ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Толерантность / Интолерантность Структура модуля: - Выявление уровней интолерантности. - Погружение в базовую тему тренинга - диалог культур. - Определение толерантности. Упражнение "Вспомните ситуации" Цель: осознать виды интолерантности. Этапы игры: 1. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации, когда вы чувствовали себя ущемлено или обидно. 2. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации, когда вы себя почувствовали некомфортно в связи со своей этнической принадлежностью. 3. В малых группах необходимо выписать проявления интолерантности по отношению к участникам группы в течение их жизни на основе уже предложенных ситуаций (языковая, возрастная, религиозная и т.п.). 4. Формируется сводный список уровней интолерантности. 5. Каждая группа должна выбрать один вид интолерантности и проиллюстрировать его в виде сценки. 6. Остальные должны угадать и проанализировать в чем это проявлялось конкретно (в словах, во взглядах, в насмешках, в жестах и т.п.) Упражнение "Ассоциации толерантности" Цель: выработать определение толерантности. Этапы игры:1. Выработка каждым участником словесных ассоциаций на слово толерантность. 2. Выработка в малых группах образных ассоциаций на слово толерантность. Упражнение "Декларация принципов терпимости" Цель: Осознание собственного восприятия принципов терпимости. Этапы игры: 1. Ознакомление с Декларацией принципов толерантности. 2. В каждую малую группу взять для обработки один фрагмент из "Декларации" для проработки согласия и несогласия с прочитанным и выдвижения собственной версии. 3. Обсуждение полученных результатов. Упражнение «Аукцион». Вэтом упражнении в качестве «ценных предметов» выступают не вещи, а наиболее важные качества, необходимые в процессе эффективного межкультурного взаимодействия. Оно предоставляет каждому участнику возможность для самопознания и самоанализа, помогает осознать степень адекватности или неадекватности собственного представления, даёт возможность повышения самооценки, чувства уверенности в себе, защищённости, получения позитивной обратной связи. Упражнения «Саммит» и «Аэропорт». Цель: снятие психического напряжения, умственного утомления, сохранение, поддержка, повышение работоспособности в группе. В ходе их выполнения происходи! осознание и практическое использование разнообразных невербальных и вербальных средств, принятых и распространённых в различных ситуациях межкультурного взаимодействия, что в определённой степени способствует развитию выразительного поведения, умению понимать других и быть понятым. Игровое задание «Межкультурные маятники».Цель: научить видеть и понимать ситуацию с точки зрения другой культуры; осознать причины непонимания, возникающего с представителями других культур; создать атмосферу креативности и творческой работы, требующей интеллектуальной мобилизации, включённости и заинтересованности, как в процессе самостоятельной, так и групповой работы. Упражнение основано на использовании «культурных ассимиляторов». В результате можно получить важные знания о чужой культуре. Предложенные ситуации описывают наиболее часто встречающийся случай взаимодействия членов двух культур, когда представитель группы «гостей» находит эту ситуацию конфликтной, проблемной в результате её ошибочной, неточной, неадекватной интерпретации. Большинство из предложенных ситуаций являются реальными, которые происходили в процессе межкультурной коммуникации и по тем или иным причинам оказались неопределёнными для тех или иных участников общения. К ним можно отнести следующие ситуации: Турция - тема «Обычаи хозяев»; Европа и Арабские страны - тема «Реклама товара»; Россия - тема «Гостеприимство» и др. Каждому участнику предлагается ситуация и даётся время (15-20 минут) на знакомство с материалом. Каждый участник составляет не менее 4 вариантов ответа на вопрос, обозначенный в ситуации. После этого нужно выбрать один-единственный ответ, который является наиболее приемлемым, с точки зрения участника, и аргументировать его. Заключительная часть упражнения проводится в кругу, где каждый участник обменивается своими впечатлениями. III модуль |