ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории В предыдущей главе отмечалось, что педагогика возникла и развивается под влиянием потребности общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и трудовой деятельности. На ее формирование оказывают влияние также политика и идеология общества. Но с течением времени не менее существенное значение в ее развитии приобретают и другие факторы. К ним, в частности, относятся: методология педагогики, ее связь с другими науками о человеке и совершенствование методов исследования. Какую же роль в этом процессе выполняет методология педагогики? Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений. Долгое время, будучи частью философии, педагогика развивалась и продолжает развиваться под влиянием двух основных философских концепций. Одна из этих концепций исторически связана с именами древнегреческих философов – Сократа и Платона, считавших, что решающим в развитии человека является якобы его природное предрасположение и что внешние условия играют в его формировании второстепенную роль. Гераклит, Демокрит и Эпикур придерживались противоположного мнения, связывая формирование человека с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни. Эти два подхода к разработке педагогической теории имели место и в процессе ее дальнейшего развития. Следствием этого явилось то, что в педагогике до сих пор существуют противоречивые и во многом не обоснованные теоретические идеи по вопросам развития человека и воспитания. В то же время многие передовые педагоги (Я.А. Комен-ский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, КД. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.) выдвинули немало глубоких и научно аргументированных идей, которые существенно обогатили теорию обучения и воспитания и определили прогрессивное направление ее развития. Какие же методологические посылки определяют современный подход в разработке теории воспитания и обусловливают ее подлинно научный характер? Детально эти посылки будут раскрываться в последующих главах в ходе освещения теоретических и методических основ обучения и воспитания. Сейчас же мы обратим внимание на важнейшие из них. Одна из этих методологических посылок состоит в том, что воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный (от лат. determine) – определяю) характер, т.е. оно обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, национальные особенности народа и т.д. Вот почему в противоположность тем концепциям воспитания, которые по существу отрывают формирование человека от общества и сводят его к развертыванию заложенных в нем каких-то внутренних потенций, научная педагогика исследует объективные производственно-экономические и социально-политические факторы, влияющие как на воспитательную практику, так и на разработку ее теоретических основ. Именно с этих позиций современная педагогика анализирует и оценивает педагогические теории прошлого, а при разработке воспитательных проблем на каждом новом этапе социального развития общества всесторонне исследует его реальные потребности в формировании подрастающих поколений и в соответствии с ними совершенствует воспитательную теорию и практику. Существенное значение для разработки научной теории воспитания имеет идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе воспитания. Это не только стимулирует исследование тех социальных факторов, которые оказывают влияние на развитие человека, но и повышает роль специально организованного воспитания в формировании личности. Весьма важным для педагогики является положение о том, что, хотя источники развития человека как личности находятся вне его, хотя он развивается по «социальной программе», тем не менее его нельзя представлять себе как пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании, что, естественно, побуждает ученых к поискам способов стимулирования этой активности в процессе воспитания. Большое значение для разработки педагогической теории имеют также идеи о том, что вместе с совершенствованием, социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает весьма богатыми возможностями, позволяющими ему улучшать как свои природные, так и личностные свойства и качества. Нельзя не отметить и следующего методологического положения. Подлинная наука, отражая объективные законы общественного развития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества. В этом смысле педагогика, разрабатывая вопросы воспитания в соответствии с объективными тенденциями развития общества, служит интересам всех людей, их духовному возвышению, обновлению и совершенствованию общественных отношений. Указанные методологические положения, которые лежат в основе развития научной педагогики, нисколько не отрицают теоретических идей воспитания, разработанных передовыми представителями педагогической мысли прошлого. Они только подчеркивают, каким должен быть ее научный характер, и убедительно свидетельствуют о ее гуманистических, общечеловеческих основах. |