МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

III.Учебно-материальное обеспечение





Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

 

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2012 г   Заведующий кафедрой д-р мед. наук, профессор Логвинов С.В.

 

 

Для студентов I курса лечебного и педиатрического факультетов

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов на практическое занятие по учебной дисциплине

«Репаративная неврология с нейротранспланталогией»

 

на тему:

«Нейроглия: классификация, источники развития, структурно-функциональная характеристика, обновление, реактивность, репарация, культивирование, трансплантация»

 

Составитель:

канд. мед. наук,

ст. преподаватель

Мустафина Л.Р.

 

 

Томск – 2012 г.


I. Учебные цели

Изучить микроскопическое и ультраструктурное строение клеток нейроглии, а также их происхождение и закономерности развития согласно рабочей программе по репаративной неврологии с нейротрансплантологией по специальности 060101 «лечебное дело» и «Педиатрия» Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства здравоохранения и социального развития. В связи с освоением специальностей «лечебное дело», «педиатрия» и предстоящей профессиональной деятельностью врача в ходе практического занятия студентам необходимо систематизировать знания общей и частной гистологии, углубить знания, касающиеся цито- и гистофизиологических характеристик нейроглиальных клеток. Студент должен уметь идентифицировать на микроскопическом уровне отдельные клетки нейроглии; знать возрастные и функциональные изменения нейроглиальной ткани; что необходимо для использования в дальнейшем обучении и будущей врачебной практике.

После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должениметь представление о многоуровневом принципе строения организма, взаимоотношениях нейроглии с нейронами, эндокринной, иммунной и кровеносной системами; о связях структур и функций органов для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения. Осваивая современные методы гистологического изучения биопсийного и аутопсийного материала, сканирующей и трансмиссионной электронной микроскопии, авторадиографии, качественной и количественной морфометрии, иммуногистохимических методов, автоматической обработке структур, цито- и гистохимических методик выявления биологически активных веществ в органах и тканях, обучающиеся должны идентифицировать и уметь описать клетки нейроглии.

Знать общие закономерности, присущие клеточному уровню организации нейроглиальной ткани; принципы развития и взаимодействия клеток нейроглии; светооптическое и ультраструктурное строение нейроглиальных клеток для последующего изучения сущности их изменений при болезнях и лечении; возрастные, функциональные изменения нейроглии и ее структурных элементов; основную медицинскую международную гистологическую терминологию.

Уметь использовать данные о микроскопическом строении и развитии нервных клеток для дальнейшего понимания структурных изменений при патологии и лечении, а также при изучении клинических дисциплин «психиатрия» и «неврология».



Иметь навык микроскопирования, описания и зарисовки гистологических препаратов нейроглиальных клеток; чтения гистологических микрофотографий, схем и рисунков, соответствующих указанным препаратам, а также электронных микрофотографий; пользования научной литературой и написания рефератов по данной теме.

II.Учебные вопросы

1. Глия, классификация, источники развития. Структурно-функциональная характеристика эпендимоцитов, астроглии и олигодендроглии.

2. Шванновские клетки, их роль в миелинизации.

3. Строение и функция микроглии. Мультипотентный глиальный элемент.

4. Обновление нейроглии. Прогрессивно- пролиферативные и регрессивные глиальные реакции. Изменения глии при некоторых патологиях.

III.Учебно-материальное обеспечение

Литература:

А) Обязательная

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. - 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

2. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бойчук, Р.Р. Исламов, С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. - М.: МИА, 2002. - с.

4. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю.И. Афанасьев, Л.П. Бобова, В.Л. Горячкина и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, А.Н. Яцковского. - М.: Медицина, 1999.- 328 с.

Б) Дополнительная

1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э.Г. Улумбеков и др. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.

2. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.В. Логвинов, В.П. Костюченко, А.В. Герасимов. - Томск: СГМУ, 2000.- 130 с.

3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С.Л. Кузнецов и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

4. Кузнецов С.Л., Пугачев М.К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: учебное пособие. - М.: Медицинское информационное агентство, 2004. - 432 с.

Материальное обеспечение:

а) Таблицы:

- глиоциты (№ 180)

б) Схемы:

- взаимодействие нейронов и клеток нейроглии

- клетка микроглии

- взаимодействие нейронов, кровеносных сосудов и клеток астроглии

- взаимодействие нейронов с олигодендроцитами

в) Микропрепараты:

- Нейроглия (демонстрационный). Импрегнация нитратом серебра по методу Гольджи.

г) Микрофотографии:

- Эпендимоциты в желудочках головного мозга. Окраска гематоксилин-эозин.

- Астроциты и олигодендроциты. Окраска толуидиновой синью.

- Астроглия. Импрегнация азотнокислым серебром.

- Микроглия. Импрегнация азотнокислым серебром.

- Патологические изменения астроцитов. Окраска по Нисллю, гематоксилин-эозин.

- Реактивно измененные астроциты. Положительная ИГХ реакция с антителами к активированному фактору транскрипции NF-kB.

- Посттравматический глио-мезодермальный рубец или реактивный глиоз. Окраска по Масону.

д) Технические средства обучения:

- микроскопы, компьютеры.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.