МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 2. Классификация психодиагностических методик. Тест как основной инструмент психодиагностики





В современной психодиагностике существует несколько классификаций диагностических методик.

1. По степени формализации можно выделить высокоформализованные (тесты) и малоформализованные (например, беседа, наблюдение) методики. Выделение данных довольно условно; все существующие методики можно представить в виде континуума по степени формализации. Минимально формализованной в данном континууме будет выступать клиническая беседа, максимально – тесты интеллекта.

2. По подходам к интерпретации результатов можно также выделить две группы методик: номотетические и идеографические. Номотетический подход предполагает интерпретацию индивидуальных результатов исходя из представлений о средней выраженности диагностируемого признака в популяции. При идеографическом подходе акцент делается на индивидуальном своеобразии человека, выявлении его уникальности.

3. Технологический подход (С.Розенцвейг, Л.Ф.Бурлачук) является основой большинства современных классификаций и предполагает разделять методики в зависимости от уровня диагностируемого поведения индивида. Согласно данному подходу можно выделить 3 группы методик: 1) Объективные – измерение осуществляется на основании результативности и способа выполнения заданий в диагностической ситуации (когнитивные тесты); 2) Субъективные – измерение осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о самом себе (опросники); 3) Проективные – измерение осуществляется на основании анализа взаимодействия с внешне нейтральным стимулом. Внутри каждой группы возможна своя, более детализированная классификация.

4. Необходимо упомянуть о существовании ряда дополнительных классификаций (см. подробнее в учебнике А.А.Бодалева и В.В.Столина). Различают вербальные и невербальные методики, бланковые и аппаратурные, открытые и профессиональные, с наличием правильного ответа и без такового.

Особая роль в психологической диагностике традиционно отводится тестам. В.Н.Дружинин определяет тест как научно-практический метод психологического измерения, состоящий из конечной серии кратких заданий, направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний.

Необходимо отметить, что рассматривая тест как измерительный инструмент, мы прибегаем к определенному допущению. Как подчеркивает К.М.Гуревич, измерить – значит определить какой-либо мерой величину измеряемого. Для этого необходимо соблюсти, по крайней мере, два условия.

1. Измерительный инструмент должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же, тождественную самой себе меру.

2. То, что измеряется, должно быть тождественно самому себе.

В психодиагностике подобные условия соблюсти крайне сложно. То есть, тест не является измерительным инструментом аналогично инструментам, например, в физике. Тест, выступает скорее инструментом сравнения и определяет последовательность, порядок сравниваемых объектов.

Для понимания психологической сущности тестов можно обратиться к метафоре А.Г.Шмелева, который предполагает рассматривать тест как оружие, дающее преимущество тому, кто его использует для достижения целей. К основным техническим характеристикам тестов необходимо отнести стандартизованность, надежность и валидность.



Тест позволяет измерить свойство количественно. За основу процедуры тестирования принята модель К.Левина: поведение есть функция личности и ситуации. В ситуации диагностики исследователем решается задача – восстановить свойство личности по поведению в ситуации, а точнее, по реакциям испытуемых на пункты теста. Реакции испытуемых формализуются с помощью использования измерительных шкал: дихотомической (пункты теста предполагают ответы «да» или «нет»), порядковой (три и более варианта ответа). Результаты суммируются и получается итоговый («сырой») балл по тесту – оценка, характеризующая испытуемого. Данную оценку считают оценкой «интенсивности» свойства, принимая гипотезу о том, что относительная частота обнаружения свойства прямо пропорциональна «интенсивности» этого свойства, то есть, степени выраженности диагностируемой черты. Для измерения психологических особенностей индивида используется интервальная шкала.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.