ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Коммуникативная сторона общения Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают. К. Чапек Общение– это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами и многое другое, представить себе общение без коммуникации невозможно (рис. 5.8).  Рис. 5.8. Модель коммуникативного процесса Модель коммуникативного процесса– составляющие компоненты (субъекты и объекты) общения: коммуникатор – сообщение (текст) – канал – аудитория (реципиент) – обратная связь. Коммуникатор (Отправитель)– тот, кто передает информацию. Выделяют три позиции коммуникатора:1)когда коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение; 2) отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально); 3) закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения). Сообщение(текст) – информация, которая передается в процессе коммуникации. Существуют два типа информации: 1.Побудительная информацияпроявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию подразделяют на: а) активизацию (побуждение к действию в заданном направлении); б) интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности); в) дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). 2. Констатирующая информацияпроявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Кодирование– процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде образов, символов, текстов. Декодирование – (Расшифровка)– процесс получения идеи коммуникации. Рецепиент (Получатель)– целевая аудитория, которой предназначено послание. Обратная связь – набор откликов получателя, которые возникают в результате контакта с обращением. Помехи– незапланированные искажения или барьеры при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды. Канал коммуникации– средства или пути, с помощью которых и по которым передается информация. Коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют лишь 7%, а 93% – это невербальная коммуникация: звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 55% (рис. 5.9).  Рис. 5.9. Значимость невербальной коммуникации Логично начать рассмотрение коммуникативной стороны именно с вербальнойкоммуникации и с того, какие барьеры препятствуют эффективной коммуникации. Барьеры непонимания.Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды. В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздействия. Коммуникация – это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Между тем не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людьми, его душевное спокойствие. Естественно, что человек будет защищаться от такой информации и будет делать это твердо и решительно. Человек должен уметь каким-то образом отличать «хорошую» информацию от «плохой», «пропускать» первую и «останавливать» вторую. Каким образом это происходит? Интересное и оригинальное понимание механизмов, которые создают барьеры, предложил выдающийся психолог Б.Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения,или суггестии,самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Об этом он писал так: «Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией,противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи» Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации. Б.Ф. Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Как мы увидим в дальнейшем, избегание и авторитет – это защита от источника коммуникации, а непонимание – от самого сообщения. Избегание.Подразумевается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером. Со стороны эта «защита» очень хорошо прослеживается – человек невнимателен, не слушает, «пропускает мимо ушей», не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора. Избегание как вид защиты от воздействия проявляется не только в том, что индивид избегает определенных людей, но и в уклонении от определенных ситуаций. Если некто при просмотре кинокартины закрывает глаза «на страшных местах», то это можно классифицировать как попытку избежать эмоционально тяжелой информации. Когда некто, не желая, чтобы на его решение или мнение оказывали влияние, просто не приходит на назначенную встречу или заседание, то это тоже избегание. Таким образом, самый простой способ защиты от воздействия – избежать соприкосновения с источником этого воздействия. Авторитет.Действие авторитета как вида контрсуггестии заключается в том, что разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым, или, говоря иначе: информация существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой. В связи с таким действием авторитета очень важно знать, как он формируется и от чего зависит присвоение конкретному человеку авторитета. Здесь можно найти много разных основании. Это может быть и социальное положение (статус) партнера, его превосходство по важному в данный момент параметру или его привлекательность в определенных ситуациях, а также хорошее отношение к адресату воздействия и т.д. Основания для этого у каждого свои, и определяются они собственным положением в системе общественных отношений, собственной историей и основными ценностями. Понятно, что, только учитывая характер формирования представлений об авторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения. Непонимание.Далеко не всегда имеется возможность определить источник информации как опасный, чужой или неавторитетный и таким образом защититься от нежелательного воздействия. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы доверяем. В таком случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения как способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла. Выделяют 4 уровня непонимания, которые как барьеры стоят на пути информации (табл. 5.5). Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Но для многих людей умение «донести» свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера – еще и необходимая часть их профессии, как и в вашем случае. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации, важно знать способы преодоления психологических барьеров. Таблица 5.5 Барьеры непонимания Уровень непонимания | Возникновение | Преодоление | Фонетическое непонимание | Когда говорят быстро, невнятно, с акцентом, когда используются незнакомые или несоответствующие контексту жесты или жестикуляция слишком активная и быстрая. Когда врачи не хотят, чтобы больной понял их, они говорят на латыни, маленькие дети, когда изобретают свои тайные языки, в которых, например, в словах перед каждым слогом ставится другой слог – помеха, затрудняющая понимание речи | Для преодоления необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя. Важно установить оптимальную скорость речи, которая зависит: от степени знания языка – чем хуже знает человек язык, тем медленнее надо говорить (маленькие дети, к примеру, очень плохо понимают быструю речь); от степени знакомства с содержанием – чем хуже человек знает предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить; от образования (чем оно выше, тем лучше слушающий понимает быструю речь); принятых норм (в разных странах говорят с различной скоростью), возраста, индивидуальных особенностей | Семантические барьеры | Связаны с многозначностью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл. Использование жаргонов или тайных языков. Существует научный жаргон, профессиональный, студенческий, молодежный сленг и др. | Преодоление этого барьера возможно при более полном представлении о тезаурусе партнера. Важно помнить, что «все всё понимают по-своему». При таком подходе предпринимаются определенные усилия: либо нужно говорить максимально просто, либо заранее договорится о понимании ключевых моментов. Именно так происходит в общении с детьми – единственной категорией партнеров, о которой мы точно знаем, что они все понимают, не так, как мы | Стилистический барьер | Возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. Нарушение соотношения между формой и содержанием сообщения, стилевое переусложнение, когда родной язык воспринимается почти как иностранный | Правильно структурировать передаваемую информацию, применяя два основных приема структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи. Соблюдая правило рамки, говорящий может быть уверен, что сама рамка запомнится, а в ней все самое главное – цели, планы, итоги, выводы. Качество цепи может быть различным: простое перечисление «во-первых, во-вторых, в-третьих…»; цепь может быть ранговой – «сначала о главном… и, наконец, менее существенное»; логической – «если это,. То тогда – то-то, раз мы согласны с этим, следовательно, это тоже верно» | | | Окончание таблицы 5.5 | Уровень непонимания | Возникновение | Преодоление | Логический барьер | Когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств. Силлогизмы, например: Драгоценные металлы не ржавеют. Платина – драгоценный металл. Следовательно, платина не ржавеет | Основное правило: «идти от партнера», т.е. понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия. Важно учесть любимую логику партнера. Применяют два основных способа построения аргументации: восходящий (возрастающий) и нисходящий (убывающий). Двусторонне аргументированное сообщение предпочтительнее и более эффективно: а) в образованных аудиториях, б) когда известно, что аудитория расходится во мнении с коммуникатором, в) когда есть вероятность контрпропаганды в будущем («иммунитет»). Односторонняя аргументация лучше, когда позиции реципиента и коммуникатора сходны и в дальнейшем не предполагается контрпропаганды | В общении всегда участвуют, по крайней мере, двое людей. Каждый человек одновременно и воздействует, и подвергается воздействию. Если обратиться к собственному опыту общения, то становится ясно, что в большинстве ситуаций ответственность за эффективность общения несет говорящий. Это он «виноват», если не смог привлечь внимания к главному, если собеседник не услышал, не понял, не запомнил. Иными словами, слушающий – пассивная сторона, а говорящий – активная. Между тем эффективность общения – дело общее, и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение эффективности общения. Преодоление избегания.В повседневном общении избегание предстает в форме невнимания. Так, при разговоре с другом мы думаем о своем, «пропуская» то, о чем он говорит; это не что иное, как избегание воздействия. Точно также, если, сидя на лекции, мы читаем постороннюю книгу и соответственно уделяем мало внимания самой лекции, то это – самоустранение от воздействия. Именно поэтому борьба с этим видом контрсуггестии включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием. Управление вниманиемдалеко не всегда требует специальных знаний, но если мы управляем собой или другим интуитивно, то, конечно, возможны ошибки. В любом общении важно, во-первых, чтобы внимание слушающего было привлечено к говорящему и к тому, что он говорит, а во-вторых, чтобы внимание это было постоянным, не рассеивалось. Только в этом случае можно повысить эффективность общения. Следовательно, и говорящий, и слушающий должны уметь решать задачи по управлению вниманием – это задачи по привлечению внимания и его поддержанию. Существует целая группа приемов привлечения внимания. 1. Прием «нейтральной фразы». В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих. 2. Прием «завлечения» – говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться. 3. Прием установления зрительного контакта – пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать. Первая группа приемов поддержания внимания – приемы «изоляции» (изолировать общение от внешних факторов – шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов – вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому). Вторая группа приемов связана с «навязыванием ритма». Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию. И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов («прошу обратить внимание на …»), «важно отметить, что…» и т. П.) или за счет контрасты с окружающим фоном. Для правильного понимания процесса своего общения с другими людьми необходимо представлять себе, как мы узнаем, что делает партнер в общении, чего он хочет, какие цели преследует (именно эти составляющие и заключены в интерактивной стороне общения). Итак, чтобы общение было эффективным, необходимо придерживаться простых правил: 1. Строить короткие предложения 2. Выразительно говорить 3. Делать паузы 4. Использовать глаголы (желательно в активной форме) 5. Давать интерпретацию ключевых и новых слов Невербальная коммуникация Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, которые могут быть описаны структурной схемой, представленной на рис. 5.10.  Рис. 5.10. Структура невербальной коммуникации Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они «говорят» нам именно о чувствах собеседника. О чем могут сообщить невербальные средства общения? Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения. Например, мы медленно, с паузами произносим номер телефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места, особо выделяем (с помощью слов) указания – «направо», «два квартала» и т.д. Во-вторых, невербальные средства общения дополняют содержание высказывания. Вот что писал по этому поводу известный исследователь сценической речи С. Волконский: «Не прилепляйтесь к слову, не думайте, что в слове смысл; слово имеет бесконечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая». В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего. Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто «цедит слова сквозь зубы», и чувствуем глубокое почтение к собеседнику, у которого хорошая речь с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое негативное отношение, мы можем придать с помощью соответствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости типа «благодарю вас», «будьте любезны», и самые нейтральные слова наполнить нежными чувствами. В-четвертых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах. Как показывают исследования в жизни мы ориентируемся при общении в основном на неречевые средства общения (рис. 5.9) Невербальные средства общения разнообразны и многочисленны. Давайте рассмотрим основные средства невербальной коммуникации. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, позы – пантомима). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинесикой. Такесика – это динамические прикосновения (рукопожатие, поцелуй, похлопывание). Таблица 5.6 Основные способы рукопожатия  | При доминирующем рукопожатии собеседник стремится развернуть вашу руку ладонью вверх – если вы это чувствуете, то знайте, этот человек привык занимать доминирующее положение и случай с вами также не исключение, ситуация будет под его контролем и он будет в роли инициатора |  | При покорном рукопожатии происходит обратный эффект, т.е. собеседник сам протягивает вам руку ладонью вверх, как бы говоря, что он смело предоставляет вам инициативу в общении, сам же берет роль покорного слушателя. Такой человек не стремится занять доминирующее положение, склонен подчиняться и более вероятно, что критики от него в свой адрес вы почти не услышите. Это весьма покорные и податливые люди, склонить их к своей точке зрения, как правило, не составляет особого труда |  | При равноправном же рукопожатии оба собеседника как бы пытаются развернуть руки друг друга ладонями вниз, но их ладони так и остаются в равном положении. Эти собеседники одинаково хотят занять доминирующее положение и таким рукопожатием как бы говорят друг другу о взаимном уважении и доверии |  | Существует еще и «перчаточное» рукопожатие: пожимая руку собеседника правой рукой, левую руку кладут на нее с другой стороны. Такое рукопожатие служит для выражения глубоких чувств и уместно только при общении с хорошо знакомыми людьми. Поэтому использовать его при первой встрече с деловым партнером не рекомендуется. Пожатие с применением обеих рук выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру | Паралингвистика или просодика – особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта (рис. 5.11).  Рис. 5.11. Индивидуальные особенности голоса собеседника Паралингвистика – это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистика – это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой «добавки» к вербальному общению. Проксемика (от англ. proximity – близость) – это использование пространственных отношений при коммуникации. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Специальные исследования показали, что они существенно отличаются в разных культурах и являются довольно значимыми для коммуникации. Каждый человек для нормального своего существования считает, что определенный объем пространства вокруг него является его собственным и нарушение этого пространства рассматривает как вторжение во внутренний мир, как недружественный поступок. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства. Эти границы зависят не только от культуры данного народа, но и от отношения к конкретному собеседнику. Выбор дистанции общения зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей людей (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию). Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на 4 зоны (рис. 5.12): 1) интимная зона – от 15 до 45 см (самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность); 2) личная зона – от 46 до 120 см (это то расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках); 3) социальная зона – от 120 до 360 см (это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем); 4) общественная, или публичная зона – более 360 см (это то расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей). В разных культурах использование личного пространства может варьироваться, а названные дистанции немного смещаться в ту или другую сторону. Например, североамериканцы предпочитают общаться в пределах личной и общественной зон. Жители Ближнего Востока и латиноамериканцы предпочитают общаться в личной зоне, но у них она вмещена в интимную зону с точки зрения жителей США. Поэтому при общении с арабом американец будет считать, что тот вторгается в его интимную зону, и будет стремиться увеличить дистанцию общения, а араб, напротив, будет стремиться эту дистанцию сократить. В результате американец посчитает араба навязчивым, для араба американец будет холодным. Во время Второй мировой войны американцы помещали пленных немцев по четыре человека в комнату. Они тут же начинали делить пространство комнаты на свои личные территории. Конструкция домов в Германии обеспечивает максимум уединения: дворы там тщательно огорожены, все, что можно, запирается на ключ. Когда немец желает уединения, он прячется за закрытой дверью, а араб уходит в самого себя.  Рис. 5.12. Зоны личного пространства Социальная зона – это расстояние, которое поддерживается при общении с незнакомыми людьми или с малой группой людей, т.е. такое расстояние принято при общении с людьми, которых мы не очень хорошо знаем. Социальная (общественная) зона составляет 120–260 см. Она наиболее удобна для формального общения, поскольку позволяет его участникам не только слышать партнера, но и видеть его. Поэтому такое расстояние принято сохранять на деловой встрече, совещании, дискуссии, пресс-конференции и пр. Социальная зона непосредственно граничит с личной, и в ней, как правило, происходит большая часть формальных и служебных контактов. В этой зоне осуществляется общение учителя и учеников, начальников и подчиненных, обслуживающего персонала и клиентов и т.д. Здесь очень важно интуитивное чувство дистанции общения, поскольку при нарушении социальной зоны бессознательно возникают отрицательная реакция на партнера и психологический дискомфорт, которые также приводят к неудачным результатам коммуникации. Публичная зона – это расстояние, предпочтительное при коммуникации с большой группой людей, с массовой аудиторией. Эта зона предполагает такие формы общения, как собрания, презентации, лекции, доклады и речи и пр. Публичная зона начинается с расстояния от 3,5 м и может простираться до бесконечности, но в пределах сохранения коммуникационного контакта. Поэтому публичную зону называют открытой. Публичную зону коммуникации мы можем наблюдать во время совершения светских или религиозных церемоний, когда глава государства или религиозного института находится на значительном расстоянии от большинства людей. Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. В процессе общения в условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом собеседники могут занимать четыре основных положения относительно друг друга (табл. 5.7). Форма стола также влияет на характер взаимодействия • квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению; • за прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери; • круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности. Таблица 5.7 Позиции общения  | Позиция дружеского общения подходит больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач – пациент, руководитель – подчиненный. Эта позиция позволяет видеть не только глаза, но и жесты другого человека. Угол стола представляет собой частичный барьер в случае, если один из собеседников начинает чувствовать угрозу, а при этом нет территориального деления на крышке стола |  | Корпоративная позиция подходит для непосредственного делового взаимодействия. Собеседники совместно работают над одним проектом, стремятся к взаимопониманию и эффективному взаимодействию. Это одна из самых удачных позиций для обсуждения и выработки общих решений |  | Конкурентно-оборонительная позиция создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников жестко ведет свою линию. Такое расположение способствует тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения. Стол между ними становится своеобразным барьером. Когда люди сидят непосредственно друг напротив друга, они бессознательно делят стол на две части. Каждый осознает половину стола как собственную территорию и возражает против вторжения собеседника. Если В хочет убедить в чем-либо А, то соревновательно-оборонительная позиция сокращает шансы В на успешное проведение переговоров. Но может оказаться, что А является менеджером, который должен серьезно поговорить с сотрудником В, и соревновательная позиция может усилить его упреки, или В необходимо, чтобы А чувствовал свое превосходство, поэтому он выбирает позицию напротив |  | Независимая позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Это говорит об отсутствии интереса и даже враждебной позиции по отношению к другим людям, особенно если вы вторгаетесь в территориальное владение этого человека. Такого положения надо избегать, когда между А и В требуется какой-либо открытый разговор | Взаимоотношения людей развертываются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается чужим и своим временем, является важным социальным знаком. Уважение к другому человеку проявляется в повышенной точности, пунктуальности поведения. Заставить другого ждать – значит вольно или невольно заявить о своем праве распоряжаться ситуацией. Фактор времени очень значим в обществе, где «время – деньги», поэтому важно не тратить время зря. В этом, в частности, и нужно искать исток пунктуальности у бизнесменов. Визуальное общение – контакт глаз. Взгляд,его направление, частота контакта глаз – еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям (рис. 5.13). Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это настораживает.  Рис. 5.13. Глазные ключи доступа (правши) или как понять собеседника по движению глаз Обобщенно основные средства невербальной коммуникации, которые более подробно мы рассмотрели выше, представлены в табл. 5.8. Таблица 5.8 Основные средства невербальной коммуникации Основные типы невербальной коммуникации | Невербальные средства общения | Кинесические | Выразительные движения тела | Жесты, мимика и пантомимика, поза, походка | Визуальный контакт (взгляд) | Направление, длина паузы, частота контакта | Просодические и экстралингвистические | Голос и речь | Интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, смех, плач, вздохи, кашель, зевание | Такесические | Динамические прикосновения | Рукопожатие, поцелуй, похлопывание | Проксемические | Пространственная структура общения | Ориентация и угол общения партеров, дистанция | Перцептивная сторона В перцептивной стороне общения принято рассматривать механизмы социальной перцепции – восприятие, понимание и оценка людьми других людей и самих себя. Термин ввел американский психолог Дж.Брунер в середине XX века.  Рис. 5.14. Влияние восприятия другого человека на собственное поведение Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. В социальной перцепции обязательно присутствует и оценка другого, и формирование отношения к нему в поведенческом и эмоциональном плане (рис. 5.14). Благодаря данному восприятию человек может построить собственную стратегию поведения. К функциям социальной перцепции относят: 1) познание себя; 2) познание партнера по общению; 3) организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; 4) установление эмоциональных отношений. Среди основных механизмов социальной перцепции выделяют: идентификацию, эмпатию, аттракцию, рефлексию, стереотипизацию, каузальную атрибуцию. Идентификация(от лат. identifico – отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. Это, разумеется, не единственный способ, которым люди пользуются при восприятии другого, но в реальных ситуациях взаимодействия один из самых распространенных. При идентификации с другим легче познаются его нормы, ценности, поведение вкусы и привычки. Эмпатия – эмоциональное понимание, эмоциональное включение в чувствование другого человека или сопереживание другому человеку. «Эмпатия» – это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия (рис. 5.15). Эмпатия – это аффективное «понимание», основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а, следовательно, и понять поведение каждого из этих людей.  Рис. 5.15. Эмпатия как стремление эмоциональной поддержки Высокая эмпатия позволяет допускать право на существование разных точек зрения. Эмпатия способствует развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование. Проекция –перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия.Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю) – процесс приписывания причин поведения других людей. Субъект использует механизм каузальной атрибуции в случае, когда у него недостаточно информации для понимания истинных причин поведения объекта. Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений: 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты, личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; 3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи – внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность. Возникновение интереса к процессам каузальной атрибуции обычно связывают с работами Ф. Хайдера. Размышляя о том, как происходит «наивный анализ поведения» у любого обычного человека, Хайдер указал на решающую роль приписывания другому намерения совершить поступок при установлении степени ответственности за него. Г. Келли выделил три типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам) Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, – это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Существованию каузальной атрибуции мы обязаны огромному количеству ситкомов (сокр. от «Situation Comedy», «комедия положений»), которые наводнили экраны наших телевизоров. В каждых новых сериях, практически не связаных между собой сюжетно, обыгрывается новая забавная ситуация из жизни героев, которая как правило и возникает потому, что один персонаж напридумал, представил себе что-то, совершенно не выяснив причины поведения другого персонажа. Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Аттракция – представляет собой форму познания другого человека по принципу симпатии, включает в себя привязанность, дружбу и любовь. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.Социальная рефлексия – это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого (рис. 5.16). Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других.  Рис. 5.16. Механизм социальной рефлексии Включение партнера в свой внутренний мир – самый эффективный источник самопознания в процессе общения. Стереотипизация (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – восприятие на основе определенных представлений. Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация — это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Примеры социальных стереотипов: 1) антропологические эталоны, стереотипы (все женщины болтливы, женщины не умеют нормально водить, женщины любят сплетни, все мужики – бабники); 2) этнонациональные стереотипы (все немцы педанты, евреи жадные, русские пьют водку, кавказцы наглые, японцы работящие); 3) социально-статусные (значимые люди кажутся выше); 4) социально-ролевые (все военные дисциплинированы, медики – циничные, психологи – понимающие, гаишники – взяточники); 5) экспрессивно-эстетические (некрасивые человек – зол). Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам. Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке. Что же это за схемы формирования первого впечатления? Фактор превосходства – запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров. При ошибках неравенства схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне, т.е. с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. И если человек нам внешне нравится, то одновременно мы склонны переоценивать многие его психологические характеристики: считать его более хорошим, умным, интересным и т.д. Если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Фактор отношения к наблюдателю (фактор отношения к нам) регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Американские психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими - отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Оценки доброжелательного преподавателя оказались значительно выше, чем оценки «отстраненного». Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и «отбрасыванию» отрицательных, и наоборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные. Рассмотренные три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола.Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех трех случаях, но источником ореола являются разные причины, рассмотренные выше: превосходства, привлекательности и отношения к нам. Самоподача В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Именно эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и называется самоподачей(у некоторых авторов – самопредъявление, самопрезентация).По существу, самоподача состоит в управлении вниманием. При рассматривании какого-то предмета, наше внимание в общем и целом зависит от нас самих: если у нас плохое настроение, то мы обращаем внимание на уродливые стороны этого предмета, а если хорошее - то на приятные.При восприятии конкретного человека все обстоит иначе. Каждый может управлять вниманием партнера – надеть яркую одежду, что-то подчеркнуть в своем поведении, а что-то затенить и, таким образом, создать своеобразную иерархию признаков своего образа, или как принято сейчас говорить – имиджа. Управление вниманием может производиться невольно и неосознанно, с тем же успехом, что и осознанно, хотя, конечно, целенаправленная самоподача иногда может быть совершенно неотразимой.  Рис. 5.17. Механизм формирования своего образа Наверно, каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат дает его самоподача (причем этот результат всегда связан с формированием целостного впечатления). Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия (рис. 5.17). К подобным механизмам социального восприятия относятся: самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения (табл. 5.9). Таблица 5.9 Виды самоподачи Самоподача превосходства | Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства – одежду, манеру речи и поведения, которые должны быть заметны, акцентированы, подчеркнуты и выделены. Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение, – руководителей, юристов и многих других. Если показать превосходство при помощи одежды достаточно просто, то акцентировать превосходство в манере поведения значительно сложнее | | Окончание таблицы 5.9 | Самоподача привлекательности | Привлекательность также является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого. Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными | Самоподача отношения | Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему – чаще хорошее, но иногда и плохое | Самоподача актуального состояния и причин поведения | Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как «я не виноват, что...», «обстоятельства так сложились, что...», «я был вынужден...» и т.д., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными, если можно так выразиться, средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой | Самоподача влияет на общение всегда, совершенно независимо от того, насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся. Если два приятеля собираются на важный разговор к руководителю и один из них считает необходимым надеть лучший костюм, белую рубашку и галстук, чтобы выглядеть «соответственно» а другой презирает такое подлаживание под ситуацию и поэтому идет в джинсах и старом свитере, то, несмотря на разное отношение к ней, самоподачу производят оба: первый «подает» официальность, уважение, статус, респектабельность, другой «предъявляет» независимость, наивность, самостоятельность. Таким образом, самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека. Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Именно поэтому, если ее влияние недоучитывается, то это является непростительной ошибкой. Резюме Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Структуру общения характеризуют путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Интерактивнаясторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание. Заражение – это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний) Внушение – это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего. Убеждение – аргументированное воздействие на сознание личности. Подражание – при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения. К основным формам психологического воздействия относят: пример, поощрение и принуждение. Кроме психологического воздействия общение подразумевает и взаимодействие,которое всегда присутствует в виде двух компонентов: содержание и стиль взаимодействия. Ведущие стратегии поведения во взаимодействии – это кооперация, конкуренция, компромисс, уступчивость, избегание. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле транзактного анализа. Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями являются состояния Я (Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя)) и трансакции, т. е. единицы общения. В русле транзактного анализа дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга. Пересекающееся – это такое взаимодействие, в процессе которого партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой – ярко проявляют свои собственные намерения и действия. Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения – тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. Коммуникативнаясторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Общение– это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным. Модель коммуникативного процессасостоит из следующих компонентов (субъектов и объектов) общения: коммуникатор – сообщение (текст) – канал – аудитория (реципиент) – обратная связь. В общении используются два основных канала: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника – суггестии. . Б.Ф. Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание и авторитет – это защита от источника коммуникации, а непонимание – от самого сообщения. Избегание возможно как физически (избегать не предусматривает контакт с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или «углубление в себя» во время слушания). Авторитет – информация существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой. Непонимание –способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла. Различают следующие уровни непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический. Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Паралингвистика или просодика – особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта. Экстралингвистика – это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой «добавки» к вербальному общению. Кинесика включает в себя выразительные движения тела: жесты, мимика и пантомимика, поза, походка и визуальный контакт (взгляд) (его направление, длина паузы, частота контакта). Такесика – это динамические прикосновения (рукопожатие, поцелуй, похлопывание). Проксемка – это пространственная структура общения: ориентация и угол общения партеров, дистанция. Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название – фактор превосходства. Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то – нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности. Следующая схема связана с так называемым фактором «отношения к нам». Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо. Данные три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека и общее отрицательное – к недооценке. Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт – нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении. На практике человек объясняет поведение других людей, используя каузальную атрибуцию, которая включает в себя причинное обусловливание, механизм интерпретации поступков и чувств другого человека. Различают следующие виды атрибуции: личностная атрибуция, обстоятельственная атрибуция, стимульная атрибуция Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.Социальная рефлексия – это понимание другого человека путем размышления за него. Стереотипизация – это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Эмпатия – эмоциональное понимание, эмоциональное включение в чувствование другого человека или сопереживание другому человеку. В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера называется самоподачей(самопредъявление, самопрезентация).Самоподача состоит в управлении вниманием. Различают самоподачи превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения. Самоподача влияет на общение всегда и совершенно не зависит от того, насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся.  Вопросы для повторения 1. Дайте определение общения. 2. Какие функции общения вы знаете? 3. В чем различия коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения? 4. Какие выделяют механизмы перцепции? 5. В чем суть эмпатии и как она проявляется? 6. Какова роль общения в психическом развитии человека? 7. Как соотносятся понятия коммуникация и общение? 8. Дайте характеристику разным видам общения (деловое, личностное, манипулятивное, гуманистическое, ритуальное). 9. Что входит в модель коммуникативного процесса? Вербальная коммуникация? 10. Соотнесите дистанции и типы общения (дистанция: интимная, персональная, социальная, публичная; типы общения: выступление перед аудиторией, общение близких людей, общение с приятелем, формальное общение с малознакомым человеком) 11. Какие факторы следует учитывать при выборе дистанции общения с незнакомым человеком? 12. Назовите и охарактеризуйте эффекты, «ошибки» и закономерности социального восприятия. 13. Что такое фундаментальная ошибка атрибуции? 14. Какова роль установки при формировании первого впечатления? 15. Какие коммуникативные способности пригодятся вам в будущей профессиональной деятельности? 16. Назовите барьеры межличностной коммуникации, способы их преодоления. 17. Невербальная коммуникация, ее виды. 18. Интерактивная сторона общения. Структура взаимодействия. 19. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. 20. Охарактеризуйте эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.  Вопросы для обсуждения 1. Какие ритуальные формы выхода из неловкой ситуации вы можете предложить, если ваш гость допустил бестактность в отношении присутствующего здесь же близкого вам человека? 2. Назовите особенности взаимодействия между собой различных механизмов общения? 3. Охарактеризуйте психологическую установку в процессе внушения? 4. Почему мода является социально-психологическим феноменом? Как вы относитесь к моде? Обоснуйте свой ответ. 5. Роль национальных и этических стереотипов в понимании. 6. Мужской и женский стили общения как факторы непонимания позиции собеседника. Список рекомендуемой литературы к разделу 5 1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 375 с. 2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. Пер. с англ. А.А. Грузберга. – М.: ЭКСМО, 2009. – 566 с. 3. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Каряк. – Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с. 4. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Мысль, 2002. – 572 с. 5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – М.: Питер, 2007. – 793 с. 6. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – СПб., 2009. – 191 с. 7. Самыгин, С.И., Деловое общение. Учебное пособие/С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с. 8. Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост.: А.Л. Свеницкий. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 512 с. 9. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с. |