Раздел 3. Отрасли психофизиологии I. Организационно-методический раздел 1.1. Цель курса: Подготовка студентов по курсу «Психофизиология» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО ОПД.Ф.18». Основная цель дисциплины – формирование знаний по психофизиологии, выступающей как естественнонаучная база современной психологии, в различных ее аспектах и направлениях, а также получение навыков и умений использования данных знаний в различных отраслях профессиональной практики. 1.2. Задачи курса: В задачи дисциплины входит:освоение студентами представлений о основных методологических положениях системного подхода применительно к вопросам структурно-функциональной организации мозга, о содержательных связях между психикой и мозгом, природной и социальной средой, а также усвоения основных экспериментальных подходов к изучению физиологии психических процессов и состояний. 1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы: Данный курс является обязательной частью естественно-научного комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) с высшим образованием в программе подготовки студентов психологического факультета по специальности/ направлению подготовки – возрастная психология и физиология, общая психология, социальная психология. Дисциплина «Психофизиология» изучается на 3 курсе (6 (шестой) семестр). 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса: Критерием успешного освоения программы курса является: - умение применять и использовать психофизиологические системно-научные и информационные представления; - усвоение сущности и содержания психофизиологических понятий; - знание современных методов, теоретических и концептуальных подходов в психофизиологии, II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2.1. Разделы курса: 1. Введение, 2. Основная часть 3. Отрасли психофизиологии. 2.2. Темы и содержание занятий Раздел 1. Введение. Тема 1. История и методология психофизиологии. Психофизиология как наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний. Стратегия исследований в психофизиологии; психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки; методологические аспекты исследования взаимоотношений. Психофизиологическая проблема. Тема 2. Методы психофизиологии. Методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии; связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании; методы многомерного анализа в психофизиологии; психофизические методы в психофизиологии; методы спектрального анализа биоэлектрической активности мозга в психофизиологии; - локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с использованием методов дипольного моделирования в психофизиологическом исследовании; методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток; методы совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга; компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента; методы исследования нейронной активности в психофизиологии. Раздел 2. Основная часть Тема 3. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов. Исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах; "перцептивные пространства" и их использование в психофизиологии для интеграции данных нейрофизиологии и психологии; психофизиология целостного восприятия ("гештальт-психофизиология"); механизмы константности восприятия; психофизиология категоризации в процессах восприятия; механизмы взаимодействия перцептивных систем; механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм в процессах восприятия; механизмы формирования сенсорных и перцептивных систем в онтогенезе, роль активирующих систем. Тема 4. Функциональные состояния человека, эмоции и стресс. Механизмы функциональных состояний человека; механизмы ритмической активности мозга; психофизиология сна; психофизиология эмоциональных состояний. Пространство восприятия эмоциональных выражений; механизмы выражения (экспрессии) эмоций; психофизиология стресса. Тема 5. Когнитивная психофизиология. Механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций; механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений механизмы произвольного внимания; внимание и модулирующие системы мозга; психофизиология памяти; механизмы рабочей памяти; механизмы декларативной и процедурной памяти; нейронные механизмы памяти; механизмы речи, развитие речи; межполушарная асимметрия и речь; механизмы мышления и творческих процессов; мышление и функциональная асимметрия мозга; половые различия и интеллект; механизмы вербального и невербального интеллекта. Тема 6. Системная психофизиология. Теория функциональных систем; механизмы системной детерминации активности нейрона; системогенез; проекция индивидуального опыта на структуры мозга в норме и патологии. Тема 7. Психофизиология развития и обучения. Механизмы формирования навыков; нейронные механизмы пластичности; участие генома в механизмах пластичности; механизмы формирования способностей; связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний; психофизиология процессов развития и старения; депривация и развитие; обогащенная среда и нейрогенез; системная психофизиология научения. Тема 8.Физиологические основы осознаваемых и не осознаваемых форм психического отражения. Сознание: психофизиологические парадигмы исследования; нейронные механизмы сознания; сознание и модулирующие системы мозга; механизмы сознания и внимание; механизмы сознания и память; сознание и межполушарная асимметрия мозга; осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга; механизмы сознания и установка. Тема 9. Психофизиологические механизмы движения. Механизмы инициации движения; механизмы управления движением; механизмы программирования и коррекции движений; механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления; механизмы движений глаз; функции движений глаз в процессах восприятия; нейронные механизмы организации поведения. Раздел 3. Отрасли психофизиологии Тема 10. Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология). Физиологические основы индивидуальных различий; механизмы соотношения общих свойств нервной системы и целостные характеристики индивидуальности; природа способностей; психофизиология темперамента; психофизиология характера; генетические основы индивидуальных различий; механизмы формирования индивидуальных различий; биохимические основы индивидуальных различий; паттерны электроэнцефалографии и личностные особенности человека. Тема 11. Психофизиология общения. Биологические основы социального поведения (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального поведения (агрессия) человека; психофизиологический статус лидера и подчиненного; механизмы вербальной и невербальной форм коммуникаций; психофизиологические аспекты искусства; психофизиология восприятия лица. Тема 12. Прикладная психофизиология. Эргономическая психофизиология; психофизиология профотбора и профпригодности; психофизиология работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности; психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности; диагностика функциональных состояний; механизмы формирования наркотической зависимости; психофизиология взаимодействия "человек – компьютер"; психофизиологическая диагностика тревожности, стрессоустойчивости и выявление групп риска; психофизиологическая оценка эмоционального воздействия рекламы; психофизиология в системе компьютерного обучения; детекция скрываемых знаний; коррекция функциональных состояний, биологическая обратная связь; психофизиологическая экспертиза биологически активных соединений. |