МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Значение языка для человека и общества





В сочинениях Коменского, Руссо, Ломоносова, Ра­дищева, в частности, утверждается мысль, что разум и речь — это то, что прежде всего отличает человека от животных. Не будь слова, «едва были бы мы не хуже диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням» (Ломоносов).

Коменский «солью жизни» называл разум, дей­ствие, речь. В языке, по мнению Песталоцци, отрази­лись результаты человеческого прогресса, и потому он называл язык «необъятным искусством» и «совокуп­ностью всех искусств», которыми овладел род челове­ческий.

Ломоносов видел зависимость «блаженства рода человеческого» от слова, которое он называл «способствователем и основой развития общества». Благодаря слову человек получил возможность объединяться в общества, строить города, ополчаться против врага, передавать мысли друг другу и т. д.

В свою очередь, Радищев подчеркивал зависимость совершенствования самого человека от слова. «Язык есть творец всего, что в человеке есть изящно», — пи­сал он. И, развивая мысль Ломоносова, называл речь «начальным способствователем усовершенствования рода человеческого». Поэтому не случайно Радищев создает удивленно-восторженный гимн слову, в кото­ром удивляется той обыкновенности и простоте обра­зования у человека звуков речи и восторгается той всеобъемлющей силе и значению, которые они приоб­ретают в жизни человека и человечества.

Ушинский впервые подметил другую сторону род­ного языка, а именно его народность. Он писал, что «в языке одухотворяется весь народ и вся его роди­на». Называл родной язык «лучшим выражением» народа. Поэтому считал, что лучшее и верное сред­ство проникнуть в характер народа — это усвоить его язык. Связь языка с народом, по его мнению, настоль­ко велика, что «когда исчезает народный язык,— на­рода нет более».

Развитие языка

Наиболее системно выражает свои взгляды на этот вопрос в своих трудах К.Д. Ушинский. В возникнове­нии языка в человеческом обществе первостепенную роль, по его мнению, сыграло самонаблюдение чело­века. Только обращая внимание на свой мыслительный процесс, человек смог создать отвлеченное понятие и вместе с ним слово. Ушинский писал, что если человек хочет выразить другому человеку, что у него происхо­дит на душе, то он должен обратить внимание на сам процесс, происходящий в его душе, и найти соответ­ствующие знаки и звуки, чтобы его понял слушатель. Из этого стремления и рождаются слова языка, «явля­ется потребность обобщения явлений, а вместе с тем и самое обобщение, то есть понятие и его представи­тель — слово». Самонаблюдение, свойственное только душе человека, Ушинский называл «психическим ис­точником речи».

Способность к членораздельным звукам он считал незначительным преимуществом человека перед жи­вотными. Главным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не имеют способно­сти к самонаблюдению, иначе бы они создали язык. Вторым фактором «психического источника языка» является наличие определенной социальной среды. «Человек, выросший в одиночку, остается немым, как зверь», который может выражать определенными зву­ками только чувство боли, голода.

Первоначальный материал языку дали рефлексы чувства, которые были, по мнению Ушинского, не толь­ко мимические, но и фонетические, то есть мимико-звуковые. Их, видимо, можно считать первыми слова­ми, которые были немногочисленны и должны были выражать чувства или звук природы и сопровождать­ся жестикуляцией, мимикой. Это были не части речи, а скорее междометия или корни слов, из которых в дальнейшем могли образоваться слова — части речи.

Части речи смогли образоваться тогда, когда пона­добилось выразить различное отношение говорящего и слушающего к предмету. Важный шаг был сделан в развитии языка, когда появились прилагательные, то есть когда человек оторвал качество от предмета, кото­рый еще не имел определенного названия. Из прила­гательных, по мнению Ушинского, образовались суще­ствительные и глаголы, когда понадобилось обозначить предмет и явление и их совершаемость во времени. Сочетания слов потребовали предлогов и союзов. Ког­да же в процессе самонаблюдения человек получил возможность анализировать процесс формирования суждений, тогда началась грамматика, которую Ушин­ский определяет как науку, «очеловечивающую чело­века». «Грамматика имеет ту способность,— писал он, — вследствие которой человек является человеком между животными ».





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.