, где один из родителей страдает олигофренией, этот показатель составляет 40,5 %.

С целью установления числа умственно отсталых детей и выяв­ления особенностей структуры их интеллектуального дефекта в семьях, где один или оба родителя больны олигофренией, авто­ром были катамнестечески обследованы (В.Ф.Шалимов, 1972) 92 бывших ученика одной из вспомогательных школ, которые вошли в состав 62 семей. В семьях клиническому обследованию были подвергнуты 98 детей. На основании полученных результа­тов составлены родословные, в которых давалась подробная ха­рактеристика каждого члена семьи. Генеалогия охватывала не ме­нее трех поколений.



В зависимости от предполагаемой этиологии заболевания у ро­дителя (пробанда) дети распределились на три группы. Первую группу составили дети из семей пробандов, в этиологии олиго­френии которых большую роль играли экзогенные факторы (23 ре­бенка); вторую — дети из семей пробандов, в этиологии олиго­френии которых имели место либо только наследственные фак­торы, либо последние в сочетании с экзогенными вредностями (49 детей); третья группа состояла из детей, у которых этиологию олигофрении родителей установить не удалось (26 детей).

В процессе обследования пробандов и их семей проводилась оценка влияния различных вариантов браков (больной олигофре­нией — здоровый супруг; больной олигофренией — больной дру­гим психическим заболеванием; больной олигофренией — боль­ной олигофренией) на степень компенсации или декомпенсации дефекта у потомков. Принимались во внимание влияние микро­среды, прочность каждой семьи, наличие родственников с каки­ми-либо отклонениями в психическом развитии.

Результаты обследования детей первой группы показали, что при олигофрении экзогенного происхождения в случаях, когда в брак вступают больной олигофренией и здоровый, рождаются пре­имущественно здоровые дети (из 13 обследованных детей 12 были здоровыми).

Здоровыми дети были и при других вариантах брака. Однако если второй родитель страдал либо олигофренией, либо еще ка­ким-нибудь психическим заболеванием, то в семьях чаще появля­лись дети с различными отклонениями в психическом развитии, в том числе и с олигофренией. В семье пробандов, в этиологии олигофрении которых преобладали наследственные факторы, при варианте брака олигофрен—здоровый относительно часто рожда­лись дети, больные олигофренией (6 из 20 детей). Наибольшим число детей-олигофренов было в семьях, где оба родителя страда­ли олигофренией (11 из 12 детей). По структуре дефекта все выяв­ленные дети с олигофренией были распределены на две подгруп­пы: первая — дети, страдающие неосложненными формами оли­гофрении (11 человек), и вторая подгруппа — дети с осложнен­ными формами олигофрении (14 человек).

В первой подгруппе структура дефекта была сходной со струк­турой дефекта пробандов-родителей, страдающих неосложненными формами олигофрении. У детей отчетливо выступает недоразви­тие сложных форм познавательной деятельности, которое не со­провождается грубым поражением того или иного анализатора и первичным изменением со стороны эмоционально-волевой сфе­ры. Отклонения биоэлектрической активности мозга выражены не­значительно и проявляются в виде неустойчивости и неравно­мерности альфа-ритма. Анализ анамнестических данных и лабора­торных исследований не выявил каких-либо экзогенных вредно­стей во время беременности, родов и в раннем постнатальном периоде. Значительная наследственная отягощенность психиче­скими заболеваниями, установленная при генеалогическом об­следовании, позволяет высказать предположение о генотипической обусловленности возникновения этой формы олигофрении.

В структуре дефекта детей второй подгруппы (осложненные фор­мы олигофрении) отмечен большой полиморфизм симптоматики.

Наряду с симптомами, характерными для олигофренического сла­боумия (нарушение процессов осмысления, бедность суждений, отсутствие любознательности, инертность и конкретность мыш­ления и т.д.), выявлены нетипичные для олигофрении симпто­мы, которые резко меняют структуру олигофренического дефекта. У одних детей на фоне общего недоразвития познавательной дея­тельности выступает крайняя заторможенность, замедленность, вялость и пассивность, у других — цереброастенический синдром. В этой же подгруппе имеются дети, у которых недоразвитие по­знавательной деятельности сочетается с психопатоподобным по­ведением. При осложненных формах олигофрении отклонения био­электрической активности мозга носят более грубый характер и проявляются в дезорганизованности альфа-ритма, наличии тета-ритмов и билатеральных вспышек медленных колебаний, усиле­нии вторичных ответов, иррадиации усвоения ритма световых мель­каний в передних отделах коры. Анализ анамнестических данных и лабораторных исследований показывает, что в большинстве слу­чаев имели место различные экзогенные вредности во время бе­ременности, при родах или в раннем постнатальном периоде. Зна­чительная наследственная психопатологическая отягощенность, установленная при генеалогическом исследовании, позволяет вы­сказать предположение о сочетании экзогенных и эндогенных вред­ностей в генезе олигофрении. В качестве примера рассмотрим два клинических случая семейной формы олигофрении.

Пробанд П-8, 44 года, инвалид III группы, специальности не имеет. Диагноз: олигофрения в степени дебильности. Генеалогия семьи пред­ставлена на рис. 12.

Отец пробанда (1-6), 72 года, неграмотный, проживал в городской местности. Попытки получить школьное образование окончились неудач­но, «не хватало способностей», работал разнорабочим, злоупотреблял алкоголем. Его сестра (1-4), 75 лет, неграмотная, не училась, работала уборщицей; брат (1-1), 78 лет, неграмотный, нигде не работал, был очень замкнутым (его называли «чужаком»). У него имелась дочь (II-1), страдавшая неизвестным психическим заболеванием, бывала «буйной», в 40 лет покончила жизнь самоубийством. Другой брат отца пробанда (1-3), 76 лет, неграмотный, также нигде не работал.

Мать пробанда (1-7), 66 лет, неграмотная, испытывала большие за­труднения в обучении, хотела, но не могла получить начальное образо­вание («наверное, тупая»), работает уборщицей.

Двоюродная сестра пробанда (П-4), 40 лет, неграмотная, пыталась учиться в массовой школе, оставалась на второй год в начальных клас­сах, закончить школу так и не смогла, работает на заводе шлифовщицей. Ее сын (III-2), 21 года, испытывал значительные затруднения в обуче­нии, среднего образования не имеет, «хотя проявлял большое старание в учебе», работает подсобным рабочим на заводе. Другие ее дети (III-3, III-4) интеллектуально полноценны.

Сестра пробанда (П-9), 40 лет, имеет среднее образование, работает методистом по лечебной физкультуре, брат (II-10), 38 лет, имеет сред­нее образование, служил в Советской Армии на сверхсрочной.

Жена пробанда (П-14), 45 лет, страдает олигофренией в степени де-бильности, училась во вспомогательной школе, специальности не име­ет, работает уборщицей. Ее сестра (П-16), 40 лет, неграмотная, пыталась учиться в массовой школе, но не смогла получить даже начального об­разования. У нее дочь (III-10), 21 года, которая страдает олигофренией, окончила вспомогательную школу, работает швеей, и сын (111-11), 18 лет, который заканчивает массовую школу, интеллектуально полноценен.

У пробанда дочь (1П-7) и сын (III-8). Дочери 15 лет, у нее олигофре­ния в степени дебильности, у сына, 12 лет, олигофрения в степени им-бецильности.

Пробанд родился от первой беременности. Патологии во время бере­менности и родов не отмечалось. В раннем постнатальном периоде пере­нес пневмонию (в 4 месяца) и диспепсию (в 6 месяцев). Раннее разви­тие проходило с задержкой. В 9 лет мальчик после консультации у психо­невролога по решению медико-педагогической комиссии был направ­лен во вспомогательную школу с диагнозом олигофрении неясной этио­логии. Во время обучения проявлял старание и трудолюбие, но продви­жение в учебе было очень медленным (за четыре года обучения смог освоить программу двух лет). Дефектологи отмечали, что ученик был крайне заторможен, медлителен, пассивен. В последующие годы был пе­реведен на индивидуальное обучение. После окончания школы нигде не работал. По инициативе врачебно-трудовой комиссии был трудоустроен в артель инвалидов.

Во время данного клинического обследования у него была выявлена остаточная органическая симптоматика в виде сглаженности правой носогубной складки, оживленности сухожильных рефлексов, расширения зоны вызова периостальных рефлексов, повышения тонуса мышц рук и ног и т. д. Отличительной особенностью ЭЭГ пробанда являлась регист­рация во всех областях коры альфа-ритма, сниженного по частоте до 7 — 7,5 кол/с. Отмечается также трансформация навязываемого ритма свето­вых мельканий в ритм значительно большей частоты (ограничивается об­ластью затылочных отведений). Психопатологически выявляется грубое недоразвитие познавательной деятельности, которое сочетается с край­ней медлительностью, заторможенностью, вялостью и пассивностью.

Таким образом, клиническое обследование подтвердило диагноз оли­гофрении, который был поставлен пробанду в 9-летнем возрасте. Выяв­ленные особенности в структуре олигофренического дефекта позволяют говорить о его осложненном варианте. Наличие значительной наслед­ственной отягощенности в сочетании с имеющими место экзогенными вредностями указывает в данном случае на сложный генез олигофрении. Клиническому обследованию была подвергнута жена пробанда (П-14). Из анамнеза известно, что еще в школьные годы ей был поставлен диаг­ноз олигофрении. Она училась во вспомогательной школе, с 14 лет рабо­тала в колхозе на подсобных работах. В 22 года переехала в Москву, вы­шла замуж, работает уборщицей. На работе ее характеризуют как добро­совестного и исполнительного работника, имеет поощрения.

Во время обследования выявлена остаточная органическая микросимп­томатика. ЭЭГ указывает на разлитую патологию мозга. Психопатологи­чески выявляется недоразвитие высших форм познавательной деятельно­сти при отсутствии грубых нарушений поведения. Таким образом, диагноз олигофрении, поставленный еще в школьные годы, был подтвержден.

В семье два ребенка. Дочь учится в V классе вспомогательной школы. Родилась от первой, нормально протекавшей беременности, роды про­ходили в срок, были нормальными. В возрасте 6 месяцев девочка пере­несла диспепсию, в 4 года — корь. Развитие в раннем возрасте проходило с задержкой, ребенок был очень вялым, пассивным. Навыками самооб­служивания овладела только к 6,5 годам. Воспитывалась в детском саду. В 8-летнем возрасте впервые была обследована психоневрологом и по решению медико-педагогической комиссии направлена во вспомогатель­ную школу с диагнозом олигофрении неясной этиологии. Испытывала значительные трудности в обучении, материал усваивала очень медлен­но, хотя проявляла большое старание и целенаправленность. Оставалась на второй год во II и III классе.

При неврологическом обследовании отмечаются сглаженность пра­вой носогубной складки, оживленность сухожильных рефлексов. Координаторные пробы выполняет неуверенно. Значительная моторная не­ловкость, неуклюжесть. При соматическом обследовании выявляются диспластичность телосложения, некоторая уплощенность черепа книзу, высокое твердое нёбо, деформированные ушные раковины. Со стороны внутренних органов патологии нет. Клинические анализы крови и мочи в пределах нормы. Серологические реакции на сифилис и токсоплазмоз отрицательные. Слух и зрение в пределах нормы.

На ЭЭГ регистрируется альфа-ритм сниженной частоты до 7 — 7,5 кол/с. При сравнении ЭЭГ пробанда и дочери выявляется сходство в характере биоэлектрической активности мозга — по общему рисунку кривой, зо­нальному распределению биопотенциалов и особенно частоте регистри­руемых ритмов. Сходство отмечается и в характере усвоения ритма свето­вых мельканий (трансформация усвоенного ритма световых мельканий в ритм значительно большей частоты, ограничивающаяся областью заты­лочных отведений).

Девочка охотно вступает в беседу, внешний вид опрятный. На вопро­сы отвечает медленно, после продолжительной паузы. Правильно назы­вает свой адрес, однако затрудняется объяснить, как проехать до ее дома. Путает понятия «далеко» и «близко», времена года и месяцы. Правильно называет дни недели в прямом порядке, но не может назвать в обратном. В каждое новое задание включается очень медленно. Проходит довольно много времени, прежде чем она начинает его выполнять. Во время экс­периментально-психологического обследования выявляется значитель­ное недоразвитие познавательной деятельности. Не может объединить единым сюжетом ряд последовательных картинок с изображением раз­личных предметов, составляющих рассказ. Раскрывает лишь содержание каждой картинки. В опыте с исключением четвертой лишней картинки не справляется с самыми легкими сериями. Совершенно недоступно по­нимание переносного смысла пословиц и метафор. Несмотря на такое грубое недоразвитие познавательной деятельности, у девочки хорошо выражены личностные реакции. Она переживает, если неправильно вы­полняет задание, и радуется любой похвале. Не хочет рассказать врачу о происшествии в классе, так как боится подвести товарища. В течение всего обследования не выявилось каких-либо признаков утомления. При выполнении заданий она была старательной, могла, не отвлекаясь, дли­тельное время работать; не обнаружено также никаких нарушений пове­дения.

Грубое недоразвитие познавательных способностей девочки, остаточ­ная неврологическая симптоматика, электроэнцефалограческие данные, указывающие на патологию мозга, дают основание в данном случае по­ставить диагноз олигофрении. Особенностью настоящего случая являет­ся сочетание грубого недоразвития познавательных способностей с край­ней медлительностью и заторможенностью, что позволяет отнести оли-гофренический дефект к осложненному варианту. Наличие в родослов­ной семьи наследственной психопатологической отягощенности, сход­ство клинических проявлений заболевания у отца и дочери (сходство ЭЭГ), а также отсутствие в анамнезе грубых экзогенных вредностей сви­детельствуют о значительной роли наследственных факторов в генезе заболевания.

В семье пробанда имеется еще один ребенок — мальчик 12 лет, у которого диагностирована более глубокая степень умственной отстало­сти (имбецильность).

Во второй группе пробандов были обнаружены 4 семьи (из 49), в которых олигофрения прослеживалась в нескольких поколени­ях—у детей, их родителей и родителей последних. Выявилось особенно отчетливое разграничение здоровых и больных родственников. Дефект у большинства детей из названных 4 семей по своей структуре относится к неосложненной (генотипической) форме олигофрении.

Пробанд 111-10, 35 лет, по специальности швея. Диагноз: олигофре­ния в степени дебильности.

Ее отец (П-5) страдал эпилепсией, погиб в возрасте 38 лет во время войны; мать (П-4), 62 года, неграмотная, пыталась учиться в деревен­ской школе, но ей трудно давались русский язык и арифметика, на­чального образования не имеет, работала в колхозе. Сестра матери (П-3), 56 лет, неграмотная, испытывала большие затруднения в обучении, среди местных жителей считалась «тупой»; брат (П-1), 48 лет, имеет высшее образование, офицер. Бабушка по линии матери (1-1) и дед по линии отца (1-4) страдали неизвестным психическим заболеванием и лечились в психиатрической лечебнице. Муж пробанда (III-14), 39 лет, закончил десять классов, затруднений в обучении не было, работает электриком. При обследовании в Научно-исследовательском институте дефектоло­гии выявлена врожденная косолапость. Его тетка по линии матери (П-8) страдала неизвестным психическим заболеванием и лечилась в психиат­рической больнице.

Сын пробанда (IV-5), 12 лет, страдает олигофренией и врожденной косолапостью, учится в V классе вспомогательной школы.

Обследуемая родилась от 4-й беременности, протекавшей нормаль­но; роды проходили без патологии. В раннем возрасте имела место задержка в развитии. Воспитывалась бабушкой. С 7,5 лет девочка поступила в массовую школу, но, так как учение давалось с большим трудом, была оставлена в I классе на второй год. После консультации в психоневроло­гическом диспансере для детей и подростков с диагнозом олигофрении неясной этиологии девочка была переведена во вспомогательную шко­лу, где благодаря старанию и трудолюбию училась весьма успешно. Наи­более продуктивно занималась на уроках труда. К окончанию школы ов­ладела специальностью швеи 3-го разряда. В возрасте 18 лет успешно закончила вспомогательную школу.

Катамнез: после окончания школы продолжала работать в швейной мастерской при вспомогательной школе, а затем поступила на работу в швейный цех при текстильной фабрике. Пыталась учиться в вечерней школе рабочей молодежи, но не смогла ее окончить, «мешали арифме­тика и алгебра». Замужем с 22 лет.

Во время клинического обследования удалось отметить очень легкую остаточную органическую симптоматику; психопатологически выявлено значительное недоразвитие высших форм познавательной деятельности при отсутствии каких-либо локальных симптомов и нарушений поведения. Данные ЭЭГ указывают на диффузную легкую патологию мозга. Таким образом, диагноз олигофрении, который был поставлен еще в 9-летнем возрасте, подтвердился.

В структуре дефекта на первый план выступает недоразвитие сложных форм познавательной деятельности при отсутствии грубых первичных изменений со стороны эмоционально-волевой сферы, что позволяет предположить неосложненный вариант олигофренического дефекта. Учитывая значительную психологиче­скую отягощенность, которую удалось выявить при генеалогическом об­следовании семьи, и отсутствие в анамнезе значительных экзогенных вредностей, можно говорить о генотипической обусловленности возник­новения олигофрении у данной пациентки.

Муж пробанда был также подвергнут клиническому обследованию, которое позволило установить, что его интеллектуальное развитие нахо­дится в пределах нормы. При соматическом обследовании выявлена врож­денная косолапость.

Единственный ребенок пробанда — сын 12 лет, учится в V классе вспомогательной школы. Мальчик родился от первой нормально проте­кавшей беременности. Отклонений во время родов и в раннем постна-тальном периоде не отмечалось. Развитие проходило с задержкой: сидеть начал в 6,5 месяцев, ползал до 2 лет (выше отмечалась, как и у отца, врожденная косолапость), отдельные слова говорил к году, фразовая речь появилась к 3,5 годам. Воспитывался в яслях и в детском саду. Пере­нес заболевания корью в 2,5 года, ветряной оспой в 4,5 года. До 5 лет отмечался ночной энурез. С 7,5 лет начал учиться в массовой школе, испытывал значительные затруднения в усвоении учебного материала.

Несмотря на то, что много занимался дома (по три-четыре часа еже­дневно), оставался на второй год и в I, и во II классах. На 5-м году обучения был консультирован медико-педагогической комиссией, ко­торая поставила диагноз олигофрении неясной этиологии. Мальчик был переведен во вспомогательную школу, в условиях которой успешно справ­ляется с учебой, проявляет старание и целеустремленность.

При неврологическом обследовании отмечается легкая асимметрия лицевой иннервации, оживленность сухожильных рефлексов; при сома­тическом — диспластичность телосложения, высокое твердое нёбо, де­формация ушных раковин, врожденная косолапость. Со стороны внут­ренних органов патологии не наблюдается. Клинические анализы крови и мочи в пределах нормы. Серологические реакции на сифилис и токсоплазмоз отрицательные. Слух и зрение в пределах нормы.

На ЭЭГ альфа-ритм с частотой 9 кол/с, неравномерен и неустой­чив, регистрируется в затылочных, теменных и центральных областях коры: в задних областях сочетается с медленными дельта-волнами. Ре­акция на звуковые и световые раздражения ослаблена, диапазон усво­ения ритма световых мельканий от 5 до 15. Перестройка корковых реак­ций при ритмических световых раздражениях ограничивается затылоч­ной областью.

Психическое состояние: мальчик контактен, вежлив, организован и прилежен. Говорит, что самостоятельно ездит в школу на двух троллей­бусах. Любит свою школу, охотно рассказывает о товарищах по классу, о своем любимом занятии (рисовании). Подчиняется школьным требова­ниям, однако в оценке своих перспектив обнаруживает элементы не­критического отношения. Считает, что после окончания вспомогатель­ной школы сразу поступит в архитектурный институт и станет художни­ком. У мальчика нет каких-либо локальных выпадений функций в преде­лах того или иного анализатора. Речь его правильна, но активный сло­варный запас беден. При экспериментально-психологическом обследо­вании выяснилось недоразвитие познавательной деятельности: плохо понимает данную ему инструкцию, ориентируется только на часть ее, не усвоив всего задания. В опыте с классификацией картинок, изобража­ющих разные предметы, смог понять только часть инструкции («разложи картинки с изображениями предметов»), раскладывал все в один ряд вне зависимости от содержания. При дополнительном объяснении и уп­рощении инструкции у него стала получаться определенная группиров­ка (домашние и дикие животные, машины, одежда, мебель и т.д.); при незначительном усложнении задания выявляется преимущественно кон­кретно-ситуационный характер мышления. Трудности обнаруживаются и в понимании литературных текстов. В прочитанном рассказе он не смог установить смысловой связи между отдельными частями, хотя хорошо помнил содержание. Смысл пословиц и метафор понимает конкретно. Во всех экспериментально-психологических заданиях выявилась хоро­шая организованность. Отдельные задания он выполнял довольно долго, но не отвлекался и не проявлял признаков утомления.

Все приведенные данные — значительное недоразвитие познаватель­ных способностей, остаточная неврологическая симптоматика, данные ЭЭГ, указывающие на патологию мозга, дают основание поставить ди­агноз олигофрении. Особенностью описываемого случая является то, что у мальчика, как у его матери, нет никаких нарушений поведения. Он целе­направлен (в доступных ему видах деятельности), усидчив и трудолюбив.

Все это позволяет высказать предположение, что в данном случае речь идет о неосложненном варианте олигофренического дефекта. Значитель­ная наследственная психопатологическая отягощенность, выявленная при генеалогическом обследовании, отсутствие в анамнезе каких-либо экзо­генных вредностей, а также сходство форм олигофрении у матери и сына позволяют в данном случае предположить генотипическую обусловлен­ность возникновения олигофрении.

Результаты обследования детей из семей пробандов, у которых этиология олигофрении осталась неясной (третья группа), пока­зывают, что и в этих семьях есть дети с отклонениями в психиче­ском развитии, в том числе и страдающие олигофренией. Число больных детей значительно увеличивается, если второй родитель страдает олигофренией или другим психическим заболеванием.

Таким образом, имеется большая группа больных олигофре­нией, у которых интеллектуальный дефект не очень грубо выра­жен, чаще это легкие степени дебильности, наследственную обус­ловленность которой подчеркивают многие авторы. Выделяя этот вид слабоумия, исследователи на­зывают его «идиопатическим», «эссенциальным», «генотипическим».

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.