МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Роль наследственности в патологии





Наследственность – это способность организма передавать признаки и свойства в последующие поколения. Носителями наследственной информации являются находящиеся в ядре клеток хромосомы. Наследственная информация может изменяться в результате нарушения в самих хромосомах, а также возможны изменения в генах. Участок хромосомы, ответственный за передачу только одного наследственного признака, называется геном. Изменения в генах называются мутации. Мутации могут быть на пользу организма и во вред. Патологические изменения в генах чаще возникают тогда, когда вредные факторы действуют при созревании половых клеток, при оплодотворении, на ранних стадиях развития зародыша.

Заболевания, возникающие в результате патологических изменений генотипа и передающиеся в последующие поколения называются наследственными. В последующие поколения могут передаваться сформированные заболевания, такие, как ожирение, подагра, болезни суставов конечностей (шпат, наливы, коротконогость), нервной и эндокринной систем.

Инфекционные болезни по наследству не передаются, однако, может передаваться наследственная предрасположенность к какому-либо заболеванию (туберкулёзу, бруцеллёзу).

Болезни, возникающие в период внутриутробного развития плода, при действии на него различных неблагоприятных факторов называются врожденными. Факторы внешней среды, способные вызвать аномалии у развивающегося эмбриона (плода) называются тератогенными.

Причинами врожденных аномалий могут быть: физические факторы (перегревание и переохлаждение, ионизирующие излучения, недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе); химические (лекарственные вещества, ограничивающие рост клеток, снотворные, препараты салициловой кислоты, сульфаниламиды, ряд препаратов, используемых для боорьбы с сорняками и насекомыми); биологические (возбудители ящура, чумы, гриппа, вакцинация беременных животных); механические (перетяжки амниона, травмы плода при падении материнского организма), погрешности в кормлении.

Характер врожденных аномалий чаще всего зависит от того, в какой момент развития плода действуют тератогенные факторы. Больше всего нарушается развитие тех органов, которые начали, но не закончили своё формирование к моменту действия тератогенных факторов.

Врожденные аномалии по наследству не передаются, их можно и нужно предотвратить, создав благоприятные условия для беременных животных и развивающихся плодов.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА: Наблюдение защитных и компенсаторных реакций

Организма.

ОПЫТ 1

Принадлежности опыта: вивисекционный стол, ножницы, пинцеты, вата, аммиак, аппарат для искусственного дыхания, кролик, лигатуры.

Цель опыта: Наблюдение защитных реакций (рефлексов) организма.

Методика опыта и результаты. У кролика подсчитывают дыхание до опыта. Затем к носу (не касаясь его) подносят на несколько секунд вату, смоченную аммиаком. При этом отмечается задержка дыхания (апное) на некоторое время.

Задержка дыхания от действия аммиака на слизистую оболочку дыхательных путей и является защитной реакцией организма на необычный раздражитель.

ТЕМА: Роль внешней среды в этиологии.

ОПЫТ 1

Принадлежности опыта: три широкогорлые колбы, каждая вместимостью около 100 мл; на дно колб кладется немного ваты (0,5 г) для предупреждения намокания наружных покровов мыши мочой. Три пробирки, герметически закрывающие колбы. Три взрослые белые мыши одинакового веса. Химические термометры. Сосуд с теплой водой (+40 - +430С). Сосуд с холодной водой (+3 - +50С). Сосуд со снегом или кусочком льда.

Цель опыта: выяснить роль внешней среды (температуры) при действии кислородной недостаточности (гипоксемии).

Методика опыта. Три белые мыши, каждая весом около 20 г, помещаются в три широкогорлые колбы емкостью примерно 100 мл. Колбы одновременно герметически закрываются пробками. Далее одна из колб на две трети своего объема помещается в сосуд с водой, подогретой до +400С. Вторая колба ставится в холодную воду с температурой +50С. Третья колба оставляется при комнатной температуре +18 –200С. Температура теплой и холодной воды поддерживается на одном уровне во время опыта и контролируется химическими термометрами. Студенты ведут подробные протоколы опыта.

Результаты опыта. При перегревании мышь погибла быстрее, чем при охлаждении и при комнатной температуре. Различно и поведение животных при разных температурах. Перегреваемая мышь проявляет наибольшие признаки возбуждения (резкие движения – двигательное беспокойство, одышка). У охлаждаемой мыши признаки возбуждения наблюдаются только вначале, а потом отсутствуют, животное сидит спокойно, дышит ровно, медленно, глубоко.

Основным патогенным раздражителем является кислородная недостаточность: животное погибает тем быстрее, чем быстрее оно израсходует находящееся в сосуде количество кислорода. Величина же потребления кислорода определяется интенсивностью обменных процессов. Таким образом, первое объяснение результатов этих опытов таково: различие во внешней картине болезни и сроках жизни при перегревании и охлаждении зависит от разной интенсивности обменных процессов в перегретом и охлажденном организмах. При охлаждении мыши интенсивность ее обменных процессов, после некоторого периода повышения, снижается, и данного количества кислорода этой мыши хватает на больший срок, чем той, которая находится при комнатной температуре. В отношении перегреваемой мыши ход рассуждения обратный.

Проверка газового состава воздуха после смерти мышей показывают, что охлаждавшаяся мышь погибает при концентрации кислорода в 3,8%, мышь при комнатной температуре погибает при 7,2% кислорода, а мышь перегревшаяся – при 8,2% кислорода. Как видно, чувствительность к недостатку кислорода у охлажденной мыши наименьшая. Понятно, что эта мышь и жила дольше всех, так как могла дольше расходовать кислород, пока он достиг смертельной для нее концентрации – 3,8%. Наоборот, мышь, перегретая наиболее чувствительна к недостатку кислорода. Поэтому смертельная для нее концентрация кислорода (8,2%) была достигнута скорее и мышь погибла раньше, мышь при комнатной температуре занимает среднее положение.

 

ТЕМА: Основные механизмы возникновения и развития патологических процессов (общий патогенез).

Принадлежности опытов: лягушки, препаровальные дощечки, пинцеты, ножницы, лигатуры, адреналин 1:1000, булавки, вата, шприцы, иглы.

ОПЫТ 1

Цель опыта: изучить рефлекторный механизм действия болезнетворных (чрезвычайных) факторов на организм.

Методика. Лягушку фиксируют на препаровальной доске спиной кверху. В области бедра продольно разрезают кожу, раздвигают мышцы бедра так, чтобы обнажился седалищный нерв (не повредив сосуды). Под седалищный нерв подводят две лигатуры и все бедро (кроме нерва) перевязывают дважды и между лигатурами перерезают.

Лягушку поворачивают брюшком кверху и обнажают сердце. Подсчитывают число сердечных сокращений (за 1 мин) до опыта, затем вводят шприцем в икроножную мышцу 0,2-0,3 мл адреналина 1:1000. Снова считают число сокращений сердца через 1-3-5 после введения адреналина.

Результаты опыта. Изменение работы сердца после введения адреналина в икроножную мышцу является результатом действия его на рецепторы этой мышцы. По рефлекторной дуге влияние передается на сердце - рефлекторный механизм действия.

ОПЫТ 2

Цель опыта: изучить механизм центрогенного (автоматического) действия болезнетворных факторов на организм.

Методика опыта. Лягушку децеребрируют путем обрезания верхней челюсти за глазами. Обнажают сердце, подсчитывают число сокращений сердца за 1 мин. Затем на обнаженный мозг наносят 1-2 капли адреналина 1:1000 и снова подсчитывают число сердечных сокращений через 1-2-3 минуты.

Результаты опыта: изменение работы сердца, после нанесения адреналина на мозг, указывает на действие адреналина по центрогенному механизму.

ОПЫТ 3

Цель опыта: изучить механизм прямого (непосредственного) действия (болезнетворных) факторов.

Методика. Лягушку обездвиживают путем разрушения спинного мозга, фиксируют на препаровальной доске спиною книзу, обнажают сердце, вырезают его и помещают в фарфоровую чашку с 2-3 каплями р-ра Рингера для хладнокровных. Подсчитывают число сокращений сердца за 1 мин до опыта, наносят 1-2 капли адреналина на сердце и считают число сокращений через 1-3-5 мин.

Результаты опыта. Изменение числа сердечных сокращений является результатом прямого (непосредственного) действия адреналина на сердце.

ТЕМА: Реактивность организма в зависимости от





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.