МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию





Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы

Студенты, придя на практическое занятие, должны предварительно подготовиться по рекомендованной учебной литературе (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение, литература), а также используя материалы лекции, прочитанной по расписанию.

Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию

В первую очередь студентам следует последовательно изучить общий план организации нервной ткани, затем подробно изучить строение и функции всех компонентов нервной ткани в следующей последовательности:

§ Развитие нейроглии, основные функции, классификация. Законспектировать ключевые моменты развития в рабочих тетрадях и подчеркнуть особенности глии центральной (макро-, микроглия) и периферической нервной системы (мантийные глиоциты, нейролеммоциты).

§ Изучить особенности строения и дифференцировки глиобластов.

§ Обратить особое внимание на микроскопическое устройство астроглии, олигодендроглии, микроглии, обратив внимание на строение глии периферической нервной системы – шванновские клетки. Зарисовать в альбоме.

§ Рассмотреть процессы дегенерации и регенерации нейроглии при повреждении.

Задачи на предстоящее занятие: студент должен быть подготовлен к занятию по теоретическому блоку (используя основную и дополнительную учебную литературу, а также конспективные материалы лекции по данной теме) для собеседования с преподавателем, написания программированного контроля и дальнейшего усвоения практического блока (микроскопирование и зарисовка гистологических микропрепаратов нейроглии). С собой на занятии необходимо иметь рабочую тетрадь, лекционный конспект, альбом, карандаши.

Вопросы и задачи для самоконтроля знаний

§ Дайте определение нейроглии.

§ Дайте классификацию нейроглии.

§ Охарактеризуйте виды, строение и функции микроглии.

§ Охарактеризуйте морфологию, виды, функции астроглии.

§ Дайте характеристику эпендимной глии: локализация, особенности, морфология клеток, функции эпендимы.

§ Охарактеризуйте морфологию олигодендроглии и периферической нейроглии, укажите локализацию и функции.

§ Дайте определение клеткам-сателлитам.

§ Охарактеризуйте процесс трансплантации глии.

V. Учебные материалы

ОПИСАНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ

1. Нейроглия (демонстрационный). Импрегнация нитратом серебра по методу Гольджи.

При слабом увеличении на стезе заметны черные «жучки» - это ядросодержащие участки астроглиальной сети, называемые астроцитами. Ядросодержащие участки астроглии – астроциты – имеют ид черных звездчатых телец, внутри которых нечетко видны ядра астроглии. От клеток отходят множественные отростки – тонкие и длинные – отростки волокнистых. астроцитов, коротки и толстые – отростки протоплазматических астроцитов. В мозговой ткани видны капилляры, с которыми астроциты связаны отростками, представляющими собой сосудистые ножки и образующие булавовидные расщирения, соприкасающиеся со стенкой капилляров.

Необходимо найти участки капилляров, вокруг которых хорошо видны отростки астроцитов, внимательно рассмотреть их при большом увеличении и зарисовать эту часть среза.



 

ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ

Рис. 1. Взаимодействие нейронов и клеток нейроглии.

 

 
 


Рис. 2. Клетка микроглии.

Рис. 3. Взаимодействие нейронов, ковеносных сосудов и клеток астроглии.

Рис. 4. Взаимодействие нейронов с олигодендроцитами. Клетка микроглии.

МИКРОФОТОГРАФИИ

 
 


Рис. 1. Эпендимоциты в желудочках головного мозга (Я – эпендимоцитов; стрелками указаны отростки эпендимных клеток). Окраска гематоксилин-эозин. Увел. 600

Рис. 2. Астроциты (astr) и олигодендроциты (oligo). На микрофотографии виден апоптоз (а) глиоцита. Окраска толуидиновой синью. Увел. 600

 
 


Рис. 3. Астроглия: волокнистые астроциты, отростки которых контактируют с капиллярами (указаны стрелками). Импрегнация азотнокислым серебром. Увел. 600

Рис. 4. Микроглия. Импрегнация азотнокислым серебром. Увел. 900

 
 


А - гипертрофия и пролиферация астроцитов (тучные клетки Ниссля) в I слое коры средней лобной извилины. Окраска по Нисслю. Увел. 400

 

 

Б - разрежение слоя клеток-зерен, в котором имеется пролиферация астроцитов с крупными светлыми ядрами (указаны стрелками). Окраска гематоксилином и эозином. Увел. 1000

 

 

Рис. 5. Патологические изменения астроцитов.

Рис. 6. Реактивно измененные астроциты. Положительная ИГХ реакция с антителами к активированному фактору транскрипции NF-kB, который выявляется уже через 1 час после травмы и сохраняется до 1 год после. Увел. 750

Рис. 7. Посттравматический глио-мезодермальный рубец или реактивный глиоз (составлен из густого сплетения глиальных волокон и гипертро­фированных астроцитов), в его петлях нахо­дятся макрофаги. Окраска по Масону. Увел. 200

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. На схеме представлены клетки нейроглии:

а - цилиндрической формы, имеющие на апикальной поверхности реснички;

б - мелкие с многочисленными отростками.

К какому типу глиоцитов относятся эти клетки?

Ответ: а – эпендимоциты, б – астроциты.

 

2. На препарате спинного мозга представлены два вида глиоцитов с многочисленными отростками. Первый вид глиоцитов: клетки имеют множество сильно разветвляющихся отростков, локализованы в сером веществе. Второй вид: имеют длинные слабоветвящиеся отростки, располагаются в белом веществе спинного мозга. К какому типу относятся глиоциты?

Ответ: Первые - к протоплазматическим астроцитам, вторые - к волокнистым

астроцитам.

 

3. На схеме представлены два вида глиоцитов. Первый вид глиоцитов имеет многочисленные отростки, второй – 2-3 коротких ветвящихся отростка. Клетки способны к амебовидному движению. К какому типу относятся глиоциты?

Ответ: Первые - к астроцитам, вторые - к глиальным макрофагам.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ

1. Укажите источник развития клеток макроглии:

1. кожная эктодерма

2. нейроэктодерма

3. мезенхима

4. хорда

5. энтодерма

Ответ: 2

2. Как называются клетки нейроглии, способные к активному движению и фагоцитозу:

1. протоплазматические астроциты

2. волокнистые астроциты

3. леммоциты

4. микроглиоциты

5. эпендимоциты

Ответ: 4

3. Какие клетки глии выстилают желудочки головного мозга и спинномозговой канал?

1. протоплазматические астроциты

2. волокнистые астроциты

3. эпендимоциты

4. леммоциты

5. микроглиоциты

Ответ: 3

4. Укажите клетки глии, которые обеспечивают процесс регенерации нервных волокон:

1. эпендимоциты

2. волокнистые астроциты

3. протоплазматические астроциты

4. леммоциты

5. все выше перечисленные

Ответ: 4

5. Укажите источник развития клеток микроглии:

1. кожная эктодерма

2. нейроэктодерма

3. мезенхима

4. сомиты

5. энтодерма

Ответ: 2

6. Укажите клетки нейроглии, окружающие тело нейрона и выполняющие защитную и трофическую функции:

1. протоплазматические астроциты

2. волокнистые астроциты

3. леммоциты

4. мантийные глиоциты

5. эпендимоциты

Ответ: 4

7. Укажите клетки нейроглии, принимающие участие в создании гематоэнцефалического барьера и выполняющие опорную функцию в центральных органах нервной системы:

1. астроциты

2. мантийные глиоциты

3. леммоциты

4. микроглиоциты

5. эпендимоциты

Ответ: 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Трансплантация глиальных клеток

За последние годы выполнены многочисленные работы по трансплантации клеток глии. Трансплантация глиальных клеток в ЦНС представляет собой экспериментальную модель, позволяющую исследовать взаимодействие между глиальными клет­ками ЦНС, шванновскими клетками и аксонами в ходе развития и после различных повреждений, а также при демиелинизирующих заболеваниях.

Трансплантация астроцитов

Изолированная трансплантация астроцитов производится из-за тормозящего действия олигодендроцитов на рост (регене­рацию) аксонов. Аллотрансплантированные очищенные незрелые крысиные астроциты контактируют с кровеносными сосу­дами и подавляют образование глиальных рубцов, которые тормозят отрастание аксонов. В спинном мозге незрелые астроциты мигрируют билатерально на расстояние 55 мм со скоростью 0,72 мм/день. Зрелые астроциты имеют скорость перемещения в 2 раза мень­шую, чем незрелые, и не препятствуют образованию рубца.

Трансплантация олигодендроцитов

Олигодендроциты мыши, трансплантированные в повреж­денную область белого вещества спинного мозга крыс способны ремиелинизировать поврежденные аксоны.

Миелинобразующая способность (выживание, миграция и плотность миелинизации) олигодендроцитов зависит от возраста клеток и выше у олигодендроцитов, находящихся на самой ранней стадии дифференцировки.

При трансплантации глиальных клеток обнаружено, что олигодендроциты и астроциты взрослых животных могут во­зобновлять миграционную активность при пересадке в мозг бо­лее молодых животных. Пересаженные олигодендроциты спо­собны устранять острые очаги демиелинизации даже у взрослых животных.

Трансплантация участков спин­ного мозга 15-18-суточных эмбрионов крыс в спинной мозг крыс с мутацией, обусловливающей дефицит миелина, приводит к появлению кластеров миелинизированных волокон.

Обнаружено, что, благодаря значительной пластичности попу­ляции глиальных клеток у грызунов, олигодендроциты трансплантированные от взрослых животных в мозг более молодых, восстанавливают острые очаги демиелинизации через 15-20 суток.

При пересадке линий олигодендроцитов на разных стадиях их созревания в мозг новорожденных мышей и исследовании их способности переживать, размножаться и мигрировать, установлено, что каждая линия клеток мигрировала к различ­ным областям мозга, что, очевидно, связано с тем, что олигодендроциты на определенных стадиях развития обладают раз­личными наборами поверхностных молекул и рецепторов, спо­собны отвечать на разные стимулы, существующие в мозге но­ворожденной мыши.

Трансплантация глиальных клеток является мощным инст­рументом в изучении их биологии. Олигодендроциты обладают лучшими ремиелинизирующими свойствами на ранних стадиях своего развития. Предшествующее культиви­рование клеток и их обработка фактором роста перед трансплантацией расширяют возможности трансплантации.

В самое последнее время установлено, что мозг взрослого животного и человека сохраняет потенциал миелинизации бла­годаря наличию в нем небольшого числа стволовых клеток.

Микроглия

Иммунная система мозга представлена 2 типами микроглиальных клеток: периваскулярными неразветвленными микроглиоцитами, заключенными в базальную мембрану, и разветв­ленными паренхиматозными микроглиоцитами. Разветвленная микроглия обладает высокоэффективной и неспецифической системой пиноцитоза, выполняющей функцию очистки жидко­сти в интерстициальных пространствах мозговой ткани, что по­зволяет ей активно вмешиваться во все процессы, происходящие на территории мозга.

Отростки микроглиальных клеток внедряются между астроцитарными ножками пограничной глии в 4,0-13,0% микрососу­дов мозга.

Под действием цитокинов, трофических факторов из астроцитов и факторов, влияющих на макрофаги, микроглия может обратимо трансформироваться в амебоидную (активированная), палочковидную (пролиферирующая) и разветвленную (покоящаяся) формы. Трансформацию амебоидной микроглии в раз­ветвленную представляют следующим образом: миграция мо­ноцита из кровеносного русла в пренатальном и раннем постнатальном периоде —> митоз —> разветвленная микроглия к 3-ей неделе после рождения.

 

 

Старший преподаватель кафедры

гистологии, эмбриологии и цитологии,

канд. мед. наук Мустафина Л.Р.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.