МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Анатомия и физиология речи, закономерности ее развития и фонетические нормы





Дизартрия

/ Е.Н. Винарская. —

М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие дизартрии

Анатомия и физиология речи, закономерности ее развития и фонетические нормы

Клинические формы дизартрии

Бульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия

Так называемые псевдобульбарные дизартрия и анартрия у детей

Экстрапирамидная дизартрия

Мозжечковая дизартрия

Корковая дизартрия

Постцентральная апраксическая дизартрия

Премоторная апраксическая дизартрия.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дизартрия— одно из самых частых расстройств речи. В на­стоящее время се значение для детской практики резко возрос­ло в силу того, что недостаточность двигательного отдела цент­ральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности, дизартрия является одним из симптомов детского церебрального паралича.

Патогенез (механизм) дизартрических расстройств речи обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: стволовыми, вызывающими вялый и спастический паралич (бульбарная и псевдобульбарная дизартрия); пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия); ство-лово- подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и ги-перкинезами (различные подкорковые формы дизартрии); под-корково-мозжечковыми с расстройствами речевой просодии (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии); корковыми с артикуляторной апраксией («кинестетическая» и «кинетиче­ская» артикуляторная апраксия). Нередко наблюдаются слож­ные полипато генетические формы дизартрии.

Каждая клиническая форма дизартрии требует специфиче­ских приемов логопедической коррекции, а для этого необхо­дима их патогенетическая диагностика. К сожалению, ни вра­чи, ни нейропсихологи помочь патогенетически дифференци­рованной диагностике дизартрии не могут, в лучшем случае они ставят описательный синдромологический диагноз.

Логопедам приходится разбираться в структуре дизартриче-ского расстройства самостоятельно. Овладев основами невропа­тологии и фонетики, изложенными на страницах предлагаемой книги, педагог-логопед сможет свободно справиться и с патоге­нетической диагностикой дизартрии, и с выбором патогенети­чески обусловленных оптимальных форм ее коррекции.

Если перечисленные дизартрические расстройства развива­ются после завершения формирования у ребенка речи, то они проявляются только дизартрией, если же развитие речи еще не закончено, то дизартрия становится базой для системных задер­жек развития восприятия и понимания речи, навыков чтения и письма, а также общего психического развития ребенка. Разно­образные системные нарушения речи и психики нередко соче­таются с педагогической запущенностью ребенка. Такой «бу-

кет» разнообразных факторов усугубляет трудности детского . развития и препятствует обучению детей в массовой школе.

Отдельные речевые расстройства познаются в сравнении. Чтобы хорошо понимать дизартрию, логопед должен знать и дислалию, и алалию, и афазию, и заикание, и разного рода за­держки речевого и психического развития, и нарушения речи при глухоте и тугоухости, и при умственной отсталости.

Так как очаговые поражения мозга весьма разнообразны, то у больных могут быть сложные сочетания речевых расстройств: различных форм дизартрии, дизартрии и дислалии, дизартрии и афазии, дизартрии и умственной отсталости, дизартрии, за­держки психического развития и педагогической запущенности и пр. Логопед должен разбираться в этих сложных речевых си­туациях, чему поможет его логопедический кругозор и общая педагогическая культура.

Для дизартрии характерна невнятная смазанная артикуля­ция звуков с искажением их звучания, то есть фонетические на­рушения. В случае дизартрии с системным недоразвитие коры головного мозга, а также при сложных речевых расстройствах фонетические нарушения могут комбинироваться с фонемати­ческими. Поэтому дефектолог, и прежде всего логопед, должен хорошо ориентироваться в фонетике. Только это поможет пе­рейти от количественного к качественному описанию фонети-ко-фонематической недостаточности речи в детском возрасте и к патогенетически обоснованной коррекции этой недостаточ­ности.

Желательно, чтобы логопед обращал внимание на трени­ровку своего фонетического слуха и овладел навыками как фо­нетической, так и фонематической транскрипции звуковой стороны речи. Такие навыки дадут ему возможность фиксиро­вать свои наблюдения, объективно прослеживать их динамику и обсуждать с коллегами встретившиеся случаи дизартрии, ко­торые еще далеко не полностью изучены.

 

Понятие дизартрии

Дизартрические расстройства речи наблюдаются часто при самых различных в топическом плане очаговых поражениях мозга (коры левого, а также правого полушарий, проводящих систем семиовального центра, подкорковых ганглиев, диэнце-фальной области, четверохолмия, варолиева моста, продолгова­того и спинного мозга). Однако клиницисты уделяют этому вопросу сравнительно мало внимания. Нозологическая и топи­ческая дифференциальная диагностика форм дизартрии про­водится обычно по совокупности сопутствующих неврологи­ческих симптомов (это положение подчеркивал, например, М.С. Маргулис, 1926).

Хорошо известно, что семиотика расстройств речи чрезвы­чайно многообразна. С уверенностью можно утверждать, что понимание ее и умение пользоваться сю значительно увеличи­вают диагностические возможности невропатолога.

Для того чтобы дизартрическая семиотика могла быть ис­пользована в повседневной работе врача, имеющего дело с оча­говыми поражениями мозга, нужно четко определить, что такое дизартрия. В неврологической литературе такого четкого поня­тия нет, и, как отметил Grewell (1957), этот вопрос в руководст­вах обсуждается случайно и поверхностно.

Рассмотрим, как формировались представления о сущности понятия дизартрии и о ее месте среди других речевых рас­стройств.

В одной из первых классификаций речевой патологии (Kussmaul, 1879) все расстройства артикуляции были выделены в отдельную группу и обозначены термином «дизартрия». Но уже в 1888 году Cowers подразделил такие дизартрические рас­стройства речи на церебральную и бульварную формы. В даль­нейшем не раз делались попытки дать более подробные нейро-

анатомические классификации дизартрии. Примером может служить классификация Froeschels (1943), который выделял че­тыре формы дизартрии: пирамидную, экстрапирамидную, лоб-но-понтинную и церебеллярную.

Однако малая изученность вопроса привела к тому, что ней-роанатомический принцип классификации форм дизартрии не всегда строго выдерживался. Так, Brain (1948) наряду с дизарт­рией, обусловленной очаговыми поражениями центрального двигательного нейрона, периферического двигательного нейро­на и полосатого тела, выделяет также координаторную и миопа-тическую дизартрию.

Одной из самых подробных классификаций форм дизарт­рии преимущественно по нейроанатомическому принципу яв­ляется классификация Peacher (1948), согласно которой выде­ляются следующие формы дизартрии:

— корковая;

— субкортикальная (при хорее, атетозе, поражении бледно­го шара, поражении головки хвостатого тела, постэнцефалити-ческом паркинсонизме, болезни Паркинсона);

— педункулярная;

— супрануклеарная (псевдобульбарная);

— бульбарная нуклеарная;

— церебеллярная;

— диэнцефальная;

— мезэнцефальная;

— периферическая, связанная с поражением черепных нервов;

— дизартрия, связанная с расстройствами глубокой чувст­вительности;

— дизартрия при диффузных поражениях мозга (токсикозы, постконтузионные состояния);

— дизартрия при эпилепсии;

— дизартрия при миастении;

— дизартрия при субкортикальной экспрессивной афазии (ап-раксическая).

Автор этой классификации отдает себе отчет в ее несовер­шенстве, что обусловлено в первую очередь нечеткостью самого термина «дизартрия». Клиническое понятие дизартрии значи­тельно шире значения самого термина. Термин должен озна­чать только дефекты артикуляции при периферическом или центральном поражении нервной системы, однако в клиниче-

ской практике он применяется ко всем моторным нарушениям речи (Peacher, 1950).

Не все перечисленные этим автором формы дизартрии от­носятся к расстройствам артикуляции, нередко они оказывают­ся дефектами голосообразования, речевого дыхания, просоди­ческой организации речи: ритмической, темповой, мелодиче­ской и пр. В строгом смысле слова эти нарушения следовало бы назвать дисфонией, диспневмией, диспросодией. Однако в кли­нической литературе эти термины употребляются мало, и врач, как правило, пользуется неточным, но устоявшимся термином «дизартрия». При этом диагностика отдельных форм дизартрии основывается на описательных характеристиках речи больных («смазанная» речь при бульбарной дизартрии, скандированная эксплозивная при церебеллярной дизартрии, слабая и невыра­зительная при болезни Паркинсона и др.).

Peacher считает, что все эти описательные характеристики речи больных полезны для диагноза, но они субъективны и не позволяют поставить проблему дизартрии на научную основу.

Некоторые авторы полагают, что при современном состоя­нии проблемы не следует идти по линии выделения большого числа форм дизартрии на основе еще плохо изученных клини-ко-анатомических корреляций. Этим авторам кажется более важным подчеркнуть некоторые другие стороны вопроса. Так, Euziere, Terracol et Lafon (цит. по Grewell, 1957) различают чис­тую дизартрию и дизартрию ассоциированную, при которой моторные расстройства речи комбинируются с нарушениями процессов внимания и памяти. Среди чистых форм дизартрии ими выделяют лишь три подгруппы, обусловленные поражени­ем периферического двигательного нейрона, поражением цент­рального двигательного нейрона и различные другие формы ди­зартрии, в основе которых лежат дистония, координаторные расстройства и пр.

Grewell (1957) подчеркивает первостепенную важность уме­ния отличать прежде всего языковые расстройства (афазию) от расстройств говорения или, другими словами, от расстройств технических функциональных средств, с помощью которых ка­тегории языка реализуются в акте речи. В своей классификации речевых расстройств Grewell указывает на место дизартрии сре­ди других нарушений процесса говорения:

— дизартрия — нарушение, обусловленное органическими поражениями центральной или периферической нервной сис­темы;

— дислалия — нарушение артикуляции в связи с анатоми­ческими дефектами периферического речевого аппарата;

— физиологическое косноязычие — как задержка речевого

развития;

— вторичные расстройства говорения (в том числе артику­ляции) в связи с тугоухостью;

— психические расстройства речи (заикание и др.). Таким образом, для Grewell дизартрия —это расстройство

говорения вследствие различных очаговых поражений мозга, поэтому она включает в себя расстройства не только артикуля­ции, но и речевого дыхания, голосообразования и просодии. Расстройства артикуляции, обусловленные факторами, лежа­щими вне моторного аппарата головного мозга, по мнению это­го автора, к дизартрии не относятся.

Еще более ограничивает содержание понятия «дизартрия» Hazard-Hugot (1964). К дизартрии он относит нарушения ар­тикуляции, обусловленные расстройствами общей моторики пирамидного, экстрапирамидного или церебеллярного харак­тера. Расстройства специальной речевой моторики, развиваю­щейся у человека параллельно с формированием категорий языка, автор исключает из числа дизартрических и называет

анартрией.

В советской литературе вопрос о дизартрии также мало раз­работан. М.С. Маргулис (1926) относил к дизартрии все двига­тельные расстройства речи за исключением тех, которые связа­ны с поражением «кортикальной области двигательных образов слова» и которые клинически проявляются в виде моторной афазии и апраксии. Все формы дизартрии он подразделял на буль-барную и церебральную, при этом церебральная делилась им на кортикальную и субкортикальную. К последней М.С. Маргулис относил разные варианты капсулярных, экстрапирамидных и мозжечковых форм дизартрии. Кортикальная дизартрия, по мнению автора, тождественна субкортикальной капсулярной дизартрии и клинически проявляется псевдобульбарными рас­стройствами.

Л.Б. Литвак (1959) заостряет внимание на локально-диаг­ностическом значении дизартрических расстройств речи. Под дизартрией автор понимает расстройства артикуляции, кото­рые, однако, трактуются им нечетко: в их число включаются различные нарушения темпа, ритма и интонации речи. Специ­фические особенности невнятного произношения звуков авто-

ром упоминаются только при избирательных поражениях дви­гательных черепно-мозговых нервов. При других формах дизартрии симптом невнятной «смазанной» речи остается не­проанализированным.

Логопеды детских учреждений используют термин «ди­зартрия» чаще всего по отношению к сложным расстройствам речи у детей с остаточными явлениями детского церебрально­го паралича. Такой диагноз указывает на невнятную речь де­тей, но мало говорит о ее патогенезе и фонетической специ­фике.

Оживление интереса к дизартрии наметилось в середине XX века, но лишь в 1982 г. состоялась первая тематическая на­учная конференция, посвященная клиническим аспектам про­блемы дизартрии (Berry, 1983). Используя материалы этой кон­ференции, можно сказать, что первым результатом такого воз­росшего интереса к проблеме дизартрии стали работы Darley, Aronson и Brown (1969, 1975), Aronson (1981) относительно спе­цифики звуковых синдромов при различных клинических фор­мах дизартрии.

Клиническая направленность этих работ в целом совпадает с направленностью наших работ по дизартрии, отраженных в предыдущих изданиях настоящей книги. Указанные авторы использовали метод экспертного ранжирования таких выяв­ленных ими звуковых симптомов дизартрии, как неточная ар­тикуляция согласных и гласных звуков, колебания темпа речи и наличие в ней ненормативных пауз, монотония, резкость и напряженность голоса, отсутствие колебаний громкости голо­са или, наоборот, ее чрезмерные колебания, равноударенность слогов, подчеркнутая или ослабленная акцентуация речи и пр. Полученные шкалы соотносительной значимости отдельных симптомов для клинических форм дизартрии: бульбарной, псевдобульбарной, атаксической (церебеллярной), гипокине­тической (при паркинсонизме) и других были положены в ос­нову дифференциальной синдромологической диагностики. В отличие от этого в наших работах акцент был сделан на по­пытку патогенетического анализа, выявленных нейрофонети-ческих синдромов дизартрии и на связанный с таким анализом дифференциальный топический диагноз очаговых поражений мозга.

На Западе дальнейшее развитие исследований по проблеме дизартрии шло по линии все более широкого инструментально-фонетического изучения дизартричной речи вообще, а потом и у отдельных клинических групп больных с последующей коли­чественной статистической обработкой полученных результа­тов и развертыванием специальной медико-педагогической по­мощи (Rose, Espir, 1970; Netsell, 1973; Kent, Netsell, 1975; Rosen-bek, Lapointe, 1978; Darby, 1981; Jorkstone, Beukelman, 1981; Berry, 1983, и др.).

В последующих наших работах большее место занял слухо­вой метод фонетического анализа дизартричной речи с качест­венным анализом полученных результатов на основе современ­ных психолингвистических и системных физиологических пред­ставлений.

По мере накопления фактов все исследователи дизартрии стали уделять все большее внимание диспросодическим компо­нентам клинических синдромов дизартрии. Появились дискус­сионные работы относительно понимания терминов «суперсег­ментный» и «просодический»*; связи суперсегментных, просо­дических расстройств дизартричной речи с сегментными; первичного или вторичного генеза просодических расстройств речи и т.п.

Изучение природы дизартрии нашло известное отраже­ние в практике отечественной логопедии. Так, в учебнике О. В. Правдиной (1969) понятие дизартрии определяется уже с неврологических позиций и со ссылкой на наши работы пред­ставляются отдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств. В работе И.И. Панченко (1972) делается серьез­ная попытка разобраться в патогенезе клинических проявле­ний дизартрии у детей с детским церебральным параличом и создать патогенетически обоснованную методику логопедиче­ской работы.

Несмотря на несомненные успехи в изучении проблемы ди­зартрии и основанное на этих успехах совершенствование диаг­ностической практики и реабилитационной работы с больными с дизартрией, само это понятие остается еще довольно рас­плывчатым и мало определенным. Практические врачи по-прежнему понимают под дизартрией невнятную, смазанную, ма­ло разборчивую речь,обусловленную стволово-подкорковыми очаговыми поражениями мозга. Такое распространенное пони-

В настоящей работе термины «суперсегментный» и «просодиче­ский» используются как синонимы.

Приняв указанное рабочее определение дизартрии, попы­таемся кратко описать анатомию аппарата речи и его централь­ный управляющий механизм. Некоторые закономерности его формирования и функционирования изложим в соответствии с фонетическими нормами языка, соблюдение которых делает речь человека внятной и произносительно четкой. Одновременно рассмотрим, по каким объективным фонетическим признакам дизартрическая речь больного может быть описана и подверг­нута диагностической — патогенетической и топической — дифференциации.

 

Анатомия и физиология речи, закономерности ее развития и фонетические нормы

Хотя «точные нервные механизмы порождения речевых движений остаются в значительной мере неизвестными» (Net-sell, 1983), можно утверждать, что приобретаемые в процессе индивидуального развития условно-рефлекторные речевые ре­акции формируются у человека в языковой среде на основе врожденных безусловно-рефлекторных дыхательных и пище­вых двигательных координации (синергии).

Так, речевое дыхание формируется на основе обычного ды­хания, служащего целям газообмена; оно составляет энергетиче­скую основу речи. Известно, что люди, которым по каким- либо причинам была произведена трахеостомия, перестают говорить, хотя голосовые связки и артикуляторный аппарат при этом ана­томически не повреждаются. Этот клинический факт демонст­рирует значение в акте речи выдыхаемой воздушной струи.

Спокойное дыхание и речевое дыхание не являются одно­значными процессами. Во время спокойного дыхания вдох производится активно за счет сокращения наружных межребер­ных, межхрящевых мышц и мышц диафрагмы, а выдох проис­ходит более или менее пассивно в силу опускания стенок груд­ной клетки, эластичности легких и реберных хрящей и тонуса брюшных мышц. Отношение фазы вдоха к фазе выдоха по вре­мени колеблется от 1:1,1 до 1:2.

Во время речи и особенно пения резко увеличивается функ­циональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается более глубокий вдох. Время выдоха значительно удли­няется по отношению ко времени вдоха. Фаза выдоха перестает быть пассивной, в ней принимают участие внутренние межре­берные мышцы, поперечные мышцы груди, нижние задние зуб­чатые мышцы, квадратные мышцы поясницы. Интересно, что работа ряда мышц во время выдоха начинает подчиняться та-

13ким факторам, как смысловое содержание речи и ее разборчи­вость для окружающих.

Ряд авторов обращают внимание на то, что словесная и сло­говая структура речи отражается в динамике работы выдыхатель­ных мышц живота и межреберных мышц (Stetson, 1930, !951) и даже гладких мышц бронхов (Жинкин Н.М., 1958). По данным Р.Л. Шейкина (1966), вдохи во время речи производятся или после окончания фразы, или между смысловыми группами слов. Харак­тер речевого дыхания меняется в зависимости от громкости, инто­национной и ритмической структуры речи (Арутюнян Э.А., 1967).

В целом, по образному выражению Kaplan (1960), «во время речи ритм дыхания следует ритму мышления».

Сведенные и напряженные голосовые связки только тогда на­чинают генерировать звуковые волны, когда соотношение подсвя­зочного и надсвязочного давления воздуха достигает некой крити­ческой величины (Ischikl, 1961). Если энергия выдыхаемого воздуха возрастает — увеличиваются его скорость и масса, — то возрастают амплитуда и частота колебаний голосовых связок, следовательно, изменяются и качественные характеристики голоса.

Артикуляционные уклады разных гласных весьма различны. При произнесении гласного А полость рта широко открыта, а при произнесении И или У в ней образуются сужения, создаю­щие значительное сопротивление выдыхаемому воздуху. Это уменьшает разницу в величинах под- и надсвязочного давле­ния, звуки получаются слабыми, и разборчивость речи падает. Чтобы этого не происходило, требуется постоянное изменение подсвязочного давления в зависимости от артикуляционных укла­дов произносимых звуков, то есть в конечном итоге от смысло­вого содержания речи.

Методом рентгенокимографии было показано, что саморе­гуляция подсвязочного давления осуществляется, по-видимо­му, за счет работы диафрагмы (Сергиевский М.В., 1950; Жин­кин Н.И., 1958), которая во время выдоха и постепенного спа­дения грудной клетки то поднимается, то опускается. Величина подсвязочного давления при прочих равных условиях мини­мальна для гласного А, возрастает при произнесении гласных О, Э, У, И и становится максимальной при произнесении глу­хих щелевых согласных Ф, С, Ш, X.

Проходя через верхние отделы речевого тракта, выдыхаемая воздушная струя встречает на своем пути во время речи локаль­ные преграды разного типа. Это создает шумы, специфические для каждой фонетической группы согласных, а также для от­дельных согласных. Шумовые компоненты гласных не имеют дифференциального значения. При определенном падении интенсивности воздушной струи артикуляционный аппарат начи­нает работать впустую, также как и аппарат голосообразования. Именно поэтому механизм речевого дыхания называют энерге­тической основой речевого акта.

Иннервация этой части механизма речи обеспечивается спе­циальными нервами грудного и шейного уровней (поперечнопо­лосатые вдыхательные и выдыхательные мышцы). Диафрагмальный нерв иннервирует поперечнополоса­тую мускулатуру диафрагмы, а блуждающий нерв — гладкую мускулатуру бронхов. В управлении речевым дыханием принимают участие не только стволовые, но и подкор­ковые, а также корковые отделы мозга. В пользу последнего сви­детельствуют приведенные факты о влиянии на характер речевого дыхания слоговой и семантической структуры речи.

Механизм голосообразования анатомически представлен в пе­риферическом речевом аппарате гортанью.

Гортань как бы подвешена к подъязычной кости посредством щито-подъязычной мембраны. Вверху она открывается в полость глотки, внизу — переходит в трахею. Скелет гортани состоит из трех непарных хрящей: перстневидного, щитовидного и надгор­танного и из трех парных — черпаловидных, рожковидных и кли­новидных. Хрящи соединены между собой суставами, движения которых осуществляются несколькими группами мышц. Истин­ные голосовые связки (lig.vocales) натянуты в переднезаднем направле­нии между щитовидными и черпало-видными хрящами и заключены в складки слизистой (plicae vocales). Параллельно им расположены склад­ки слизистой, носящие название ложных голосовых связок (рис. 1)*.

Различают внешние и внутренние мышцы гортани. Функци­ональное значение в процессе фонации внешних мышц гортани, относящихся главным образом к поверхностным и глубоким мышцам шеи и дна полости рта, еще не полностью выяснено. Однако известно, что они фиксируют гортань в определенном положении, подтягивают ее вверх и опускают вниз (обычно вместе с подъязычной костью), выдвигают гортань вперед и пе­ремешают ее назад (последние движения незначительны). Ин­нервация этих мышц гортани осуществляется за счет тройнич­ного, лицевого, подъязычного черепно-мозговых и I, II, III шейных нервов.

Непосредственно фонацию осуществляют внутренние мышцы гортани. К ним относятся перстне-черпаловидные за­дние и перстне-черпаловидные боковые мышцы, перстне-чер­паловидные косые, черпаловидная поперечная и щито-черпа-ловидная мышцы. Та часть щито-черпаловидной мышцы, ко­торая прилежит к голосовой связке, называется голосовой мышцей (m. vocalis). Ветви блуждающего нерва иннервируют не только внутренние мышцы гортани, но и ее слизистую, чрезвычайно богато снабженную различными чувствительны­ми окончаниями.

При обычном дыхании голосовые связки раздвинуты и со­вершают небольшие экскурсии, то расширяя голосовую щель, то суживая ее. При форсированном дыхании голосовая щель расширяется максимально. При фонации голосовые связки на­прягаются и производят колебательные движения.

Существует миоэластическая теория голосообразования, со­гласно которой периодические колебания сведенных голосовых связок и, следовательно, генерация голоса происходят под влиянием механического прорыва выдыхаемого воздуха.

Эти представления были поколеблены Husson (1962), выдви­нувшим нейромоторную теорию голосообразования. Он считает, что голосовые связки активно сокращаются под влиянием се­рии нервных импульсов, причем частота колебаний голосовых связок соответствует частоте нервных импульсов.

Поданным Л.А. Чистович, В.А. Кожевникова (1969), голо­совые связки приходят в колебательное состояние под воздей­ствием, во-первых, их активного сокращения и натяжения и, во-вторых, подсвязочного давления воздуха, прорывающегося сквозь сомкнутые голосовые связки.

Колебательные движения голосовых связок порождают зву­ковые волны, то есть заставляют периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: чем чаще ко­леблются молекулы, тем выше звук; чем больше амплитуда их колебаний, тем сильнее звук.

Звуковые колебания распространяются в воздухе со скоро­стью примерно 340 м/с. Физическая интенсивность звука обыч­но измеряется по уровню звукового давления. Диапазон звуко­вого давления, воспринимаемого ухом человека, очень широк. Поэтому принято пользоваться логарифмической шкалой и вы­ражать звуковое давление в условных единицах — децибеллах (дБ). Сила среднего разговорного голоса равна примерно 70 дБ. Амплитуда колебаний голосовых связок (сила голоса) в основ­ном зависит от максимальной величины объемной скорости воздуха, проходящего через голосовую щель в момент от­крытия, то есть от величины подсвязочного давления (Чисто­вич Л.А., Кожевников В.А., 1969).

Частотный диапазон голоса человека измеряется в герцах (Гц). Высота голоса в разговорной речи обычно колеблется у муж­чин в пределах 80—150 Гц, у женщин — 120—400 Гц (Чистович Л.А., Кожевников В.А.). Так как человеческий слух неодинако­во чувствителен к звукам разной частоты, то воспринимаемая нами громкость голоса зависит не только от его абсолютной си­лы, но и от его частотных характеристик. Высокие голоса ощу­щаются нами как относительно более громкие.

Значение аэродинамических условий в гортани при голосо-образовании наглядно проявляется также в механизме образо­вания звонких и глухих согласных звуков. Артикуляционные уклады соответствующих пар глухих и звонких согласных (П—Б; Ф—В; Т—Д; С—3; Ш—Ж; К—Г) не отличаются друг от друга.

В работах коллектива, руководимого Л.А. Чистович, было показано, что иннерваторной единицей в процессе артикуля­ции служит слог. Отсюда следует, что команда к сокращению мышц голосовых связок в таких слогах, как, например, ПА, по­сылается центральной нервной системой одновременно с ко­мандой к смычке мышц губ. Тем не менее губно-губная смычка в этом слоге получается глухой. Этот факт можно понять, рас­сматривая, как это делает А.В. Венцов (1968), детали работы гортани при произнесении глухих и звонких согласных.

Arnold (1957) описал так называемый шепотный треуголь­ник — щель между черпаловидными хрящами, образующуюся при расслаблении поперечной черпало-видной и напряжении перстне-черпаловидных мышц. На основании сопоставления ряда экспериментальных данных А.В. Венцов полагает, что шепотный треугольник открыт во время произнесения глухих со­гласных и закрыт во время произнесения звонких согласных. Поэтому аэродинамическое сопротивление гортани при арти­куляции глухих согласных сравнительно меньше и соотношение над- и подсвязочного давления достигает той величины, при которой сведенные и напряженные голосовые связки генериро­вать звуковые волны не могут. К этому можно добавить, что во время произнесения звонких согласных внутриротовое давле­ние постепенно повышается. Однако большое сопротивление гортани (шепотный треугольник закрыт) и увеличение объема надгортанных полостей за счет опускания гортани настолько увеличивает время выравнивания над- и подсвязочного давле­ния, что их сопротивление, как правило, не достигает критиче­ской величины, и звонкость согласных поддерживается на про­тяжении всей смычки.

Таким образом, амплитуда и частота колебаний голосовых связок и, следовательно, громкость и высота основного тона го­лоса зависят как от характера нервной импульсации, так и от аэродинамических условий в гортани.

Кроме основного тона, голосовые связки генерируют и много обертонов. И основной тон, и обертоны значительно усиливаются и модулируются в частотном отношении благода­ря системе резонаторов, расположенных в верхнем отделе рече­вого тракта.

С физической точки зрения, эффект резонанса может быть получен разным путем — отражением звуковой волны от раз­личных поверхностей или вовлечением в вибрацию других структур, в том числе и воздушных полостей.

Основными резонаторами человеческого голоса являются полости так называемой надставной трубы: глотка, ротовая по­лость и полость носа с его придаточными пазухами (рис. 2, 3).

Полость глотки условно подразделяется на носоглотку, ротог­лотку и гортанную часть глотки. Носоглотка располагается сзади от носовой полости и ограничивается боковыми и задней стенка­ми глотки, а снизу — мягким нёбом (во время фонации). Ниж­ний и средний отделы глотки ограничиваются спереди языком, сзади — мышцами задней стенки глотки.

Наружный слой мышц глотки представляют верхний, сред­ний и нижний констрикторы, сокращение которых суживает про­свет глотки. Внутренний мышечный слой состоит из отдельных продольных мышечных лент, которые поднимают или опуска­ют, удлиняют или сокращают глотку. Все мышцы глотки иннер-вируются глоточными ветвями языкоглоточного и блуждающего (IX и X) нервов. Объем и форма глоточной полости могут резко меняться во время фонации и особенно пения, и это су­щественно влияет на ее резонаторные свойства (см. рис. 2 и 3).

Полость рта ограничивается спереди губами и рядом перед­них зубов, между которыми различают преддверие полости рта, сверху — твердым нёбом, сзади — стенкой глотки.

Основу дна полости рта составляют парные челюстно-подъязычные мышцы с расположенными выше нее подборо-дочно-язычными, подбородочно-подъязычными, подъязыч­но-язычными и шило-язычными мышцами. При закрытом рте ротовая полость представляет собой узкую горизонтальную 1. 2 3 4

При от­крывании рта объем и вместимость ротовой полости резко уве­личиваются, она принимает веерообразную форму. При спо­койном дыхании полость рта почти полностью отделяется от ротовой части глотки и носоглотки свисающей вертикально вниз мягкой нёбной занавеской.

Качества ротовой полости как резонатора определяются мно­гими факторами, основными из которых являются форма твер­дого нёба и характер прикуса, величина и форма ротового от­верстия, положение языка (в верхненижнем и переднезаднем направлениях), положение нёбной занавески, тонус мышц дна полости рта, языка, губ, мягкого, нёба и задней стенки глотки.

По сравнению с резонаторами глотки и полости рта носо­вые резонаторы отличаются постоянством формы, объема, раз­меров входного и выходного отверстий. Именно поэтому они резонируют на сравнительно узкий диапазон частот звуковой волны, тогда как глотка и полость рта, изменяя свои формы, размеры и упругость стенок, могут отвечать на очень широкий диапазон частот. Вторая отличительная особенность носового резонатора состоит в том, что он может быть полностью выклю­чен из эффекта резонанса перекрытием тока выдыхаемого воз­духа в носоглотку путем сокращения мышц мягкого нёба и глотки.

Кроме основных резонаторов — глотки, полости рта и но­совых полостей, — в усилении и модуляции голоса, генерируе­мого голосовыми связками, иными словами, в придании ему определенного тембра, принимают участие полости трахеи и бронхов, полость грудной клетки в целом, полости гортани (вы­ше и ниже голосовых связок). Могут резонировать также кости черепа и грудной клетки. Значение использования дополни­тельных резонаторов особенно велико в пении. В своей сово­купности резонаторы, отличающиеся у отдельных людей по различным параметрам (вариации формы и объема, разная тол­щина стенок резонаторов, особенности работы мышц и пр.), и придают голосу индивидуальную тембровую окраску.

Большое значение в правильном механизме речи имеют мягкое нёбо и мышцы, принимающие участие в перекрытии со­общения между рото- и носоглоткой.

При спокойном дыхании мягкое нёбо расслаблено и час­тично закрывает вход в рот из глотки. Перекрытию отверстия из глотки в рот может способствовать также сокращение язычно-нёбных и глоточно-нёбных мышц.

Во время глубокого дыхания, зевания и речи нёбная зана­веска поднимается вверх, открывая проход воздуху в полость рта и, наоборот, закрывая проход в носоглотку. Поднимание мягкого нёба осуществляется главным образом за счет сокра­щения парных мышц, растягивающих нёбную занавеску и под­нимающих ее (рис. 4). Прохождение воздуха в носоглотку затрудняет также верхний констриктор глотки, образующий при своем сокращении на ее задней стенке утолщение (валик Passavant). Иннервация мышц мягкого нёба осуществляется веточками тройничного, лицевого и блуждающего нервов

Наблюдение больных, лишившихся части лица в результате травмы или хирургических операций, показало, что перекрытие входа в носоглотку во время артикуляции далеко не всегда бы­вает полным. Тем не менее это не вызывает носового тембра го­лоса.

В то же время известны многочисленные факты, когда гну­савость наблюдалась не только при нормальной подвижности мягкого нёба, но и при отсутствии уловимой утечки воздуха че­рез нос при произношении ртовых* звуков. Отсюда широко распространенная точка зрения, что для произношения ртовых звуков вход в носоглотку должен быть полностью перекрыт, а утечка воздуха через нос, как результат несовершенства тако­го перекрытия, обязательно должна сопровождаться носовым оттенком голоса, является, по-видимому, слишком катего­ричной.

Специально проведенные исследования показали, что на­правление потока выдыхаемого воздуха в ротовой или носовой

В литературе по фонетике употребляется также термин «ротовой звук» (см. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник линг­вистических терминов. М.: Просвещение, 1976.)

К этому процессу имеют отношение многие факторы, по­вышающие или понижающие сравнительное сопротивление выдыхаемому воздуху в полости рта и носа. Так, направлению воздуха в полость носа, кроме пареза мягкого нёба, могут спо­собствовать узкое ротовое отверстие (Kelly, 1934; Williamson, 1944), отодвинутый назад язык (Hixon, 1949), малоподвижное мягкое нёбо или чрезмерно длинный язычок (Piper, Irvin, 1965).

По данным рентгенологического исследования Kaltenborn (1948), величина отверстия в носоглотку между нёбной занаве­ской и задней стенкой глотки у людей со здоровой речью равна примерно 1 мм; величина отверстия в полость рта между нёб­ной занавеской и спинкой языка — около 11 мм. У людей с гну­савой речью величина этих отверстий в среднем равна соответ­ственно 8,8 и 3,1 мм.

Независимо от того, какой фактор служит причиной, на­правляющей выдыхаемый воздух в нос, не только искажается тембр речи, но и вторично значительно нарушается генерация шумовых признаков звуков речи.

Наконец, носовой тембр голоса может наблюдаться при совершенно нормальной работе глоточно-нёбного кольца, пе­рекрывающего доступ воздуха в носоглотку. Это может быть обусловлено тем, что вибрация воздуха в носовых полостях возникает при определенных условиях содружественно, без ка­кого-либо тока воздуха через них. Одним из таких условий являете^ наличие подслизистой щели в шве твердого нёба. Вибрация воздуха в ротовой полости передается воздуху носо­вых полостей через упругую слизистую, натянутую над этой щелью.

Таким образом, механизм, регулирующий направление выдыхаемого воздуха во время речи в полость рта, далеко не прост, и многие его стороны еще недостаточно изучены. Все случаи, когда голос приобретает носовой тембр, носят назва­ние открытой гнусавости, хотя этот термин не является доста­точно точным. Напротив, если носовой тембр голоса отсутст­вует при произнесении даже носовых звуков М и Н, говорят о закрытой гнусавости, предполагая тем самым, что вход в по­лость носа для выдыхаемого воздуха закрыт (аденоиды, на­сморк и пр.). Механизм закрытой гнусавости также достаточно сложен.

Описанные части периферического двигательного аппарата речи имеются как у человека, так и у различных представителей животного мира. Но функция артикуляции формируется только у человека.

Центральную роль в артикуляции выполняют мышцы язы­ка (рис. 2, 5). Кроме него, в артикуляторном акте принимают участие мышцы губ, щек (рис. 6, 7), мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, глубокие и поверхностные мышцы шеи.

В отличие от мышц конечностей точки прикрепления этих мышц не всегда находятся на костях. Ряд из них прикрепляется к коже лица (мышцы щек, губ) или к фасциальным перегород­кам (мышцы языка и мягкого нёба, глотки). Многие из арти-куляторных мышц, особенно мышц языка, анатомически мож­но выделить только условно. Тем более такое выделение стано­вится условным в физиологическом смысле. Участвуя в захватывании, перемещении и перетирании пищи в полости рта, в произвольной фазе глотания, в сложнейших речевых движениях, мышцы языка и отдельные мышечные пучки его, работающие как агонисты, антагонисты или синергисты, по­стоянно меняются. «На каждую из мышц языка, — отмечал С.М. Доброгаев, — мы должны смотреть как на такую механи­ческую силу, действие которой обнаруживает высокую измен­чивость, благодаря многообразному влиянию массы разнооб­разно действующих сил других мышц, коими богат язык. От того или иного сложения этих сил будет... так или иначе ме­няться роль не только каждой мышцы, но и каждой группы во­локон одной и той же мышцы»*.

Принято выделять внешние и внутренние мышцы языка**.

Из внешних мышц языка самая сильная — парная подборо-дочно-язычная мышца (см. рис. 2, 5) треугольной формы. Во­локна мышц расходятся веером от подбородочного бугорка нижней челюсти; самые нижние из них проходят горизонталь­но в основании языка и прикрепляются к телу подъязычной кости. Большинство же волокон мышцы направлено к спинке языка на всем его протяжении от кончика до основания. Сокра­щение средних и нижних отделов мышцы выдвигает язык впе­ред и несколько приподнимает его. Волокна, направленные к кончику языка, сокращаясь, тянут язык назад и вниз. Избира­тельное сокращение средних волокон образует вогнутость в спин­ке языка. Сокращаясь всей массой, мышца продвигает язык впе­ред и вниз. Наличие в мышце антагонистических групп воло­кон способствует эластической напряженности языка.

Парная шило-язычная мышца продолговатой формы на­правляется от шиловидного отростка височной кости вперед и внутрь, вплетаясь в мышечные пучки края языка вплоть до са­мого кончика. Мышца тянет язык назад и вверх. Заднюю часть языка поднимает также парная язычно-нёбная мышца, но только тогда, когда мягкое нёбо бывает фиксировано. В про­тивном случае сокращение этой мышцы ведет к опусканию мягкого нёба.

К внешним мышцам языка относится парная подъязыч­но-язычная мышца плоской квадратной формы, проходящая от подъязычной кости вертикально вверх к корню языка и дальше вдоль его массы до кончика. При фиксированной подъязычной кости она тянет язык вниз и назад.

К внутренним мышцам языка относятся непарная верхняя продольная и парные нижние продольные, поперечные и вер­тикальные мышцы.

Верхняя продольная мышца расположена непосредственно под слизистой оболочкой спинки языка. Ее волокна, начинаясь сзади от фасциальной перегородки языка, крепятся к его сли­зистой вдоль краев и кончика. Сокращаясь вместе с нижними продольными мышцами, эта мышца укорачивает язык, делая его толще и шире. Может также выгибать язык вверх в продоль-i юм направлении и загибать его кончик.

Нижние продольные мышцы округлой формы проходят в боковых отделах языка между волокнами подбородочно-языч-ных и подъязычно-язычных мышц. Их мышечные пучки на­чинаются от слизистой корня языка и направляются вниз и. ипсред к его кончику. Большинство из них оканчивается в сли­зистой нижней поверхности языка, а некоторые — в слизистой его спинки. Сокращаясь, мышцы укорачивают язык в пере-дпезаднем направлении и могут опускать поднятый кончик языка.

Поперечные мышцы образуют значительную часть массы языка. Некоторые их волокна начинаются от фасциальной пе­регородки языка, а другие перфорируют ее, начинаясь и окан­чиваясь в слизистой оболочке боковых отделов языка. Мышцы суживают язык и поэтому выдвигают его вперед, выгибают его itiicpx, приподнимают боковые края языка при образовании же­лобка по его середине.

Вертикальные мышцы вместе с поперечными образуют массу языка, сокращаясь, уплощают его.

Для высовывания языка из полости рта и тем более для за­гибания кончика высунутого языка вверх, к носу, должны быть сокращены нижние пучки подбородочно-язычной мышцы, но расслаблены ее же волокна, тянущие язык назад и вниз. Наобо­рот, при движении языка кзади и книзу должны быть расслаб­лены нижние пучки этой мышцы. Ее средние пучки являются антагонистами волокон верхней продольной мышцы, выгибаю­щей спинку языка вверх.

В движении языка вниз подъязычно-язычная мышца — ан­тагонист шило-язычной, но в движении назад — обе эти мыш­цы агонисты. Боковые движения языка требуют расслабления парных мышц другой стороны. Сокращение волокон попереч­ных мышц языка (когда делают язык узким) требует расслабле­ния волокон вертикальных мыщц и пучков подъязычно-языч-

25ных и шило-язычных мышц, идущих по краям языка и участ­вующих в его уплотнении и расширении.

Во всех движениях языка по средней линии (вперед, вверх, вниз, кзади) аналогичные мышцы правой и левой сторон долж­ны работать как агонисты, иначе язык будет отклоняться в сто­рону. Прикрепление мышечных пучков таково, что в случае ра­боты подъязычно-язычных и шило-язычных мышц он отклоня­ется в сторону более напряженных мышц, а в случае работы подбородочно-язычных мышц — в сторону менее напряжен­ных.

Пожалуй, наиболее сложны мышечные синергии в процес­се артикуляции переднеязычных звуков (смычных, щелевых и особенно дрожащего звука Р). Необходимые для этого тонкие движения собственных мышц кончика языка осуществляются при условии фиксации корня языка его внешними мышцами, а также мышцами подъязычной кости и шеи. При этом, разуме­ется, работают мышцы голосовых связок (генерация голоса), мягкого нёба и глотки (модуляция голоса) и дыхательные мыш­цы (обеспечение энергетической основы голосообразования и артикуляции).

Все мышцы языка иннервируются подъязычными нервами, только язычно-нёбные мышцы получают нервные импульсы от языкоглоточных нервов.

Звуки речи, генерируемые артикуляторным аппаратом, де­лятся на гласные и согласные.

Артикуляция гласных, характеризуется тоническим напря­жением всех мышечных стенок резонаторных полостей речево­го тракта при отсутствии локальной преграды на пути струи вы­дыхаемого воздуха. Напротив, при артикуляции согласных мы­шечные стенки резонаторных полостей расслаблены, тогда как в ротовой полости имеется локальный фокус произвольно со­кращенных мышц.

Эта разница в образовании гласных и согласных звуков акус­тически выражается в том, что гласные являются по преимуще­ству музыкальными тонами, а согласные — шумами. Так как биомеханические различия гласных и согласных не абсолютны (артикуляционные уклады гласных определяются не только со­стоянием мышечных стенок резонаторов, но и различной пози­цией языка и губ, а уклады большого числа согласных включа­ют в себя наличие голоса и тонического напряжения мышц ре­зонаторных полостей), то акустически и гласные не лишены элементов шума, а в звонких согласных содержатся музыкальные тоны; сонорные же согласные по своей акустической при­роде вообще очень близки к гласным.

Специфичность тональных признаков гласных звуков (А, О, Э, У, Ы, И) зависит оттого, каким образом модулируются в ре­зонаторных полостях надставной трубы — глотке и полости рта — различные обертоны, генерируемые голосовыми связками. Не­которые исходные обертоны при этом подавляются, другие уси­ливаются. В результате этих" изменений акустическая картина каждого гласного звука приобретает свой характерный вид — свой спектр — со специфическими усиленными областями час­тот (формантами), по которым и происходит распознавание данного гласного звука.

Основную роль в распознавании гласных играют две срав­нительно низкие области усиления (форманта I и форманта II), н то время как сравнительно высокие области усиления связаны больше с индивидуальным качеством голоса. Так, для русских гласных устанашшваются следующие форманты (по Фанту, 1964): У О А Э И Ы

По мере опускания языка (изменение гласных по подъему) повышается форманта I, а по мере продвижения языка вперед (изменение гласных по ряду) повышается форманта II.

Спектральная картина согласных звуков сложнее, в чем на­ходит отражение их преимущественно шумовой характер. Так, спектр смычных, или взрывных, согласных характеризуется мгно­венным и кратковременным распространением звуковой энергии на широкую полосу частот, а для щелевых согласных характерен длительный сплошной шумовой спектр, расположенный для разных согласных в разных областях частот.

Обычно принято выделять среди согласных звуков группу шумных и группу сонант. Сонанты отличаются от шумных тем, что имеют наряду с шумовыми и тональные характеристики. Во время произнесения сонант состояние резонансных полостей приближается к их состоянию во время произнесения гласных; надсвязочное давление не достигает больших величин, так как полной преграды на пути выдыхаемому воздуху не бывает (от­сюда одно из названий сонант — смычно-проходные звуки). Воздух проходит либо через нос (М, Н, М', Н')*, либо между боковой поверхностью языка и твердым нёбом (Л, Л'), либо через серединно расположенную щель (J), либо, наконец, отдельны­ми порциями между последующими кратковременными при­ближениями кончика языка к твердому нёбу (Р, Р'). Последний механизм образования объясняет наименование звуков Р и Р' дрожащими сонантами, или вибрантами.

Шумные согласные подразделяются в свою очередь на звон­кие (Б, Б', В, В', Д, Д', 3., 3', Ж, Г, Г) и глухие (П, ГГ, Ф, Ф', Т, Т', С, С', Ш, Щ', К, К', Ч', Ц). Первые произносятся при на­личии голоса, а вторые — при его отсутствии.

Все согласные (сонанты и шумные) делятся на 4 группы в зависимости от места их образования: губные, переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Губные звуки образуются при прохождении воздушной струи между верхней и нижней губой (Б, Б', П, П', М, М') или между верхней губой и нижним рядом зубов (В, В', Ф, Ф').

В образовании переднеязычных звуков (Т, Т', Д, Д', Н, Н', 3, 3', С, С', Ж, Ш, Щ', Ц, Ч', Р, Р', Л, Л') принимает участие передний отдел языка, образующий преграду току выходящего воздуха на уровне внутренней поверхности йерхнего зубного ряда, зубных альвеол или переднего отдела твердого нёба. Кон­чик языка при этом может быть более или менее поднят вверх или далее загнут кзади.

Преградой на уровне среднего отдела языка генерируется лишь один согласный J.

К заднеязычным звукам относятся согласные К, К', Г, Г', X, X', образующиеся при прохождении воздушной струи между напряженным и отодвинутым кзади корнем языка и задним от­делом мягкого нёба.

Так же, как различно место образования преграды, может быть различным и способ ее образования. В соответствии с этим различают согласные смычные (Б, Б', П, П', Д, Д', К, К', Г, Г'), когда воздух одномоментно прорывается сквозь полную смычку органов артикуляции, и щелевые согласные, при про­изнесении которых воздух проходит сквозь щель между органа­ми артикуляции. Щель может быть однофокусной (С, С', 3, 3'), двуфокусной (Ш, Щ', Ж) и боковой (Л, Л'). Два звука в русской речи образуются путем сочетания смычки с последующей щелью в одном и том же месте образования. Это звуки Ц и Ч', называемые аффрикатами.

Характерной чертой русской речи является строгое разли­чение в ней твердых (Б, П, М, В, Ф, Т, Д, Н, 3, С, Ж, Ш, Ц, Л, Р, К, Г, X) и мягких (Б', П', М', В', Ф', Т', Д', Н', 3', С', Щ', Ч', Л', Р', Г, К', X') звуков. Смягчение звука достигается его пала­тализацией, то есть дополнительным сокращением мышц язы­ка с подниманием его спинки кверху.

В речевом общении звуки речи почти никогда не произно­сятся изолированно, они произносятся в составе более или ме­нее автоматизированных звуковых последовательностей — сло­гов, слов и предложений. В таких звуковых последовательнос­тях звучание отдельных звуков речи приобретает различные особенности в зависимости от позиции соответствующего слога п ритмической структуре слова (позиционные оттенки) и от со­седства данного звука с другими гласными и согласными (ком­бинаторные оттенки).

Как правило, звуки безударных слогов по сравнению со зву­ками ударных слогов имеют и меньшую длительность, опреде­ленность и четкость. Такая их позиционно обусловленная реду­цированность может напоминать невнятность дизартричного произнесения звуков, хотя редукция безударных слогов в рус­ской речи фонетически нормативна.

Из числа комбинаторных оттенков для русской речи харак­терны И-образные переходы мягких согласных к гласным. Од­ни и те же согласные в зависимости от соседнего гласного от­личаются относительно более передним или более задним мес­том образования, а в слоге с огубленными гласными («пук», «сук») они тоже произносятся при округлении губ и получают таким образом своеобразное звучание. Глухие согласные в со­седстве с гласными или сонорными согласными могут несколь­ко озвончаться, а сонорные согласные в соседстве с глухими со­гласными или в конце слов могут оглушаться. Рядом с носовы­ми звуками (М, Н, М' Н') могут приобретать носовой оттенок соседние гласные и согласные. В стечениях согласных можно наблюдать различные переходные фазы в воспроизведении признаков способа образования согласного.

С физиологической точки зрения комбинаторные оттенки звуков чаще всего — результат запаздывания или, наоборот, бо­лее раннего включения некоторых артикуляторных движений, характерных для соседних звуков (Кожевников В.А. и др., 1965). В силу этого их проявлению способствует ускоренный темп речи.

Подобные особенности артикуляции звуков в акте речи здо­ровыми людьми обычно не осознаются.

Последние годы ознаменовались интенсивным изучением ре­чевой просодии, то есть таких суперсегментных единиц потока

29речи, которые характеризуют сразу многие звуковые сегменты: целостные слоги, ритмические слоговые структуры, синтагмы (минимальные высказывания) и фразы, динамические едини­цы целостного текста. Речевая просодия выражается в таких ее физических характеристиках, как меняющаяся на протяжении слога звучность с шумовым максимумом вначале (согласный) и вокальным максимумом в конце (гласный); слоговые модели СГ (ПА, ТУ, КИ и пр.); соотносительные изменения длительности слога в слоговой ритмической структуре с ее максимальным зна­чением в составе ударного слога; имеющие коммуникативное зна­чение типы мелодической кривой или динамики частоты основ­ного тона в пределах синтагм; соотносительные колебания ин­тенсивности голоса на протяжении смысловых участков текста различной степени важности.

Семантика просодических свойств речи изучена далеко не полностью, в связи с чем приобретают очень большой интерес исследования голосовых реакций детей раннего возраста в так называемом доязыковом периоде развития, когда детские вы­сказывания еще не имеют никакой лингвистически значимой структуры. Соответствующие наши исследования показали, что голосовые реакции детей раннего возраста: врожденные мла­денческие крики, гуление, лепет и формирующиеся на их осно­ве псевдослова и псевдосинтагмы, — не обладая языковыми значениями, имеют богатейшую эмоциональную семантику. При этом важно, имея в виду проблему дизартрии, что на про­тяжении раннего возраста в процессе общения ребенка с ма­терью и другими взрослыми временные, громкостные, звуко-высотные и другие эмоционально выразительные свойства дет­ских высказываний приобретают национально-специфические черты. Согласно наблюдениям Trevoort (1966), по звукам гуле­ния шестимесячных детей уже можно определить своих сооте­чественников.

Такие приобретенные условно-рефлекторным путем знаки эмоциональной выразительности становятся необходимой пред­посылкой языкового развития ребенка, а именно формирова­ния в языковой среде фонетических речевых единиц. В процес­се преобразования врожденных голосовых реакций ребенка в знаки эмоциональной выразительности, а затем и в фонетиче­ские формы языковых знаков они приобретают все более слож­ную национальную специфическую форму: суперсегментную и сегментную (табл. 1).

Таблица 1





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.