МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Исторический аспект изучения дизартрии





Сущность дизартрии

Дизартрия (диз. + греч. arthroǒ членораздельно произносить) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дефектологический словарь (1970): Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата, чаще всего вследствие псевдобульбарного паралича.

К.П. Беккер, М. Совак: Дизартрия – это нарушение координации речевого процесса, которая является симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы.

И.И. Панченко, Л.А. Щербакова: Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков (искажение звуков) или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи (пропуски, замены звуков).

И.А. Смирнова: Дизартрия – расстройство фонетико-фонематической системы речи, обусловленное органическими поражениями двигательных отделов ЦНС.

Е.Ф. Архипова: Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

А.Н. Корнев: По сложившейся традиции в отечественной неврологии и логопедии термином “дизартрия” обозначают 2 разных состояния: приобретенные нарушения звукопроизношения и аномалия формирования произносительных способностей, обусловленная грубой неполноценностью иннервации артикуляторных органов

Дизартрия ↔ Дизартрия развития (детская дизартрия)

Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова: Термином “дизартрия”обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Эту патологию связывают, главным образом, с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения ЦНС. Дизартрия – обобщенное название группы речевых расстройств, имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой.

МКБ-10: R47.1 – дизартрия, анартрия – (дизартрия, анартрия)

Дизартрия (анартрия) – нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. При тяжелой степени выраженности отмечается полная неподвижность артикуляционной мускулатуры (анартрия).

Ведущий дефект при дизартрии: нарушение звукопроизносительной и просодической[1] сторон речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

При дизартрии наблюдается совокупность синдромов:

1. Специфические нарушения звукопроизношения:

· Наиболее типичным нарушением звукового строя речи является искажение звука.

· Стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления.

· Нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.

2. Нарушения просодики (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи):



· Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций. Голос становится монотонным, мало- или немодулированным.

· Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже ускорении.

· Иногда имеют место нарушения ритма речи (например, скандированность - «рубленая» речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

 

Одной из причин нарушения звукопроизношения является нарушение артикуляционной моторики. Первыйсиндром дизартриисиндром артикуляционных расстройств, который проявляется рядом признаков:

1. Нарушение тонуса[2] артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого неба) по типу спастичности, гипотонии или дистонии.

2. Нарушение артикуляционной моторики, которое является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц – от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений языка и губ.

3. Дискоординационные расстройства, которые проявляются в нарушении точности и соразмеренности артикуляционных движений. Например, движения часто выполняются с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой).

4. Патология реципрокной иннервации (нарушение согласованности деятельности нервных центров). Во многих мышцах языка наряду с волокнами, выполняющими основные движения, имеются антагонистические группы. Совместная работа тех и других обеспечивает точность и дифференцированность движений, которые необходимы для правильного звукопроизношения. Если этой избирательной иннервации не происходит, то нарушается выполнение данного движения и звукопроизношения.

5. Наличие насильственных движений (гиперкинезов) в артикуляционной мускулатуре и оральных синкинезий[3]. Отличие: насильственные движения наблюдаются и в покое, а синкенезии – непроизвольные движения, которые возникают только при произвольных.

6. Нарушение проприоцептивной[4] афферентной (к центру) импульсации от мышц артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией отмечается не только ограничение объема артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.

7. Недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия), которая может быть:

• вторичной за счет нарушения проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата

• первичной в связи с локализацией поражения мозга.

8. При дизартрии могут выявляться рефлексы орального автоматизма – сосательного, хоботкового, поискового. Их наличие затрудняет произвольные ротовые движения.

Второй синдром дизартрии – синдром нарушений речевого дыхания. Нарушения дыхания имеют сложный патогенез:

– паретичность дыхательных мышц,

– изменение их тонуса,

– нарушение их реципрокной координации,

– задержка созревания дыхательной функциональной системы.

В основе – недостаточность центральной регуляции дыхания.

• Недостаточна глубина дыхания.

• Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается.

• Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот.

Нарушения дыхания являются одной из причин нарушения голоса и мелодико-интонационной стороны речи. Для нормального функционирования голосового аппарата необходимо определенное соответствие между напряжением осуществляющих вдох и выдох мышц.

Кроме того, нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.

Наиболее часто отмечается:

• недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий)

• отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, гортанный)

• отсутствие голосовых модуляций.

Нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм.

Таким образом, основные симптомы дизартрии – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, которые определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.

При дизартрии наблюдаются и неречевые симптомы:

• вегетативные расстройства (гиперсаливация, покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи)

• расстройство глотания, сосания, жевания

• повышение глоточного (рвотного) рефлекса

• нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и т.д.

 

Степени дизартрии

Нарушений произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

тяжелая (анартрия), при которой отмечается полная неподвижность артикуляционной мускулатуры;

средней тяжести, или выраженная псевдобульбарная дизартрия, при которой возможна подвижность отдельных мышечных групп и некоторая артикуляция звуков;

легкая или стертая дизартрия (МДР - минимальные дизартрические расстройства), при которой неврологическая симптоматика нерезко выражена, имеются парезы отдельных мышечных групп, сопровождающиеся нечетким звукопроизношением, смазанностью, назализацией.

Анартрия – полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. По тяжести анартрии можно разделить на 3 степени:

– тяжелая – полное отсутствие речи и голоса,

– среднетяжелая – наличие только голосовых реакций,

– легкая – наличие звукослоговой активности.

Распространенность

Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова: Дизартрия – наиболее часто встречающиеся нарушения функционирования речеобразовательной системы.

У детей частота дизартрии, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП (Е.М.Мастюкова, Е.Н.Правдина-Винарская, М.Б.Эйдинова) – 65 – 85 %.

И.И. Панченко: из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60 – 70 %.

Статистические данные Министерства образования РБ: среди всех детей с нарушениями речи дизартрия у 9, 2 %.

 

Исторический аспект изучения дизартрии

• Первые научные описания – 1853 г. – нем. невролог Литтль

• Термин введен в 1879 г. Куссмаулем

• Классификации Фрешельса, Гутцмана, М.С. Маргулиса, Е.Н. Винарской, И.И. Панченко и др.

В одной из первых классификаций речевой патологии (Kussmaul, 1879) все расстройства артикуляции были выделены в отдельную группу и обозначены термином «дизартрия». Но уже в 1888 г. Gowers подразделил дизартрические расстройства речи на центральную (центральная – принадлежащая большому мозгу, лат cerebrum – головной мозг) и бульбарную (бульбарный– лат. bulbus – луковица, относящаяся к продолговатому мозгу) формы. В дальнейшем не раз делались попытки дать более подробные нейроанатомические классификации дизартрий. Фрешельс (1943) выделил 4 формы дизартрии: пирамидную, экстрапирамидную, лобно-понтинную и церебеллярную. В 1911 г. Гутцман определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил 2 ее формы – центральную и периферическую.

Одной из самых подробных классификаций дизартрий по нейроанатомическому принципу дал Peocher (1948 г.), который выделил 12 форм дизартрии: корковая, субкортикальная, педункулярная, псевдобульбарная, бульбарная, церебеллярная, диэнцефальная и др. В дальнейшем ряд авторов считает, что при современном состоянии проблемы не следует идти по выделению большого числа форм дизартрии на основе еще плохо изученных клинико-анатомических корреляций.

Большое внимание на современное понимание дизартрии оказали работы М.С. Маргулиса (1926). Он отграничил дизартрии от моторной афазии и разделил на бульбарную и церебральную формы (подобно Gowers, 1988). Маргулис предложил классификацию церебральных форм дизартрии на основе локализации очага поражения головного мозга, что нашло отражение в неврологической литературе, а затем в учебниках О.В.Правдиной (1969, 1973) – 4 формы: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая); и др. учебниках (5 форм: 4 + мозжечковая).

Большой вклад в изучение дизартрий внесли работы Л.Б. Литвака (1959), Е.Н. Винарской (1965, 1973, 1989 и др.). Е.Н. Винарской впервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых больных (1965). В 1989 г. в работе “Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга” Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов дают семиотику[5] клинических форм дизартрии. Авторы выделяют следующие формы:

бульбарную

псевдобульбарную

пседобульбарную дизартрию и анартрию у детей

экстрапирамидную

мозжечковую

корковую

постцентральную апраксическую

мезенцефальную – диэнцефальную

В работах И.И. Панченко (1972, 1975 – совместно с Л.А. Щербаковой) делается серьезная попытка разобраться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей. Авторы на основе клинико-фонетического анализа произносительных расстройств речи выделяют 8 основных постоянно встречающихся форм дизартрического нарушения речи, т.е. делают первые попытки выделить формы дизартрии на основе синдромологического подхода. В дальнейшем это нашло отражение в практике отечественной логопедии, в учебном пособии под ред. Л.С. Волковой.

В изучение проблемы дизартрии большой вклад также внесли Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, К.А. Семенова, Л.А. Данилова, Е.Ф. Архипова, М.Я. Смуглин, Р.И. Мартынова, И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, О.Г. Приходько и др.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.