МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Влияние удовольствия, связанного с задачей





 

По мнению Абеле (Abele, 1992), эмоции меняют творческую продуктивность двумя способами: их можно рассматривать как мотивационные или как когнитивные модераторы. Индивид в отрицательном состоянии мотивирован на поиск таких стратегий деятельности, которые могут привести его в нейтральное настроение. Таким образом, повышение гибкости и беглости мышления является своего рода стратегией исправления настроения. В этом случае эмоции выступают в качестве мотивационного модератора. Аналогичным образом Абеле предсказывает, что индукция положительной эмоции будет способствовать креативности, а сама эмоция будет выступать в качестве когнитивного модератора. Испытуемый в хорошем настроении расслаблен, он чувствует себя более свободным и благодаря этому его мышление становится более интуитивным и гибким. Абеле выдвигает также дополнительную гипотезу, согласно которой интерес к задаче опосредует влияние эмоций на творческую продуктивность. Зависимость креативности от стратегии регуляции настроения будет прямо связана со степенью интереса человека к решаемой задаче.

Абеле проверила эти гипотезы в двух экспериментах (Abele, 1992). В первом для варьирования степени интереса к задаче она использовала две методики на дивергентное мышление: традиционное задание на необычное использование предмета и задание на оценку воображаемой ситуации. В задании на необычное использование требовалось назвать «все, что можно сделать с данным предметом», а в качестве предметов были выбраны пустая бутылка и веревка. С точки зрения Абеле, это задание способно вызвать у испытуемых довольно большой интерес, хотя возникающие при ее решении идеи для большинства из них являются эмоционально нейтральными.

Задание на воображаемую ситуацию состоит в том, что надо представить себе, что произойдет при изменении некоторых законов, по которым существует мир. В эксперименте Абеле испытуемые должны были описать «все, что произошло бы, если бы человек мог слышать тайные мысли других людей». Это задание имеет двусмысленный характер и вызывает неприятные мысли. Следовательно, оно не должно было сильно заинтересовать испытуемых. Чтобы проверить гипотезы о регуляции настроения с помощью повышения гибкости и беглости мышления, Абеле привлекла двух экспертов для оценки эмоциональной валентности идей, высказываемых при решении этих двух заданий. Кроме этого, в качестве переменной использовали три варианта индукции эмоций (положительная, отрицательная эмоция, без индукции). В каждом экспериментальном условии (2 задания × 3 варианта индукции эмоции = 6 условий) испытуемые последовательно выполняли несколько заданий на креативность. Результаты показали, что положительное эмоциональное состояние сильно повышало креативность: в целом, независимо от задания, беглость при положительных эмоциях была значимо выше, чем при отрицательных эмоциях или без индукции эмоций. Более того, отрицательное эмоциональное состояние также повышало креативность по сравнению с нейтральным состоянием, но только в заданиях на необычное использование предмета, которые предположительно были приятны для испытуемых. При выполнении этих заданий беглость в целом была выше, чем при выполнении задания на воображаемую ситуацию, которое, предположительно, было менее интересным. Наконец, для менее интересного задания количество отрицательных идей было больше при индукции положительного, чем отрицательного эмоционального состояния.



Абеле пришла к выводу, что положительное эмоциональное состояние эффективно повышает креативность, особенно если задача интересная. Отрицательное эмоциональное состояние будет способствовать повышению креативности только в том случае, когда выполняемая задача вызывает интерес, что позволяет человеку использовать ее для регуляции своего настроения.

Абеле подтвердила эти результаты во втором исследовании, где сравнивала между собой результаты двух заданий на воображаемую ситуацию, одно из которых было потенциально интересным, а другое – нет. Абеле показала, что в положительном эмоциональном состоянии при выполнении любого из этих заданий количество идей превышает аналогичные показатели контрольной группы и группы, члены которой испытывали отрицательные эмоции. Этот эффект выражен тем сильнее, чем приятнее задание. Степень влияния отрицательного эмоционального состояния различалась в зависимости от интереса, проявляемого испытуемым к заданию: в группе с отрицательными эмоциями порождалось больше идей, чем в контрольной группе, если задание вызывало интерес, и меньше идей, если интерес отсутствовал. Далее Абеле сравнила количество положительных, отрицательных и нейтральных идей, порожденных при выполнении каждого задания и в каждом эмоциональном состоянии. Оказалось, что при выполнении интересного задания порождалось больше положительных идей, а при выполнении неинтересного задания – больше отрицательных. Положительное эмоциональное состояние увеличивало количество как положительных, так и отрицательных идей при выполнении каждого задания, тогда как отрицательное эмоциональное состояние увеличивало только количество положительных идей при выполнении интересного задания.

Таким образом, результаты подтвердили выдвинутые Абеле гипотезы: положительное эмоциональное состояние, независимо от интереса к задаче, повышает креативность, приводя к определенному раскрепощению мышления человека. Кроме того, полученные результаты подтверждают предположение о том, что и отрицательное эмоциональное состояние может повышать креативность, поскольку, порождая больше положительных идей, люди корректируют свое настроение.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.