Примерные темы курсовых работ 1. Структура речевого дефекта при дизартрии. 2.Cсимптоматика псевдобульбарной дизартрии. Методы логопедической коррекции. 3.Бульварная форма дизартрии. Методы логопедической коррекции. 4.Причины, механизмы и структура основных форм дизартрии. 5.Методы обследования взрослых больных с псевдобульбарной формой дизартрии. 6.Методы восстановления регуляции мышечного тонуса у больных с дизартрией. 7.Методы восстановления речевых артикуляций у больных с дизартрией. 8.Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей. 9.Соотношение сенсорных, моторных и речевых нарушений при ДЦП. 10.Обследование и организация логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (экзамен) Вопросы к экзамену: 1. Определение дизартрии, этиология данной речевой патологии. 2. Классификация дизартрий. 3. Псевдобульбарная дизартрия, причины, механизмы, краткая характеристика нарушений. 4. Краткая характеристика основных клинических форм дизартирии. 5. Бульбарная дизартрия, причины, механизмы, краткая характеристика нарушений. 6. Гиперкинетический вариант подкорковой дизартрии, причины, механизмы, краткая характеристика нарушений. 7. Корковая дизартрия, причины, механизмы, краткая характеристика нарушений. 8. Подкорковая дизартрия, причины, механизмы, краткая характеристика нарушений. 9. Мозжечковая дизартрия, причины, механизмы, краткая характеристика нарушений. 10. Сопоставительный анализ структуры дефекта при дислалии и дизартрии. 11. Система комплексного обследования детей с дизартрией. 12. Первичные и вторичные дефекты при дизартрии у детей. 13. Методы и приемы коррекции дизартрии. 14. Первичные дефекты при дизартрии. 15. Вторичные дефекты при дизартрии. 16. Формирование звуковой стороны речи при дизартрии. Основные этапы коррекции дизартрии. 17. Псевдобульбарная дизартрия, распространенность. Механизмы нарушения. 18. Принцип онтогенеза в формировании речи. 19. Характеристика общего развития речи детей, страдающих дизартрией. Способы коррекции. 20. характеристика развития мелкой моторики у дизартриков. Способы коррекции. 21. Характеристика развития мимической мускулатуры у дизартриков. Способы коррекции. 22. Основные признаки подкорковой дихзартрии. Механизмы нарушения. 23. Характеристика дыхания дизартриков. Способы коррекции. 24. Основные признаки корковой дизартрии. Механизмы нарушения. 25. Психологическое отношение дизартриков к своему дефекту. 26. Формирование коммуникативной функции речи дизартриков. 27. Формирование артикуляционной базы у дизартриков. 28. Основные принципы логопедической работы при псевдобульбарной дизартрии. 29. Психолого-педагогическая характеристика дизартриков. 30. Структура дефекта при дизартрии. 31. Состояние общей моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией. Методы и приемы коррекции. 32. Состояние мелкой моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией. Методы и приемы коррекции. 33. Псевдобульбарная дизартрия, причины, механизмы, краткая характеристика нарушений. 34. Особенности формирования звуковой стороны речи у детей с дизартрией. 35. Задачи и принципы коррекционно-педагогической работы с дизартриками. 36. Состояние общей и артикуляционной моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией. 37. Характеристика общего и речевого развития детей, страдающих дизартрией. 38. Логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией. 39. Раскрыть содержание принципа онтогенетического поэтапного формирования речи. 40. Основные этапы логопедической работы при дизартрии у детей. 41. раскрыть содержание принципа формирования коммуникативной функции речи как регулятора психической деятельности. 42. Анализ фонетико-фонематических нарушений речи и их коррекция в процессе логопедической работы. 43. Особенности психической деятельности детей с дизартрией. 44. Значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. 45. Формирование артикуляционной установки и артикуляционной базы у детей с дизартрией. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Список рекомендуемой литературы: 1. Архипова Е.Ф. Особенности доречевого периода у детей, страдающих церебральными параличами //Вопросы логопедии. — М., 1978. 2.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Книга для логопеда. — М., 1989. 3.Бабина Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе //Вопросы логопедии. — М., 1978. 4.Бабенкова Р.Д., Орлова О.В. Организация лечебной физкультуры в школе для детей с церебральным параличом //Дефектология. — 1983. — № 3. 5.Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 1987. 6.Бадалян Л.О., Журба Л.Г., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. — Киев, 1988. 7. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М., 1947. 8. Бортфелъд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП. — М., 1986. 9.Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральными параличами // Дефектология. — 1980. — №1. — С. 12-16. 10.Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973. 11.Винарская ЕЛ., Шур С.Н. Нарушение звуковой стороны речи при бульварной дизартрии взрослых //Очерки по патологии речи и голоса. — М., 1967. — С. 186-188. 12.Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. — М., 1978. 13.Данилова Л А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — Л., 1977. 14.Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981. 15.Ипполитова М.В., Вабенкова РД., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей. — М., 1993. 16.Кещан Е.В. К вопросу о некоторых сторонах развития экспрессивной и импрессивной речи у детей второго года жизни, страдающих церебральными параличами // Вопросы логопедии. — М., 1978. — С. 51-54. 17.Кудряшов В.В. Формирование движений с предметами у учащихся глухих, умственно отсталых, с церебральными параличами на уроках физической культуры: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. — М., 1978. 18.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. 19.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1998. — с. 122-136. 20.Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2. 21.Лопатина Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: Дисс. ... канд. пед. наук. — Л., 1989. 22.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. пособие. — СПб., 1994. 23.Лопатина Н.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциации их обучения // Дефектология. — 1996. — № 2. — С. 64-66. 24.Малофеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом. — М., 1991. 25.Мамайчук ИЛ., Бахматова Е.Н. Комплексное психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича // Дефектология. — 1984. — № 6. 26.Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами // Дефектология. —1973. — № 6. 27.Мастюкова Е.М. Медицинское обоснование логопедической работы в доречевом периоде для детей с церебральными параличами // Расстройства речи и методы их устранения. — М., 1975. — С. 75-83. 28.Мастюкова ЕМ. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом // Дефектология. — 1988. — № 4. 29.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М., 1992. 30.МастюковаЕ.М., Бабенкова Р.Ц. Роль комплексной оценки дефекта учащихся с гиперкинезами для разработки плана педагогического воздействия // Дефектология. — 1981. — № 3. — С.75-83. 31.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. 32.Организация и содержание воспитательной работы в школе- интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом / Под ред. Т.А. Власовой, М.В. Ипполитовой. — М., 1981. 33.Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 1985. — С. 3-100. 34.Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. — АПН СССР, 1989. 35.Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи // расстройства речи и голоса в детском возрасте. — М., 1973. 36.Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Л., 1974. 37.Панченко И.И., Щербакова Л А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими расстройствами и анартрией, страдающих церебральными параличами, и особенности логопедической работы //Нарушение речи и голоса у детей и взрослых. — М., 1975. — С. 17-42. 38.Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. — Л., 1977. 39.Румянцева EJO. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб., 1994. — С. 52-60. 40.Семенова К.А. К патогенезу вторичной задержки развития интеллекта при детских церебральных параличах // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. — М., 1970. 41.Семенова К.А. Детские церебральные параличи. — М., 1972. 42.Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. — М., 1976. 43.Семенова К. А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.В. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972. 44.Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: руководство для врачей / Под ред. Н.М. Маджидова. — Ташкент, 1979. 45.Семенова К.А., Штеренгерц А.Е., Польская Е.В. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. — Киев, 1986. 46.Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией // Специальная школа. — 1966. — Вып. 3. — С. 13-19. 47.Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб., 1994. — С. 61-70. 48.Симонова Н.В. Психолого-педагогическая оценка детей с церебральными параличами в раннем возрасте: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — М., 1974. 49.Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1980. — № 6. 50.Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с преоральными параличами // Дефектология. — 1981. — № 4. — С. 82-88. 51.Спирова Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1961. 52.Титова Т.А. Особенности воспроизведения звукослоговой структуры слов детьми с церебральными параличами // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб., 1984. — С.35-52. 53.Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 144-156. 54.Футер Д.С. Заболевания нервной системы. — М., 1958. 55.Халилова Л.Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у учащихся начальных классов, страдающих церебральными параличами // Дефектология. — 1979. — № 1. 56.Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом //Дефектология. — 1986. — N° 5. 57.Чиркина Г.В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 8. — С. 50-52. 58.Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб., 2001. — С. 105-124. 59.Эйдинова М.Б., Правдина-ВинарскаяЕ.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. — М., 1959. 60.Эйдинова М.Б. Обоснование лечебно-компенсаторного комплекса при детских церебральных параличах //Проблема компенсаторных приспособлений: Доклад на конф. филиала лаборат. АН СССР.— М., 1960. Структура АПИМ дисциплины «Логопедия» для специальности Логопедия. № п/п | Наименование дидактической единицы дисциплины ПрОП | Наименование темы задания | Степень освоения (при обучении) | Уровни деятельности (при контроле) | Критерий Зачета | | | | | | | 1. | Дизартрияия | 1.1 | Классификация дизартрии | Знать | Воспроизводить речь (устно, письменно) | | 1.2 | Формы дизартрии | Знать | Воспроизводить речь (устно, письменно) | | | 1.3 | Логопедическое обследование лиц с дизартрией | Уметь | Применять в типовой ситуации (без ограничения времени) | | | 1.4 | Система коррекционной работы при дизартрии. | Уметь | Применять в типовой ситуации (без ограничения времени) | Тест: 1. При дизартрии расстройство произносительной стороны речи обусловлено: а) судорожным состоянием мышц речевого аппарата б) короткой подъязычной уздечкой в) недостаточностью иннервации речевого аппарата 2. Причиной появления дизартрии могут быть: а) инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, инсульт, асфиксия и родовые травмы б) длительная или острая психическая травматизация в) педагогическая запущенность 3. В основе классификации дизартрии лежит: а) принцип диффузного поражения мозга б) принцип локального поражения мозга 4. К разновидностям дизартрии не относят: а) бульбарную дизартрию б) псевдобульбарную дизартрию в) динамическую дизартрию г) подкорковую дизартрию д) корковую дизартрию е) мозжечковую дизартрию 5. При псевдобульбарной дизартрии поражаются: а) центральные двигательные нейроны на любом участке пирамидного пути б) мозжечок в) подкорковые моторные системы 6. При какой форме дизартрии тонус мышц чрезмерно повышен? а) бульбарная дизартрия б) подкорковая дизартрия в) псевдобульбарная дизартрия 7. При какой форме дизартрии наблюдается резкой падение тонуса мышц: мышцы расслаблены, рефлексы снижены: а) мозжечковая дизартрия б) бульбарная дизартрия в) корковая дизартрия 8. При какой форме дизартрии могут возникать гиперкинезы, тонические спазмы: а) псевдобульбарная дизартрия б) подкорковая дизартрия в) бульбарная дизартрия 9. Атаксия характерна для: а) корковой дизартрии б) мозжечковой дизартрии в) псевдобульбарной дизартрии 10. Какой форме дизартрии характерны отсутствие саливации и апраксии: а) подкорковая дизартрия б) мозжечковая дизартрия в) корковая дизартрия 11. Одним из критериев диагностики дизартрии может быть: а) позднее речевое развитие б) замедленный темп артикуляционных движений и трудность удержания артикуляционной позы в) высокое готическое небо 12. Функциональная проба, при которой язык ребенка двигается вместе с глазами вправо и влево вслед за педагогом, говорит о том, что: а) проба положительная б) проба отрицательная 13. Диагноз при дизартрии ставят: а) логопед б) врач в) логопед и врач 14. Присутствие оральных синкенезий подчеркивает: а) наличие дизартрии б) отсутствие дизартрии 15. Какая из форм дизартрий в настоящее время рассматривается как самостоятельная форма речевого нарушения: а) бульбарная дизартрия б) стертая форма дизартрии в) псевдобульбарная дизартрия 16. Поражение продолговатого мозга наблюдается при: а) корковой дизартрии б) подкорковой дизартрии в) бульбарной дизартрии 17. Саливация – это… а) повышенный тонус языка б) обильное слюнотечение в) неразличение рецепторами языка вкусовых ощущений 18.Клазомания – это… а) возникновение приступов насильственного крика, пения б) возникновение приступов насильственных движений в) чувствительность к тихим звукам 19. При какой форме дизартрии наблюдается гипо /гипер / дисметрия движений? а) стертая форма дизартрии б) корковая дизартрия в) мозжечковая дизартрия 20. Могут ли при дизартрии гласные звуки произноситься с носовым оттенком? а) да б) нет 21. Парез мышцы – это… а) повышение мышечного тонуса б) понижение мышечного тонуса в) отсутствие мышечного тонуса 22. При какой форме дизартрии растормаживаются врожденные рефлексы сосания, глотания? а) мозжечковая дизартрия б) бульбарная дизартрия в) псевдобульбарная дизартрия 23. При какой форме дизартрии мягкое небо свисает в ротовую полость, касается корня языка, а губы не могут сомкнуться плотно? а) стертая форма дизартрии б) подкорковая дизартрия в) бульбарная дизартрия 24. При коррекции дизартрии в первую очередь необходим расслабляющий массаж: а) ног б) артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры в) спины 25. При дизартрии в первую очередь нарушен: а) праксис б) гнозис в) интеллект |