Что по чему передвигается? Для игры необходимы таз с водой и спички или счетные палочки. Из спичек выкладывается дорога и железнодорожное полотно. Ребенок и взрослый рассматривают различные игрушки, изображающие транспорт и выясняют, по чему передвигаются эти машины (по воде, по воздуху, по дороге или по железной дороге). Затем помещают водный транспорт в таз с водой, железнодорожный — на «рельсы», наземный — «на дорогу», воздушный подвешивают на ниточках к люстре или другому предмету. Все действия необходимо сопровождать речью. Постоянно активизировать речевую активность ребенка вопросами. Динамическая пауза Самолеты загудели. (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.) Самолеты полетели. (Руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо.) На полянку тихо сели (Присесть, руки к коленям.) Да и снова полетели. Дидактическая игра Где машина? По просьбе взрослого ребенок помещает игрушечную машину в коробку, на стул, под кровать и т. п. Взрослый, активизируя речь ребенка, спрашивает: «Где машина?» Малыш отвечает предложением: «Машина под столом» и т. д. 5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка Ребенок вспоминает, что сегодня говорили о транспорте. Вырезает и наклеивает в альбом картинки с изображением транспорта. Можно наклеить водный, воздушный и наземный транспорт на разные страницы. На альбомные листы предварительно нанести соответствующий фон — «море», «небо», «дорога». ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМ Речевой материал Существительные: машина, автомобиль, самосвал; части машины: колесо, кабина, кузов, руль, сиденье, фары, мотор; прицеп, груз (песок, земля), грузовые машины перевозят различные грузы, легковые — людей. Прилагательные: грузовая, легковая, гоночная, игрушечная, настоящая, основные цвета, железная, пластмассовая. Глаголы: ехать, перевозить, катать, прицеплять. Числительные: один, много. Литература: стихотворения А. Барто «Грузовик», Н. Бое-ва «По шоссе спешат машины». По шоссе спешат машины По шоссе спешат машины. Шур, шур, шур – Шуршат их шины. А машины разные: Голубые, красные. Почему спешат машины? И куда спешат машины? Ждут одну из них на стройке, Ждет врача больной на койке, Грузы важные завод От машины тоже ждет, — Потому спешат машины. Шур, шур, шур – Шуршат их шины. Н. Боева Грузовик Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик. Игры Чудесный мешочек Цель: уточнить и активизировать словарь по теме. Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду, в мешке. Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и описывает внешний вид машины (грузовик, гоночная), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Знакомит малыша с обобщением: грузовые машины перевозят грузы, а легковые — людей. Покатаем в машине игрушки Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов. Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры (кукла, мишка и т. п.). Ход. Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет, форма. Ребенок усаживает «пассажиров», катает их. Взрослый спрашивает: «Кто едет в машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д. Один — много Ход игры см. выше Машина — машины; грузовик — грузовики; колесо — колеса; кабина — кабины; фара — фары; груз — грузы; пассажир — пассажиры. Где сейчас машина? Цель: научить понимать предложные конструкции. Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах. Ход . Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту и т. д. Выложи грузовую машину Цель: научить правильно располагать готовые формы, развивать планирующую функцию речи. Оборудование: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат. Ход. Ребенок вслед за взрослым выкладывает грузовик из геометрических фигур. Взрослый активизирует речь малыша вопросами: «Какую фигуру возьмешь сначала? Что будет у машины? Какие фигуры положишь потом? Чего еще не хватает?» и т. д. Если ребенок затрудняется, взрослый сам комментирует его действия. Список литературы Елкина, Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок / Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Ярославль : Академия развития, 1996. Елкина, Н. В., Тарабарина, Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Ярославль : Академия развития, 1996. Козак, О. Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы / О. Н. Козак. СПб. : Союз, 1998. Крау зе, Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста / Е. Н. Краузе. СПб. : Корона принт, 2003. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика / Е. Н. Краузе. СПб. : Корона принт, 2004. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максаков. М. : Просвещение, 1988. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. М. : Просвещение, 1991. Нищсва, Н. В. Система коррскционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищсва. СПб. : Детство-пресс, 2001. Ткаченко, Т. А. Учи говорить правильно : Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет /Т. А. Ткаченко. М. : Гном и Д, 2001. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. Н. Новгород : Флокс, 1995. |