Помоги маме найти своих детенышей Цель:закрепить словарь существительных, научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки детенышей, оставляя у себя изображения взрослых животных. Показывает ребенку картинку, например, собаки, и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей. Назови ласково Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинка с изображением домашнего животного и его детеныша. Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корову), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (Хвост.) А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (Хвостик.)». Аналогично рассматривают другие части тела: голова — головушка; нога — ноженька; рога — рожки; копыто — копытце; ухо — ушко Один — много Ход игры см. на с. 15: кошка — кошки; собака — собаки; корова — коровы; лошадь — лошади; котенок — котята; щенок — щенки; теленок — телята; жеребенок — жеребята. Кто где спрятался? Цель: сформировать понимание предлогов, активизировать речь. Оборудование: игрушечная кошка или собака. Ход. Взрослый прячет кошку или собаку под стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. п. и просит ребенка найти ее. После того, как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка? (Под стол.) Правильно. Собачка спряталась под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее и активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?». Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое-либо место. После того, как он выполнит инструкцию, взрослый говорит ему, где игрушка, выделяя предлог голосом. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ Цели: © расширить и активизировать словарь по теме, обобщить; © продолжить упражняться в употреблении существительных с суффиксами -енок; 0 развитие мелкой и общей моторики, логического мышления. Оборудование: предметные картинки с изображением петуха, курицы, цыпленка, гуся, гусенка, утки, утенка; кубики; игрушки «Курица», «Петух», «Цыпленок»; мяч, альбом, детские ножницы, клеящий карандаш. ХОД ЗАНЯТИЯ Оргмомент Ребенок по образцу взрослого строит из кубиков-кирпичиков забор — это птичий двор. Дидактические игры На птичьем дворе Ребенку предлагается отгадать, кто живет на этом птичьем дворе. Для этого загадываются загадки: Кто заливается поет О том, что солнышко встает? (Петух.) Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо. (Цыпленок.) Квохчет, хлопочет, Детей созывает, Всех под крылья Собирает. (Курица.) По мере отгадывания загадок взрослый выставляет на птичий двор игрушечных петуха, курицу и цыпленка (можно картинки). Взрослый и ребенок уточняют, что все, кто живет на птичьем дворе — это домашние птицы, так как они живут рядом с человеком и человек заботится о них Малыш отвечает на вопросы: «Кто еще живет на птичьем дворе? Каких домашних птиц ты еще знаешь? (Гуси, утки.)». Взрослый демонстрирует игрушки или картинки. Назови птенцов Взрослый бросает мяч ребенку и называет домашнюю птицу, ребенок называет ее птенца и возвращает мяч взрослому: курица — цыпленок; утка — утенок; гусь — гусенок. Один — много Взрослый бросает мяч ребенку и называет птицу, ребенок называет слово во множественном числе и возвращает мяч взрослому: курица — курицы; утка — утки; цыпленок — цыплята; утенок — утята; петух — петухи; гусь — гуси; гусенок — гусята. 3. Динамическая пауза Наши уточки с утра — (Идут по кругу вперевалочку, Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! как утки.) Наши гуси у пруда — (Идут по кругу, вытянув шеи Га-га-га! Га-га-га! вперед и отставивруки назад как крылья.) Наши курочки в окно — (Останавливаются, встают лицом Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! в круг, бьют руками по бокам.) А как Петя-петушок (Поднимаются на цыпочки, Рано-рано поутру вытягивают шею вверх.) Нам споет: кукареку! |