Тема 5. Подкорковая форма дизартрия ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ М. П. УМС УТВЕРЖДАЮ РЕКТОР СахГУ Мисиков Б.Р. _________________________ «____» _____________________ 20 г. Рассмотрено Утверждаю На заседании кафедры логопедии Директор ИФ Протокол № __________ (зам. директора по уч. работе) «____» ________________ 20 г. _________________________ И. о. зав. кафедрой логопедии «____» ______________ 20 г УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС дисциплины «Логопедия (дизартрия)» специальность: 050715.65 Логопедия Составитель: Панкова С.Ю.___________________________________________ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Дизартрия:история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа предназначена для студентов 2-го курса (3-й семестр) отделения логопедии и направлена на усвоение понятий, фактов, закономерностей, связанных с характеристикой такой сложной формы речевой патологии, какой является дизартрия. Цель: сформировать у студентов представления о структуре речевого дефекта при дизартрии, причинах и механизмах этого речевого расстройства, психолого-педагогических критериях основных клинических форм, а также обучить студентов логопедической работе с лицами, имеющими дизартрию. Задачи: формировать теоретические представления о: · механизмах, этиологии и патогенезе дизартрии; · дифференциальной диагностике различных форм дизартрии; · направлениях логопедической работы при дизартрии; Студенты должны знать: — структуру речевого дефекта при дизартрии, уметь делать диагностические и прогностические выводы; — последовательность этапов логопедического обследования лиц с дизартрией; — методы логопедической работы с лицами, имеющими дизартрию. Студенты должны уметь: обследовать ребенка, подростка, взрослого с дизартрией; — проводить дифференциальную диагностику различных форм дизартрии; — осуществлять выбор коррекционных методик и проводить коррекционную психолого-педагогическую работу с лицами с дизартрией. Курс рассчитан на 50 часов лекционных, 40 часов семинарских занятий; отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы 90 часов; проводится экзамен. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тематическое планирование № п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа | Лекции | Семинары | 1. | Предмет, цели, задачи курса | | | - | | 2. | Проблема дизартрии и ее развитие | | | - | | 3. | Классификация дизартрии. Клинико – психологическая характеристика детей с дизартрией. | | | | | 4. | Корковая форма дизартрии | | | | | 5. | Подкорковая форма дизартрии | | | | | 6. | Мозжечковая форма дизартрии | | | | | 7. | Бульбарная форма дизартрии | | | | | 8. | Псевдобульбарная форма дизартрии | | | | | 9. | Обследование детей с дизартрией | | | | | 10. | Система коррекционно-педагогической работы | | | | | | Всего | | | | | Темы и краткое содержание лекционных занятий Тема 1. Предмет, цели, задачи курса Место дизартрии среди других патологий речевой деятельности. Современные взгляды ученых на нарушение фонетической стороны речи. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений. Тема 2. Проблема дизартрии и ее развитие Проблема дизартрии и ее история. Анализ современных представлений об этом речевом нарушении. Связь дизартрии с органическим поражением моторных структур центральной нервной системы. Основные причины органического поражения моторных структур мозга, следствием чего является дизартрия. Клинико-физиологические аспекты дизартрии. Тема 3. Классификация дизартрии. Клинико – психологическая характеристика детей с дизартрией. Формы дизартрии. Варианты дизартрий. Стертая дизартрия: структура речевого дефекта; дифференциальная диагностика с дислалией; различия в методике коррекции звукопроизношения при дислалии и стертой дизартрии. Тема 4. Корковая форма дизартрия Определение. Основные диагностические признаки. Дискуссионные вопросы выделения ее признаков. Характер нарушения устной речи при эфферентной форме корковой дизартрии. Характер нарушения устной речи афферентной форме корковой дизартрии. Тема 5. Подкорковая форма дизартрия Определение. Основные диагностические признаки. Функции базальных ядер в организации движений. Особенности звукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений. Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Связь речевых нарушений при этой форме дизартрии с эмоциональным состоянием. |