функционального состояния ЦНС. Принадлежности опытов: четыре мыши, колбы на 100 и 200 мл, 1% раствор тиопентала натрия, термостат, пробка резиновая для колбы, настойка йода, вата. ОПЫТ 1 Цель опыта: изучить зависимость реактивности организма от функционального состояния центральной нервной системы. Методика опыта. Берут две мыши одинакового веса. Одна из них наркотизируется путем подкожного введения 1% раствора тиопентала натрия в дозе 0,25 мл на 20 г веса мыши. Таким путем изменяем функциональное состояние нервной системы. Обе мыши одновременно помещаются в термостат при температуре 38-400С. Студенты наблюдают за поведением мышей, учитывают продолжительность их жизни. Результаты и их обсуждение. Опыт показывает, что наркоз уменьшает продолжительность жизни мыши при перегревании. Это объясняется тем, что наркоз как и снотворные, применяемые с целью тарапии сном, усиливая охранительное торможение, нередко угнетают и защитные механизмы, в связи с чем патологические реакции могут не только ослабевать, но иногда и усиливаться. В нашем опыте при перегревании у бодрствующей мыши включался ряд защитных реакций – одышка, расширение поверхностных сосудов, усиление потоотделения. У наркотизированной же мыши эти защитные реакции отсутствуют, и она погибает значительно раньше. ОПЫТ 2 Цель опыта: изучить зависимость реактивности организма от функционального состояния центральной нервной системы. Методика опыта. В одну колбу помещают ненаркотизированную мышь (контроль), а в другую – мышь того же веса, но погруженную в глубокий наркотический сон (опыт). Колбы одновременно закрываются пробками. Температура окружающего воздуха – комнатная. Студенты наблюдают за поведением мышей, учитывают продолжительность их жизни и ведут подробный протокол. Результаты их обсуждение. Опыт показывает, что наркоз увеличивает продолжительность жизни мыши при кислородном голодании. Это объясняется тем, что интенсивность окислительных процессов у наркотизированной мыши понижена. Она меньше потребляет кислорода и поэтому дольше живет в герметически закрытом сосуде, чем мышь ненаркотизированная. Второй причиной удлинения сроков жизни наркотизированной мыши может быть ее меньшая чувствительность к недостатку кислорода. По литературным данным известно, что ненаркотизированная мышь погибает при содержании кислорода 7,1%, а наркотизированная – 3,4% кислорода. ТЕМА: Анафилаксия. ОПЫТ 1 Цель опыта: изучение картины анафилактического шока у морской свинки, сенсибилизированой введением лошадиной сыворотки в брюшную полость. Принадлежности опыта: морская свинка, сенсибилизированная лошадиной сывороткой, шприц, ножницы, пинцет, вата, йод, лошадиная сыворотка. Методика опыта. За две недели до опыта морская свинка сенсибилизируется, введением в брюшную полость или подкожно 1мл лошадиной сыворотки. Эта первая доза называется сенсибилизирующей. Для получения шока вторичное введение (разрешающая инъекция) можно производить несколькими путями: в сердце, брюшную полость, подкожно и др. В зависимости от этого картина шока будет различная. Результаты опыта и их обсуждение. Различают 5 основных форм клинического течения анафилактического шока: 1) стертую; 2) легкую; 3) средней тяжести; 4) тяжелую; 5) смертельную. 1. К стертой форме относят случаи, когда шок протекает без нарушений общего состояния со слабо выраженными симптомами: почесывание тела, жевательные движения, чихание, иногда периодическое вздрагивание всего тела. Такое состояние продолжается 3-5 минут. 2. Легкая форма шока: у животного ясно выражено двигательное беспокойство, вздрагивание всего тела, усиленные жевательные движения. Иногда животное сидит 3-5 минут нахохлившись, как бы в состоянии некоторого оглушения, из которого быстро выходит. Эта легкая степень шока продолжается обычно в течение 15-60 минут, иногда затягивается до 2-х часов. 3. Шок средней тяжести: вскоре после введения сыворотки животное впадает в состояние оглушения, которое сменяется двигательным беспокойством, или наоборот. Отмечается подскакивание, иногда тонические судороги шейных мышц, дефекация. В разгар этих явлений животное то и дело меняет позу; то сядет, то ляжет на живот, то встанет и т.д. 4. К тяжелой степени относят случаи, когда у животных те же симптомы, что и при предыдущей форме, но резче выраженные. Длительность от двух до двенадцати часов. 5. При смертельной форме шока различают молниеносное и затяжное течение. При молниеносном течении все явления протекают бурно, быстро. Животное после состояния короткого и резкого возбуждения (или, напротив, глубокого оглушения), сопровождающегося писком, стоном, кашлем, чиханием, падает на бок или спину, у него развиваются общие беспрерывные судороги. Параллельно с этим отмечается дефекация и мочеиспускание. Животное гибнет в течение 3-30 минут. При затяжном течении (растянутый смертельный шок) все эти явления развиваются медленнее, постепенно, по типу течения тяжелого шока, но, как правило, приводят животное к гибели, которая наступает через 8-24 часа. Различные формы клинического течения анафилактического шока зависят от способа введения разрешающей дозы и реактивности организма. ТЕМА: Барьерная роль клеток системы мононуклеарных фагоцитов. ОПЫТ 1 Цель опыта: установить способность клеток системы мононуклеарных фагоцитов поглощать введенное в кровь постороннее вещество. Оборудование и материалы: препаровальная дощечка, глазные ножницы, пинцеты, фарфоровые чашечки, стеклянные палочки, 1% р-р хлорного железа, 5% р-р соляной кислоты, 5% р-р желтой кровяной соли, дистиллированная вода, лягушки, иглы, шприц 2мл, вата. Методика. Лягушку обездвиживают разрушением спинного мозга, помещают на доске брюшком кверху. В области грудной клетки срезают кожу, затем пинцетом приподнимают грудину, удаляют ее ножницами и открывают доступ к сердцу. С последнего снимают перикард и захватив сердце пинцетом (концы которого обворачивают ватой, чтобы излишне не травмировать сердце), вводят шприцем в верхушку сердца 1мл 1% р-ра хлорного железа. Затем закрывают его влажной ватой. Введенное хлорное железо, вследствие своей токсичности, нередко останавливает сердце, но на результат опыта это мало влияет, т.к. для распределения железа по всему организму достаточно нескольких сокращений сердца. Через 5-10 минут лягушку вскрывают, извлекают печень, селезенку, легкое, почки, мозг, вырезают кусочек кожи, кишки, мышц, помещают их в фарфоровую чашечку с дистиллированной водой на 3 минуты для отмывания крови, затем стеклянными палочками осторожно переносят в чашечку с 5% раствором соляной кислоты (на 3 мин). Кусочки, промытые в соляной кислоте, переносят в чашечку с 5% раствором желтой кровяной соли, держат до появления (несколько минут) окрашивания. После этого органы размещают на листе белой бумаги по убывающей степени окраски и отмечают степень окраски плюсами. Сильная окраска - 4, средняя - 3, слабая - 2, едва заметная -1 плюс. Отсутствие окраски - минус. Результаты опыта, их обсуждение. Обычно, наиболее сильно окрашенными оказывается печень, селезенка, легкое, затем другие органы, отсутствует окраска мышц, мозга. Это связано с содержанием клеток РЭС в органах и тканях. Отсутствие окраски мозга и мышц объясняется наличием гемато-энцефалического и гисто-гематического барьеров. Сине-лазурное окрашивание органов обязано образованию берлинской лазури: 4FeCI3 +3К4[Fe(CN)6]3=12КCI+Fe4[Fe(CN)6]3 желтая кровяная соль берлинская лазурь Контрольные вопросы 1. Что такое физиологическая регуляция функций? 2. В чём проявляется регуляция функций при патологии? 3. Что такое этиология? 4. Направления в этиологии (монокаузализм, кондиционализм, конституционализм, научный каузализм). 5. Классификация этиологических факторов. 6. Что такое патогенез? 7. Основные механизмы возникновения и развития заболеваний. 8. Пути распространения болезнетворных факторов по организму. 9. Понятие реактивности и резистентности. 10. Факторы, влияющие на реактивность. 11. Виды реактивности. 12. Что такое аллергия, виды аллергий? 13. Что такое аллергены? 14. Механизм возникновения аллергических реакций. 15. Классификация аллергии. 16. Десенсибилизация, виды десенсибилизации. 17. Анафилактический шок. 18. Специфический и неспецифический иммунитет. 19. Что такое иммунитет? 20. Что такое антигены, их строение? 21. Механизм развития иммунного ответа. 22. Классификация иммунитета. 23. Что такое антитела, классы антител? 24. Аутоиммунные процессы и болезни. Литература 1. Лютинский С.И. Патологическая физиология сельскохозяйственных животных. Москва: Колос, 2001. – 495 с. 2. Зайко Н.Н. Патологическая физиология. Москва: Медпрессинформ, 2002. – 646 с. 3. Адо А.Д., Новицкий В.В. и др. Патологическая физиология. Томск, 1994. – 428 с. 4. Карпуть И.М. Иммунология и иммунопатология болезней молодняка. Минск, 1993. – 285 с. 5. Абрамов С.С., Могиленко А.Ф., Ятусевич А.И. Методические указания по определению естественной резистентности и путях ее повышения у молодняка сельскохозяйственных животных. Витебск, 1989. – 35 с. |