МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психологический анализ профессии экономиста





К личным качествам, необходимым экономисту, относятся:

 

– умение анализировать большой объем информации;

– хорошая память;

– высокая концентрация внимания;

– терпение;

– коммуникабельность;

– организаторские способности.

В должностные обязанности экономиста входит широкий круг задач. Экономист решает задачи, связанные с планированием, организацией и анализом хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, организацией труда работников на производстве. Проверяет оформление отчетности по отдельным видам бухгалтерского учета, технико-экономические работы по планированию, материально-техническому снабжению, сбыту, материальным и трудовым затратам.

Экономист осуществляет оперативный учет выполнения работ и контроль расчетов с заказчиками, составляет документы периодической отчетности. Анализирует действующие формы первичных документов и отчетности, разрабатывает предложения по их совершенствованию. В вычислительных центрах участвует в составлении проектов механизации счетной обработки задач различных типов, в разработке нормативов материальных и трудовых затрат, в определении стоимости работ и цен на услуги.

Формулирует экономическую постановку задач, исследует возможность использования готовых проектов, алгоритмов и программ аналогичных задач. В научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях собирает научно-техническую информацию, систематизирует и обобщает статистическую информацию. Рассчитывает материальные и трудовые затраты проводимых исследований, определяет их экономическую эффективность.

Места работы: экономист работает в плановых, финансовых и статистических органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Квалификационные требования – высшее экономическое образование. Специальность «Экономика и управление на предприятии», направление «Экономика». Но прежде чем стать высококлассным специалистом, способным давать точные прогнозы и эффективные рекомендации, пройдет не один год. Экономисты были и остаются самыми востребованными специалистами на рынке труда. Экономистам гарантирована высокая заработная плата.

Другой вариант познакомиться с психологическими, производственными, техническими, медицинскими, гигиеническими и другими особенностями экономической специальности, представляет нам профессиограмма «Экономист». Вначале уточним, что же такое профессиограмма. Профессиограмма(от лат. professio – специальность, gramma – запись) – описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Содержание профессиограммы

Профессиографическое исследование профессии «Экономист», представленное ниже, проводилось Столичным психологическим центром профориентации(г. Москва).Все подготовленные материалы даны в качестве ознакомительной иллюстрации (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1.

Профессиограмма профессии «Экономист»



Профессия «Экономист»
По предмету труда относится к типу – «человек–знаковая система»;по характеру труда является профессией творческого класса
Назначение профессии «Экономист»: организация анализа и использования информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, финансовых результатах деятельности организации с целью улучшения использования экономического потенциала организации, рациональной организации их финансово–экономических отношений, содействия защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц
Основные решаемые задачи профессии «Экономист»: · сбор, обработка, оценка первичной экономической информации; · анализ учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов предприятия; · прогнозирование экономических явлений и процессов; · участие в планировании хозяйственной деятельности предприятия; · выработка рациональной системы организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики; · организация работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала, определению результатов хозяйственно–финансовой деятельности предприятия; · практическое применение принципов и правил аудита основных хозяйственных операций. Основные виды профессиональной деятельности специалиста:учетно–аналитическая; контрольно–ревизионная; аудиторская; консалтинговая; организационно–управленческая; нормативно–методическая. Профессия «Экономист» требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпретацию данных, предложение новых решений, выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда
Основой профессии «Экономист» выступают
школьные знания: специальные знания:
· экономические дисциплины; · математика (статистика).
  • мировая экономика;
  • экономика организаций (предприятий);
  • финансовый менеджмент;
  • финансы;
  • менеджмент;
  • маркетинг;
  • статистика;
  • страхование.

Окончание таблицы 6.1

Чаще всего экономист осуществляет деятельность в помещении, сидя за рабочим местом. Для успешного выполнения деятельности, экономисту необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно
Профессионально–важные качества профессии «Экономист»:
· инициативность; · предусмотрительность; · педантичность; · самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); · способность аргументировано отстаивать свое мнение; · способность к переключениям с одной деятельности на другую; · способность планировать свою деятельность во времени; · стремление к профессиональному совершенству; · внимание к деталям; · избирательность внимания; · развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов); · способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; · способность к переводу образа в словесное описание; · аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления.
  • логичность мышления;
  • математическое мышление;
  • способность глобально мыслить;
  • стратегическое мышление;
  • хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
  • умение грамотно выражать свои мысли;
  • способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
  • умение быстро ориентироваться в событиях;
  • умственная работоспособность;
  • навыки письменного изложения информации;
  • склонность к исследовательской деятельности;
  • склонность к работе с документацией;
  • способность к анализу и систематизации большого количества информации;
  • умение правильно и эффективно распределять время;
  • умение предвидеть результат;
  • умение работать в команде.
Заболевания, противопоказанные для профессии «Экономист»:
· некорректируемое снижение остроты зрения; · расстройства слуха. · расстройства речи.

Способности менеджера

Нередко карьера экономиста складывается так, что ему приходится выполнять и управленческие функции, поэтому в вашей будущей деятельности также важно наличие некоторых способностей.

В настоящее время резко возросла потребность в квалифицированных специалистах в области организации и управления предприятиями. Менеджеры получили широкую самостоятельность в сфере административно-хозяйственного руководства, важнейших финансовых и экономических вопросов.

Например, работа менеджера по управлению персоналом представляет собой сложноорганизованную деятельность, включающую в качестве элементов различные виды деятельности, компетентность менеджера по управлению персоналом многоролевая профессиональная.

Для успешного осуществления любой профессиональной деятельности необходимо развитие помимо общих способностей, еще и специальных. Специальные способности, от которых зависит освоение менеджерских профессий типа «человек-человек» – это интерсоциальные способности в первую очередь.

Интерсоциальные способности гарантируют успешное взаимодействие между людьми, понимание и эффективное воздействие на людей, способствуют установлению контактов и организации совместной деятельности.

Помимо специализации менеджера, основными способностями менеджера являются: организаторские и административные. Наличие именно этих способностей создает объективную основу его успешной профессиональной деятельности.

Организаторские способности включают:

– способность личности быстро и глубоко вникнуть в психологию другого человека, соизмерить его - способности с возможностями их использования в организации.

– способность психологически влиять на людей, объединять их, мобилизовать и направлять энергию коллектива;

– склонность к организаторской работе – устойчивый интерес и психологическая готовность к ней, потребность в ее исполнении.

Владение информацией об определенных способностях, в данном случае менеджерских, позволяет правильно организовать подбор и расстановку кадров.

Способности, совместно с приобретенными знаниями, развивающими эти способности, дают возможность выделить такие деловые качества, как решительность, требовательность, целеустремленность, настойчивость, энергичность, предприимчивость, дальновидность, самостоятельность.

Для успешной работы менеджера необходимы следующие качества: развитый интеллект, творческое мышление, коммуникабельность, стремление к совершенствованию, высокая личная культура, командная ориентация, добросовестность, ответственность, самокритичность, высокий уровень профессиональной подготовки, опыт практической работы по управлению персоналом, хорошее здоровье и чувство юмора (рис. 6.3.).

 

 

Рис. 6.3. Качества руководителя

 

Для менеджера неприемлемы: замкнутость, грубость, агрессивность, обидчивость, мнительность, плохое здоровье, неряшливость.

«Лидерство отражает общественную модель. Сейчас все больше ценится креативность, эмоциональный интеллект в руководстве, и все меньше – диктаторский стиль и авторитарность» - считает Hикoлaй Никoлaeвич Oбoзoв, доктор психологических наук, профессор, преподаватель Северо-Западной академии государственной службы. Про различия мужского и женского стиля руководства раньше задумывались мало, однако теперь поиск и синтез наиболее продуктивных черт разных стилей актуальны как никогда. Будущее не похоже на прошлое, поэтому ориентироваться в том, какие черты будут наиболее востребованы в грядущие десятилетия, довольно сложно, но вполне вероятно, что стиль лидерства больше обогатиться «женскими» чертами по сравнению с тем, как это было в ХХ столетии.

Компаниям, стремящимся к успеху, в будущем понадобится структурная перестройка. По мере развития технологий будут меняться и правила игры. Действовать в соответствии с событиями уже недостаточно, – лидер должен уметь их предвидеть. Он должен предугадывать изменения и видеть связанные с ними новые возможности.

Что может сделать руководитель в условиях нашей экономики, чтобы риск был оправдан, и шансов на удачное решение было больше, чем шансов на проигрыш? Ему нужно сконцентрировать внимание на следующих сторонах дела:

– образование и подготовка, как себя самого, так и персонала;

– способность понимать других людей и умение сотрудничать с ними;

– понимание целей предприятия и методов их достижения;

– готовность приспосабливаться к переменам, принимать непопулярные решения;

– использование оценочных критериев, которые давали бы возможность извлекать уроки из имеющегося опыта.

 

Планирование и построение профессиональной карьеры

 

Тема профессиональной карьеры в настоящее время является актуальной и достаточно разработанной в отечественной и зарубежной психологической литературе. Как отмечается в работах по исследованию профессионального и карьерного самоопределения и становления, сопряжение линий личностного и профессионального развития не всегда является гармоничным. Интеграция возможна тогда, когда планирование и построение карьеры, карьерная направленность наполнены личностным смыслом, ценностным содержанием, согласующимся с общей направленностью личности.

Термин «карьера» многозначен. Этимология данного термина восходит к латинским словам «carrus» – телега, повозка и «currere» – бежать, итальянскому «carrierа» – бег, жизненный путь, поприще, французскому «cariere» – продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды. Отсюда идёт определение карьеры как беговой дорожки, дорожной гонки в профессиональной жизни.

Неслучайно «карьера» и «конкуренция» оказываются этимологически родственными понятиями. Понятие «карьера» происходит от лат. «currere» – бежать, а «конкуренция» – от «concurrere» – бежать вместе, в одном направлении, соперничать. Оба понятия носят выраженный социальный характер. Успешная карьера предполагает конкурентоспособную личность. Л.М. Митина называет три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность, гибкость. Направленность понимается как система эмоционально-ценностных отношений, задающих доминирующие мотивы личности, компетентность – как знания, умения, навыки, способы, приёмы реализации в деятельности и коммуникативные качества, гибкость – как качество интеллекта, поведения, эмоциональных проявлений. В.И. Андреев выделяет десять ключевых параметров конкурентоспособности: чёткость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Согласно культурно-исторической парадигме (С. Московичи, А.А. Потебня, Г.Г. Шпет) процесс осмысления жизни, выбор ценностей и построение карьеры не являются результатом только индивидуального развития, а опосредованы социальными представлениями, ценностями, нормами и эталонами, транслируемыми обществом и референтными группами. Их содержание обусловлено историческим этапом, культурой и социальными установками того общества, в котором пребывает индивид.

Наглядной иллюстрацией этих идей является история России на протяжении XIX-XX вв., когда профессиональный выбор был обусловлен практически исключительно его социальным происхождением, классовой принадлежностью, что порождало феномен сословно-профессиональной замкнутости. В конце XIX века с развитием промышленности ситуация стала меняться, и эти изменения породили социально-детерминированный выбор карьерных и профессиональных ориентаций. При этом с приходом советской власти ценности материальной обеспеченности и построение карьеры объявляются как индивидуалистские и противоречащие ценностям общества, т.к. желание «делать карьеру» означало осознанно стремиться к возвышению над другими людьми и противоречило советской идее социального равенства.

В конце XX века с развалом СССР в обществе вновь произошла ценностная переориентация, связанная с приходом «культуры успеха», характерной для западных стран: в зарождающемся капиталистическом обществе «делать карьеру» стало не только можно, но и нужно, чтобы считаться и считать себя успешным человеком. Если в период советской власти понятия «карьера» и «карьеризм» относились к одному моральному основанию, причём социально-негативному, то с развитием рыночных отношений в общественном сознании с понятия «карьера» был снята «пелена морального осуждения». Карьеризм же и в настоящее время не приветствуется и понимается как «карьерная агрессия», погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах, не считаясь с интересами дела, хотя в общественном сознании людей, особенно молодого возраста, понимание слова «карьерист» трактуется совсем по-другому. Так, в статье из журнала «Квалифицированная работа» (2004 г.) слову «карьерист» даётся определение: «Сегодня карьеристом можно назвать человека, который стремится к достижениям. Он может двигаться вверх по служебной лестнице или совершенствоваться как профессионал в своей области. Он говорит себе и окружающим: «Я могу больше, я готов брать ответственность и рисковать».

По отношению к своей карьере человек может выступать как субъектом, так и объектом. Человек как «объект карьеры» предполагает следующие характеристики: а) пассивность в планировании и построении карьеры, неспособность управлять своим карьерным развитием; б) «карьеризм», когда на первый план выходят ценности материального благополучия и должностного продвижения и игнорируются ценности развития в других планах – личностном (потребность в самоактуализации), профессиональном (повышение компетентности), общественном (желание приносить пользу обществу). Человек в той мере является субъектом своей карьеры, в какой способен планировать и конструировать возможные альтернативы своего карьерного развития, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные модели карьеры и жизненного пути в целом, при этом высокой самоактуализации и осмысленности жизни возможно достичь с любым типом карьерной направленности.

Исследователи выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный. С точки зрения объективного критерия, процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и внутри профессии. Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился.

Большое внимание отечественные исследователи уделяют вопросам периодизации профессионального и карьерного развития. Одной из наиболее известных в России периодизаций развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым. Он выделяет два этапа в развитии человека: допрофессиональное и собственно профессиональное развитие. Учёный выделяет следующие стадии профессионального развития: предыгры, игры, овладения учебной деятельностью, оптации, адепта, адаптанта, интернала, мастера, авторитета, наставника.

Акмеологическая концепция Э.Ф. Зеера позволяет говорить о «жизненном пути» профессионала, т.к. включает основные этапы от его начала и до вершины и содержит пять стадий профессионализации: 1. Оптация – выбор профессии с учетом индивидуально-личностных и ситуативных особенностей; 2. Профессиональная подготовка – приобретение профессиональных знаний, навыков и умений; 3. Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта; 4. Профессионализация – формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей; 5. Профессиональное мастерство – реализация личности в профессиональной деятельности.

Человечество вступило в новую эру – информационной культуры. Мы живем в динамичном, меняющемся мире, поэтому и мир профессий тоже меняется. Так, в 2014 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». В атласе описаны как профессии будущего, которые появятся в ближайшие 10-20 лет, так и устаревающие профессии, которые исчезнут на рынке труда в том же временном промежутке. Чтобы ориентироваться в этом динамичном мире профессий, нужно осознано и целенаправленно планировать и строить свою профессиональную карьеру.

Итак, традиционное понимание карьеры как трудового пути человека сменяется современным пониманием карьеры как жизненного пути, как самореализации субъекта в профессиональной деятельности. Такое расширенное понимание позволяет посмотреть на жизнь и карьеру человека с точки зрения формирования его стиля жизни, жизненной философии, ценностей и смыслов.

Успешная карьера в современных социальных условиях предполагает наличие субъектной позиции по отношению к своему развитию и карьере, осознанность и осмысленность её построения, особенно на начальном этапе профессионализации – в вузе. Современному молодому специалисту для успешной конкуренции на рынке труда недостаточно только владения профессиональными знаниями и умениями, необходимо также осознанное и осмысленное планирование и построение своего профессионального развития, своей карьеры. Это становится возможным, когда человек обладает сформированным профессиональным самосознанием и ценностно-смысловым отношением к будущей профессиональной деятельности.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.