МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ





Развитие человечества, проблемы, актуальные для России, все больше ориентируют современное воспитание на решение задач, связанных с гуманитаризацией образования, гуманизаци­ей педагогического процесса, демократизацией воспитательных отношений, созданием правовой основы взаимодействия взрос­лых и детей.

В то же время кризис традиционных ценностей, размытость нравственных критериев, агрессивность средств масс-медна, со­циальная неопределенность, экономические трудности, резкая дифференциация общества, война и терроризм — все это создает «ножницы» между реальным и идеальным бытием граждан, педа­гогов, детей. Решение в этих условиях вышеназванных задач — Дело непростое, но возможное, требующее определенных усло­вий. Среди них одно из важнейших — высокий уровень личност­ного развития и профессионализм педагога.

Обществу сегодня необходим педагог, стремящийся и способ­ный к целостному самосовершенствованию, а также к совершен­ствованию своего педагогического мировоззрения в направлении его антропологизапни. Несмотря на актуальность антропологического мировоззрения, оно еще не свойственно подавляющему боль­шинству современных российских педагогов.

Антропологическое мировоззрение педагога имеет несколько составляющих. Оно включает в себя следующее:

органичную ориентированность на каждого ребенка как на че­ловека, представляющего собой огромную ценность, имеющего неотъемлемые права и обязанности;

признание антропологических ценностей (жизнь, физическое и психическое здоровье ребенка, соблюдение его прав и свобод и др.) в качестве приоритетных;

формирование ценностного отношения к каждому дню и пери­оду жизни, к детству как самоценной поре развития человека;

глубокое осознание и органичное принятие гуманистических целей воспитания: целостного развития ребенка как человека, ста­новления детской (и своей) индивидуальности, гармонизации ре­бенка с природой, обществом, самим собой, создания комфорт­ной эмоциональной атмосферы в образовательных учреждениях;

установка на воспитание как на важнейшую составляющую об­разовательного процесса, а также как на взаимодействие, диалог, взаимное движение взрослого и ребенка навстречу друг другу;

признание того факта, что успешно воспитывать можно толь­ко при совпадении представлений взрослого и ребенка о совер­шенном человеке; что анализ состояния и проблем воспитанни­ка — объекта воспитания — всегда является предметом самоанализа его субъекта — воспитателя.

Антропологическое мировоззрение достигается в процессе ов­ладения гуманитарной информацией, прежде всего интегри­рованным знанием о человеке, его природе, закономерностях развития, роли в мире. Высокий профессионализм современного педагога, с одной стороны, предполагает его открытость миру, культуре, людям, высокий уровень самоанализа, исследователь­ской и технологической культуры, а с другой стороны, обуслов­ливается этими качествами.

Остановимся подробнее на технологической культуре педагога. Среди современных технологий, реализующих антропологиче­скую направленность педагогического мировоззрения, на первый план выходят следующие:

умение создавать возможности для осознанного, свободного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов сво­их действий;



владение методами организации групповой деятельности, в том числе демократическими процедурами принятия решений, спо­собами делегирования определенных воспитательных функций детям, введения традиций смены организационных лидеров, со­вместного планирования, коллективной рефлексии в воспитатель­ном сообществе и др.;

повышение доли игры в воспитании, оптимальное ее исполь­зование, умение занять игровую позиции во взаимодействии с детьми;

насыщение воспитательного пространства импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;

создание и поддержание атмосферы взаимного уважения, вза­имной терпимости, принятия друг друга, атмосферы доверитель­ного общения и открытости (критике, чужому опыту, нововведе­ниям);

интеграция разнообразных педагогических позиций: защитни­ка, опекуна, старшего друга, консультанта, эксперта, исповед­ника, исследователя и др. (А. В. Мудрик);

овладение логикой сотрудничества: движения от совместных (взрослого и ребенка) актов поведения к самостоятельному, ав­тономному поведению ребенка;

умение преобразовывать индифферентную для ребенка среду в актуальное и оптимальное пространство его развития;

владение временем как значимым фактором воспитания и са­мовоспитания: осуществление своевременных, адекватных возра­сту педагогических действий; разумная экономия и уплотнение педагогически организованного времени; установление для себя и детей разумного режима труда и отдыха; учет колебания инди­видуальных и коллективных биоритмов;

осуществление педагогической поддержки ребенка (О. С. Газман, И. Ю. Шустова, С. М. Юсфин) в процессе осознания им своих потребностей и интересов, овладения способами самоанализа, целеполагания, планирования жизни, а также продуктивного ре­шения внутриличностных конфликтов, проблемных ситуаций в социуме.

Итак, воспитание — это специфически человеческий способ бы­тия и специальная человеческая деятельность, суть которой — ду­ховное взаимодействие людей друг с другом в целях самосовершен­ствования. Потребность и способность к воспитанию врождены человеку и изменяются с возрастом. Эффективность воспитатель­ного процесса зависит и от социокулътурной ситуации, и от антро­пологического мировоззрения и педагогического (технологического) мастерства взрослых, и от желания и возможности ребенка быть воспитанным.

По мере развития человечества воспитание становится все бо­лее антропологически ориентированным, антропологические ос­нования воспитания все более укрепляются.

 

Вопросы и задания

1. Почему воспитание осуществляется только человеком?

2. Как изменяется способность воспитываться в течение жизни?

3. Назовите основные противоречия воспитания.

4. В чем состоят различия воспитания в широком, среднем и узком смысле слова?

5. Каковы основные особенности воспитания как специальной дея­тельности?

6. Охарактеризуйте антропологически безупречные педагогические концепции.

7. Проанализируйте составляющие антропологического мировоззре­ния педагога.

8. Какие педагогические технологии наиболее продуктивны с точки зрения педагогической антропологии?

 

Литература для самостоятельного изучения

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

Библер В. С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. — 1988.-№ И.

Бим-Бад Б. М, Антропологические основания теории и практики об­разования. — М., 1994.

Блага К., Шебен М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. — М., 1991.

Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентиро­ванного образования // Педагогика. — 1977. — № 4.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.

Глассар У. Школа без неудачников. — М., 1991.

Гузеев В. В. Образовательная технология: От приема до философии. — М., 1996.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. — М., 1998.

Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. — М., 1982.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание! — М., 1996.

Кларии М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. — 1998. — № 1.

Колесникоеа И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. — № 6.

Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М., 1979.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге, — М., 1989.

Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: Проблемы и возможно­сти // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1999.

Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989.

Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной моно-Яйфии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М-,

^Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в «йпязовательном процессе. — М., 2000.

Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитаниями саморазвития личности //Психологический журнал. - 19У2. - 1. 13.

№ ^Суворов А. В. Обучение и воспитание слепоглухонемых детей // Совет­ская педагогика. - 1990. - № 3.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.