МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Маржинальный анализ в операционной деятельности организации





 

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизне­се играет маржинальный анализ, который называют еще анализом без­убыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изу­чении соотношения между тремя группами важнейших экономичес­ких показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбыто­вых затрат в зависимости от изменения объема деятельности пред­приятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непро­порциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоян­ные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероят­ность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от произ­водственной деятельности.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко приме­няется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

• более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процес­сом формирования и прогнозирования ее величины;

• определить критический уровень объема продаж (порога рента­бельности), постоянных затрат, цены при заданной величине со­ответствующих факторов;

• установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

• исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

• обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Методика маржинального анализа прибыли

 

Большой интерес представляет методика маржинального анали­за прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отече­ственных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Проде­монстрируем это с помощью сравнительного анализа.

По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель: П = VРП (Ц — С). При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы из­меняются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства Себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоян­ных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее вели­чины используют следующую модель:

 

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.



Рассмотренная методика позволяет более пра­вильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Методика маржинального анализа показателей рентабельности

 

Методика анализа рентабельности, применявшаяся и применяе­мая на многих предприятиях, изложенная в разделе 12.5,также не учитывает взаимосвязь «затраты - объем - прибыль». По данной мето­дике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибы­ли и суммы затрат (см. формулы (12.3) - (12.7)). В действительности, как мы уже убедились, и прибыль, и издержки предприятия не изме­няются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Используя данные табл. 13.2, проведемфакторный анализ рента­бельности одного вида продукции (изделия Б), для чего используем сле­дующую факторную модель:

 

 

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию ис­пользуем следующую факторную модель:

 

Аналогичным образом производитсяанализ рентабельности про­даж (оборота), для чего можно использовать следующую модель:

 

Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей факторной модели:

 

 

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывает­ся взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, из­держек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влия­ния факторов и как следствие - более высокий уровень планирова­ния и прогнозирования финансовых результатов.

Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубы­точный объем продаж можно выразить и в количестве единиц про­дукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, пос­ле чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной про­дукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финан­совое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия -основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обо­сновании управленческих решений, оценке деятельности предприя­тий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бух­галтер, экономист, менеджер.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопаснос­ти предприятия построим график (рис. 13.1). По горизонтали пока­зывается объем реализации продукции в процентах от производствен­ной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если гра­фик строится для нескольких видов продукции), по вертикали - се­бестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе со­ставляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны вы­ручке от реализации продукции. Она получила название точки безу­быточного объема реализации продукции, или порога рентабельнос­ти, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

 

Рис. 13.1. Зависимость между прибылью, объемом

реализации продукции и ее себестоимостью

 

В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакет заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощнос­ти, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50% [ при реализации 700 из­делий — 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько про­центов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что до­вольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рас­считать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном вы­ражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке:

 

Доя одного вида продукции безубыточный объем продаж можно оп­ределить в натуральном выражении:

Если ставится задачаопределить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

 

Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750:500). При этом нужно произ­вести и реализовать 500 ед. продукции, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия, и 250 ед. - для получения 2000 тыс. руб. при­были.

При многопродуктовом производстве этот показатель определя­ется в стоимостном выражении:

 

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

 

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по коли­чественным показателям:

Анализ зоны безопасности предприятия

 

Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продук­цию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удель­ных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельно­сти и уменьшает зону безопасности.

Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоян­ных издержек. Оптимальным считается такой план, который позво­ляет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, умень­шить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

 

Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:

 

Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.

 

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных зат­рат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим об­разом:

 

Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальной прибылью при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные за­траты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b)при заданном объеме продаж (VРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

 

Критический уровень ценыкр) определяется из заданного объе­ма реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитатьобъем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управлен­ческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

Если сумму прибыли представить в виде формулы:

 

где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (VРП), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму ва­рианту

 

то объем продаж можно найти следующим образом:







©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.