МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Клинико-физиологический аспект дизартрии





Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.

1. корковые отделы головного мозга, которые обеспечивают как более дифференцированную иннервацию[6] речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса[7]. При поражении возникают различные центральные моторные расстройства речи.

Дизартрия у детей часто сочетается с другими речевыми расстройствами (моторная алалия, заикание), что связано с тем, что, во-первых, при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще всего имеет более распространенный характер; во-вторых, поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Кроме того, нарушению всего речевого развития при дизартрии способствует и нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений. Очень метко охарактеризовал роль кинестезий[8] в формировании речи Н.И.Жинкин в книге «Механизмы речи» (1958): «кинестезии есть не что иное, как обратная связь, по которой центральное управление осведомляется о том, что выполняется из тех приказов, которые посланы на исполнение». Без этой обратной связи человек не мог бы научиться речи. «Усиление кинестезий ускоряет и облегчает выучку речи».

2. подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также выразительность речи.

Мозжечок – отдел головного мозга, расположенный над затылочными долями большого мозга. Подкорковые центры: зрительный бугор, бледный шар, полосатое тело. Поражение этих структур приводит к нарушению мышечного тонуса, усилению отдельных безусловных рефлексов, нарушению просодики – темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности, тембра.

Проводящие системыобеспечивают проведение импульсов от коры мозга к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга. Их поражение приводит к:

а) повышению мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата;

б) усилению безусловных рефлексов;

в) появлению рефлексов орального автоматизма[9];

г) избирательному характеру артикуляторных расстройств.

3. структуры периферической нервной системы

периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки),

ядра этих периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга,

ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга, осуществляющие эмоциональные безусловные рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, всхлипывания и др.

Поражение названных структур дает картину периферического паралича (пареза). Нервные импульсы не поступают к речевым мышцам. Мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия или атония, наступает арефлексия.

 

Этиология (пренатальная, перинатальная, постнатальная):

• асфиксия и родовая травма, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы;



реже:

• нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Патогенез определяется органическим происхождением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Классификация, созданная с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (Правдина О.В.и др.):

• корковая

• псевдобульбарная

• бульбарная

• экстрапирамидная (подкорковая)

• мозжечковая

Классификация, созданная И.И. Панченко с учетом синдромологического подхода (при ДЦП)

• спастико-паретическая

• спастико-ригидная

• гиперкинетическая

• атактическая

• спастико-атактическая

• спастико-гиперкинетическая

• спастико-атактико-гипрекинетическая

• атактико-гиперкинетическая

Дальнейшее изучение дизартрий у детей с ЦП позволило И.И. Панченко объединить ряд форм и на основе синдромологического подхода выделить 5 форм дизартрии:


1. спастико-паретическую

2. спастико-ригидную

3. спастико-гиперкинетическую

4. спастико-атактическую

5. атактико-гиперкинетическую


Такой подход указывает на то, что в связи с распространенным поражением мозга у детей с ЦП редко встречаются дизартрии в чистом виде. Чаще дизартрии носят системный характер.

Поскольку в основе этой классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов (спастический парез, ригидность, гиперкинез, атаксия и др.), то эта классификация не может быть проведена учителем-логопедом. Нужно обязательно иметь заключение невропатолога о характере двигательного расстройства.

Еще одна трудность в ее использовании: неврологическая симптоматика изменяется под влиянием терапии и эволюционной динамики развития, меняются синдромы.

При тесной взаимосвязи учителя-логопеда и врача более целесообразным является сочетание обоих подходов к выделению различных форм дизартрии (т.е. проведение классификации с учетом принципа локализации и синдромологического подхода). Например: осложненная форма псевдобульбарной дизартрии, спастико-гиперкинетический или спастико-атактический синдром; подкорковая дизартрия, спастико-паретический синдром.

Психолингвистический аспект дизартрии

При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: из-за голосовых, артикуляционно-фонетических, просодических нарушений.

О.Г. Приходько: При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи

При дизартрии просодические нарушения (неправильная расстановка пауз, неправильное выделение отдельных элементов высказывания акцентом, ударением и т.д.) могут вызывать своеобразные семантические нарушения и затруднять коммуникацию.

Развернутые высказывания могут быть затруднены не только моторными затруднениями, но и связаны с нарушениями языковых операций, связанных с выбором нужного слова. Причиной тому является нарушение кинестезий, которое приводит к недостаточной упроченности слов: в момент речевого высказывания нарушается вероятность всплывания именно нужного слова: трудности в нахождении нужного слова.

За счет общих нарушений мозговой деятельности могут возникать специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей. Это приводит к трудностям формирования общей схемы высказывания, которые усиливаются за счет недостаточного подбора нужных лексических единиц.

Если дизартрия сочетается с локальным поражением теменно-затылочных отделов левого полушария, то наблюдается недостаточная сформированность симультанных[10] пространственных процессов. Это затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Проявляется это в затруднениях формирования высказывания и его декодирования (понимания).

Психолингвистический аспект дизартрии

Классификация, созданная Тардье по степени разборчивости речи для окружающих (у детей с ЦП):

1) Нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

2) Нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

3) Речь понятна только близким ребенка.

4) Речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.