МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории





В предыдущей главе от­мечалось, что педагогика возникла и развивается под влиянием по­требности общества в соответствующей подготовке подрастающих поко­лений к жизни и трудовой деятельности. На ее формирование оказыва­ют влияние также политика и идеология общества. Но с течением времени не менее существенное значение в ее развитии приобрета­ют и другие факторы. К ним, в частности, относятся: методология педагогики, ее связь с другими науками о человеке и совершенствование ме­тодов исследования.

Какую же роль в этом процессе выполняет методология педаго­гики? Под методологией науки обычно понимается совокупность тех ис­ходных философских идей, которые лежат в основе исследования природ­ных или общественных явлений и которые решающим образом сказыва­ются на теоретической интерпретации этих явлений.

Долгое время, будучи частью философии, педагогика развива­лась и продолжает развиваться под влиянием двух основных фило­софских концепций. Одна из этих концепций исторически связана с именами древнегреческих философов – Сократа и Платона, счи­тавших, что решающим в развитии человека является якобы его природное предрасположение и что внешние условия играют в его формировании второстепенную роль.

Гераклит, Демокрит и Эпикур придерживались противополож­ного мнения, связывая формирование человека с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни.

Эти два подхода к разработке педагогической теории имели место и в процессе ее дальнейшего развития. Следствием этого явилось то, что в педагогике до сих пор существуют противоречивые и во многом не обоснованные теоретические идеи по вопросам развития человека и воспитания. В то же время многие передовые педагоги (Я.А. Комен-ский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, КД. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.) выдвинули немало глубоких и научно аргументированных идей, которые существенно обогатили теорию обучения и воспита­ния и определили прогрессивное направление ее развития.

Какие же методологические посылки определяют современный подход в разработке теории воспитания и обусловливают ее под­линно научный характер? Детально эти посылки будут раскрывать­ся в последующих главах в ходе освещения теоретических и методи­ческих основ обучения и воспитания. Сейчас же мы обратим внима­ние на важнейшие из них.

Одна из этих методологических посылок состоит в том, что вос­питание, как и другие общественные явления, носит социально-детермини­рованный (от лат. determine) – определяю) характер, т.е. оно обуслов­ливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, национальные особенности народа и т.д. Вот почему в противоположность тем концепциям вос­питания, которые по существу отрывают формирование человека от общества и сводят его к развертыванию заложенных в нем каких-то внутренних потенций, научная педагогика исследует объектив­ные производственно-экономические и социально-политические факторы, влияющие как на воспитательную практику, так и на раз­работку ее теоретических основ. Именно с этих позиций современ­ная педагогика анализирует и оценивает педагогические теории прошлого, а при разработке воспитательных проблем на каждом новом этапе социального развития общества всесторонне исследует его реальные потребности в формировании подрастающих поколе­ний и в соответствии с ними совершенствует воспитательную тео­рию и практику.

Существенное значение для разработки научной теории воспи­тания имеет идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по «соци­альной программе», под влиянием общественной среды, в том числе вос­питания. Это не только стимулирует исследование тех социальных факторов, которые оказывают влияние на развитие человека, но и повышает роль специально организованного воспитания в форми­ровании личности.

Весьма важным для педагогики является положение о том, что, хотя источники развития человека как личности находятся вне его, хотя он развивается по «социальной программе», тем не менее его нельзя представлять себе как пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Научная педагогика исходит из признания опреде­ляющей роли активности самой личности в собственном развитии и фор­мировании, что, естественно, побуждает ученых к поискам способов стимулирования этой активности в процессе воспитания.

Большое значение для разработки педагогической теории имеют также идеи о том, что вместе с совершенствованием, социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает весьма богатыми возможностями, позволя­ющими ему улучшать как свои природные, так и личностные свойст­ва и качества.

Нельзя не отметить и следующего методологического положе­ния. Подлинная наука, отражая объективные законы общественного раз­вития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества. В этом смысле педагогика, разрабатывая вопросы воспитания в соответствии с объективными тенденциями развития общества, служит интересам всех людей, их духовному возвышению, обновлению и совершенствованию обще­ственных отношений.

Указанные методологические положения, которые лежат в осно­ве развития научной педагогики, нисколько не отрицают теорети­ческих идей воспитания, разработанных передовыми представите­лями педагогической мысли прошлого. Они только подчеркивают, каким должен быть ее научный характер, и убедительно свидетель­ствуют о ее гуманистических, общечеловеческих основах.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.