Клинико-физиологический аспект дизартрии Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. 1. корковые отделы головного мозга, которые обеспечивают как более дифференцированную иннервацию[6] речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса[7]. При поражении возникают различные центральные моторные расстройства речи. Дизартрия у детей часто сочетается с другими речевыми расстройствами (моторная алалия, заикание), что связано с тем, что, во-первых, при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще всего имеет более распространенный характер; во-вторых, поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Кроме того, нарушению всего речевого развития при дизартрии способствует и нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений. Очень метко охарактеризовал роль кинестезий[8] в формировании речи Н.И.Жинкин в книге «Механизмы речи» (1958): «кинестезии есть не что иное, как обратная связь, по которой центральное управление осведомляется о том, что выполняется из тех приказов, которые посланы на исполнение». Без этой обратной связи человек не мог бы научиться речи. «Усиление кинестезий ускоряет и облегчает выучку речи». 2. подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также выразительность речи. Мозжечок – отдел головного мозга, расположенный над затылочными долями большого мозга. Подкорковые центры: зрительный бугор, бледный шар, полосатое тело. Поражение этих структур приводит к нарушению мышечного тонуса, усилению отдельных безусловных рефлексов, нарушению просодики – темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности, тембра. Проводящие системыобеспечивают проведение импульсов от коры мозга к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга. Их поражение приводит к: а) повышению мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата; б) усилению безусловных рефлексов; в) появлению рефлексов орального автоматизма[9]; г) избирательному характеру артикуляторных расстройств. 3. структуры периферической нервной системы – периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки), – ядра этих периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга, – ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга, осуществляющие эмоциональные безусловные рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, всхлипывания и др. Поражение названных структур дает картину периферического паралича (пареза). Нервные импульсы не поступают к речевым мышцам. Мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия или атония, наступает арефлексия. Этиология (пренатальная, перинатальная, постнатальная): • асфиксия и родовая травма, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы; реже: • нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем. Патогенез определяется органическим происхождением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Классификация, созданная с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (Правдина О.В.и др.): • корковая • псевдобульбарная • бульбарная • экстрапирамидная (подкорковая) • мозжечковая Классификация, созданная И.И. Панченко с учетом синдромологического подхода (при ДЦП) • спастико-паретическая • спастико-ригидная • гиперкинетическая • атактическая • спастико-атактическая • спастико-гиперкинетическая • спастико-атактико-гипрекинетическая • атактико-гиперкинетическая Дальнейшее изучение дизартрий у детей с ЦП позволило И.И. Панченко объединить ряд форм и на основе синдромологического подхода выделить 5 форм дизартрии: 1. спастико-паретическую 2. спастико-ригидную 3. спастико-гиперкинетическую 4. спастико-атактическую 5. атактико-гиперкинетическую Такой подход указывает на то, что в связи с распространенным поражением мозга у детей с ЦП редко встречаются дизартрии в чистом виде. Чаще дизартрии носят системный характер. Поскольку в основе этой классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов (спастический парез, ригидность, гиперкинез, атаксия и др.), то эта классификация не может быть проведена учителем-логопедом. Нужно обязательно иметь заключение невропатолога о характере двигательного расстройства. Еще одна трудность в ее использовании: неврологическая симптоматика изменяется под влиянием терапии и эволюционной динамики развития, меняются синдромы. При тесной взаимосвязи учителя-логопеда и врача более целесообразным является сочетание обоих подходов к выделению различных форм дизартрии (т.е. проведение классификации с учетом принципа локализации и синдромологического подхода). Например: осложненная форма псевдобульбарной дизартрии, спастико-гиперкинетический или спастико-атактический синдром; подкорковая дизартрия, спастико-паретический синдром. Психолингвистический аспект дизартрии При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: из-за голосовых, артикуляционно-фонетических, просодических нарушений. О.Г. Приходько: При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи При дизартрии просодические нарушения (неправильная расстановка пауз, неправильное выделение отдельных элементов высказывания акцентом, ударением и т.д.) могут вызывать своеобразные семантические нарушения и затруднять коммуникацию. Развернутые высказывания могут быть затруднены не только моторными затруднениями, но и связаны с нарушениями языковых операций, связанных с выбором нужного слова. Причиной тому является нарушение кинестезий, которое приводит к недостаточной упроченности слов: в момент речевого высказывания нарушается вероятность всплывания именно нужного слова: трудности в нахождении нужного слова. За счет общих нарушений мозговой деятельности могут возникать специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей. Это приводит к трудностям формирования общей схемы высказывания, которые усиливаются за счет недостаточного подбора нужных лексических единиц. Если дизартрия сочетается с локальным поражением теменно-затылочных отделов левого полушария, то наблюдается недостаточная сформированность симультанных[10] пространственных процессов. Это затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Проявляется это в затруднениях формирования высказывания и его декодирования (понимания). Психолингвистический аспект дизартрии Классификация, созданная Тардье по степени разборчивости речи для окружающих (у детей с ЦП): 1) Нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка. 2) Нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих. 3) Речь понятна только близким ребенка. 4) Речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка. |