МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

III.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению





 

Методика оргдиалога, разработанная А.Г. Ривиным в 1918 г., обрела свое второе рождение в коллективном способе обучения (В. К. Дьяченко). Ее первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов и их качественное усвоение студентами. Эта технология и ее современная модификация превращают обучаемого из пассивного слушателя в субъект учения, который высказывает свое мнение, реферирует текст, мыслит и обучает других. Методика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим (1–3 страницы) и которые объединены общей темой. Работа с психологической научно-популярной литературой, необходимая для старшеклассников, часто кажется им довольно тяжелым и скучным занятием. С помощью коллективного способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную деятельность в группе.

Так, при обучении общению можно использовать книгу Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Текст книги носит научно-популярный характер, хорошо структурирован, объединен тематически и содержит резюме по каждой теме в виде правил общения. На каждое правило предлагается отдельная статья. Для работы класс разбивается на микрогруппы по 3 – 4 человека, в которых каждый получает свой текст на конкретное правило. На втором этапе в микрогруппы приглашаются учащиеся с одинаковыми текстами. При работе над текстом решаются следующие задачи: научиться понимать и структурировать текст, самостоятельно работать с психологической литературой; активно овладевать изучаемым материалом (через позицию обучающего и говорящего); перейти в обучении от монолога к диалогу и полилогу; научиться извлекать максимум информации от беседы с другим, слушать и понимать другого, коллективно работать; получить навыки интеллектуального общения, активного слушания и понимания другого. Сопутствующие эффекты: развитие абстрактно-логического мышления, творческого воображения, отработка навыков публичного выступления.

 

АЛГОРИТМ ОРГДИАЛОГА

 

I этап. Индивидуальная работа над текстом в микрогруппах. Формулирование правил общения по тексту.

II этап. Обмен информацией и взаимообучение в микрогруппах. Обсуждение правил общения.

III этап. Коллективная работа над текстом в микрогруппах. Подготовка к защите текста. Формулирование правил общения.

IV этап. Групповая работа. Выступление представителя от группы. Защита правил общения. Обоснование условий и способов их использования в жизненных ситуациях. Сопоставление перечня правил общения, предложенных группой, с авторским вариантом.

V этап. Запись правил в личных дневниках.

Контрольные вопросы

 

1. Какие психологические трудности старшеклассников составляют задачи работы школьного психолога?

2. В каких случаях может использоваться оргдиалог и тренинг личностного роста?

3. Можно ли использовать методику Н.Н. Толстых в новой парадигме профессиональной консультации?

Темы для семинарских занятий

 

1. Старшеклассник как объект психологической помощи.

2. Методика психологической помощи старшеклассникам.

Задания для самостоятельной работы

 

1. Составьте психологический портрет одного из старшеклассников в аспекте психологической помощи.



2. Проведите оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделайте анализ эффективности методики.

3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста.

Литература

 

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1996.

2. Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е. Курс «лидерство» в школе. – Архангельск, 1995.

3. Гордон Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход // Клиентоцентрированная терапия. – М., 1997.

4. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1989.

5. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. – М., 1990.

6. Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 1996.

7. Пряжников И. С. Подростковая профконсультация: В поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. – 1996. – № 1.

8. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999.

9. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1995.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.