Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания Структура модуля: - Осознание этнических стереотипов в жизни участников тренинговой группы - Знакомство с основными понятиями: этническая идентичность, этнические стереотипы, межкультурное взаимодействие, границы межкультурного понимания - Обмен личным опытом переживаний по представленным понятиям. - Знакомство с результатами исследования "Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания" - Погружение в собственный опыт межкультурного общения. Упражнение "Цепочка стереотипов" Цель: Осознание стереотипов межкультурного взаимодействия. Этапы работы: 1. Все участники встают или садятся в кружок. Один из участников садится в центр круга в неудобной позе, например на корточках, и выслушивает эпитеты в адрес той этнической группы, роль которой он выбрал. 2. Комментарии в адрес этнической группы могут заключаться в психологических характеристиках, рассказах, анекдотах, случаях из личного опыта общения, литературных образов и т.п. 3. Роль в центре круга занимают по очереди все участники группы. Каждый из них выполняет новую роль. После того, как каждый участник побывал в роли этнического "меньшинства", происходит обсуждение. Вопросы для обсуждения: 1.Что Вы чувствовали, оказавшись в роли меньшинства? 2.Что Вы чувствовали, оказавшись в роли большинства? 3.Согласны ли Вы со всеми характеристиками, которые прозвучали? 4.Хотелось ли Вам по ходу высказываний возразить в ответ? 5.Хотели бы Вы в реальности оказаться в роли сыгранного народа? 6.Что нового Вы узнали об этом народе сегодня? Дискуссия Цель: Осознание стереотипов. Этапы игры: Опираясь на результаты предыдущего упражнения, происходит обсуждение роли стереотипов в жизни человека. Упражнение "Пословицы и сказки народов мира" Цель: Идентификация с разными культурами. Этапы игры: Участники делятся на микрогруппы и представляют в виде действия пословицу или сказку одного из народов мира. Остальные участники должны угадать, какие качества национального характера были представлены в действиях. Обсуждение игры: 1. Какие черты характера представлены в этих действиях? 2. Отличаются ли пословицы и сказки различных народов? В чем это выражается? 3. Какие особенности национального характера являются наиболее характерными для народов нашей страны, региона? Упражнение "Что бы я сказал" Цель: Проговорить вслух свои собственные стереотипы по восприятию другого народа Этапы игры: Что бы я хотел сказать как русский татарину? Как татарин - русскому? Как россиянин - американцу? Как россиянин - китайцу? и т.д. Все высказывания вывешиваются на общую доску. Групповое обсуждение. Упражнение "Продолжи фразу…". Цель: Осознание собственного отношения к этническому разнообразию. Этапы игры: Предлагается несколько фраз для продолжения. - "Это хорошо, что в мире существует этническое разнообразие, потому что появляется множество возможностей для знакомства с людьми, принадлежащими разным культурам …..." - "Это плохо, что появляется множество возможностей для знакомства с людьми, принадлежащими разным культурам, потому что осознаешь, что твоя культура отличается от других….." - "Это хорошо, что осознаешь, что твоя культура отличается от других, потому, что начинаешь с большим интересом относиться к своей культуре…." - "Это плохо, что начинаешь с большим интересом относиться к своей культуре, потому что это может привести к оценке всего мира через призму своей культуры…" - "Это хорошо, когда оценка всего мира происходит через призму своей культуры, потому что…". Упражнение "Мой герб" Цель: Рассмотреть семейные ценности в формировании этнических установок. Этапы игры: Нарисуйте свой герб, включив в него наиболее важную информацию о Вашей семье, семейных занятиях, истории, достижениях, интересах, талантах, хобби, родине семьи. Упражнение "Я – это ты. Ты – это я" Цель: Осознание собственной идентичности. Этапы игры: Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями. Обсуждение игры: 1.Что легче сделать: рассказать о себе или о других? 2.Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера? 3.Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер? 4.В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность. V модуль |